Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ! ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЖУРНАЛИСТА АНДРЕЯ БАЛАНДИНА

ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ! 

 

     В окружной Общественно-политической газете Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 20 декабря  текущего года был опубликован материал о взаимодействии казачьей организации «Обско-Полярная казачья  линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России с редакцией газеты.

    Пресс-служба Обско-Полярной казачьей линии, располагая полным текстом статьи,предлагает читателям сайта ознакомиться с ним. Линейцы на Полярном Круге делали свою работу не зря! Читайте братья казаки

 

«ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «КРАСНЫЙ СЕВЕР» 

С КАЗАЧЕСТВОМ ЯМАЛА 

    Не всякое печатное издание страны может утверждать, что пристально наблюдало за основными процессами возрождения казачества, сопереживало и соучаствовало служивым в их начинаниях. Окружная общественно-политическая газета «Красный Север» – в числе тех немногих СМИ, что пережили и Великую Отечественную войну, и Перестройку. Так что первое упоминание о казаках на страницах «КС»датировано еще временами расцвета сталинизма. Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года были сняты ограничения на службу казачества в рядах рабоче-крестьянской   Красной армии. В те времена главные газеты страны поступали на ямальский север с задержкой, так что «Красный Север» стал первым, кто донёс до местных служивых благую весть. Сообщение о первом этапе их реабилитации опубликовано рядом с заметкой об арктическом перелете по маршруту Москва – Земля Франца Иосифа. По меркам того времени – особая честь! 

    Основная же страница истории взаимодействия казаков и главной газеты Ямала начинается впостперестроечные времена. В июне 1990 года в Москве было создано всероссийское общественное объединение «Союз казаков», во главе с первым атаманом Александром Мартыновым, ныне доктором экономических наук. Осенью того же года принята «Декларация казачества России», а в апреле 1991 года – Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»В июне 1992 года – Указ Президента РФ « О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества и тут же  в июле 1992 года вышло Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества». Политика репрессий и беззакония в отношении казачества была осуждена на государственном уровне. По всей стране служивые люди стали объединяться, коснулся этот процесс и ямальского севера, где в избытке было и ссыльных, и репрессированных советской властью представителей всех сословий. В том числе и казаков. В тот момент «Красный Север» был основной информационной площадкой, с которой они могли на весь автономный округ заявить о своих намерениях. 

     В сентябре 1990 года Геннадий Зайцев, школьный учитель истории из села Яр-Сале, народный депутат Тюменского областного Совета, предложил создать на Ямале ассоциацию казаков. Это предложение было опубликовано в газете «Красный Север». А уже 30 января 1991года Тазовский райисполком утвердил Устав и зарегистрировал Северный казачий округ. 17 октября 1992 года в Салехарде состоялся первый казачий круг, учредивший региональную общественную организацию «Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России». Её первым атаманом стал Геннадий Зайцев.

     Параллельно с процессом постсоветского становления казачества, возрождались православные общины. Активную роль в передаче православной общине здания детской спортивной школы, в котором ранее был храм, сыграли казаки, только начавшие своё формирование во главе с Валерием Степанченко, который будучи Заместителем председателя городского Совета народных  депутатов в октябре 1990 года решил этот вопрос через Совет.  С того времени казаки стали входить в число прихожан храма Петра и Павла, так что и в публикациях «Красного Севера» они стали упоминаться всё чаще и чаще. Своей деятельностью они активно добивались реставрации старого храма. Для этого в 1996 году предлагали городским властям  учредить специальный Фонд финансовой поддержки реконструкции храма святых апостолов Петра и Павла.  А для контроля за поступлением, расходованием этих средств, ходом реконструкции создать попечительский совет из уважаемых горожан, представителей православной общины и городских властей.  Реконструкция  завершилась в 1998 году. Это способствовало  формированию у читателейгазеты объективного представления о том, что ямальские казаки – активные общественники ихранители православных традиций.

     Особенно ярко это проявилось в 1992-94 годах, когда казаки Обско-Полярной казачьей линии помогали знатоку древне-русского деревянного зодчества академику Александру Ополовникову строить на старом салехардском погосте Владимирскую часовню, а на месте Обдорского острога - Никольскую башню. «Красный Север» тщательно описывал ход этих работ, а некоторые сотрудники газеты даже участвовали в них.Впоследствии в разные годы «КС» неоднократно обращался к теме содержания и поддержания в должном виде этих сооружений. Наши публикации о вреде, который вандалы причиняют погосту и казаках, которые охраняют и ремонтирую часовню – вызывали большой читательский резонанс. Не обходил «КС» вниманием и регулярные субботники, которые казаки и православные общинники регулярнопроводят на старом городском кладбище. Отдельные работники газеты тоже участвовали в этих мероприятиях. Рассказывала газета и об установке казаками памятных крестов, на месте упокоения заключенных 501-й сталинской стройки, и о мероприятиях по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, возведении православных храмов в отдаленных населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа…

      Начало 90-х  эпоха расцвета свободной прессы России. В последние год советской власти «Красный Север» стоял на выраженных антикоммунистических позициях. Неприятие цензуры, свободомыслие, оставалось фирменным знаком газеты и после крушения СССР. В какой-то момент это привело к конфликту с тогдашним учредителем издания – Советом народных депутатов ЯНАО. В сентябре 1992-го года, часть народных избранников, оскорбленная содержанием и тоном публикаций «КС», поставила вопрос о закрытии газеты. Свою точку зрения они мотивировали так: «Журналистам следует определиться, что сейчас их должно больше беспокоить – взаимоотношения с учредителем или укрепление связи с читателями, работа на потенциальных подписчиков».  

    Что ж, казаки не дали «Красный Север» в обиду и были в числе тех, кто поддержал издание.Вот выдержка из обращения, подписанного Геннадием Зайцевым, атаманом Обдорской казачьей общины: «Казачество города считает, что газета и её работники занимают правильную позицию, освещают вопросы злободневные, пишут правду, стараются показать проблемы с разных сторон. Так в публикациях о казачестве мы видим, что страницы предоставляли сторонникам казачества. Но в то же время публиковались и мнения противников его возрождения. Так и должно быть. Газеты в свободном обществе не должны подчиняться и действовать по чьей-либо указке, иначе мы вернемся к партийной цензуре. Казачество и население округа поддерживают газету и требуют прекратить ненужные нападки на журналистов».(Конец цитаты).

     За последние годы на страницах «Красного Севера» опубликовано до двухсот материалов так или иначе связанных с историей казачества и вопросами его возрождения. Часть этих статей и заметок рассказывает о деятельности кадетских казачьих классов. Сейчас они есть уже не только в Салехарде, где в 2001 году, стараниями казаковОбско-Полярной казачьей линии по инициативе  Валерия Степанченко начинался этот образовательный проект. «Красный Север» регулярно освещает участие ямальских казачат в различных спортивных состязаниях, конкурсах и памятных поездках. Не обошел он вниманием и Соглашение о взаимодействии, подписанное в ноябре этого года между окружным Управлением СКР и Обско-Полярной казачьей линией. Его цель – правовое просвещение казачат, помощь в выборе профессии. Отметим, что «КС», в рамках этого Соглашения, тоже взял на себя определенные обязательства.

     Отдельное направление в сотрудничестве – подготовка и публикация рецензий книг, посвященных культуре и истории казачества. Так в разные годы «КС» рассказывал о двухтомном «Словнике» атамана Обско-Полярной казачьей линии Валерия Степанченко. В этом уникальном издании собрано около семи тысяч слов, понятий и нормативно-правовых актов, регулировавших и регулирующих правоотношения в казачьей среде. Одна из публикаций на эту тему вышла в финал престижного всероссийского конкурса «Искра».Что без сомнения расширило читательскую аудиторию «Словника». А автору словника в 2016 году была присуждена лауреатская премия«Имперская культура» имени Эдуарда Володина Союза писателей России. Еще одна значимая рецензия посвящена краткому историческому справочнику «Ермак – гордость России» и работам по составлению народной энциклопедии знаменитого атамана. 

      С весны 2014 года «Красный Север» совместно с атаманом Обско-Полярной казачьей линией Валерием Степанченко, краеведами, музейными и архивными работниками ЯНАО собирает информацию об именном воинском подразделении времен Первой мировой войны – 483 пехотном Обдорском полке, который с 1916 года сражался на Северном фронте. Эта работа особенно актуальна в канун 100-летия окончания «войны против будущих войн» и важна для патриотического воспитания молодежи. За три года общими усилиями участников этого неофициального проекта собрана информация о боевом пути Обдорского полка, найдены фотографии его военнослужащих, установлены имена большинства рядовых бойцов и офицеров, среди которых было много сибиряков тобольцев и омичей. Есть сведения и о послевоенной судьбе ряда военнослужащих 483-го пехотного, их участии в революционных событиях и Гражданской войне. 

      Отметим, что, когда эта работа только начиналась, иные скептики ставили под сомнение сам факт участия жителей ямальского севера в Первой мировой войне. Эту точку зрения они аргументировали тем, что жителей Арктического региона, ввиду сложной транспортной схемы, на Первую мировую не мобилизовали. Нас это объяснение не устроило, поскольку мы знали о большом патриотическом подъеме среди северян, видели списки пожертвований, собранных нашими земляками для участников Отечественной войны 1914 года. Со временем краеведы нашли упоминание о группе добровольцев просивших Тобольского губернатора помочь им с выездом на фронт. Известно и то, что это прошение было удовлетворено. 

      А совсем недавно мы установили личность семи ямальцев, воевавших на русско-германском фронте в 1914-1918 годы. Думаем их было больше, но архив медицинских карточек, по которым велся поиск, пока еще не полностью оцифрован. Сегодня мы впервые называем имена ямальцев, проливавших кровь за Веру, Царя и Отечество. Это жители села Мужи Березовского уезда Тобольской губернии: Артеев Николай Игнатьевич, Терентьев Николай Михайлович, Батманов Василий Яковлевич и, вероятно, его сын Батманов Ефим Васильевич. А также житель местечка Хэ Филиппов Павел Иовлевич, жители Обдорска Ануфриев Ефим Михайлович и Гобилехов Георгий Заалович»

Баландин Андрей. Журналист для общественно-политической газеты

Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 

от 20 декабря 2017 года.

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

27 декабря 2017 года

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
АТАМАН ЗА РАВЕНСТВО ВО ВЗАИМОТНОШЕНИЯХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ С КАЗАЧЬИМИ ОБЩИНАМИ И ОБЩЕСТВАМИ
ПОДГОТОВКА КЛЯТВЕННОГО ОБЕЩАНИЯ КАДЕТОВ И 436-ЛЕТИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ
ДЕНЬ КНИГИ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЕ КОСТРОМЫ
НОВОЕ ИЗДАНИЕ. ЕРМАК ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – СПРАВОЧНИК
ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА ВЕТЕРАНА ЯМАЛА
Обновление от 09.12.2018г. КУДА ПОДАТЬСЯ: В ЕППУЦ ИЛИ В ШАМБАЛУ?
КАЗАКИ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ АТАМАНА ОПКЛ НА «ЛЮБО!»
КОДЕКС ЧЕСТИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА – СОВРЕМЕНЕН И В ХХI ВЕКЕ
ТУПИКОВЫЙ ПЕРИОД СТАМБУЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ВАРФАЛАМЕЯ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ ИЗ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
СИБИРЯКИ-СЕМИРЕЧЕНЦЫ ПОДДЕРЖАЛИ КАЗАКОВ С ЯМАЛА
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
Обновление от 23.11.2018г. О ТОБОЛЬСКОМ КАЗАЧЬЕМ АТАМАНЕ ИВАНЕ ДУРЫНЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.; ПОКОЛЕННАЯ РОСПИСЬ ПОТОМКОВ ТОБОЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО АТАМАНА ИВАНА ДУРЫНИ
Обновление от 21.11.2018г. ЕРМАК: ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК /под ред. Г.С. Зайцева и В.И. Степанченко. Изд. Тюменского государственного университета 2018г.

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика