Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Православие в казачестве.

Православие в казачестве.

(Степанченко В.И. «Говорим. Гутарим, балакаем и применяем!..» Часть I. Словник. СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО «КОСТА», 2009. – 176с.)

 

Аллилуйя

Библейское выражение, означающее «хвалите Господа». Входит в состав богослужебных чинов, молитвенного правила и акафистов. В православной церкви аллилуйя трегубая, тоесть поется трижды, в отличие от старообрядческой церкви, где ее поют дважды (сугубая аллилуйя).

 

Алтарник

В современной русской церковной практике помогающий в алтаре. В обязанности входит: перед службой готовить облачение для священников и диаконов, зажигать лампады в алтаре и на иконостасе; перед литургией готовить просфоры, вино, воду, теплоту, кадило.

 

Алтарь

 

 

 

 

 

Аминь

Возвышенное место для жертвоприношения, священная часть храма. В православной церкви расположен в восточной части и отделен от основного пространства храма иконостасом. В алтаре находятся престол, жертвенник, горнее место, необходимые богослужебные предметы и священные сосуды.

 

Истинно, воистину так на церковнославянском.

Апостол

Богослужебная книга, содержащая деяния святых апостолов, соборные послания и послания апостола Павла, входящие в Новый Завет Святого Писания. Книга разделена кроме обычных глав и стихов на «зачала», с указанием, когда и какое зачало читать. Чтение апостола входило в систему народного обучения грамоте наряду с часословом.

 

Архимандрит

В настоящее время в Русской Православной Церкви (РПЦ) – высший сан для монашествующих пресвитеров.

 

Архипастырь

Высшая степень священства, то же, что архиерей или епископ.

 

Архистратиг

В Библии так назван Архангел Михаил

(«вождь воинства Господня» - Нав. 5.14.), так как он возглавил ангелов в их борьбе против Диавола и объединившихся вокруг него темных сил.

 

Белец (белица)

Понятие, очевидно, возникло как противопоставление чернецу тоесть монаху. В русском языке имеет несколько значений:

  1. Люди, живущие в миру, в отличие от монахов, миряне вообще.

  2. Мирские люди, живущие в монастыре и готовящиеся принять монашеский постриг.

  3. Духовенство, не имевшее монашеского пострига (белое духовенство).

 

Библия

Священное писание христианской религии, собрание книг, содержащих истины религиозно-нравственного характера, признаваемые Церковью боговдохновенными, сообщенными свыше по-особому божественному откровению. Библия разделяется на две части - Ветхий и Новый Завет; к первому принадлежат книги, написанные в дохристианские времена, ко второму – книги, написанные боговдохновенными мужами христианской церкви – евангелистами и апостолами. Употреблявшаяся на Руси православной церковью Библия печаталась на церковно-славянском языке. С начала 19 века Библейское общество издало Библию на языках некоторых народов, населявших Российскую империю. В 1818 году был издан русский перевод Четвероевангелия параллельно с церковно-славянским текстом, затем издавались на русском языке древние книги Нового Завета, причем в нескольких переводах, в 1868-1875 годах вышли все книги

Ветхого Завета, а в 1876 году появилась первая полная Библия на русском языке, изданная в одном томе. Как отдельными частями, так и целиком на русском, церковно-славянском и многих языках народов Российской Империи Библия переиздавалась множество раз, большими тиражами и была широко распространена в народе, составляя популярное чтение.

 

Благовест

Колокольный звон в православном храме: мерные удары в один большой колокол для созыва верующих к богослужению. В воскресные дни Великого поста производится постный или редкий благовест меньшим по величине колоколом.

 

Благовещение

Один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию Благовестие архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии. Согласно Евангелию (Лк. 1. 26-28), архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостною вестью о том, что от Неё родится Спаситель Мира.

 

Благодать

Нетварная Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку, а человек ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения.

 

Благословение

Пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов.

 

Благочиние

Часть территории епархии во главе с благочинным.

 

Благочинный

Административно-должностное лицо в Русской Православной Церкви, возглавляющее один из округов, на которые разделены епархии. Существуют также благочинные монастырей, несущие ответственность за порядок богослужения, благочестие и нравственность братии.

 

Брак

Церковное таинство, соединение двух лиц в семейный союз. Заключается путем венчания. Для вступление в брак требовалось достигнуть определенного возраста: в 18 веке для жениха - 15 лет, для невесты – 13, с 1830 года соответственно 18 и 16 лет; епархиальное начальство дозволяло вступление в брак, если брачующимся недоставало 6 месяцев до достижения нужного возраста.

Офицерам запрещалось вступать в брак ранее 23 лет и до 28 лет они должны были получать разрешение начальства, а также с 1837 года предъявлять реверс (имущественное обеспечение).

Предельным возрастом было 80 лет, но с 60 лет требовалось разрешение архиерея. Нарушение этих условий влекло уголовную ответственность вплоть до заключения в тюрьму на 2-4 месяца и признание брака недействительным. Необходимо было также взаимное согласие брачующихся (с 1724 года было запрещено родителям и помещикам принуждать детей или крепостных к браку), согласие родителей или опекунов, а для крепостных – их помещиков. Согласие начальства требовалось: с 1722 года для гардемаринов, с 1749 года для служащих в ландмилиции, с 1764 года для всех офицеров, с 1782 года и для гражданских служащих.

Препятствием к вступлению в брак признавались душевные болезни, родство кровное в первый 4-х степенях и свойство троюродное. В прочих случаях родства и свойства требовалось разрешение архиерея.

Брак лиц разных вероисповеданий разрешался при условии, что венчание, а также крещение и воспитание детей будут совершаться по правилам православной церкви. Запрещались браки православных и католиков с нехристианами. Муж сообщал жене свое гражданское (сословное) состояние. Место жительства жены зависело от мужа. Имущественной общности не устанавливалось.

 

Братия

Сообщество монахов монастыря, имеющее некоторые права самоуправления.

 

Бурса

Общежитие при семинарии для учащихся. Возникла в 17 веке при Киевском братском училище (позднее – Киевской духовной академии).

 

Введение

 

 

 

Велий

Введение во Храм Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых церковных праздников (21 ноября/4 декабря).

 

Великий на церковнославянском.

Великая пятница

Великий пяток, название пятницы Страстной седмицы. На утрене (в четверг вечером) читаются «Двенадцать Евангелий», на вечерне выносится плащаница. Литургии не бывает, читаются только Часы.

 

Великая седмица

Название Страстной седмицы. Каждый ее день называют Великим.

 

Великая четыредесятница

Смотри Великий пост.

 

 

Великий пост

Время строгого воздержания, приготовляющее христиан к встрече Пасхи. Начинается с понедельника, названного в народе «чистым». Не считая Вербного воскресенья, на Великий пост приходятся пять воскресений, из которых каждое посвящено особому воспоминанию. По понедельникам, вторникам и четвергам, если не выпадает какого-либо праздника, не бывает литургии, а читаются Часы, по средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров. Особенной службой отличаются: пятница первой седмицы Великого поста (память Феодора Тирона и благословение колива); четверг пятой седмицы, (чтение Великого канона) и суббота акафиста той же седмицы.

 

Великий четверг

Название четверга Страстной седмицы, в эти дни все христиане стараются поучаствовать в таинствах исповеди и Святого Причастия. По этому еще этот день называют чистым.

 

Великомученик

В христианской церкви – христианин, претерпевший за веру особенно тяжкие и продолжительные муки.

 

Венок

Символ победы над смертью и дьяволом.

 

Венчание

Церковная церемония совершения таинства брака. Являлось единственным способом установления брачного союза для лиц всех христианских исповеданий. Венчание совершалось в храме, обязательно днем, между литургией и вечерней, в присутствии сочетающихся. Вне храма венчание допускалось в исключительных случаях, с благословения архиерея. В наиболее важной части чина священник, благословив обрядовую чашу, трижды заставляет венчающихся испить из нее и, соединив их руки на епитрахили, трижды ведет их вокруг аналоя при пении хора «Исайе ликуй».

 

Вера, Надежда, Любовь, Софья

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья Пострадали за отказ отречься от Христа (17/30 сентября).

 

Вербная неделя

Название недели накануне Пасхи. Шестая неделя Великого поста.

 

Вербное воскресенье

Название воскресенья за неделю до Пасхи,

один из двунадесятых церковных праздников. Вход Господень в Иерусалим.

 

Вериги

Металлические предметы, носившиеся на голом теле монахами, а иногда и мирянами для умерщвления плоти. Чаще всего – железная или чугунная доска с изображением креста, закрепленная на груди или спине при помощи цепей.

Вертеп

Большой ящик с марионетками, управлявшимися через прорези в дне. В вертепе разыгрывались представления на тему Рождества Христова.

 

Вечерня

Богослужение, совершаемое вечером накануне празднуемого дня. Состоит из девятого часа собственно вечерни и повечерия.

Воздвиженье

 

 

 

Воздухи

День Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня – один из двунадесятых церковных праздников (14/ 27 сентября). Постный день.

 

Покрова для сосудов со святыми дарами.

Вознесение

Один из двунадесятых церковных праздников, отмечают на сороковой день после Пасхи.

Выменять образ

Купить икону. Считалось, что торговать святынями – грех, поэтому употреблялось выражение «выменять образ».

Высокопреосвященство

Ваше высокопреосвященство, обращение к любому из епископов.

Высокопреподобие

Ваше высокопреподобие, обращение к архимандритам, игуменам, протоиереям.

Гайтан

Шнурок для нательного креста или ладанки.

Говеть

Поститься и ходить в церковь.

Голубь

 

 

Горнее место

 

Дароносица

Символ святого Духа или символ невинной христианской души.

 

Возвышение за престолом в алтаре.

 

Сосуд, в котором хранятся святые дары.

Дата «от сотворения мира»

Для перевода на современное летоисчисление необходимо из древней даты вычесть 5508.

Двузвон

Колокольный звон в храме сразу во все колокола дважды с небольшим перерывом; в народе назывался вторым звоном. Совершался после чтения шестопсалмия на всеобщем бдении.

Духов день

Второй день на Троицу. Посвящается святому Духу и празднуется на следующий день после Троицы.

Елей

Оливковое (деревянное) масло. Применяется при церковном таинстве елеопомазания.

Епархия

Административно-церковная единица. Границы епархии обычно совпадали с границами губернии; возглавлялась епархиальным архиереем, обладавшим полнотой церковной власти на ее территории. Административное и судебное управление принадлежало епархиальной консистории. Епархия делилась на благочиния и церковные приходы.

Епископ

Высшее лицо в церковной иерархии, находившееся в епископской степени священства. К епископу в православной церкви принадлежали собственно епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи. Хотя канонически этого не требовалось, обычно епископы были из черного духовенства, с высшим духовным образованием. Епископы возглавляли епархии. Обладая полнотой благодати, они совершали все таинства. При богослужении епископ надевал митру, саккос и омофор, возлагал на грудь панагию, в руки брал посох – символ пастырской власти; в торжественных случаях покрывался мантией.

Епитимья

Добровольное исполнение исповедавшимися, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия: продолжительной молитвы, милостыни, усиленного поста, паломничества и др. в католической церкви епитимья рассматривалась как наказание за грехи, мера карательная, в православной – как воспитательная. Карательный характер в православной церкви епитимья имела, если назначалась по приговору гражданского суда за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние, убийство и другое, причем способы ее исполнения и наблюдения за ним определялись епархиальным начальством.

Епитрахиль

Часть богослужебного облачения православных священников и епископов. Обычно представляет собой парчовую полосу ткани, украшенную шитыми золотом крестами и лентами с бахромой внизу. Надевается на шею, свисая спереди, и застегивается на металлические пуговицы-бубенчики либо сшивается. У священников надевается под ризу, у епископов под саккос. Богослужение может совершаться только при епитрахили. На исповеди священник накрывает епитрахилью голову кающегося, при венчании – руки сочетающихся браком.

Игумен

Настоятель монастыря, обычно третьеклассного. Как правило, избирался братией. Игумен был в сане иеромонаха и носил посох.

Иерей

В православной церкви священник, лицо, принадлежащее ко второй пресвитерской степени священства. В иереи рукополагали при особом обряде лиц, женатых первым браком, окончивших семинарию. Иерей был главным лицом при богослужении на приходе; мог благословлять мирян и совершать все требы и таинства, кроме мироосвящения и рукоположения в иереи. Овдовевший иерей не мог жениться и нередко постригался в монахи.

Иеродиакон

Монах, рукоположенный в диаконы. Иеродиакона участвовали в богослужении.

Иеромонах

Монах, рукоположенный в иереи, священники. Обычно иеромонах был из числа лиц, окончивших семинарию. В монастырях иеромонахи совершали богослужения. Были также полковыми и корабельными священниками, так как в плавание и поход военный священник не мог брать с собой жену.

Камиловка

 

 

 

 

Кафедральный собор

Высокая бархатная шапка в виде расширяющегося кверху цилиндра. Даётся священнику как награда. Камиловка священника имеет фиолетовый цвет. У монахов она чёрного цвета.

 

Храм, где богослужение совершает епископ.

Киворий

 

 

 

 

 

 

Клобук

Сень, навес на столбиках, обычно резной, увенчанный крестом, расположенный над престолом в алтаре храма либо на улице, над водосвятной чашей.

Дарохранительница, обычно в виде голубя, подвешенная над престолом под сенью.

 

Монашеский головной убор.

Колядование

Народный обычай в Рождественский и

Крещенский сочельники и на Васильев вечер (под Новый год). Группы молодежи, детей обходили дом за домом, исполняя различные шуточные, прославляющие, поздравительные припевки-колядки. Славильщикам за это давались подарки, обычно снедь, небольшие суммы денег. На Рождество ходили со звездой.

Красная горка

Народное название воскресенья, которым заканчивается Светлая седмица, Пасхальная неделя. В большинстве мест на Красную горку справлялись свадьбы, так как этот день считался счастливым для вступающих в брак. Красная горка считалась девичьим праздником.

Красный звон

 

 

 

 

Крещение

Колокольный звон в кафедральных соборах, монастырях, где имеется много колоколов. Совершается несколькими звонарями; производится в великие церковные праздники, при торжественных событиях.


Отмечается православными верующими особым ритуалом омовения в «Иордане», тоесть окунанием в день Крещения (19 января) в освящённую воду.

Крылошанин

Клирошанин – церковный прислужник, певчий на клиросе (боковом возвышении) во время церковной службы.

Кутья

Поминальная каша, сваренная на меду из пшеницы, полбы, риса, с изюмом.

Ладан

Благовоние, употребляющееся для каждения при богослужении, крупицы высохшего сока некоторых восточноафриканских растений.

Ладанка

Мешочек со щепоткой родной земли, с могилы родителей, ладаном из приходской

церкви или иной святыней. В далеких походах казаки на шее носили вместе с крестом и ладанку.

Лампада

Небольшой стеклянный стаканчик с фитилем

в ажурном металлическом вместилище. Подвешивается на цепочках перед иконами и наполняется лампадным или гарным маслом.

Лев

Символ силы и могущества.

Лилия

Символ чистоты.

Масленица

Сырная неделя, неделя за 7 недель до Пасхи, приходилась на период с конца февраля до начала марта. В воскресенье самый разгульный народный праздник. Накануне начинали печь блины и посылали мальчиков с блинами скакать по огородам верхом на кочерге или ухвате, с припевками прощаться с зимой. С субботы начинали праздновать малую масленицу. Последнее воскресенье перед масленицей называлось мясным: в последний раз ели мясо, так как на масляной можно употреблять только молочные продукты и рыбу.

Каждый день недели имел определенное название: понедельник – встреча, вторник – заигрыш, среда – перелом, четверг – широкий, пятница – тещины вечера, суббота – проводы, воскресенье – прощённое; вся же неделя называлась честной, широкой. Дети в первый день масленицы обходили дома с поздравлениями, за что получали блины. Дети всю неделю, взрослые со среды-четверга устраивали катания, если не на лошадях, то хотя бы с гор на ледянках. Особенно принято было катание молодоженов, им вообще оказывали особое внимание. Важным событием было посещение молодым зятем тещи; для него устраивалось угощение. В среду зятья гостили у тещ, в пятницу тещи приходили к зятьям. Самый загул был в четверг. Нередко устраивались кулачные бои. На масленицу также делали из соломы огромную куклу, кострому, обряженную в женскую одежду, и возили ее на санях; с утра в воскресенье ее сжигали. В воскресенье ходили на кладбище, оставляя на могилах блины, просили прощения друг у друга за нанесенные обиды.

Миро

 

 

 

 

 

 

 

Мирница

Вещество, используемое христианской церковью в таинстве миропомазания. Состоит из оливкового масла, белого виноградного вина, ладана, некоторых трав, корений и масел, всего из 27-31 компонента. Миро изготавливается при особом обряде мироварения и хранится в храме на престоле в особой мирнице. Освящается Патриархом.

 

Сосуд для хранения мирры - благовонного масла.

Митра

 

 

Молитвословик

Головной убор высшего духовенства, который обычно одевался во время богослужения.

 

Молитвенник.

Наперсный крест

Небольшой металлический, украшенный финифтью серебряный золоченый крест на цепочке, завязанной узлом, надеваемый на шею иереев, иеромонахов и епископов и располагающийся на груди (персях). Священники, преимущественно полковые, находившиеся на поле боя, получали в виде награды наперсный крест на Георгиевской ленте с изображением памятной медали в центре креста.

 

Напрестольное Евангелие

Евангелие большого формата, в богато украшенном переплете с металлическим окладом и финифтяными изображениями Иисуса Христа и евангелистов. Хранится в храме на престоле и используется при богослужении.

 

Напрестольный крест

Крест с изображением распятия и с небольшой ручкой, находящийся на престоле в алтаре храма. Используется при богослужении, в частности, к нему подходят верующие после литургии. Обычно серебряный, золоченый, орнаментированный.

Олень

Символ апостола или кающегося святого.

Оливковая ветвь

Символ вечного мира.

Орел

 

Отец крестный

 

 

Отче наш!

Символ юности.

 

Восприемник у купели.

 

 

МОЛИТВА:

Отче наш, Иже еси на небесях!

Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный дажь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки . Аминь!

Павлин

Символ бессмертия.

 

Пальма

Символ победы.

 

Панихида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасхалия

Богослужение по умершим, заупокойная служба. Кроме панихиды по каждому умершему, совершаются общие или вселенские панихиды по всем ранее усопшим: в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 2-ю, 3-ю и 4-ю недели Великого поста. В 1769 году установлено поминовение православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. 1-3 раза в месяц совершались по всем храмам Царские панихиды – поминовение усопших членов Императорской фамилии. Панихиды по умершим совершаются в день погребения, до выноса тела из храма, а также в 3-й, 9-й, 20-й и 40-й дни по смерти, в дни рождения, именин и смерти.

 

Переходящие праздники, связанные с Пасхой.

Так, Вход Господень в Иерусалим празднуется за семь дней до Пасхи, в воскресение.

Вознесение Господне празднуется на сороковой день после Пасхи, всегда в четверг.
Пятидесятница (День Святой Троицы), основание Церкви празднуется на пятидесятый день после Пасхи, в воскресение.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ

ПАСХИ 2009-2020 годы

2009год-19 апреля;

2010год-4 апреля;

2011год-24 апреля;

2012год-15 апреля;

2013год-5 мая;

2014год-20 апреля;

2015год-12 апреля;

2016год-1 мая;

2017год-16 апреля;

2018год-8 апреля;

2019год-24апреля;

2020год-27апреля.

Патриарх

Глава православной церкви.

Петух

Символ воскресения.

Подъячий

Канцелярский служитель в приказе 17 века, помощник дьяка. Термин широко употреблялся в быту и в 18-19 веках применительно к канцелярским служителям.

Покров

Название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября). В

народе особо отмечался в связи с полным окончанием осенних работ и переходе к зиме.

Послушник

Человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Просвирка

Просфора, хлебец в церковном обряде.

Прощеное воскресение

Последнее воскресенье перед Великим постом, когда верующие должны быть особенно смиренными и просить прощения у близких за причинённые обиды.

Псаломщик

Звание церковнослужителя. С 1855 года давалось всем состоявшим при храмах причетникам. На псаломщика под наблюдением и по распоряжению священника возлагались чтение и пение на клиросе, сопровождение священника при посещении прихожан для исполнения треб, ведение метрических и обыскных книг, исповедных росписей, клировых ведомостей и других дел.

Псалтырь

Псалтирь, богослужебная книга псалмов. Книга разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на 3 «славы». Псалтырь «следованная», кроме того, содержит Часослов, тропари и кондаки, выбранные из всех богослужебных книг, и все молитвословия, читающиеся при таинстве причащения. По покойнику псалтирь читалась родственниками или специально приглашенными чтецами круглосуточно, до погребения. Чтение псалтыря входило в систему народного обучения грамоте.

Птица Феникс

Символ воскресения.

Разговеть

Употреблять в первый раз пищу, которая была ограничена во время поста.

Руга

Добровольное пожертвование в пользу церкви.

Святая неделя

 

Святки

Первая неделя Пасхи.

 

В православной церкви – 12 дней от Рождества Христова (27 декабря/7 января) до Крещения Господня (6/19) января. Были праздничным временем, особенно весело отмечавшимся молодежью, устраивавшей посиделки, игры, колядования. Колядования на святки происходили трижды: в Рождественский сочельник, Крещенский вечер и в канун Нового года. На святки ходили со «звездой», «славили» трех царей (волхвов), поздравляли и славили хозяев; нередко по домам ходили ряженые, иногда устраивались шуточные представления вроде знаменитых народных драм «Царь Максимилиан» или «Лодка», демонстрировали вертеп, связанный с рождением Христа.

Святцы

Список Святых, составленный в календарном порядке. Отдельное издание именовалось месяцесловом.

Священномученик

В христианской церкви духовное лицо, чаще всего епископ, претерпевший муки за веру.

Седмица

Семь дней недели.

Сочельник

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Складень

Канун Рождества Христова в ночь с 24 на 25 декабря (Рождественский сочельник) либо Богоявления (Крещения Господня) в ночь с 6 на 7 января (Крещенский сочельник) – период строгого соблюдения поста, когда не ели вообще до появления первой звезды. Главным торжественным кушаньем на разговенье была

кутья. Непременной принадлежностью стола было также печенье в форме маленьких коров, овец и пастухов; оно посылалось родным и близким, его хранили до Крещения, а в Крещение после водосвятия размачивали в

святой воде и давали скоту. Вечером в сочельник молодежь колядовала, поздравляя под окнами хозяев, за что полчала подарки в виде съестного, или небольшой суммы денег.

 

Иконы, писаные на двух или трёх складывающихся створках.

Спас первый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старинная казачья молитва, известная на Дону и Урале.

Спас медовый, народное название дня 1/14 августа – праздника происхождения (изнесения) древ Креста Господня. Начало Успенского поста. Первые 2-3- недели августа назывались спасовками. Начинали ранний посев озимых, готовили гумна и овины, собирали горох. К этому времени поспевала малина и, начинался ее сбор, собирали также черемуху, пока не осыпалась. Пчельники подрезали соты, иначе чужие пчелы весь мед повытаскивают. Разрешалось, есть первый мед, который освящался в церкви. На Спас первый были повсеместные крестные ходы на воду и в последний раз за лето купали лошадей. 14 августа отмечается Медовый Спас, 19-го – Яблочный, а 29-го – Хлебный или Ореховый. На самом деле первый праздник именуется «Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня, второй – «Преображение Господне», а третий – «Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя». Тем не менее, более привычные простым людям названия считаются вполне допустимыми, так как уходят корнями в народные традиции. Эти праздники обрамляют Успенский пост (начинается 14 августа и длится две недели).

 

Господи, Иисусе Христе, Царица Небесная!

