Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

АТАМАН ВСПОМНИЛ ВСЕХ НЕВИННО РЕПРЕССИРОВАНЫХ

 

    В настоящее время общеизвестно, что первыми кого коснулась репрессивная политика тоталитарного режима, оказались русские и изначально это были казаки. При этом следует отметить, что казаки – единственные русские, репрессированные «как класс». Под этот молох попала и прабабушка Екатерина атамана Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска В.И. Степанченко, которая была репрессирована вовремя расказачивания и выслана из станицы Пашковской (ныне Краснодарского края), как говорили в семье, в Сибирь, а куда конкретно сведений не сохранилось.       

     И по материнской линии родословная атамана, связана с Запорожскими казаками. Фамилия рода его мамы – Яковенко упоминается в списках казаков Запорожского войска Пашковского куреня с 1756 года. Казаки с такой фамилией упоминались в списках станицы Пашковской в 1821-1898 годах.  Жернова политических репрессий не минули и её семью. Второй дед атамана Кирилл Миронович Яковенко родился в станице Пашковской в 1902 году. Образование у него было пять классов. С 1923 по 1925 годы служил в Красной Армии командиром орудия, а далее проходил службу начальником автохода Краснодарской городской пожарной части. В 1942 году по навету политрука, был осуждён только за то, что позволил себе высказать солдатам на политинформации такие слова, которые отражены в его Деле: «В капиталистических странах говорят рабочим плохо, а у нас хорошо, потому что нельзя говорить. Хочешь, не хочешь, «а жить стало лучше и веселее»; «Советское правительство до такой степени додумалось, что брать деньги за обучение. Вот Вам и учись, обратно вышли на старый лад, все богатые сумеют выучить своих сыновей, а наш брат останется в станице Пашковской»; «Красная Армия не обеспечена вооружением, питанием, кормят плохо, одевают плохо, в Армии измена среди командно-начальствующего состава и потому наши всё время отступают».  

    Итогом стал военный трибунал войск НКВД, который 15 июня 1942 года приговорил его по Статье 58-10, части 2 Уголовного Кодекса РСФСР, как «врага народа» к восьми годам лагерей и трём годам поражения в правах.  Умер он в Приволжском исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) НКВД СССР Саратовской области (согласно записи в деле, от «пеллагры» – истощения) 10 ноября 1942 года. Сохранилось ли место захоронения до настоящего времени, неизвестно. Было ему тогда всего сорок лет. Все последующие годы его жена

(вторая бабушка атамана) Елена Степановна Яковенко (в девичестве Чумак, родилась тоже в станице Пашковской) ждала его из заключения, испытывая при этом все последствия в отношениях к жене «врага народа». О смерти мужа и месте захоронения ей, конечно же, никто не сообщал. И только 15 сентября 1989 года Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР признала обвинение необоснованным и на основании отсутствия состава преступления реабилитировала Яковенко Кирилла Мироновича. О чём стало известно, после запросов, благодаря которым удалось получить в Салехард его личное дело и прочесть материалы военного трибунала. Попытки найти истинное место его захоронения, к сожалению, не увенчались успехом. Есть несколько ответов из УВД Саратовской области, но все они разнятся.

      Это, по сути, и стало первопричиной активного участия Валерия Ивановича в организации установки памятного камня в Салехарде, посвящённого памяти политических репрессированных. В результате чего, на улице Республики, возле здания Ямальского Полярного агропромышленного колледжа 30 октября 2001 года и был установлен памятный знак. Теперь    в городе стало традицией ежегодно 30 октября в день памяти, репрессированных проводить на этом месте городской митинг и возлагать цветы. Делает это и семья атаман, вспоминая те горькие события, как по его линии, так и по линии жены Людмилы Алексеевны, семья которой также испытала молох репрессий и в 30-е годы была выслана из Челябинска и Курганской области в пос. Шугу Надымского района, где она и родилась в середине прошлого века.

       Недавно атаман в очередной раз на машине проехал по зимнику «Салехард-Надым», где в конце 40-х, начале 50-х годов прошлого века, строилась известная на Ямале Сталинская железная дорога № 501. А работали на ней заключенные, основу которых составляли политические. И конечно же он посетил те памятные места и помянул всех невинно-осуждённых и погибших на этой стройке, а также своих родных и близких о которых мы упоминали в начале статьи.  Валерий Иванович зажёг в одном из сохранившихся бараков тех лагерей поминальные свечи и прочёл заупокойную молитву в память об их душах.

      С фотографиями о этой поездке можно ознакомиться на сайте в разделе «ФОТО-ВИДЕО АРХИВ»

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

20 февраля 2016 года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА
К 405-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ 1612 ГОДА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПАТРИАРШИЙ ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК
ПАМЯТЬ О РЕПРЕССИЯХ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
ТЮМЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИНИМАЛ КАЗАКОВЕДОВ
ПРИВЕТСТВИЕ ИЗ КИТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ТЮМЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ, ОТКРЫВШЕЙ СВОЮ РАБОТУ 27ОКТЯБРЯ 2017 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика