ПЕРВЫЕ ИСПЫТАТЕЛИ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ТРЕБУЮТ ИНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИХ ТРУДУ
Атаман Обско-Полярной казачьей линии, полковник Союза казаков России, в прошлом авиатор, ветеран труда Российской Федерации В.И. Степанченко 12 апреля текущего года направил обращение в защиту испытателей, ветеранов космической отрасли Президенту Российской Федерации В.В. Путину. В нём он написал: «Уважаемый Владимир Владимирович! В канун 60-летия первого полёта человека в космос я прочёл статью «Космонавты № 0», опубликованную в Российской газете 9 апреля текущего года № 76, в которой председатель коллектива ветеранов испытателей Государственного научно-исследовательского испытательного института авиационной и космической медицины им. Ю.А. Гагарина Владимир Щербинский рассказал как было, начиная с создания ещё в 1952 году отряда испытателей, стоявших у истоков полётов человека в космос и испытывавших на себе всю космическую технику и выживаемость человека в экстремальных условиях. Поведал он и о испытателе, Сергее Павловиче Нефедове, который на себе испытал скафандр для Юрия Гагарина во всех режимах. Поэтому его называют «космонавт номер ноль». Меня она взволновала до глубины души, тем более что мне в жизни посчастливилось быть знакомым с Сергеем Павловичем Нефедовым, который произвёл на меня впечатление исключительно скромного и отзывчивого человека. Не знаю жив ли он сейчас?
И это только толика того, что приходилось испытывать людям этой профессии, очень частно будучи на грани выживания и даже за её пределами. Они на себе доказывали, что человек выживет в тех условиях, которых может оказаться будущий космонавт. Их работа была крайне опасна. Не все уходили с этой работы здоровыми, а некоторые после неё доживали до 35-40 лет. Но они были энтузиастами космоса и сознательно рисковали ради других своими жизнями. И вот страна, да и весь мир отмечает уже 60-летие полёта Юрия Гагарина, который открыл эру полётов человека в космос. На этом фоне, казалось бы, испытатели, о которых упоминается в статье должны быть тоже отмечены и отблагодарены государством, ведь их было около тысячи человек. Но из них только двадцать были награждены государственными наградами. А остальные просто вычеркнуты из списков испытателей.
И у них, до настоящего времени нет даже статуса «Испытатель авиационной и космической техники». Эти люди числятся во всех документах просто механиками, так тогда называлась штатная должность испытателя в отряде. Но ведь они, постоянно рисковали собой и получали травмы, а возможно и гибли. А вот социальных льгот бывшие военные испытатели не имели и не имеют до настоящего времени. Ведь в государственном классификаторе профессии такой специальности – просто-напросто нет. Но ведь люди, выполнявшие такие важные испытания, то есть, хотя многие из них уже и ушли из жизни.
Уважаемый Владимир Владимирович, не пора ли государственным структурам обратить на это внимание и исправить эту вопиющую несправедливость? Ведь экипажу боевой машины десанта, впервые десантировавшемся в машине, как нам объявили, были присвоены звания Героев России, но ведь до этого, эту же процедуру проходили и, не однократно испытатели, доводя до совершенства систему десантирования. Но о них никто не вспомнил, мотивировав это тем, что вся подготовительная работа проверялась на собаках. Широкой общественности они неизвестны и сейчас.
Я, по первой специальности авиационных инженер и прекрасно понимаю суть отработки и испытания новой авиационной техники, поэтому прошу Вас Владимир Владимирович, дать соответствующее поручение по устранению имеющейся несправедливости к эти людям. Они должны обладать особым статусом, социальными льготами и заслуживают соответствующих государственных наград. Это нужно сделать по отношению ко всем живым испытателям того периода о которых ведётся речь, а также по отношению к тем, кого с нами уже нет. Ведь у этих героев есть семьи и пусть дети и внуки знают, что их родные заслужили уважение и признание в обществе».
В результате он получил ответ из «Роскосмоса», который мы публикуем:
Не удовлетворившись ответом, атаман 4 июня текущего года обратился к Главному редактору «Российской газеты» и Интернет-портала «Российской газеты» В.А. Фронину (web@rg.ru) «Уважаемый Владислав Александрович! В «Российской газете» от 9 апреля 2021 года № 76 была опубликована статья «Космонавты № 0» о судьбе первых испытателей космической техники, которые до настоящего времени безвестны и не имеют должного статуса. Эта статья меня взволновала, и я 12 апреля текущего года обратился с письмом к Президенту РФ с просьбой обратить на это внимание на государственном уровне и исправить эту вопиющую несправедливость. (Текст письма прилагаю) И вот, из «Роскосмоса» в мой адрес поступил ответ от 25 мая 2021 года, в котором директор департамента кадровой и социальной политики В.В. Матвейчук практически растянул решение этой проблемы до 2030 года. Его витиеватый ответ, – чиновная отписка и ничего не решает. Это, как Ходжа Насреддин обещал научить осла говорить человеческим голосом…
А людям, которые в 50-х годах прошлого века занимались этой опасной деятельностью уже около или за 90 лет, да и многих уже нет в живых. Их, к сожалению, до той поры и вовсе не станет, и им эта, разрабатываемая «единая социальная политика в отрасли» будет ни к чему. Я сожалею, что получил отписку, а не решение вопроса, но… (Ответ из «Роскосмоса» от 20.05.2021г. прилагаю) Пишите об этом, может через вашу газету проймёт?
Кроме того, прошу Вас передать Владимиру Щербинскому, председателю коллектива ветеранов испытателей Государственного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины (ГНИИИ АиКМ и ЦПК им. Ю.А. Гагарина слова глубокого уважения к его позиции и труду коллег-ветеранов, к их заслугам в освоении космоса и передать документы моей переписки в подтверждении того, что мы, как и большинство россиян, не в пример, отдельным представителям сегодняшнего руководства «Роскосмоса», помним и чтим их заслуги. С уважением, читатель Вашей газеты В.И. Степанченко»
Пресс-служба Обско-Полярной казачьей линии будет следить за процессом переписки и публиковать поступившие ответы.