Спасите и сохраните нас от копья и меча,

огня и потопа, сглаза, страха и хвори.

Аминь!

Страстная седмица

Последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о страстях, мучениях

Господних. Все её дни называются Великими.

Третий Спас

Ореховый Спас, хлебный Спас, народные названия дня Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа (16/29 августа). Начинался сбор созревающих орехов. Из муки нового урожая пекли пироги, варили толокно. На ярмарках и торжках начинался оживленный торг холстами.

Трикирии

Подсвечники с тремя свечами в честь троицы.

Херувимы

Один из девяти чинов ангельских: второй чин первой степени (Серафимы, Херувимы, Престолы). Находясь в непосредственном общении с Богом перед его престолом, Херувимы отражают неприступное величие Бога и его Славу, проникая в тайны спасения людей. Изображаются в виде лика с шестью пурпурными крыльями.

 

Хоругвь

Род знамени на древке, с изображением Христа, используется при крестных ходах, хранится в храме близ алтаря.

Храм

Название любой церкви: приходской, соборной, кафедрального собора.

Христосование

Обряд на Пасху, когда верующие произносят «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!», трижды целовались и обменивались крашенными пасхальными яйцами. Обряд происходил повсюду.

При дворе христосование продолжалось три дня и длилось часами. После заутрени в церкви Зимнего Дворца христосовались с императором все сановники, чины Свиты и придворное духовенство, а во дворце – представители всех частей гвардии и петербургского гарнизона, в том числе от каждой роты её фельдфебель, унтер-офицер и рядовой, весь Конвой Его Величества, все чины, бывшие в пасхальную ночь в карауле во дворце, придворные певчие, дворцовая прислуга – всего несколько тысяч человек. Каждый трижды обменивался с Императором поцелуем и получал из его рук большое фарфоровое яйцо работы Императорского фарфорового завода. Если при этом присутствовала Императрица, то каждый, похристосовавшись с Императором, целовал ей руку и также получал от неё яйцо. Солдаты, руки которых были заняты головными уборами, ружьями или холодным оружием, должны были специально обучаться христосоваться, чтобы не выронить яйцо.

Царские врата

 

 

 

 

 

 

 

Церковные непереходящие праздники

Центральные двустворчатые двери в иконостасе, ведущие в православном храме к престолу; дверной проем, кроме того, закрывается матерчатой завесой. В ходе божественной литургии Царские врата раскрываются, а в особые моменты «раздирается» (раскрывается) и завеса. Входить в Царские врата и проходить между ними и престолом могут только священнослужители.

 

Двунадесятые непереходящие праздники:

 

7 января/25 декабря/ - Рождество Христово;

19(6)января - Крещение Господне. Богоявление;

15(2) февраля - Сретение Господне;

7апреля(25марта) - Благовещение - Православной Богородицы;

19(6) августа Преображение Господне;

28(15) августа - Успение Пресвятой Богородицы;

21(8) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы;

27(14) сентября - Воздвижение Креста

Господня;

4 декабря(21 ноября)- Введение во храм Пресвятой Богородицы.

 

Великие праздники.

 

14(1) января - Обрезание Господне и память святителя Василия Великого;

7 июля(24июня)- Рождество Иоанна Предтечи;

12 июля(29июня)- святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

11 сентября(29августа)- Усекновение главы Иоанна Предтечи;

14(1)октября - Покров Пресвятой Богородицы.

(Первое число – дата по новому стилю, второе в скобках число по старому стилю.)

Чистый понедельник

Первый день Великого поста, его Соборной недели. Крестьяне в этот день чистили зубы, мылись в банях, кое-где дети в этот день прощались с масленицей.

Чистый четверг

Смотри- Великий четверг.

Яблочный Спас

Народное название великого двунадесятого церковного праздника Преображения Господня (6/19 августа). Рвали и освящали в храмах яблоки; считалось. На Севере, где не было яблок, справляли «Горохов день»: в гороховом поле потчевали друг друга горохом, пели песни, совершали молебны. Яблочный Спас считался лучшим сроком для второго посева ржи.

Якорь

Символ христианской надежды.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика