Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК МИТРОПОЛИТА АСТАНАЙСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО

 

     Воскресным утром, 30 октября прихожане собрались в старой казачьей церкви. По воле истории церковь стала одним из старейших храмов Казахстанской епархии РПЦ МП и получила статус Спасо-Воскресенского кафедрального собора города Семипалатинска. Православные встречали, вместе с правящим Архиереем, архиепископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским Амфилохием Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. В оцеплении встали казаки Юго-Восточного Союза Казаков Сибири и Семиречья, которые приняли участие в службе и традиционной охране общественного порядка на территории храма в выходные дни и дни церковных праздников.

Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, настоятель Воскресенского кафедрального собора иерей Вячеслав Гутов, клирик Знаменско-Абалацкого Петропавловского монастыря города Семипалатинска иеромонах Агапит (Никонов), клирики Воскресенского собора протоиерей Сергий Жарич и протоиерей Александр Юркин, руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Александр Мокий, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван и духовенство Восточного Казахстана. Величава и красива служба в православном храме, высоко к Богу возносилась соборная молитва прихожан. Особо хочется отметить хор Воскресенского кафедрального собора под управлением Юлии Хохряковой, он придал Литургии особую возвышенность и красоту.

За богослужением молились: настоятельница Петропавловского Знаменско-Абалацкого женского монастыря Семипалатинска игумения Марионилла (Помельникова)  с сестрами обители; казаки ЮВСКСиС, благотворители епархии. И специальный гость праздника генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске А.А. Хетагуров.

На заупокойной ектении совершались сугубые молитвы о почивших строителях и благоукрасителях Воскресенского кафедрального собора, возобновителях богослужебной жизни, усопших священнослужителях и прихожанах храма; о православных христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся».

Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров.

В завершение Литургии духовенство, хор и верующие пропели тропарь, кондак и величание, небесному молитвеннику за богоспасаемый град Семипалатинск, священномученику Александру Семипалатинскому.

По окончании богослужения Глава Митрополичьего округа поздравил епископат, духовенство и верующих с днем памяти святителя Александра, в этот день исполнилось 85 лет со дня его кончины и обратился к собравшимся с проповедью о подвижнической жизни, исповедничестве за имя Христово и апостольских трудах этого выдающегося иерарха ХХ столетия.

Скажем несколько слов о жизненном пути Священомученника  Александра Семипалатинского. В книге-альбоме Святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие подготовленной под руководством митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия в 2008 году. Написанна небольшая по своему объему статья о нелегком жизненном пути этого небесного заступника города Семипалатинска и всего Рудного Алтая. Архиепископ Александр родился, в городе Рига, в семье священника Иоанна и супруги его Елизаветы. Как и многие православные семьи того времени, семья была многодетной, господь даровал им семерых детей. Александр рос тихим, скромным, никогда не преступающим воли родителей. Его первой мечтой было стать священником, что и исполнилось в роковом для России 1917 году.  После окончания Московской духовной академии он приехал к отцу в Нижегородскую губернию. Здесь он в сане священника стал служить вместе с отцом в Воскресенском храме города Лыскова.

Наступило время гонений и смуты. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском  монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Первой Архиерейской службой Владыки стала Всенощная по его новопреставленному отцу.

Епископ Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником для своей паствы. Но новая власть не боялась Бога и с ненавистью относилась к служителям Православной веры. В день Архистратига Михаила в 1929 году владыка был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было собрано почти все духовенство Нижнего Новгорода. На допросе у следователя епископ Александр отвечал: « Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного писания… и в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками… Иногда выступал в проповеди против безбожия». Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело моё в вашей власти, и вы можете делать ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». Как истиный молитвенник и подвижник православия Епископ Александр и в камере подолгу молился, понудая к истовой и неленостной молитве тех священослужителей которые сидели с ним в одной камере многие из которых, попав в тюрьму ГПУ стали уныват

Следствие  было оконченно 11 января 1929 года. По обвинению в том, что «путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком Лагере Особого Назначения, работая сначала сторожем, потом бухгалтером. После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. На Орловской кафедре Владыка начал безбоязненно проповедовать. Слушая его Боговдохновенные проповеди и наблюдая его подвижническую жизнь, люди потянулись снова в Храмы Орловщины. Власти видя возрождение религиозной жизни в городе изгнали любимого народом Архипастыря. Владыка вынужден был уехать и поселиться в селе Семеновском, нижегородской области.

 В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета писала Владыке в Семипалатинск:»Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, переседишь». На что Владыка ответил «Как бы я вас не любил, но я не для того взял посох, что бы его оставить». В Семипалатинске предшественником владыки Александра был епископ Фотий (Пурлевский), который родился на Волыни и был рукоположен в епископа  из вдовых священников. Епископ Фотий был твердым сторонником патриарха Тихона, и вместе с тем был чрезвычайно прост и добр. Нищелюбие его доходило до того, что близким людям приходилось постоянно приобретать ему самые необходимые для жизни вещи, так как свои он отдавал нуждающимся. Владыка Фотий прослужил  в Семипалатинске с марта по октябрь 1936г. а, затем, был переведен в викарием в Нижегородскую епархию.

Православная Церковь в Семипалатинске находилась в то время в очень сложных обстоятельствах. К этому времени в городе был уже взорван Знаменский собор, разрушены Александо-Невская и Благовещенская  церкви, закрыты и распущены Киргизская миссия и Святоключевская женская обитель.  15 февраля 1936г. Никольский собор, в котором размещались обновленцы, был изъят у верующих и вскоре разрушен. В городе продолжал действовать Воскресенский собор (бывая Казачья церковь) и храм на городском кладбище во имя Всех святых, куда после разрушения Никольской церкви перешла обновленческая община.  В Воскресенский собор  продолжали приходить православные со всего города. Там же собрались и все уцелевшие православные священники. Настоятелем храма был, известный далеко за пределами Семипалатинска, маститый протоиерей о. Борис Герасимов - выдающийся ученый-краевед и исповедник Христовой веры. В храме служили священники о. Андрей Гладких, о. Феодор Чичканов,  о. Виктор Климов, о. Нестор Панин, о. Константин Черепанов, а так же иеродиакон Иосиф (Евсеенок). Кроме того, в Семипалатинске проживало несколько православных священников из других районов страны, отбывавших в городе ссылку и не служащих в Воскресенском соборе.

Чекисты в Семипалатинске решили нанести последний удар по Православию в городе. 22 августа 1937г. газета "Прииртышская Правда", готовя общественное мнение для будущих арестов, перепечатала из "Известий"  статью Б. Кандидова  "Шпионы в рясах", где Церковь обвинялась в шпионской и диверсионной деятельности  против Советского государства. Автор требовал от "каждого гражданина следить за теми церковниками, которые используют Церковь в прямой вред государству". Вскоре после выхода газеты, органы  НКВД арестовали архиепископа Александра и Александра Александровича Спасского, сына священника, потомственного почетного гражданина Семипалатинска, работавшего казначеем-кассиром Воскресенского храма, а так же игуменью Екатерину (Иванюк),  первую и последнюю настоятельницу женского монастыря на Святом Ключе. Во время ареста владыка держался мужественно - он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался стойко, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволю­ционной агитации — архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о зна­комых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый деньпостановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщи­ков провел последний допрос:

«Вы  являетесь членом  и руководителем  церковной контрреволюцион­ной шпионской организации. Дайте показания...»

«Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю»,—отвечал архиепископ.

«Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контррево­люционной организации в развертывании контрреволюционной работы...»

«Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал».

«Как член контрреволюционной организации вы проводили активнуюконтрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности».

«Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не прово­дил и в этом виновным себя не признаю»,— спокойно ответил владыка.

Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу. Вместе с ним к расстрелу приговорили и казначея собора А.А. Спасского. Игуменья Екатерина была приговорена к высылки в Среднюю Азию.

Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр и его сподвижник по мучениям А. Спасский были рас­стреляны. Погребен он был в общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.

Не «бросивший свой посох», проповедовавший добро и любовь, не сломленный пытками и мучениями, архиепископ Александр (Щукин) прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

Вот такая сложная и трагическая судьба была у этого Сподвижника Православия.

 

При подготовке стать и были использованы материалы сайта http://pravsobor.kz Из книги-альбома святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской    просиявшие

Сотник ЮВСКСиС Лисиенко И.В.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
В СТОЛИЦЕ ЯМАЛА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. В ЕЁ СОЗДАНИИ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ПРИНЯЛИ КАЗАКИ-ВЕТЕРАНЫ
АТАМАН, СТОЯВШИЙ У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НА ЯМАЛЕ, ПОЗДРАВИЛ УПОЛНОМОЧЕННОГО С 10 ЛЕТИЕМ
80 лет прошло со дня окончания Сталинградской битвы, одной из величайших битв Великой Отечественной.
Статья в журнале Северяне №1 к 100-летию ГА
НА ЯМАЛЕ В КАЗАЧЬЕМ ХРАМЕ ПРОШЛО ПРИХОДСКОЕ СОБРАНИЕ
НАША ИСТОРИЯ 115 ЛЕТ НАЗАД
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ КАЗАЧЕСТВО БЫЛО ПОДВЕРГНУТО ЖЕСТОЧАЙШИМ РЕПРЕССИЯМ, ПО СУТИ – ГЕНОЦИДУ
АТАМАН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ УФСИН РФ ПО ЯМАЛУ
ЭТО ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ КАЖДЫЙ
В память о гонениях казаков
ВЕСТИ ИЗ ОМСКА
ИСТОРИЮ ЗНАЕМ И ПОМНИМ ВСЁ!
Обновление от 21.01.23г. ПИСЬМО ДЕДУ
Обновление от 20.01.2023г. Генезис и исторические корни украинского нацизма. Колупаев.
Обновление от 19.01.2023г. Казачья сила Стихотворение чеченского поэта Умара Яричева

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика