Я, Смирнов Сергей Борисович из донских казаков, родился в 1962 году в хуторе Калмыков Клетского района (станицы Клетской) Волгоградской области (Усть-Медведицкого округа войска Донского). Окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова. Проходил службу в рядах Советской армии СССР, в министерстве обороны и министерстве юстиции Российской Федерации. Выслуга составляет 26,5 лет. Подполковник внутренней службы в отставке. Чин – казачий полковник присвоен в 2005 году советником президента Российской Федерации по вопросам казачества генерал-полковником Г.Н.Трошевым. Женат. 2 детей, 2 внуков.
Атаман Союза казаков Тюменской области (СКТО) Сибирского казачьего войска с 2010 года (переизбран в 2014 в 2018 годах ) – по настоящее время, одновременно с 2013 года являюсь атаманом Оренбургского казачьего войска Союза казаков России. За это время в городе Тюмени было проведено два Больших Круга Союза казаков России в 2012 и 2019 годах. Неоднократно организовывались и проводились Круги и советы атаманов Сибирского казачьего войска, и советы атаманов Союза Сибирских, Уральских, Оренбургских, Семиреченских казаков. Тюмень стала научным казаковедческим центром Урало-Сибирского региона и в этом есть определённая заслуга казаков СКТО СКВ Союза казаков России, так как наша казачья организация была одним из учредителей и стояла у истоков проведения казаковедческих научных конференций в Тюменском государственном университете. Таких конференций и круглых столов проведено уже 9.
Все годы моей атаманской деятельности я был противником просить финансовую поддержку у властных структур на деятельность казачьих организаций и проводимые ими мероприятия. Это позволяло нам быть экономически не зависимыми. Мы не протягивали руку к сильным мира сего, как нищие и в этом наша сила. Нас нельзя заставить делать то, что мы не приемлем. Вместе с тем мы готовы на равных сотрудничать с властными структурами на общее благо казачества и Отечества.
Нужно быть казаками, а не играть в казаки. Мы не делим казаков на своих и чужих. Однако тем, кто пытается под различными, в том числе якобы благовидными, предлогами внести в наши ряды раскол, смуту, под видом казачьей демократии пытается навязать нам свои ценности часто далекие от исторических традиций, представления о том, каким казачество должно быть, – даём от ворот поворот. Различия во мнениях, разные подходы к решению одних и тех же задач, разногласия всегда были и будут, главное, чтобы они не стояли непреодолимым препятствием на пути решения наших целей и задач.
Так уж повелось, что в любой группе людей, пусть и близких, сразу трудно прийти к однозначному решению, даже тогда, когда, как нам думается, ответ лежит на поверхности и очевиден для большинства из множества решений. В силу многих причин, объективных и субъективных, но мы вынуждены прислушиваться и мириться с другим мнением. К сожалению, такова жизнь, и общество ничего другого не придумало. При этом, меньшинство должно подчиняться большинству. Столица Сибирского казачества – это исторически город Омск. Там, где находится войсковой атаман – ставка.
Особое внимание обращаю на соблюдение правил ношения казачьей одежды (справы). Если мы называем себя войском, то и должны быть примером служивых людей. У нас в Союзе казаков определена историческая одежда (справа) казаков образца 1913-16 годов. В порядке верстания определено, что за время испытательного срока казак должен изучить традиции, устав и справить себе справу. Никто в настоящее время не требует коня и оружие, но уж справу – изволь. При этом соблюдай правила её ношения.
Организация (община), не выполняющая требования Устава Сибирского казачьего войска, Устава Союза казаков России, других нормативно-правовых актов, автоматически ставит себя вне войска, вне Союза. Потому, если сегодня мы отказались выполнять вышестоящие решения, завтра с таким же образом наши решения не будут выполнены нижестоящими общинами.
Сибирское казачье войско является добровольным, войсковым объединением в составе общероссийской общественной организации «Союз казаков» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом ФЗ-082 « Об общественных объединениях в РФ», Уставом Союза казаков России и Уставом Сибирского казачьего войска.
В 2006 году Сибирское и Уральское войска Союза казаков России провели учредительный Круг и объединились в Союз. В 2008 году в него вошло Оренбургское войско, в 2010 году присоединилось Семиреченское войско. Прошли годы, и время показало необходимость и своевременность международного объединения. Лучшим доказательством этого является то, что четыре казачьих войска по нескольку раз в год собираются на общие мероприятия, которые нас объединяют.
Мы поддерживаем Союз казаков России, несмотря на попытки внести раскол в наши ряды. Только в единстве наша сила! Сегодня это утверждение не потеряло своей значимости, а актуально как никогда. Заверения, что нам не нужны войсковая и общероссийская организация «мы в своей области или районе будем самостоятельно развиваться» показывает близорукость и недальновидность таких высказываний отдельных атаманов и казаков. Без единоначалия, в сочетании с принципами казачьей демократии, крепкой сознательной дисциплины, взаимовыручки, взаимной поддержки, строгого соблюдения Уставов и традиций мы не решим ни одной значимой проблемы.
Чем всегда было сильно казачество – это силой духа, а без веры не может быть сильного духа. В силу этого и существовала органическая связь между Русской Православной Церковью и казачеством. Сегодня, когда общество разделено на многочисленные общественные объединения, группировки, общей объединяющей силой осталось Православие. Нам необходимо активно противостоять любым попыткам его раскола.
Казачью службу нельзя понимать только как военную, государственную чиновничью службу или исполнение полицейских функций. Понятие казачьей службы шире, чем только «государственная, муниципальная или иная». Казак, по определению, служит всю жизнь. Как понимали её наши предки – это служба Отечеству, Вере Православной, народу, своей земле, казачьему роду. Если казак – старик передаёт молодежи опыт и традиции – это его казачья служба. Если казак воспитатель, педагог, воспитывающий молодёжь – это тоже казачья служба. Если казак – депутат, занимается законотворческой деятельностью на благо своих избирателей – это его казачья служба. Если казак – учёный занимается наукой – это его казачья служба. Если казак на свои средства или своим трудом помогает строить Храм, реставрирует памятник – это тоже казачья служба. Если казак – фермер выращивает урожай – это тоже казачья служба. Если казачьи семьи воспитывают казачат в уважении и любви к своим родовым корням, малой Родине и Отечеству в целом – это тоже служба. Жить своей казачьей жизнью – это тоже служба казачеству. Мы являемся стратегическим резервом, вопрос стоит только в востребованности государствами нашего потенциала.
Задачи атамана в моем понимании звучат так:
1. Сохранять взаимопонимание и взаимоуважение внутри войска, казачьих общин и ставить общественные интересы выше личных.
2. Согласовывать и организовывать совместные действия и мероприятия в составе войска, Союза Сибирских, Уральских, Оренбургских, Семиреченских казаков, Союза казаков России.
3. Не допускать и разрешать возникшие конфликтные ситуации и противоречия в первую очередь в установленном братском порядке
4. Не вмешиваться во внутренние дела общин без просьб казаков и атаманов, кроме случаев нарушения Уставов, казачьих обычаев и традиций.
5. Продолжить начатую, более 10 лет назад, работу в ТюмГУ по-научному казаковедению. 6. Активизировать деятельность всех структур Сибирского казачьего войска по подготовке и сознанию Народной Энциклопедии Ермак.
7. Уважение у атаманов и казаков заслуживать делами и справедливыми решениями.
Если эти задачи не выполняется, то значит, атаману необходимо уходить.
Благодарю за доверие казаков, выдвинувших меня кандидатом в войсковые атаманы Сибирского казачьего войска и голосующих за меня. Благодарю казаков, голосующих против, это показывает, что у нас казачья демократия.
И в заключение хочу выразить искренние слова благодарности нынешнему атаману Сибирского казачьего войска Сергею Максимовичу Толмачёву и его соратникам за добрую и многолетнюю службу по формированию казачьих структур войска и мудрость в осуществлении стоявших перед казаками Сибири задач. Ваш вклад и накопленный опыт, несомненно, будет продолжен и использован мною в дальнейшей работе во благо всех казаков. Мы были, есть и будем! Слава Богу, что мы казаки!