Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ПАМЯТЬ О РЕПРЕССИЯХ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ!

          30 октября мы вспоминаем   политические репрессии, и  связанные с ними кровавые события, которые  навсегда останутся в нашей памяти и истории страны. За те суровые годы, сотни тысяч людей были подвергнуты жестоким расправам, расстреляны без суда и следствия, сосланы в лагеря, ссылки, специальные поселения. Через несколько дней исполняется 100 лет с момента произошедших в России событий, которые потрясли не только Российскую империю того периода, но и весь мир. Все последующие годы в разной степени были и триумфальными, и разрушительными, и жесточайшими, принёсшими репрессии и горе массе людей и, конечно же, губительными для казачества в продолжение его исторической миссии.

         На  современном уровне развития гражданского общества  очень важно иметь  чёткие представления о том, что  уроки революционных потрясений 1917 года необходимо использовать, прежде всего, для преодоления раскола между людьми, который произошёл 100 лет назад, а не его  разжигания.  Уроки были суровыми и жестокими. Период революционных потрясений в стране и дальнейшие послереволюционные годы  показывают, что  казачество, несмотря на свой огромный вклад в формирование территориальной целостности Российского государства, было предано опале и репрессиям на  государственном уровне политическими лидерами того периода. Это можно отнести как к Временному правительству, так и в большей степени к большевистской власти, которая, прежде всего, начала свою деятельность с политики расказачивания,  запугивая и физически уничтожая массу людей.

         Практически это был геноцид против своего народа, а начинался он с казаков. Казаков и их семьи уничтожали и высылали с их исконных земель. Один из первых декретов советской власти был декрет от 10 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», который юридически упразднил статус казачества. Далее последовали конкретные жестокие решения в отношении казачества. Пострадали не только непосредственно казаки, но и их  семьи. И только по прошествии многих лет, память о них вернулась к нам на государственном уровне, и этот день стал  отмечаться в России. Дата была установлена 18 октября 1991 года соответствующим Постановлением Верховного Совета РСФСР. Документ подписал первый заместитель председателя Верховного Совета страны Р.И. Хасбулатовтов.  В  текущем году эта скорбная дата отмечается на официальном уровне уже в 27-й раз, а в Москве сегодня  будет открыта стена памяти. 

      Ещё в 1918 году под репрессию попали 3000 священнослужителей. Все они были расстреляны. В период с 1938 по 1941 гг. было расстреляно более 35000 человек из 38900 репрессированных. Ряды Советской Армии также подверглись «чистке». Политически неблагонадежными были признаны около 45 процентов командного состава войск. Далеко не все они были «врагами народа». Это, несомненно, отразилось на начальном этапе Великой Отечественной войны. Самым кровопролитным в истории государства стал отрезок времени с 1937 по 1938 год. Только  согласно официальной статистике, было арестовано более 1,5 миллиона человек, 1,3 миллиона осуждены органами, не являющимися судебными и почти 700 тысяч подвергнуты расстрелу. 5 июля 1937 года Политбюро приняло решение, что жены и дети «врагов народа» тоже должны быть «наказаны». Жен арестовывали и направляли в лагеря минимально на 5 лет, а детей отправляли в лагеря-колонии НКВД либо в детские дома особого режима.

       Вот небольшие фрагменты истории, подтверждающие начатые новой властью репрессии. В декабре 1918 года на собрании партийного актива в г. Курске Л.Д. Троцкий – председатель Реввоенсовета республики и народный комиссар по военно-морским делам, анализируя результаты года гражданской войны, наставлял: «Каждому из вас должно быть ясно, что старые правящие классы своё искусство, своё мастерство управлять получили в наследие от своих дедов и прадедов. Что можем противопоставить этому мы? Чем нам компенсировать свою неопытность? Запомните, товарищи, — только террором. Террором последовательным и беспощадным! Уступчивость, мягкотелость история никогда нам не простит. Если до настоящего времени нами уничтожены сотни и тысячи, то теперь пришло время создать организацию, аппарат которой, если понадобится, сможет уничтожить десятки тысяч. У нас нет времени, нет возможности выискивать действительных, активных наших врагов. Мы вынуждены встать на путь уничтожения».

    Далее 24 января 1919 года председатель ВЦИК Я.М. Свердлов подписывает секретную директиву ЦК РКП(б), в которой буквально приказывает следующее: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, провести массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе против Советской власти. К среднему казачеству необходимо применить все меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти». Земля, сельхозпродукты «неугодного» казачества конфисковывались, семьи, в лучшем случае, выселялись в ближние регионы. В этих условиях, развязанный террор в занятых станицах приобрел такие масштабы, что, 16 марта 1919 года Пленум ЦК РКП(б) вынужден был признать январскую директиву ошибочной. Но маховик машины истребления был запущен, и остановить его было уже невозможно.

       Подтверждением вывода о начале геноцида в те годы стали слова, высказанные  в 2012 году Президентом РФ В.В. Путиным «…Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года Казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду».

        Сия горькая чаша не минула и ямальцев. Первые переселенцы 30-х годов, далее 501-503-и  сталинские стройки. Многие салехардские семьи прошли через это. И поэтому ранним утром, когда над городом ещё  не рассеялся, атаман Обско-Полярной казачьей линии, полковник Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания  Ямало-Ненецкого автономного округа В.И. Степанченко пришёл почтить память всех незаслуженно репрессированных в те страшные годы. И это не просто общий порыв. В его семье  репрессиям подверглись близкие родственники,  как по его линии, так и по линии жены. Началось это ещё в начале 30-х годов с расказачивания  на Кубани, когда его прабабушку по отцовской линии  выслали в Сибирь, и она с младшим сыном  пропала без вести. Продолжилось это  в годы Великой Отечественной войны, когда в 1942 году по доносу, его дед по материнской линии был подвергнут суду военного трибунала и сгинул. И только 15 сентября 1989 года Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР признала обвинение необоснованным и реабилитировала его на основании отсутствия состава преступления. Но людей-то ведь не вернёшь. Такую же участь испытала и семья деда  его супруги. Произошло это по решению закрытого заседания президиума Курьинского райисполкома Шадринского округа 11 февраля 1930 года, который рассмотрел вопрос «О ликвидации кулацких хозяйств и их выселении». В результате семья в полном составе была выслана  на Крайний Север в с. Шуга, Надымского района. Далее они также были реабилитированы, но навсегда остались на Ямале. 

      Помня это, Валерий Иванович ежегодно приходит в Салехарде  к памятному камню и возлагает две траурные гвоздики. Казаки помнят всё и много делают в память о тех событиях.  За 25 лет своего возрождения на Ямале, они провели перезахоронение жертв репрессий в тундре у железнодорожной стации Обская, установили в автономном округе не один поминальный крест в память о жертвах, умерших на сталинских стройках железной дороги 501-503.  И как сказал Валерий Иванович: «Мы должны  знать всё о тех горьких годах, помнить об ушедших, чтобы никогда и никто не смог это повторить в нашей стране. Мёртвых этим не воскресить, но  живые должны об этом помнить!».

 

Пресс-служба ОПКЛ

г. Салехард

 30 октября 2017 года

 

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА
К 405-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ 1612 ГОДА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПАТРИАРШИЙ ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК
ПАМЯТЬ О РЕПРЕССИЯХ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
ТЮМЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИНИМАЛ КАЗАКОВЕДОВ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика