ПОДВИГ ОСИПОВА: ЗА ЧТО НИКОЛАЙ-I НАВЕЧНО ЗАНЁС РЯДОВОГО В СПИСКИ ЧАСТИ
В этом году исполнилось 180 лет подвигу рядового Тенгинского полка Архипа Осипова - участника обороны Черноморской береговой линии. Он вошел в историю как первый российский военнослужащий, навечно зачисленный в списки части.
Архип Осипов родился в 1802 году в селе Каменки Киевской губернии (сейчас – микрорайон города Липовец Винницкой области), происходил из крепостных крестьян. В конце 1820-го был отправлен рекрутом в армию, позже определен в Крымский пехотный полк. Прошел русско-персидскую и русско-турецкую войны конца того десятилетия, за проявленную в них доблесть, награжден серебряными медалями. Завершить службу Архипу Осипову было суждено в 1840 году на Черноморской береговой линии. Так именовалась цепь укреплений, простиравшихся от Анапы до Сухума, то есть до границы с Османской империей. Основной задачей фортов было перекрытие канала поставок горцам Кавказа боеприпасов и провизии, которыми их регулярно снабжали турки и англичане.
Однако надежным оплотом Российской империи Черноморская береговая линия на тот момент не стала. Крепости строились в спешке, из-за чего уже через несколько лет под воздействием проливных дождей пришли в неудовлетворительное состояние. Еще большей проблемой был тотальный некомплект личного состава. Во всей береговой линии была лишь десятая часть военных, необходимых для ее уверенной обороны. Вдобавок к этому личный состав регулярно страдал от тяжелых болезней. Наконец, устойчивая связь с фортами была доступна лишь морем – с суши прибрежная территория в основном контролировалась горцами, которые регулярно нападали на русские отряды.
Особенно тяжелым для береговой линии укреплений выдался 1840 год, когда из-за случившегося в горах голода местные племена решились напасть на русские укрепления: там они рассчитывали добыть провиант и вооружение. Сперва пал форт Лазарева, затем – Вельяминовское укрепление, следующим стало Михайловское укрепление, где на тот момент и служил Архип Осипов. 15 марта (по старому стилю) стало доподлинно известно, что горцы готовятся к нападению, гарнизон форта стал готовиться к отражению атаки. По воспоминаниям сослуживцев, тогда Осипов, после долгих раздумий, остановился посреди казармы и сказал: «Я хочу сделать память России и в минуту неустойки наших подожгу пороховой погреб». Как говорится в книге «Тенгинский полк на Кавказе. 1819 – 1846» (издана в 1900 году), «никто не сомневался, что Осипов сдержит слово, т.к. все знали его за человека серьезного, набожного и смелого, исправного солдата».
Само нападение случилось ночью 22 марта, боеспособных защитников Михайловского укрепления насчитывалось около 250 человек, которым противостояли до 11 тысяч горцев. Битва длилась несколько часов, практически все защитники крепости погибли, однако Осипову все же удалось воплотить свой замысел в жизнь. Когда нападавшие подобрались к пороховому погребу с целью захватить содержимое, Осипов с небольшим отрядом помощников смог прорваться туда и запалить порох. Считается, что в результате мощного взрыва погибло до трех тысяч горцев, естественно, погибли и находившиеся рядом защитники Михайловского. О героизме Архипа Осипова позже рассказали немногие уцелевшие русские солдаты, попавшие в плен. Позже император Николай I для увековечения памяти о доблестном подвиге солдата повелел навсегда сохранить имя его в списках первой роты Тенгинского полка, считая его «первым рядовым и на всех перекличках при спросе этого имени, первому за ним рядовому отвечать – «погиб во славу русского оружия в укреплении Михайловском» (Военная энциклопедия, Том 17, 1914 г.). Так было положено начало этой традиции в Российской армии.