Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ! ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЖУРНАЛИСТА АНДРЕЯ БАЛАНДИНА

ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ! 

 

     В окружной Общественно-политической газете Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 20 декабря  текущего года был опубликован материал о взаимодействии казачьей организации «Обско-Полярная казачья  линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России с редакцией газеты.

    Пресс-служба Обско-Полярной казачьей линии, располагая полным текстом статьи,предлагает читателям сайта ознакомиться с ним. Линейцы на Полярном Круге делали свою работу не зря! Читайте братья казаки

 

«ОБ ОПЫТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОКРУЖНОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ «КРАСНЫЙ СЕВЕР» 

С КАЗАЧЕСТВОМ ЯМАЛА 

    Не всякое печатное издание страны может утверждать, что пристально наблюдало за основными процессами возрождения казачества, сопереживало и соучаствовало служивым в их начинаниях. Окружная общественно-политическая газета «Красный Север» – в числе тех немногих СМИ, что пережили и Великую Отечественную войну, и Перестройку. Так что первое упоминание о казаках на страницах «КС»датировано еще временами расцвета сталинизма. Постановлением ЦИК СССР от 20 апреля 1936 года были сняты ограничения на службу казачества в рядах рабоче-крестьянской   Красной армии. В те времена главные газеты страны поступали на ямальский север с задержкой, так что «Красный Север» стал первым, кто донёс до местных служивых благую весть. Сообщение о первом этапе их реабилитации опубликовано рядом с заметкой об арктическом перелете по маршруту Москва – Земля Франца Иосифа. По меркам того времени – особая честь! 

    Основная же страница истории взаимодействия казаков и главной газеты Ямала начинается впостперестроечные времена. В июне 1990 года в Москве было создано всероссийское общественное объединение «Союз казаков», во главе с первым атаманом Александром Мартыновым, ныне доктором экономических наук. Осенью того же года принята «Декларация казачества России», а в апреле 1991 года – Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов»В июне 1992 года – Указ Президента РФ « О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества и тут же  в июле 1992 года вышло Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества». Политика репрессий и беззакония в отношении казачества была осуждена на государственном уровне. По всей стране служивые люди стали объединяться, коснулся этот процесс и ямальского севера, где в избытке было и ссыльных, и репрессированных советской властью представителей всех сословий. В том числе и казаков. В тот момент «Красный Север» был основной информационной площадкой, с которой они могли на весь автономный округ заявить о своих намерениях. 

     В сентябре 1990 года Геннадий Зайцев, школьный учитель истории из села Яр-Сале, народный депутат Тюменского областного Совета, предложил создать на Ямале ассоциацию казаков. Это предложение было опубликовано в газете «Красный Север». А уже 30 января 1991года Тазовский райисполком утвердил Устав и зарегистрировал Северный казачий округ. 17 октября 1992 года в Салехарде состоялся первый казачий круг, учредивший региональную общественную организацию «Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России». Её первым атаманом стал Геннадий Зайцев.

     Параллельно с процессом постсоветского становления казачества, возрождались православные общины. Активную роль в передаче православной общине здания детской спортивной школы, в котором ранее был храм, сыграли казаки, только начавшие своё формирование во главе с Валерием Степанченко, который будучи Заместителем председателя городского Совета народных  депутатов в октябре 1990 года решил этот вопрос через Совет.  С того времени казаки стали входить в число прихожан храма Петра и Павла, так что и в публикациях «Красного Севера» они стали упоминаться всё чаще и чаще. Своей деятельностью они активно добивались реставрации старого храма. Для этого в 1996 году предлагали городским властям  учредить специальный Фонд финансовой поддержки реконструкции храма святых апостолов Петра и Павла.  А для контроля за поступлением, расходованием этих средств, ходом реконструкции создать попечительский совет из уважаемых горожан, представителей православной общины и городских властей.  Реконструкция  завершилась в 1998 году. Это способствовало  формированию у читателейгазеты объективного представления о том, что ямальские казаки – активные общественники ихранители православных традиций.

     Особенно ярко это проявилось в 1992-94 годах, когда казаки Обско-Полярной казачьей линии помогали знатоку древне-русского деревянного зодчества академику Александру Ополовникову строить на старом салехардском погосте Владимирскую часовню, а на месте Обдорского острога - Никольскую башню. «Красный Север» тщательно описывал ход этих работ, а некоторые сотрудники газеты даже участвовали в них.Впоследствии в разные годы «КС» неоднократно обращался к теме содержания и поддержания в должном виде этих сооружений. Наши публикации о вреде, который вандалы причиняют погосту и казаках, которые охраняют и ремонтирую часовню – вызывали большой читательский резонанс. Не обходил «КС» вниманием и регулярные субботники, которые казаки и православные общинники регулярнопроводят на старом городском кладбище. Отдельные работники газеты тоже участвовали в этих мероприятиях. Рассказывала газета и об установке казаками памятных крестов, на месте упокоения заключенных 501-й сталинской стройки, и о мероприятиях по увековечиванию памяти жертв политических репрессий, возведении православных храмов в отдаленных населенных пунктах Ямало-Ненецкого автономного округа…

      Начало 90-х  эпоха расцвета свободной прессы России. В последние год советской власти «Красный Север» стоял на выраженных антикоммунистических позициях. Неприятие цензуры, свободомыслие, оставалось фирменным знаком газеты и после крушения СССР. В какой-то момент это привело к конфликту с тогдашним учредителем издания – Советом народных депутатов ЯНАО. В сентябре 1992-го года, часть народных избранников, оскорбленная содержанием и тоном публикаций «КС», поставила вопрос о закрытии газеты. Свою точку зрения они мотивировали так: «Журналистам следует определиться, что сейчас их должно больше беспокоить – взаимоотношения с учредителем или укрепление связи с читателями, работа на потенциальных подписчиков».  

    Что ж, казаки не дали «Красный Север» в обиду и были в числе тех, кто поддержал издание.Вот выдержка из обращения, подписанного Геннадием Зайцевым, атаманом Обдорской казачьей общины: «Казачество города считает, что газета и её работники занимают правильную позицию, освещают вопросы злободневные, пишут правду, стараются показать проблемы с разных сторон. Так в публикациях о казачестве мы видим, что страницы предоставляли сторонникам казачества. Но в то же время публиковались и мнения противников его возрождения. Так и должно быть. Газеты в свободном обществе не должны подчиняться и действовать по чьей-либо указке, иначе мы вернемся к партийной цензуре. Казачество и население округа поддерживают газету и требуют прекратить ненужные нападки на журналистов».(Конец цитаты).

     За последние годы на страницах «Красного Севера» опубликовано до двухсот материалов так или иначе связанных с историей казачества и вопросами его возрождения. Часть этих статей и заметок рассказывает о деятельности кадетских казачьих классов. Сейчас они есть уже не только в Салехарде, где в 2001 году, стараниями казаковОбско-Полярной казачьей линии по инициативе  Валерия Степанченко начинался этот образовательный проект. «Красный Север» регулярно освещает участие ямальских казачат в различных спортивных состязаниях, конкурсах и памятных поездках. Не обошел он вниманием и Соглашение о взаимодействии, подписанное в ноябре этого года между окружным Управлением СКР и Обско-Полярной казачьей линией. Его цель – правовое просвещение казачат, помощь в выборе профессии. Отметим, что «КС», в рамках этого Соглашения, тоже взял на себя определенные обязательства.

     Отдельное направление в сотрудничестве – подготовка и публикация рецензий книг, посвященных культуре и истории казачества. Так в разные годы «КС» рассказывал о двухтомном «Словнике» атамана Обско-Полярной казачьей линии Валерия Степанченко. В этом уникальном издании собрано около семи тысяч слов, понятий и нормативно-правовых актов, регулировавших и регулирующих правоотношения в казачьей среде. Одна из публикаций на эту тему вышла в финал престижного всероссийского конкурса «Искра».Что без сомнения расширило читательскую аудиторию «Словника». А автору словника в 2016 году была присуждена лауреатская премия«Имперская культура» имени Эдуарда Володина Союза писателей России. Еще одна значимая рецензия посвящена краткому историческому справочнику «Ермак – гордость России» и работам по составлению народной энциклопедии знаменитого атамана. 

      С весны 2014 года «Красный Север» совместно с атаманом Обско-Полярной казачьей линией Валерием Степанченко, краеведами, музейными и архивными работниками ЯНАО собирает информацию об именном воинском подразделении времен Первой мировой войны – 483 пехотном Обдорском полке, который с 1916 года сражался на Северном фронте. Эта работа особенно актуальна в канун 100-летия окончания «войны против будущих войн» и важна для патриотического воспитания молодежи. За три года общими усилиями участников этого неофициального проекта собрана информация о боевом пути Обдорского полка, найдены фотографии его военнослужащих, установлены имена большинства рядовых бойцов и офицеров, среди которых было много сибиряков тобольцев и омичей. Есть сведения и о послевоенной судьбе ряда военнослужащих 483-го пехотного, их участии в революционных событиях и Гражданской войне. 

      Отметим, что, когда эта работа только начиналась, иные скептики ставили под сомнение сам факт участия жителей ямальского севера в Первой мировой войне. Эту точку зрения они аргументировали тем, что жителей Арктического региона, ввиду сложной транспортной схемы, на Первую мировую не мобилизовали. Нас это объяснение не устроило, поскольку мы знали о большом патриотическом подъеме среди северян, видели списки пожертвований, собранных нашими земляками для участников Отечественной войны 1914 года. Со временем краеведы нашли упоминание о группе добровольцев просивших Тобольского губернатора помочь им с выездом на фронт. Известно и то, что это прошение было удовлетворено. 

      А совсем недавно мы установили личность семи ямальцев, воевавших на русско-германском фронте в 1914-1918 годы. Думаем их было больше, но архив медицинских карточек, по которым велся поиск, пока еще не полностью оцифрован. Сегодня мы впервые называем имена ямальцев, проливавших кровь за Веру, Царя и Отечество. Это жители села Мужи Березовского уезда Тобольской губернии: Артеев Николай Игнатьевич, Терентьев Николай Михайлович, Батманов Василий Яковлевич и, вероятно, его сын Батманов Ефим Васильевич. А также житель местечка Хэ Филиппов Павел Иовлевич, жители Обдорска Ануфриев Ефим Михайлович и Гобилехов Георгий Заалович»

Баландин Андрей. Журналист для общественно-политической газеты

Ямало-Ненецкого автономного округа «Красный Север» 

от 20 декабря 2017 года.

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

27 декабря 2017 года

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Обновление от 18.01.2018г. УЗНИКИ СОВЕСТИ, ЕЩЁ ОДИН НОВЫЙ ГОД В ТЮРЬМЕ
Обновление от 12.01.2018г. ВЗГЛЯД НА СОБЫТИЯ 2017 ГОДА С ПОЗИЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОГНОЗЫ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О РЕШЕНИИ СОВЕТА АТАМАНОВ СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ О ПРОВЕДЕНИЮ БОЛЬШОГО КРУГА ПО СОЗДАНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА.
Обновление от 05.01.2018г. БОРЬБА СВЯТЫХ: АНИФАШИСТЫ И ФАШИСТЫ
Обновление от 04.01.2018г. Казачье братство (2017)
Обновление от 01.01.2017г. Фильм КАЗАКИ (декабрь 2017г)
Обновление от 29.12.2017г. Казачьи ведомости выпуск №12, декабрь 2017 года.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОПКЛ С 2018 годом
ПОБЕДА! ВАШИ ПОДПИСИ ПОМОГЛИ СПАСТИ ЛОШАДЕЙ
ДЕЛА ВАЖНЕЕ СЛОВ! ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ ЖУРНАЛИСТА АНДРЕЯ БАЛАНДИНА
КАЗАКИ ОПКЛ ПОДВЕЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ 2017 ГОДА
Обновление от 15.12.2017г. Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва, посвящённый 435-й годовщине Сибирского казачьего войска 7 октября 2017 г.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО АТАМАНА С 435-Й ГОДОВЩИНОЙ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Обновление от 14.12.2017г. ПОСВЯЩЕНИЕ АТАМАНАМ
СЕРДЦЕ МАТЕРИ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика