СТАНОВЛЕНИЕ №17 Казачья страница в газете Полярный Круг от 01.11.2012г. №44 Во славу России-матушки! Ямальское казачество возродилось для реальных дел
СТАНОВЛЕНИЕ №17
Казачья страница в газете Полярный Круг от 01.11.2012г. №44
Во славу России-матушки!
Ямальское казачество возродилось для реальных дел
В этом году исполняется 20 лет с начала возрождения казачества на Ямале. Атаман Обско-Полярной казачьей линии полковник Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Валерий Степанченко поздравляет земляков с этим знаменательным событием, с юбилеем создания первой окружной казачьей организации «Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России».
Преемственность поколений
«Двадцать лет, прошедших с той поры, доказали, что казачество было и есть на верном пути своего возрождения и становления. Оно по праву занимает свойственную ему нишу в российском обществе и готово служить во имя, во благо, во славу России-матушки! Идеи, которые тогда вынашивали первопроходцы, нашли подтверждение и в дальнейшем развитии. В школах автономного округа появилось кадетское движение, ведётся патриотическое воспитание молодёжи, приносит плоды краеведение, а казачьи хоры и ансамбли радуют жителей округа исконно народным искусством. Желаю всем такой же активной жизненной позиции, крепких семейных отношений, здорового казачьего образа жизни и духовного прозрения! Будьте здравы! И пусть будущие поколения помнят деяния своих отцов и дедов, продолжая и реализуя их заветы!» - с такими словами обратился к салехардцам Валерий Степанченко.
- Валерий Иванович, знаменательно, что 20-летие совпало со славной датой для России - с 200-летием сражения на Бородинском поле...
- И 430-летием Сибирского казачьего войска. На этом фоне 20-летие Обско-Полярной казачьей линии, казалось бы, несоизмеримое событие. Однако именно в 90-е годы прошлого века было положено начало современного возрождения казачества как в России в целом, так и в её субъектах, и в частности у нас, на Ямале. В это время в казачестве после десятилетий гонений и репрессий наступил третий этап - его современное пробуждение. Вспомним, что первый этап был связан со снятием в 1936 году с казачества ограничений по службе в рабоче-крестьянской Красной Армии. И казаки неувядаемой славой овеяли себя в годы Великой Отечественной войны. Но затем о них снова забыли. Второй этап наступил в 1989-м и связан с признанием на государственном уровне незаконными и преступными всех предыдущих репрессивных актов против народов, подвергнувшихся насильственному переселению. Третий этап начался принятием 26 апреля 1991 года Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов». Впервые в современном государственном нормативно-правовом акте казачество признано культурно-этнической общностью.
Тезисы, отражённые в этом и следующих принятых документах, говорят о том, что в российской истории XX века по отношению к казачеству, как в обществе, так и во властных структурах, имели место как подъёмы, так и падения и заблуждения. К сожалению, не всё однозначно и на текущем этапе. Но жизнь идёт, и она сама поправляет и отдельных ретивых чиновников от казачества, и тех якобы казаков, которые лишь прикрываются формальной стороной дела.
Кратко о многом
Ещё в 1989-1990 годах появились первые инициаторы возрождения ямальского казачества. А 17 октября 1992-го в Салехарде прошёл первый учредительный круг Обско-Полярной казачьей линии, который и положил начало созданию казачьих подразделений. Среди тех, кто начинал эту работу, Г.С. Зайцев, В.И. Степанченко, Н.И. Нагибин, Г.М. Терешенков, В.В. Корнев, В.Л. Кириченко, В.Т. Подшибякин, Н.В. Ртищев, С.А. Смарыгин, А.Н. Старостин, В.Ф. Таякин, Н.М. Харламов, В.М. Шашков, А.С. Волков, К.А. Беденко, Н.Е. Быков, С.Н. Кришталь, М.Я. Калий, В.В. Салтыков. К числу одних из первых можно по праву отнести Ю.П. Юнкерова, П.П. Бобрика, Н.В. Михайлюка, Н.А. Кряжева, А.В. Таякина.
- С момента образования казачьих организаций в Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ноябрьске с участием казаков стали активно возрождаться храмы, появляться православные символы, - продолжает рассказ Валерий Иванович. - В Салехарде при Окружном Центре национальных культур был образован казачий хор под руководством Натальи Пермяковой, который впоследствии стал народным и известным не только в автономном округе, но и далеко за его пределами. Стали возводиться памятники, посвящённые жертвам политических репрессий. В школах появились кадетские классы. Изданы казачьи книги: «Казачьему роду нет переводу!», казачий Словник «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!..» в двух частях. С 1996 года печатаются тематические настенные и карманные казачьи календари. С 2009-го Обско-Полярной казачьей линией совместно с Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета проводятся научно-практические конференции и круглые столы. По их итогам издаются научные сборники докладов участников этих обсуждений. Появилась казачий сайт в Интернете ЛЕТКА.РФ, который читают в Сибири, на Камчатке, Воркуте, Кубани, Москве и так далее. И это только краткий перечень дел, которые удалось реализовать за прошедшее время.
Истоки патриотизма
- Валерий Иванович, со словом «казак» невольно приходит мысль об особом чувстве к Родине...
- Абсолютно согласен. Но его невозможно привить искусственно. Патриотизм взращивается в семье. Если воспитано уважение к старшим, к традициям, к культуре, если знаешь своих пращуров... Это как раз и есть те крупинки, из которых, на мой взгляд, в перспективе строится патриотизм в большом смысле. Дом, место, где ты живёшь, где вырос, ловил рыбу, бегал под дождём... - детские воспоминания... Затем - школа, где формируется первый серьёзный коллектив. Вот откуда стержень в человеке, который не согнуть, потому что ему есть за что постоять: за свою матушку, отца, за свой дом, свою школу, за первую учительницу... К слову, у казаков исстари не было иного выбора, нежели служить в армии, куда, - кстати, казак шёл со своим полным снаряжением и с конём. Царь ему давал только винтовку. Хотя в истории уральского казачьего войска известен период, когда была возможность отсрочить службу за откуп, но только отсрочить. В мою молодость в моей родной станице Пашковской вряд ли девчата на тебя обратили бы внимание, если ты не был в армии. И сегодня всем здоровым юношам, считаю, надо однозначно служить! Да и что значит мужчина, который не прошёл такую школу. Так же я говорил и своим сыновьям, оба они отдали долг Родине, как все, не просили пристроить куда потеплее.
Невозможен патриотизм и без знания своей родословной: кто был твой дед, прадед, прапрадед. Иначе ты - как дерево без почвы. Не все в прошлом были героями. Кто-то и наоборот, но правильно оценить поступки и не повторять ошибок - великое дело. История - та основа, на которой наше будущее строится. Как её удобришь, так и человечество дальше пойдёт. К примеру, в Сибири очень почитали Ермака Тимофеевича. День создания Сибирского казачьего войска - 6 декабря, когда Иван Кольцо по поручению Ермака бил челом царю, - всегда отмечался. Сегодня мы теряем такие важные моменты, а это то, на чём мы стоять должны, знать, почему мы здесь.
- Духовность - ещё одна составляющая патриотизма, я считаю. И она - в православии, а это опять наши корни, понимание того, что ты должен выполнить свою земную задачу и затем предстать перед Всевышним. А какую оценку Он тебе даст? У меня есть клятвенное обещание прадеда моего, из архива прислали. Слов в нём немного, но какие: «Я нижеименованный обещаю и клянусь всемогущим Богом перед святым Его Евангелием и миротворящим крестом Господа хранить верность его императорскому Всероссийскому самодержцу, исполнять свято законы Империи, творить службу по чистой совести и долгу присяги без всякого в чью-либо пользу лицемерия и поступать во всём соответственно званием мною принимаемом. Помятую, что я во всём этом должен буду дать ответ перед законом и Богом на страшном суде его. 1872 год, 26 января, Прохор Степанченко».
Разве это не патриотизм? Мы затеяли ещё в 1995 году создание кадетских классов - не для того, чтобы просто мальчишек одеть в форму. Важно научить их тому хорошему, что передали нам наши предки. Я не всех знаю в лицо, но когда со мной здоровается на улице молодой человек, я понимаю, наш кадет - либо нынешний, либо бывший. Никто из них не пропал, все получили образование. Многие отслужили, возвратились сержантами, старшими сержантами. А кто уже и офицерское звание получил, работая в МЧС, полиции. И когда при храме в Салехарде образовалась молодёжная православная организация, я с радостью отметил, что в её основе мои бывшие кадеты. Хорошие ростки, и это радует.