ПРОДОЛЖЕНИЕ публикаций Пресс-службой ОПКЛ материалов о начале возрождения современного казачества на Ямале, в Сибири и в центре к 35-летию Союза казаков России
В газете «Полярный круг» от 25 сентября 1993 года на казачьей странице «Становление» № 2 председатель оргкомитета «Салехард-400», товарищ атамана ОПКЛ В.И. Степанченко опубликовал статью «Обдорская крепость». Пресс-служба ОПКЛ повторяет её на нашем сайте.
ОБДОРСКАЯ КРЕПОСТЬ
(1993 год)
«Сохранение памяти о вековых заслугах и отличиях казачества,
в пример и поучение молодёжи, на утешение и гордость старикам
– священная обязанность каждого служилого казачьего поколения».
Из речи Его императорского Величества
Государя Императора Николая Александровича.
31 декабря 1905 года
Более глубокое изучение корней города на Полярном круге раскрывает многие славные страницы древней истории Салехарда и людей, не одно столетие живущих в этом суровом и богатом крае. Так получилось, что на протяжении многих лет Салехард был незаслуженно обойден вниманием историков и литераторов. Сегодня, когда городу исполнилось 400 лет, нам необходимо исправить это, изучая богатую культуру, оставленную прошлыми поколениями. Говоря о 400-летнем юбилее, мы забываем, что на этом месте люди селились значительно раньше. В прошлом году у нас работала археологическая экспедиция по изучению памятника мировой культуры – городища Усть-Полуй, которому более двух тысяч лет, но до настоящего времени серьезно неисследованного и неизученного.
В этой статье я бы хотел познакомить читателей с историей Обдорской крепости, рассказать о работе над проектом реставрации этого сооружения, которое проводилось фирмой «Ополо» и ее руководителями доктором архитектуры, заслуженным архитектором РСФСР Александром Викторовичем Ополовниковым и его дочерью, кандидатом архитектуры. Они помогают нам в возрождении и восстановлении памятников деревянного зодчества в городе. Среди деревянных городов-крепостей России наименее известны заполярные крепости. Но сколько знаний, сколько пользы для нынешних поколений скрыто в их архитектурных образах! Могучей силой великого духа, бесстрашно ищущего правду жизни, веет от этих крепостей. В конце XVI - первой половине XVII веков в заполярной Сибири была создана система взаимосвязанных укреплений поселений (Обдорск, Мангазея, Жиганск, Зашиверск, Алазейск, Верхне- Средне- и Нижне-Калымск). Не все из них просуществовали до наших дней и превратились в города.
Сибирские заполярные города-крепости немногочисленны. Обдорск – самый древний из них. С 1933 года его именуют Салехардом. Он же, пожалуй, единственный в мире город, стоящий прямо на Полярном круге. Название Одборск – коми-зырянское, означающее место (дор) близ Оби, а Салехард – ненецкое, в переводе на русский язык звучащее как селение (сале) на мысу и старинное русское название крепости – Носовой городок. Еще Обдорск называли Назов или Назова (встречаются в некоторых летописных источниках). По-видимому, это искаженное звучание слова "Низовой", т. е. поселение в низовьях Оби.
В 1592 году по указу Царя Федора Иоановича для познания северного Приобья и приобщения его к жизни Государства Российского в него был послан казачий отряд. Дойдя до реки Ляпин, покоренной уже к тому времени отрядом князя С. Курбского во время похода 1499 года, казаки разделялись на несколько групп, во главе со своими предводителями они шли в восточном и северо-восточном направлении, исследуя новые «дотоле неведомые» земли. В 1593 году служилые во главе с воеводой Никифором Траханиотовым срубили первые венцы Обдорской крепости. В 1595 году здесь уже стоял небольшой острог, в котором еще долгое время не было постоянного караула и «жилецких людей». После «Семеня дня» (1 сентября), как свидетельствуют документы Сибирского приказа, «до июня ж месяца на той заставе быти не для чего, потому что место пустое». Постоянные жители появились в Обдорске только в 1635 году.
Вплоть до начала XX века Обдорск оставался последним самым населенным пунктом в низовьях Оби. Дальше по Оби, вплоть до берегов Карского моря, встречались лишь редкие чумы остяков и самоедов, а позже – редкие постройки русских торговцев. В 1730-1731 гг. по указу Анны Иоановны деревянные укрепления Обдорска были обновлены. В крепости была создана «годовая обережь», то есть постоянный казачий отряд для защиты ясачных остяков от кочевых самоедов и для предотвращения их нападения на крепость. Первоначально из Березова было выслано 50 казаков, а потом число их все увеличивалось. В 1754 году оно достигло максимальной величины – 100 человек. Большего числа казаков в Обдорске никогда не было. Но вскоре была отменена «годовая обережь» и высылка казаков в Обдорскую крепость вообще прекратилась. К тому времени надо полагать, стихли и все местные, кровопролитные грабительские столкновения между местными племенами, а также между ними и русскими. Жизнь входила в удобное для них русло. В середине XVIII века крепость представляла собой довольно значительное военное поселение, в котором стояли «Две пушки железные со станками и колесами». Но к концу того же века военные функции Обдорска, как уже отмечалось, заметно поубавились. Часть казаков переселилась в Березов, часть так и осталась жить в Обдорске.
В 1807 году по приказу Тобольского губернатора Корнилова, посетившего Обдорск, были уничтожены неоднократно до того подновляемые, но ставшие к тому времени уже совсем ветхими, крепостные сооружения. Со времени своего основания Обдорск являлся торговым центром обширного края, на здешних ярмарках собиралось до 10000 человек – число и по сей день немалое не только для заполярного, но и для центральноевропейского города! Сюда съезжались «самоеды и остяки для извоза ясака и для торговли, вогулы из Туринского и Березовского округов, из Конды и Ляпина, зыряне из Архангельской губернии, тобольские, березовские и сургутские купцы, мещане, крестьяне, казаки». Именно таким – ярмарочно-многолюдным изображен Обдорск XVIII века на рисунке местного казака.
Как видно из вышесказанного, наши предки казаки не стремились к завоеванию, а, наоборот, выполняли в больше мере защитные функции для местного населения, стремились предупредить их кровопролитные столкновения между собой. Верю, что более глубокое познание истории может помочь нам в решении многих острых вопросов сегодняшнего дня, в воспитании доброго и терпимого отношения друг к другу.