Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ПАТРИАРШИЙ ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК

 

Воскресным утром, 29 октября прихожане Спасо-Воскресенского кафедрального собора города Семипалатинска встречали Семипалатинского, Амфилохия. В оцеплении всталиказаки Юго-Восточного Союза Казаков Сибири  и Семиречья, которые приняли участие в службе и традиционной охране общественного порядка на территории храма в выходные дни и дни церковных праздников. Владыка Амфилохий совершил Божественную Литургию святителя Иоанна Златоуста. В этот день Православная церковь отмечает день памяти мученика Лонгина сотника. По благословлению Преосвященнейшего епископа Амфилохия на этот правящего Архиерея, епископа Усть-Каменогорского и день было перенесено с 30 октября празднование 80-летия мученической кончины от рук Богоборческой власти священномученника Александра, архиепископа Семипалатинского, небесного покровителя Рудного Алтая. 

     Его Преосвященству сослужили: Благочинный Семипалатинского церковного округа настоятель храма митрофорный протоиерей Федор Проскурин, клирик собора Протоиерей Михаил Безродний, руководитель епархиального молодежного отдела Иерей Вячеслав Гутов, ключарь собора Иерей Евгений Потылицын. Диаконский чин возглавил Андрей Дудник. На воскресном праздничном богослужении молились Настоятельница Знаменско – Абалацкой женской обители города Семипалатинска игумения Марионилла (Помельникова) с сестрами монастыря, прихожане и паломники с близлежайших населенных пунктов.

Величава и красива служба в православном храме, высоко к Богу возносилась соборная молитва прихожан. После Заамвонной молитвы было совершенно славление священномученнику Александру, архиепископу Семипалатинскому. В книге-альбоме Святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие подготовленной под руководством митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия в 2008 году. Написанна небольшая по своему объему статья о нелегком жизненном пути этого небесного заступника города Семипалатинска и всего Рудного Алтая. Архиепископ Александр родился, в городе Рига, в семье священника Иоанна и супруги его Елизаветы. Как и многие православные семьи того времени, семья была многодетной, господь даровал им семерых детей. Александр рос тихим, скромным, никогда не преступающим воли родителей. Его первой мечтой было стать священником, что и исполнилось в роковом для России 1917 году. 

      После окончания Московской духовной академии он приехал к отцу в Нижегородскую губернию. Здесь он в сане священника стал служить вместе с отцом в Воскресенском храме города Лыскова.

Наступило время гонений и смуты. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском  монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Первой Архиерейской службой Владыки стала Всенощная по его новопреставленному отцу.

     Епископ Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником для своей паствы. Но новая власть не боялась Бога и с ненавистью относилась к служителям Православной веры. В день Архистратига Михаила в 1929 году владыка был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было собрано почти все духовенство Нижнего Новгорода. На допросе у следователя епископ Александр отвечал: «Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного писания… и в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками… Иногда выступал в проповеди против безбожия». Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело моё в вашей власти, и вы можете делать ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». Как истиный молитвенник и подвижник православия Епископ Александр и в камере подолгу молился, понудая к истовой и неленостной молитве тех священослужителей которые сидели с ним в одной камере многие из которых, попав в тюрьму ГПУ стали унывать.

Следствие  было оконченно 11 января 1929 года. По обвинению в том, что «путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком Лагере Особого Назначения, работая сначала сторожем, потом бухгалтером. После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. На Орловской кафедре Владыка начал безбоязненно проповедовать. Слушая его Боговдохновенные проповеди и наблюдая его подвижническую жизнь, люди потянулись снова в Храмы Орловщины. Власти видя возрождение религиозной жизни в городе изгнали любимого народом Архипастыря. Владыка вынужден был уехать и поселиться в селе Семеновском, нижегородской области.

       В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета писала Владыке в Семипалатинск:»Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, переседишь». На что Владыка ответил «Как бы я вас не любил, но я не для того взял посох, что бы его оставить». В Семипалатинске предшественником владыки Александра был епископ Фотий (Пурлевский), который родился на Волыни и был рукоположен в епископа  из вдовых священников. Епископ Фотий был твердым сторонником патриарха Тихона, и вместе с тем был чрезвычайно прост и добр. Нищелюбие его доходило до того, что близким людям приходилось постоянно приобретать ему самые необходимые для жизни вещи, так как свои он отдавал нуждающимся. Владыка Фотий прослужил  в Семипалатинске с марта по октябрь 1936г. а, затем, был переведен в викарием в Нижегородскую епархию.

      Православная Церковь в Семипалатинске находилась в то время в очень сложных обстоятельствах. К этому времени в городе был уже взорван Знаменский собор, разрушены Александо-Невская и Благовещенская  церкви, закрыты и распущены Киргизская миссия и Святоключевская женская обитель.  15 февраля 1936г. Никольский собор, в котором размещались обновленцы, был изъят у верующих и вскоре разрушен. В городе продолжал действовать Воскресенский собор (бывая Казачья церковь) и храм на городском кладбище во имя Всех святых, куда после разрушения Никольской церкви перешла обновленческая община.  В Воскресенский собор  продолжали приходить православные со всего города. Там же собрались и все уцелевшие православные священники. Настоятелем храма был, известный далеко за пределами Семипалатинска, маститый протоиерей о. Борис Герасимов - выдающийся ученый-краевед и исповедник Христовой веры. В храме служили священники о. Андрей Гладких, о. Феодор Чичканов,  о. Виктор Климов, о. Нестор Панин, о. Константин Черепанов, а так же иеродиакон Иосиф (Евсеенок). Кроме того, в Семипалатинске проживало несколько православных священников из других районов страны, отбывавших в городе ссылку и не служащих в Воскресенском соборе.

    Чекисты в Семипалатинске решили нанести последний удар по Православию в городе. 22 августа 1937г. газета «Прииртышская Правда», готовя общественное мнение для будущих арестов, перепечатала из «Известий» статью Б. Кандидова  «Шпионы в рясах», где Церковь обвинялась в шпионской и диверсионной деятельности  против Советского государства. Автор требовал от «каждого гражданина следить за теми церковниками, которые используют Церковь в прямой вред государству». Вскоре после выхода газеты, органы  НКВД арестовали архиепископа Александра и Александра Александровича Спасского, сына священника, потомственного почетного гражданина Семипалатинска, работавшего казначеем-кассиром Воскресенского храма, а так же игуменью Екатерину (Иванюк),  первую и последнюю настоятельницу женского монастыря на Святом Ключе. Во время ареста владыка держался мужественно - он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался стойко, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволю­ционной агитации – архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о зна­комых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу.

     В самый день постановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщи­ков провел последний допрос: «Вы  являетесь членом  и руководителем  церковной контрреволюцион­ной шпионской организации. Дайте показания...» «Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю», – отвечал архиепископ. «Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контррево­люционной организации в развертывании контрреволюционной работы...» «Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал». «Как член контрреволюционной организации вы проводили активную контрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности». «Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не прово­дил и в этом виновным себя не признаю»,— спокойно ответил владыка.

       Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу. Вместе с ним к расстрелу приговорили и казначея собора А.А. Спасского. Игуменья Екатерина была приговорена к высылки в Среднюю Азию. Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр и его сподвижник по мучениям  А. Спасский были рас­стреляны. Погребен он был в общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.

Не «бросивший свой посох», проповедовавший добро и любовь, не сломленный пытками и мучениями, архиепископ Александр (Щукин) прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

Вот такая сложная и трагическая судьба была у этого Сподвижника Православия.

     После отпуска Божественной Литургии Архипастырь с клириками совершил заупокойную литию на месте упокоения почитаемого семипалатинского пастыря иерея Евфимия Владимирова (†1897). 120- летие со дня кончины которого отмечается в тот же день. Вот в такой службе в память о таком великом сподвижнике православия и молитвеннике участвовали казаки и прихожане храма. Особо хочется сказать, что столь великая служба проходила в бывшей Казачьей церкви, а ныне прекрасном Храме ставшем центром православия Семипалатинского церковного округа.

В память 80-летия со дня мученической кончины священномученика Александра, архиепископа Семипалатинского, все пришедшие на воскресное Богослужение получили в дар благословение епископа Амфилохия – иконы с изображением священномученика Александра.                              

                                  При подготовке стать и были использованы материалы сайта http://pravsobor.kz

               и книги альбома святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской    просиявшие

 

Хорунжий ЮВСКСиС Лисиенко И.В.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА
К 405-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ БИТВЫ 1612 ГОДА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПАТРИАРШИЙ ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК
ПАМЯТЬ О РЕПРЕССИЯХ СТУЧИТ В НАШИХ СЕРДЦАХ!
ТЮМЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИНИМАЛ КАЗАКОВЕДОВ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика