ПИСЬМО Первому заместителю директора Департамента международных и внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа С.Р. Урамаеву
ПИСЬМО
Первому заместителю директора Департамента международных и
внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного
округа С.Р. Урамаеву
Уважаемый Сергей Рафаилович!
Благодарю Вас, за представленную возможность ознакомится с проектом Концепции становления и развития казачества на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – проект Концепции). Прежде чем говорить о её деталях хочу обратить Ваше внимание на ошибки и неверное отображение исторических фактов возрождения казачества на Ямале.
Во-первых, утверждение Президентом РФ концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества состоялось не 3 июля 2008 года, 2 июля 2008 года, № Пр-1355. При этом обращаю Ваше внимание в том, что концепция, утверждённая Президентом Российской Федерации, даже в названии отражает государственную политику в отношении всего российского казачества, а не только её части (реестра).
В представленном же Вами проекте Концепции на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, начиная с первого раздела, упор сделан только на казачьи общества и штаб Обско-Полярного окружного (отдельского) казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества. К сожалению, проект Концепции совершенно не учитывает ту работу, которую проводили, и будут проводить казачьи общины Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России, стоявшие у истоков возрождения казачества, как в России, так и на Ямале.
В этой связи совершенно не корректно забывать об этом и присваивать в пункте 2 проекта Концепции начало возрождения казачества, организации, которой на тот период не существовало. Подтверждением тому являются публикации в СМИ. (Возрождение казачества.//Полярный Круг от 24 октября 1992 года, № 31, Назовские казаки, кто они?//Полярный Круг от 6 ноября 1992 года, № 33). История возрождения современного казачества на Крайнем Севере описана и в опубликованных статьях региональной научно-практической конференции «Страницы истории Ямала в архивных документах» 20 мая 2004 года. (Научный Вестник. Выпуск 5(31). – Салехард: 2004), международной научно-практической конференции в городе Тюмени 31 октября 2009 года «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура» (Сборник с резолюцией был направлен губернатору ЯНАО. Письмо от 18 января 2010 года.), в материалах Всероссийской научно-практической конференции 28-29 октября 2010 года. Кроме того, в моих публичных работах «Казачьему роду нет переводу!» – СПб, 2001 года, а так же в Части I Словника «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. – СПб, 2009 года. Этапы возрождения казачества зафиксированы и в других источниках, в том числе и в энциклопедии Ямало-Ненецкого автономного округа. (Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. Т.2. С. 7-8, 232; Т.3. С.252.)
Вызывает недоумение некорректное представление численности казачьих объединений, так как эти данные не отражают суть и подход в их составлении. К примеру, у реестровых образований в список включаются женщины и кадеты, а в казачьих общинах только мужской состав общины. В результате идёт полное несоответствие действительности. И что самое пагубное, делаются неадекватные выводы, на основании которых строится программа действий. Так же, к примеру, как и на уровне федерального Совета, когда его председатель заявляет, что казаков в России около 7 миллионов (Российская газета. 26 мая 2010 года. Интервью председателя по делам казачества при Президенте РФ А.Д. Беглова). При этом прошедшая перепись 2002 года зафиксировала, что к казакам себя отнесли всего 140 тысяч граждан России. (Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – М.: 2003). В этой ситуации для объективного подхода в вопросах казачества уместно бы руководствоваться адекватной и идентичной численностью казаков на Ямале и итогами нынешней переписи.
Повторю, что строить работу с казачеством на основе разделения, а не объединения всех потомков казачьих родов неверно и в априори пагубно, в первую очередь для казачества. Поэтому в концепции должны отражаться не только реестровые казачьи объединения, но и казачьи общины Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России. Для этого мною предлагался проект Соглашения, в котором были бы определены направления деятельности, как администрации автономного округа, так и, имеющихся в Ямало-Ненецком автономном округе казачьих объединений (Письма от 22 апреля 2009 года, исх. № 3.2-18-949 и от 17 сентября 2010 года, исх. № 10-ВС). Полагаю, что такое направление работы органов государственной власти автономного округа способствовало бы постепенному сближению существующих в настоящее время казачьих объединений. Для этого прилагаю и направленную ранее вице-губернатору автономного округа 20 октября 2008 года Концепцию развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2013 годы. Кроме того, в ходе разработки Концепции необходимо учитывать возможные экономические затраты, которые должны быть просчитаны и реально учтены. Иначе получится, что желаемое будет выдано за действительное.
С уважением, атаман Обско-Полярной казачьей линии, депутат Законодательного
Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук
В.И. Степанченко. 8 ноября 2010 года, исх. № 23-ВС.