Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КАЗАЧЬИХ СТРУКТУР ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ, СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА, СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2014-2020 годы

                                                                                                           Утверждена 

                                                                                   приказом атамана   ОПКЛ

                                                                     14 января 2014 года, №3  г. Салехард

                                                                                                            

КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ  КАЗАЧЬИХ  СТРУКТУР

ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ  КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ, СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО  ВОЙСКА, СОЮЗА  КАЗАКОВ  РОССИИ  В  ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ  АВТОНОМНОМ  ОКРУГЕ  НА  2014-2020 годы

 

      Последнее десятилетие прошлого века стало в России началом кардинальных изменений в общественных отношениях.  Подул ветер перемен, сменилась идеология, стала меняться экономическая основа государства. Заявило о себе и казачество, до того времени находившееся в положении, когда одно только упоминание о нём могло привести к негативным последствиям.

      Летом 1990 года в Москве состоялся первый учредительный Большой круг, на котором был создан «Союз казаков», положивший начало возрождению казачества на современной этапе развития России. В ноябре этого же года была принята «Декларация казачества России». В ней отмечалось, что казаки вновь, как и прежде, в годину смуты и тяжёлых для России испытаний, готовы верой и правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу –  пахарю и воину.

  Результатом этой деятельности стало принятие закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 26 апреля 1991 года №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»,[1] в статье 2 которого, казачество было отнесено к культурно-этнической общности людей. Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 года №632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества»[2] и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года №3321-1 «О реабилитации казачества»[3] за казачеством были закреплены такие права, как:

  -возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общественных прав человека;

  -установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах;

  -создание   общественных   казачьих   объединений с исторически
сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и так далее.       

      Вольное казачество отстояло для России весь юг, оно жило на берегах Дона и Волги, Днестра и Кубани, Терека и Урала, в кубанских степях и кавказских предгорьях. Казаки освоили Сибирь, пришли на  Дальний Восток еще за 200 лет до его присоединения. За 100 лет до Витуса Беринга открыли  пролив, отделяющий Азию от Америки. Свой след оставили   и  на островах Северного Ледовитого океана. С тех незапамятных времён они твёрдо обосновались  по  берегам Оби, Иртыша, Катуни, Енисея Ангары, Лены, Амура и Байкала, сохраняя повсюду свою культуру,  особые нравы и обычаи,  своеобразные песни.

    Вместе с тем в историческом масштабе казачество, как явление и до настоящего времени остается нераскрытым и до конца непознанным не только у нас в России, но и в мировой истории. Вопросами его исторической сущности занимались и занимаются великие историки и исследователи прошлого и настоящего. Среди них: Г.Ф. Миллер, В.О. Ключевский, В.Н. Татищев, Н.В. Карамзин, С.М. Соловьев, А.Н. Радищев, А. Ригельман, Ф.А. Щербина, М. Грушевский, В. Чернявский, Д.И. Яворницкий, Л.Н. Гумилев, Тур Хейердал и многие другие. Продолжают этим заниматься и современные исследователи истории.

     В Российской Федерации и в Ямало-Ненецком автономном округе, начиная с 90-х годов прошлого столетия, идёт процесс возрождения российского казачества, и укрепление его роли как составной части гражданского общества. Но и в настоящее время казаки искусственно разделены, к великому сожалению принцип разделяй и властвуй, применяемый ещё за много столетий до Рождества Христова, успешно используется и сейчас. На наших глазах идёт попытка искусственного создания нового типа казачества.  В основе его руководства очень часто стоят в случайные люди, не понимающие казачество, не умеющие даже сформулировать понятие «казак», незнающие его духовно-нравственные основы.[4] Хотелось бы, чтобы  чаяния  ушедших в мир иной казаков патриотов своей Отчизны были услышаны сегодняшними структурами власти, которые занимаются формированием казачества, при этом изобретают новые направления, не связанные с его традиционными историческими формами, исключая исконные казачьи Войска и объединяя их в одно.[5]  При этом, вводя вместо культурно-исторических традиций казачества понятие «казачьего компонента».[6]  Ещё в сентябре 1992 года А.Г. Мартынов, атаман Союза казаков, в «Российской газете» писал: «Трудно возродить то, что целенаправленно уничтожалось в течение предыдущих семидесяти лет». Но и всяческие придумки сверху чреваты последствиями и непониманием в исконной казачьей среде.

       При этом нельзя не вспомнить  и слова  донского казака К. Каклюгина, сказанные им  в 20-е годы прошлого века в зарубежье: «Казачество – своеобразная, крепкая и сильная духом и телом бытовая группа русского народа. Она как активная сила, займёт почётное место и сыграет видную роль в будущем строительстве Российского Государства. Она может и должна быть использована, не может не быть использована в этом великом деле. Но казачество необходимо брать таким, какое оно, с особенностями его быта и управления, с его Выборными Атаманами и только через Выборных Атаманов, как его естественных вождей».[7] И пожелания публициста, донского казака И.И. Куницына: «Надо только, чтобы в свободной России казачество твердо держалось своих исконных традиций, три века назад уже осуществлявшихся: народоправства, социального братства и политического равенства».[8] Вторит им и обращение казака-иммигранта  в 1987 году: «Братья казаки! Берегите же свои святыни! Верте в величие своих устоев жизни! Боритесь за них! Укрепляйте их, прежде всего в ваших собственных душах и сердцах!»[9]

     И  вот уже более 20 лет в стране идёт возрождение и становление российского казачества  у истоков которого стоял Союз казаков России. Эти  процессы повсеместны. Идут они и в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором 17 октября 1992 года была учреждена Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России, объединившая, в последствие, казачьи округа в городах Салехарде, Надыме, Губкинском, Муравленко, Ямальском и Красноселькупском районах. Основу их составов составляли потомки казачьих родов с Дона, Кубани, Терека, Урала и Сибири.

      В этой связи к приоритетным направлениям дальнейшего продвижения казачьей идеи на Ямале среди казаков Обско-Полярной казачьей линии относятся: возрождение духовности, патриотизма, казачьей  культуры, традиций, совершенствование межнациональных отношений на основе Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации  15 сентября 2012 года  № Пр-2789,[10] Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года №1666)[11] работа по  вхождению во власть и, конечно же, изучение истории казачьего феномена, как в целом по России, так и в  части  Сибирского казачьего войска и его подразделений на местах. Эти  приоритетные направления и   должны стать  в основе работы казачьих общин Обско-Полярной казачьей линии на Ямале.

 

I Возрождение казачьей духовности

        Казачество всегда базировалось на православной вере. В связи, с чем казачьим округам Обско-Полярной казачьей линии  необходимо:

-вести работу на укрепление единства и духовной общности в  сохранении и развитии русской культуры и языка, характеризующейся особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру;

-продолжить  начатую работу по  заключению  соглашений о намерениях или сотрудничестве, планах работы с  православными, общинами Салехардской и Новоуренгойской  епархии посёлков, городов и районов  Ямало-Ненецкого автономного округа;

-вести  организационную работу по установке  поклонных крестов,  строительству часовен, церквей в  населённых пунктах автономного округа, где  есть православные общины Салехардской и Новоуренгойской епархии, либо они формируются;

-совместно с православными общинами  необходимо  активизировать работу  по проведению крестных ходов, православных праздников, различных духовных мероприятий, организованных Салехардской и Новоуренгойской епархией на местах.  Регулярно совместно с православными общинами организовывать   субботники по  очистке территорий  церквей,   часовен и погостов. Организовать охрану  культовых сооружений; 

-привлекать казаков, молодёжь и детей казачьих семей для прохождения обучения в воскресных православных классах, школах;

-поддерживать деятельность атамана Надымского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска  Союза казаков России С.Н. Кришталя, который с благословения старцев организует крестные ходы  с Надымской  казачьей чудотворной иконой страстотерпца Царя Мученика Николая II. И иконами  Цесаревича, Алексея – последнего Верховного атамана казачьих войск России, Святых Преподобных Сергея Радонежского и Серафима Саровского; 

-продолжить работу по  сбору средств и объединению усилий всех заинтересованных  в возведении  казачьих православных часовен, поминальных крестов в Ямало-Ненецком автономном округе;

- совместно с православными общинами проводить работу по возрождению семейных ценностей, восстановлению своих родословных корней и активно использовать это в воспитании подрастающего поколения на основе духовных начал православия;

-создать реестры памятных мест связанных с казачеством и мест захоронений казаков на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включив в них и места захоронений казаков Обско-Полярной казачьей линии, выехавших с территории автономного округа или вывезенных к месту захоронения в другую местность. Определить  за кем из казаков, конкретно закреплено наблюдение за  состоянием захоронения и памятного места.

        

II   Возрождение патриотизма, как основы казачьего мировоззрения

    Для реализации этой цели  казачьим округам Обско-Полярной казачьей линии  необходимо на местах:

-проводить работу по развитию духовно-нравственных основ, традиционного образа жизни, форм хозяйствования и самобытной культуры сибирского  казачества в Ямало-Ненецком автономном округе;

-проводить работу по росту роли казачьих округов в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и его готовности к служению Отечеству;

- совместно с военными комиссариатами автономного округа проводить на местах работу по подготовке членов казачьих округов к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях и военизированных органах власти;

-участвовать в формировании мобилизационного людского резерва для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, создании эффективной системы воинского учета в казачьей среде;

-совместно с органами государственной и муниципальной власти Ямало-Ненецкого автономного округа  продолжить  работу по созданию  на местах системы кадетских казачьих классов, воскресных школ, казачьих молодёжных клубов, молодёжных центров гражданско-патриотического воспитания;

-развернуть работу по заключению соглашений  казачьими организациями Обско-Полярной казачьей линии со школами, классами казачьей направленности в средних общеобразовательных школах автономного округа, с патриотическими кружками и клубами, а также с органами государственной и муниципальной власти Ямало-Ненецкого автономного округа. При этом основываться  на  федеральном законе Российской Федерации от 19 мая 1995года, №82-ФЗ «Об общественных объединениях»   (ч. 2, ст. 17) (в редакции от 23 июля 2008года).  На федеральном  законе Российской Федерации  от 21 июля 2005года, № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями от 1 января 2009 года);

-активизировать работу по созданию детских казачьих структур  «Казачок», особенно при коллективах казачьей художественной самодеятельности;

-организовать  в 2014 году цикл мероприятий, посвященных 100-летию Первой мировой войне и героическому участию в ней казаков;

-организовать в 2014 году цикл мероприятий, посвященных 70-летию Арктического фронта;

- вести подготовительную работу и организовать в 2015 году цикл мероприятий, посвящённых 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отразив в ней участие казаков, ставших на защиту страны от немецко-фашистских захватчиков и проявив при этом  массовый героизм;

-организовывать совместные семинары, соревнования, встречи, лекции с участием  кадетов казачьих классов и членов кружков и клубов. Использовать при этом примеры героического жития,  воинские подвиги православных святых;

-организовывать регулярные встречи  кадетов, членов кружков и клубов с казаками, ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта, участниками боевых событий;

-организовывать и участвовать  в  праздновании дней воинской славы России, проводить казачьи смотры;

-совместно с военными комиссариатами автономного округа, проводить торжественные мероприятия «проводы в армию»  с приглашением кадетов и членов казачьих клубов и кружков;

-поддерживать общественные инициативы, направленные на патриотическое воспитание молодёжи и всех жителей Ямало-Ненецкого автономного округа;

-организовывать посещение  кадетами, объектов культурного наследия, памятников истории и культуры автономного округа и городов воинской славы. Формировать в обществе атмосферу уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов, проживающим на территории  Ямало-Ненецкого автономного округа и России в целом;

-повсеместно поддерживать работу поисковых отрядов, организованных в автономном округе;

-вести работу по пропаганде русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из языков международных организаций;

-вести работу по совершенствованию системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям, имеющимся в Ямало-Ненецком автономном округе. На законных основаниях противодействовать формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку.

 

III Развитие   казачьей культуры, спорта и научных исследований по вопросам истории становления и развития Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска

     Для этого казачьим округам Обско-Полярной казачьей линии  необходимо на местах:

-проводить совместно с органами государственной и муниципальной власти мероприятия, как регионального, так и межрегионального уровня. Участвовать в межрегиональном казачьем фестивале «Благовест» в Тюмени, Пасхальном  фестивале в Надыме, «Дмитровский субботе» и других фестивалях патриотической направленности, проводимых в автономном округе и за его пределами;

-создавать новые и всемерно поддерживать  действующие казачьи коллективы художественной самодеятельности на местах;

- активно поддерживать народный ансамбль казачьей песни «Любо!» Обско-Полярной казачьей линии, как основы  казачьего фольклорного   коллектива на Ямале.  Поддержать  руководителя народного ансамбля «Любо!» Н. В. Пермяковой  в работе по созданию  на базе народного ансамбля детской  группы;

-принять меры по организации  постоянно действующего  окружного  фестиваля на базе народных, казачьих и славянских  фольклорных коллективов автономного округа  в городе Салехарде под названием «Обдорская казачья застава»;

- организовать совместно с управлениями культуры городов и районов Ямало-Ненецкого автономного округа обучение художественных руководителей казачьих ансамблей на базе народного казачьего ансамбля «Любо!» Обско-Полярной казачьей линии в городе Салехарде;

-организовывать и регулярно проводить спортивные соревнования по казачьему многоборью и другим видам спорта, развивающим силу, выносливость, умение преодолевать препятствия,  получение навыков выживания в экстремальных арктических условиях, техническую грамотность будущих защитников  арктических просторов Российской Федерации;

-добиться, чтобы все члены казачьей общины Обско-Полярной казачьей линии имели казачью одежду установленного для Сибирского казачьего войска Союза казаков России  образца и строго этому следовали;

-продолжить   участие в  совместном научном проекте   Института гуманитарных исследований  Тюменского государственного университета и Обско-Полярной казачьей линии по теме: «Казачество Западной Сибири от Ермака до наших  дней: история, язык, культура»;

-наглядно показывать, что конкретно сохранилось от пребывания казаков на сибирской земле – исторической территории их расселения, степень сохранности традиционной сибирской казачьей культуры в условиях иной этнической культуры и, что нужно сделать для её сохранения; 

-организовать работу Обско-Полярной казачьей линии  совместно со специалистами окружного музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского.  Использовать то, что  антропологически, лингвистически, культурно и религиозно, сибирское казачество неоднородно и его языковое, историческое и территориальное поле насыщенно различными историческими и современными фактами, которые могут служить  дальнейшему развитию этой общности людей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;

-продолжить  выпуск  монографии казачьей направленности с  фотоиллюстрациями,  фольклорными материалами, видеофильмами используя для этого не только печать, но и лазерные диски;

-организовывать среди детей и молодёжи творческие конкурсы по историческим событиям, культуре, традициям казачества, родословной казачьих семей;

-развивать  у подрастающего поколения казачьей молодежи общероссийское гражданское самосознание; 

-принимать участие в программах в отношении соотечественников за рубежом и формировании положительного имиджа  Российской Федерации и российского казачества  за рубежом;                                                                                      

-поддержать атамана Губкинского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего округа Союза казаков России  С.А.Серегина  в работе по возведению строений казачьего куреня и созданию  музея казачьего быта в городе Губкинском. 

 

IV Работа казачьих округов ОПКЛ по вхождению во властные структуры различного уровня государственной и муниципальной власти

     Казачьим округам Обско-Полярной казачьей линии необходимо на местах:

-разработать  планы мероприятий по подготовке к выборам в законодательный (представительный) орган государственной  власти  Российской Федерации, автономного округа и местного самоуправления городов, районов и поселений. Продолжить партнёрские отношения с политической партией «СПРАВЕДЛИВАЯ  РОССИЯ», которая стоит на позиции человека труда и с которой Обско-Полярная казачья линия имеет соглашение о сотрудничестве;

-активизировать работу на местах по поиску казачьих сторонников среди людей авторитетных и уважаемых. Привлекать их  для совместного участия в избирательных кампаниях различного уровня;

-провести работу на местах по заключению соглашений   о сотрудничестве с общественными организациями и движениями, которые разделяют направления отражённые в настоящей концепции;

-подготовить списки кандидатов в депутаты из наиболее подготовленных казаков и через соответствующую политическую структуру включать их в списки для дальнейшего  избрания. Активно содействовать этому и  участвовать в избирательных кампаниях на местах. Провести с казачьим активом учёбу по предстоящим выборам в представительные органы власти различных уровней; 

-добиваться избрания своих депутатов, глав администраций различного уровня, чтобы, обладая властными полномочиями решать стоящие перед казачьими общинами задачи во имя, во благо, во славу России, Ямала и всех народов, живущих в Ямало-Ненецком автономном округе.

       Настоящая концепция разработана на основании  прав, свобод и обязанностей граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. На праве  определения своей национальной принадлежности, праве на  свободу деятельности общественных объединений, на праве быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.  На праве участвовать в референдумах и иметь равный доступ к государственной и муниципальной службе.

        В тексте концепции использованы положения  Устава Всероссийской общественной организации Союза казаков России, Уставов  Сибирского казачьего войска и Обско-Полярной казачьей линии.

 

Атаман Обско-Полярной казачьей линии,

полковник Союза казаков России, депутат,

Законодательного Собрания

Ямало-Ненецкого автономного округа,

кандидат юридических наук                                               В.И. Степанченко

 



[1] Справочная правовая электронная система Консультант Плюс

[2] Там же

[3] Там же

[4]Обращение Верховного Атамана Союза Казаков России к Атаманам, казакам и казачкам Общероссийской Общественной организации «Союз казаков» в канун Нового 2011 года. Москва. Архив автора.

[5]В Кабардино-Балкарии обсудили пути поддержки казачества. Казачий Информационно-Аналитический Центр. htt:// www.kazak-center./news

6 Беглов  А. Письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву заместителя Руководителя Администрации Президента РФ  от 14 декабря 2010 года № А1-6926б

 

 

7Казачья энциклопедия. М.:Воениздат,1996 

С.3, htt://sarkel.ru/istoriya/gramota_rossijskogo_pravitelstva_kazachim_vojskom 1919

8Журнал «Казачьи Думы». София, 1923 год, №5Куницын И.И. Донское казачество и Россия.//Родимый край. Париж. Январь-февраль 1967 год, № 68

9Казачья жизнь. Провиденс (США), апрель-июнь 1987 года, № 271

10 Справочная правовая электронная система Консультант Плюс

11 Там же

 

 

 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Обновление от 15.12.2017г. Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва, посвящённый 435-й годовщине Сибирского казачьего войска 7 октября 2017 г.
ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО АТАМАНА С 435-Й ГОДОВЩИНОЙ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Обновление от 14.12.2017г. ПОСВЯЩЕНИЕ АТАМАНАМ
СЕРДЦЕ МАТЕРИ
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика