ПОЗИЦИЯ АТАМАНА-ДЕПУТАТА НА ОЧЕРЕДНОМ ЗАСЕДАНИИ ЯМАЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТА
В Салехарде 28 мая состоялось очередное пленарное заседание Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа. Ряд принятых документов предусматривали дополнительные меры по противодействию пандемии. Традиционно принципиальную и конструктивную позицию в ямальском парламенте занял депутат, атаман Обско-Полярной казачьей линии В.И. Степанченко.
Во-первых, он выступил с критическими замечаниями по изменениям избирательного закона автономного округа. Дело в том, что стало негативной традицией, когда перед каждыми выборами под предлогом совершенствования менять законодательство автономного округа и описание избирательных округов. Это, безусловно, в первую очередь затронет будущих кандидатов от оппозиции, ставя их в неравное положение. Исходя из этого, Валерий Иванович и выступил против таких поправок при их принятии.
Во-вторых, не был поддержан закон «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019 год», так как с момента введения этой системы атаман-депутат не соглашался с ней. О чём раз заявлял на заседаниях законодательного Собрания ЯНАО. Кроме того, согласно действующему законодательству полис медицинского страхования (ОМС) действителен на всей территории России, а не только в том субъекте, где он был оформлен. Однако, как отметил Валерий Иванович, в его адрес часто поступают жалобы от избирателей, выехавших за пределы автономного округа по различным причинам и, особенно в настоящее время пандемии на отказ от обслуживания по причине того, что их полис бы зарегистрирован в другом регионе, что неправомерно и является прямым нарушением закона. В этой связи, понимая, что то, что этот вопрос относится к федеральному уровню, он предложил подготовить соответствующее обращение к Правительству РФ для устранения указанной ситуации и направить его от Законодательного Собрания ЯНАО. Кроме того фонд имеет отношение и к внедрению негативных вопросов оптимизации медицинских учреждений на территории Ямала, особенно в сельской зоне, что несомненно отрицательно сказывается на медицинских кадрах в настоящий период.
В-третьих, возмутили его вносимые изменения в закон о регулировании отдельных отношений признания граждан малоимущими при предоставлении им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Атаман-депутат считает, что предлагаемые изменения ущемляют права нетрудоспособных членов семьи, так как, при определения их статуса предлагается исключать из общего подсчёта неработающих членов семьи. По сколько этим усугубляются права малообеспеченных ямальцев, он предложил исключить этот вопрос из повестки дня и направить его на доработку.
В-четвертых, не поддержал и вносимые изменения в закон автономного округа о противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе.
Данными изменениями предлагается упразднить консультативные советы по предотвращению коррупции, созданные в органах государственной власти автономного округа, и иных государственных органах автономного округа. В связи с тем, что деятельность органов исполнительной власти в большей степени, по сравнению с другими органами власти, подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами, поэтому передавать полномочия одному только исполнительному органу власти, упраздняя консультативные советы в иных государственных органах, а главное в Законодательном Собрании автономного округа, нельзя. Кроме того, в этом случае усматривается и нарушение основного конституционного принципа о равенстве ветвей власти. Такой подход, только расширит возможность подбора и расстановки кадров на основе «кумовства» и «землячества» в различных структурах государственной власти автономного округа. Сокращение субъектов контролирующих этот процесс, пользы не принесёт. А без обеспечения гласности и привлечение широкого круга лиц, справиться с коррупционной системой практически невозможно.
И наконец, в-пятых, В.И. Степанченко, будучи разработчиком первого и действующего до настоящего времени закона об уполномоченном по правам человека в ЯНАО, настаивал о разработке закона автономного округа в новой редакции, мотивируя тем, что в представленном законопроекте из 17 статей в 13 вносятся изменения и дополнения, часть из которых носит концептуальный характер. Но, к сожалению здравомыслящие предложения атамана не нашли поддержки у коллег из правящей фракции.
В ходе подготовки вопросов на заседание, атаман задал вопросы ряду руководителей департаментов администрации ЯНАО по озабоченности жителей округа, проживающих в бассейне р. Обь об экологическом состоянии и сохранности ценных пород рыбы. Эти вопросы были отражены им в его депутатских запросах губернатору и председателю Законодательного Собрания ЯНАО от 14 и 19 мая текущего года. Отвечая на них, ему сообщили, что работа по изучению поставленных вопросов ведётся и депутат получит соответствующий ответ.
Для подтверждения изложенного, пресс-служба ОПКЛ публикует текст протокола заседания депутатской фракции от 25 мая 2020 года № 6:
СЛУШАЛИ: Степанченко Валерий Иванович предложил рассмотреть проект повестки дня заседания депутатской фракции Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – фракция СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, фракция, автономный округ).
1.О вопросах проекта повестки дня пятьдесят первого заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа 28 мая 2020 года (прилагается) и позиции фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по внесенным вопросам проекта постановления.
Докладчик Степанченко В.И.
Решили: Согласиться с представленной повесткой дня.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
2.СЛУШАЛИ: О вопросах повестки дня пятьдесят первого заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа 28 мая 2020 года и позиции фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ по внесенным вопросам проекта постановления.
Докладчик Степанченко В.И.
3.ПРИ ГОЛОСОВАНИИ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ:
по вопросу повестки № 4 «Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ямало-Ненецкого автономного округа за 2019 год»
Докладчик Степанченко В.И.
Фракция традиционно не согласна со сложившейся системой медицинского страхования в стране, о чём председатель не раз заявлял на заседаниях законодательного Собрания ЯНАО. Кроме того, согласно действующему законодательству полис медицинского страхования (ОМС) действителен на всей территории России, а не только в том субъекте, где он был оформлен. Однако в мой адрес часто поступают жалобы от избирателей выехавших за пределы автономного округа по различным причинам и особенно в настоящее время пандемии на отказ от обслуживания по причине того, что их полис бы зарегистрирован в другом регионе, что неправомерно и является прямым нарушением закона. В связи с чем, что этот вопрос относится к федеральному уровню, предлагается подготовить соответствующее обращение к Правительству РФ для устранения указанной ситуации и направить его от Законодательного Собрания ЯНАО. Кроме того фонд имеет отношение и к внедрению оптимизации медицинских учреждений на территории Ямала, особенно в сельской зоне, что несомненно отрицательно сказывается на медицинских кадрах в настоящий период.
Решили: Учитывая вышеизложенное, фракция не может поддержать настоящий законопроект и воздержится при голосовании.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
4.ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА ГОЛОСОВАТЬ ПРОТИВ:
по вопросу повестки Р-6 «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере избирательного законодательства»
Докладчик Степанченко В.И.
Законопроектом предлагается установить возможность внесения изменений в действующую схему избирательных округов в связи с существенным изменением численности избирателей в избирательном округе. К сожалению, эти кардинальные изменения вносятся традиционно перед каждыми выборами, что создаёт некие удобства для кандидатов от правящей партии и усложняет процесс другим кандидатам. Кроме того, проектом закона уточняются отдельные положения, касающиеся опубликования информации, связанной с выборами.
В целях расширения гарантий реализации права избирателей, относящихся к маломобильным гражданам, предлагается закрепить возможность подачи заявления о голосовании вне помещения для голосования через систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Анализ действующего законодательства и норм указанного федерального закона, говорит о том, что идея дистанционного голосования противоречит демократическим конституционным нормам, отраженным в Федеральном законе от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающего приоритет на свободное, не делегируемое другим лицам волеизъявление граждан при строгом обеспечении тайны голосования. Это непосредственно отражено в статье 3 указанного действующего закона. Так в части 1 сказано «Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В части 2 «Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании». И часть 3 устанавливает, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Эти основы невозможно гарантировать при дистанционном голосовании, а его результаты в конечном итоге будут вызывать споры в ходе признания достоверным и легитимным основанием для принятия решений о наделении кандидатов соответствующими полномочиями. Это станет катализатором для напряженности в обществе и недоверия к избранным таким образом органам власти различного уровня. Отсутствие общественного контроля за ходом личного, свободного и тайного волеизъявления граждан без внешнего давления и принуждения, разрушает сам институт всенародных выборов, как части демократической модели государственного устройства.
Неустойчивость системы электронного голосования, отсутствие технических возможностей в отдаленных местах, да и у многих избирателей старшего поколения, безусловно не вызывает доверия к этой идеи. Кроме того, имеющиеся случаи сбоев, при проведении массовых интернет-конференций, как служебных, так и образовательных, подтверждает и недавний пример в работе сайта «Госуслуги», когда граждане массово стали обращаться за материальными выплатами. На это обратил внимание даже Президент Российской Федерации.
Учитывая, что будет нарушен принцип тайности голосования, исключен контроль со стороны общественности. Свою позицию по этому вопросу руководитель фракции В.И. Степанченко уже высказал 18 мая 2020 года на заседании Совета Законодательного Собрания автономного округа и в письме председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.М. Матвиенко.
Решили: Предложить, руководителю фракции В.И. Степанченко продолжить отстаивать конституционные принципы избирательного процесса и представленный законопроект не поддерживать, голосовав против.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
5.ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА ГОЛОСОВАТЬ ПРОТИВ:
по вопросу повестки № Р-9 «О внесении изменений в статью 8 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственных должностях Ямало-Ненецкого автономного округа» и признании утратившей силу статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе»
Докладчик Степанченко В.И.
Данными изменениями предлагается упразднить консультативные советы по предотвращению коррупции, созданные в органах государственной власти автономного округа, и иных государственных органах автономного округа. В связи с тем, что деятельность органов исполнительной власти в большей степени, по сравнению с другими органами власти, подвержена коррупции, так как здесь сконцентрировано оперативное управление финансовыми, информационными, материально-техническими, экономическими, кадровыми и иными ресурсами, поэтому передавать полномочия одному только исполнительному органу власти, упраздняя консультативные советы в иных государственных органах, а главное в Законодательном Собрании автономного округа, нельзя. Кроме того, в этом случае усматривается и нарушение основного конституционного принципа о равенстве ветвей власти. Такой подход, только расширит возможность подбора и расстановки кадров на основе «кумовства» и «землячества» в различных структурах государственной власти автономного округа. Сокращение субъектов контролирующих этот процесс, пользы не принесёт. А без обеспечения гласности и привлечение широкого круга лиц, справиться с коррупционной системой практически невозможно.
Для улучшения организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по антикоррупционной политике должностные лица всех органов государственной власти обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений об известных им фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Противодействие коррупции предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех ветвей власти, обладающих самостоятельностью, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на законодательной и организационной основе.
Решили: Поддержать позицию руководителя фракции В.И. Степанченко. Законопроект не поддерживать, голосовать против.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
6.ПРИ ГОЛОСОВАНИИ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ:
по вопросу повестки Р-16 «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об Уполномоченном по правам человека в Ямало-Ненецком автономном округе»
Докладчик Степанченко В.И.
Руководствуясь частью 2 статьи 66 Закона ЯНАО «О правотворчестве», а также, пунктом 79 Правил юридико-технического оформления проектов законов Ямало-Ненецкого автономного округа (Приложение 1 к Регламенту Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2017 года N 821), в случае внесения изменений в нормативный правовой акт автономного округа, затрагивающих почти все его структурные элементы или концепцию нормативного правового акта автономного округа, принимается новый нормативный правовой акт автономного округа с одновременным признанием, утратившим силу действующего нормативного правового акта автономного округа. Учитывая, что из 17 статей в 13 из них вносятся изменения и дополнения, часть из которых носит концептуальный характер, предложить представленный законопроект снять рассмотрения и к следующему заседанию подготовить законопроект в новой редакции, учитывающий, в том числе и представленные изменения и дополнения. В случае отклонения предложения фракции, законопроект не поддерживать и при голосовании воздержаться.
Решили: Поддержать позицию руководителя фракции Валерия Степанченко.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
7.ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА ГОЛОСОВАТЬ ПРОТИВ:
по вопросу повестки «О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования»
Докладчик Степанченко В.И.
Предлагаемые изменения ущемляют права не трудоспособных членов семьи, снижая их количество, так в законопроекте предлагается не учитывать их при определении общей суммы, влияющей на определение статуса малоимущих. В связи такой законопроект поддержать нельзя, так как он ущемляет права людей.
Решили: Поддержать руководителя фракции В. И. и при голосовании указанный законопроект отклонить.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
8.Остальные законопроекты, отмеченные в повестке дня поддержать. В случае изменения повестки дня поручить руководителю фракции определиться с голосованием самостоятельно.
Голосовали: «за» – единогласно
РЕШЕНИЕ ПРИНЯТО.
9.Контроль за исполнением настоящего решения возложить на руководителя депутатской фракции политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа В.И. Степанченко.