ПАМЯТЬ О ЖЕРТВЕННЫХ ПОДВИГАХ РУССКИХ СОЛДАТ В МИРНОЕ ВРЕМЯ, В МИРНОЙ СТРАНЕ ЖИВА
Ежегодно 9 января, Православные Храма св. Вячеслава Чешского в г. Крупка, при поддержке и участии Казаков ВСЧзС и мэрии г. Крупки, на городском кладбище проводят Панихиду и возлагаются живые цветы на братскую могилу Богосудовских героев. Люди часто говорят о героизме солдат во время военных действии и мало, кто вспоминает их жертвенные подвиги в мирное время в своей стране. Об одном таком незаслуженно забытом, а может быть намеренно замалчиваемом событии я хочу рассказать.
Наша семья поселилась на северо-западе Чехии в городе Крупке, который расположился у самого подножия красивейших Крушных гор, в октябре 1991 года. Нам настолько понравились эти места, что мы не упускали ни единой возможности побродить по окрестностям и познакомиться со всеми достопримечательностями. И вот, во время одного из походов случай привёл нас на местное кладбище, где, к большому удивлению, обнаружили воинское захоронение 1991 года.
Всем известно, что чешская земля густо усеяна могилами российских и советских солдат, казаков, отдавших жизнь за свободу этой страны и её народа, погибших во многих войнах, начиная ещё со времён Наполеона, но, чтобы сейчас…почти свежие могилы!? Увиденное долго не давало нам покоя. Спустя некоторое время я стал расспрашивать местных жителей, желая узнать происхождение нового воинского захоронения. Кто-то не хотел вспоминать происшествие давно минувших лет, но, к сожалению, находились и такие, кто начинал и заканчивал рассказ обвинениями в адрес простых советских ребят, покоящихся в чешской земле. Но однажды Господь послал мне встречу с человеком, имеющим открытое доброе сердце, которое болит до сего дня за тех мальчишек в военное форме, по сути дела спасших и город Крупку, и многих его жителей. Он-то и рассказал всё, что знал и видел сам.
Из воспоминаний очевидца: «…В центре города Крупка, части Богосудов, на территории старого монастыря Девы Марии базировался танковый батальон советских войск. Точнее он уже готовился к передислокации куда-то в СССР и поэтому все занимались консервацией вооружения и техники. 9 января 1991 года также шла обычная работа, «Проводились штатные мероприятия», и ничто не предвещало беды. Неожиданно из башни одного танка, стоявшего во втором ряду, повалил густой чёрный дым. Что там загорелось и почему — неизвестно, но военные понимали, что ситуация складывается чрезвычайно опасная: в самом танке, полный боекомплект снарядов и патронов, рядом ещё несколько десятков таких же машин, неподалёку боксы артиллерийского дивизиона, чуть дальше — зенитчики со своими ракетами, потом минометчики и так далее. Если бы всё это рвануло разом, а такое было весьма вероятно, то от Богосудова осталась бы только воронка.
Не по приказу, а исключительно по велению души, капитан Николай Львов, вскочив перед стоящий танк и зацепив горящую машину, оттащил её на безопасное расстояние, после чего пожар в танке залили водой. Через некоторое время, когда дым прекратился, а вода из башни была выпущена, кто-то из офицеров полез в башню… и тут раздался страшный взрыв…Стальная машина разлетелась на куски, как будто была сделана из картона. Взрыв был такой чудовищной силы, что приехавшая комиссия и местные жители находили металлические части боевой техники и останки людей за многие сотни метров от места трагедии.
Тогда погибли семнадцать человек, было много раненых, но в то же время чудесным образом уцелели двое (получив серьёзную контузию), хотя стояли совсем рядом от эпицентра. Сейчас уже не помню их имён, знаю, что один из них был механиком, а другой зампотехом. Мы все очень переживали по поводу случившейся трагедии. Жаль было молодых ребят. Мало они пожили на свете. Тела погибших героев были с достоинством и почетом отправлены на родину. Спустя несколько месяцев, с наступлением весны, местные жители начали посещать свои дачные участки в близости воинской части, и были напуганы находками. Части тел с остатками военной формы приносили в мэрию Крупки и тогда староста мобилизовал полицейских и пожарных и те прочесали все близлежащие территории рядом с военной частью. Все находки, после совещания чешской и советской стороной, решили по достоинству захоронить на городском кладбище г. Крупка.
Городские власти г. Крупки, вместе с жителями, помогли достойно погребить погибших и обещали ухаживать за местом захоронения…» Выслушав горькую историю свидетеля событий 1991 года, я решил, что каждый год буду день трагедии зажигать свечу и поминать усопших.
И вот однажды, придя, как обычно, к месту погребения, застал там пожилую местную женщину, которая прибиралась вокруг памятника. Мы разговорились, и она рассказала следующее: «Я жила неподалеку от военной части, и служивые ребята частенько заходили ко мне: то дров наколоть, то дома по хозяйству помогут, а я за это угощала солдатиков фруктами, домашними пирогами с молоком и кофе. Так и дружили. А когда произошло несчастье, останки этих ребят местные жители подбирали и сносили в воинскую часть, их, бедненьких, разбросало взрывом в разные стороны на сотни метров: кто часть руки, кто ноги найдёт. Пожарные, приехавшие тушить пожар, потом нам сказали, что если бы не эти ребята, то половина Крупки бы не было и нас хоронили бы вместе с ними. Поэтому в знак благодарности, идя прибираться на кладбище к своим родным, все мои знакомые заходят на могилку наших солдатиков. Они теперь тоже наши, Богосудовские ребята. Только вот жаль, что в Крупке мало кто понимает, что эти ребята совершили подвиг, пожертвовав своими молодыми жизнями».
9 января 2021 года исполнилось 30 лет описанному трагическому событию. Можно ли и нужно ли винить кого-то в случившемся? Не знаю… Но, как оказалось, память о том дне живёт и поныне в воспоминаниях свидетелей. Как сказал на могиле ребят староста г. Крупка Зденек Матоуш: до сих пор, спустя 30 лет, слышу взрыв и звон в ушах, как будто было все вчера. Ежегодно 9 января, Православная община при храме св. Вячеслава Чешского в г. Крупка, при поддержке и участии Казаков Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии и мэрии г. Крупки, на городском кладбище проводит Панихиду и возлагаются живые цветы на братскую могилку Богосудовских героев. Во время проведения Православной Панихиды, по обычаю, поименно поминаем всех солдат (невзирая на национальность и вероисповедание) жизни свои положивших.
Имена всех погибших в той трагедии высечены на надгробной доске, на городском кладбище г.Крупка на Севере Чехии, где захоронены собранные жителями останки солдат. На Родине у каждого нашего героя, городах бывшего СССР, тоже находятся могилы с их останками и высеченными их именами на надгробных досках. Дома наших героев оплакивают и поминают родные и близки, а здесь те, кому не безразлична трагическая гибель этих людей. Вечная память героям, пусть Сам Господь упокоит их души!
Духовник ВСЧзС. Настоятель храма св. Вячеслава Чешского в г. Крупка
Митрофорный протоиерей Мирослав Вахата