В Салехарде 6 июня с утра шёл дождь, а вот перед встречей ветеранов-авиаторов, которые отметили своеобразный «день рождения» тяжелой вертолётной авиации Ямала, выглянуло и ярко засветило солнце. Тем самым небеса отметили это благое дело людей, которые много сделали для заполярной авиации и создания нынешнего нефти-газового комплекса страны. В этот день 1977 года над вертодромом Салехарда впервые завис легендарный Ми-6а – вертолет-тяжеловоз, ставший незаменимым помощником нефтяников, газовиков, строителей Арктического региона. Авиаторы рассказывают: первую такую машину на Ямал гнали из Ростова на Дону, где их собирали на авиазаводе. Две тысячи километров с посадками на дозаправку преодолели за двое суток. При взлётном весе более 40 тонн, вертолёт был тогда самым скоростным и грузоподъёмным в мире. Его скорость достигала 350 км/ч и на борт он брал до 12 тонн груза. А на подвеске мог перевозить восемь тонн.
С такими выдающимися возможностями её эксплуатировали по полной, вспоминает ветеран ямальской авиации, Валерий Степанченко,– «Шестерка» таскала жилые балки, вездеходы, вышки ЛЭП, перевозила всех тех, кто создавал тогда энергетическую основу страны. Случалось и разбитые Ми-4, Ми-8 транспортировать… Труд экипажей винтокрылой махины с благодарностью вспоминают геофизики, геологи, нефтяники и даже работники сельского хозяйства. Ведь авиаторы помимо прочих грузов брали в салон дрова и… дойных коров! «Командированные» из Салехарда бурёнки обеспечивали отдалённые тундровые поселковые детсады молоком, а сено им тоже приходилось доставлять этим воздушным труженикам. Весной же исхудавших за зиму коров возвращали для откорма в окружную столицу. Перевозить бурёнок трудно не было, – вспоминает с юмором Сергей Коптев, командир одного из первых экипажей Ми-6, – вот только убираться после них в салоне было не очень…
Каждый год 6 июня все, кто имел отношение к МИ-6а на Ямале, кто еще в «боевом» строю, собираются в музее авиации под открытым небом в районе Салехардского аэропорта. К постаменту легендарной «вертушки» возлагают цветы в память об ушедших товарищах и трудовых подвигах первопроходцев. А инициатором и организатором таких встреч вот уже более 10-и лет является, бывший инженер, организовывавший с первой бригадой авиатехников начало эксплуатации этих вертолётов и тот-самый, первый взлёт в Салехардском объединённом авиаотряде в далёком уже 77-м году. Ныне, В.И. Степанченко, депутат в ямальском парламенте и атаман Обско-Полярной казачьей линии Союза Казаков России. Он постоянно поддерживает связь со своими друзьями по авиации. Мало того в прошлом году им была учреждена памятная медаль в память о том первом взлёте, которую вручили первым участникам того знаменательного события.