В Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа состоялась научно-практическая конференция «От родовых общин – к парламенту Ямала». На конференции с докладом «Краткие этапы становления Ямало-Ненецкого автономного округа как субъекта Российской Федерации и некоторые суждения о перспективах его развития» выступил кандидат юридических наук, депутат, Законодательного Собрания Ямала, атаман Обско-Полярной казачьей линии Валерий Степанченко. В своём докладе он отметил, что со времени распада Советского Союза органы государственной власти, а можно сказать, и государство в целом претерпели значительные изменения. Это касается и автономных образований, к которым относится Ямало-Ненецкий автономный округ. Исходя из конституционных и правовых положений, докладчик убедительно показал, что территориальная самостоятельность Ямало-Ненецкого автономного округа и, прежде всего в правовом аспекте, не может быть предметом спора между органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской областью.
Подтверждением этому может служить и то, что с первых шагов формирования законодательного органа государственной власти автономного округа, им, в целях более тесной интеграции в правовой, экономической и социальной сферах, проводилась работа по созданию правовых основ взаимодействия органов государственной власти округа и Тюменской области. В этих условиях ставилась цель – создать партнёрские (сбалансированные) отношения между органами государственной власти трёх субъектов Российской Федерации, позволяющие сближать их точки зрения, оценки конституционных реальностей и позиций при решении вопросов в сферах совместного государственного интереса.
В заключении он подчеркнул, что извлекая уроки из допущенных просчётов, ошибок и анализируя различные системы государственного управления, сопоставляя российский и зарубежный опыт федерализма, опыт взаимоотношений с коренным и старожильческим населением автономного округа, а также наработанный опыт договорных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа и Тюменской области, беря из всего этого лучшее и приемлемое, ни в коем случае нельзя повторять допущенные ранее ошибки, слепо копировать то, что не сможет привиться в автономных образованиях. А главное – нельзя бездумно, в чью-либо угоду, корчевать то, что уже опробовано и отработано, стало элементом образа жизни в обществе и его социальных слоях. При этом нельзя не учитывать уникальность проживания людей за Полярным кругом и их неоценимый вклад в экономику Российской Федерации.
Кроме того, в ходе публичной дискуссии, он высказал ряд предложений и замечаний в вопросах устройства и формирования органов местного самоуправления в автономном округе. Предложил использовать опыт открытых форм управления не только опробованных федеральной властью, но и на местах в субъектах Российской Федерации. Поддержав предложение о создании системы охраны памятников и святых местах коренного населения, он предложил не забывать и памятные места, места захоронений недалёкого прошлого, связанного со строительством арктической сталинской железной дороги (1947-1953 годов) на территории Ямала.
Подтверждая это предложение, казаки Назовского казачьего округа ещё в 1995 году сделали перезахоронение жертв этой стройки и установили в тундре в районе железнодорожной станции «Обская» два креста, один большой и один маленький - детский. Продолжая эту работу, два поминальных креста установлено ими в окрестностях города Салехарда. Кроме того, казаки Ямальского казачьего округа установили поминальный крест в Новом порту.