Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

К 30-ЛЕТИЮ КАЛМЫЦКОГО КАЗАЧЬЕГО ОКРУГА. КАЛМЫЦКИЕ КАЗАКИ

«ПРИМОРСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»

от 25 января 2020 года   №3  (1-я часть)

 

К 30-ЛЕТИЮ КАЛМЫЦКОГО КАЗАЧЬЕГО ОКРУГА.

КАЛМЫЦКИЕ КАЗАКИ

Исторически существуют казаки родовые и приписные. Родовые – это потомственные, а приписные – пожалованные, как правило, государем императором, в это сословие. Казаки-инородцы и иноверцы всегда относились к приписным. В настоящее время многие, увидев человека в казачьей форме, считают, что это казак, а это не совсем так. Большинство реестровых казаков в настоящее время относятся не к казакам, а к членам казачьих обществ, т.е. тоже к приписным.

 Пожалуй, одними из первых казаков-инородцев были калмыки. Предки их – ойраты, проживая на обширной территории современных Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии и России, в XVI веке мигрировали из Джунгарского ханства. Это ханство занимало земли от Тибета и Китая – на востоке, до Сибири – на севере, от Урала – на западе, до Хивинского и Бухарского ханств – на юге. Мигранты-калмыки (ойраты) начали заселять территории между Доном и Волгой в конце XVI – начале XVII века. Совсем малая их часть обосновалась в районе Иссык-Куля, где их называют калмаками. Сами калмыки называют себя хальмг. Происхождение этого слова восходит к тюркскому «остаток» или «отколовшиеся», так как калмыки были той частью ойратов, которая не приняла ислам. В 1608-1609 годах калмыки впервые принесли присягу на подданство русскому царю.

Царское правительство официально разрешило калмыкам кочевать в низовьях Волги во второй половине 40-х годов XVII века. Историки недаром считают XVII век «бунташным». Напряженные внешнеполитические отношения с Крымских ханством, Турцией и Польшей представляли реальную угрозу для России. Южная окраина Московского государства нуждалась в постоянной защите. Эту роль взяли на себя калмыки, которые являлись прирождёнными воинами. Они проживали в неблагоприятных климатических условиях, на самой окраине Европы – в захолустье. Кстати, русское слово «захолустье» образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние поселения».

Калмыцкое ханство в то время представляло собой внушительную силу. Достаточно отметить, что оно имело в своём составе 70-75 тысяч конных воинов, тогда как русская армия в те годы состояла всего лишь из 100-130 тысяч человек. Таким образом, калмыки могли не только надёжно оберегать южные границы России, но и направить по просьбе царей часть своих воинов на другие участки военных действий. Тогдашний правитель калмыков тайша Дайчин заявил, что всегда «государевых непослушников бить готов». В 1657 г. между калмыками и Московским государством был заключён договор о военном союзе, который, учитывая сложную внутреннюю и внешнюю обстановку, был для Алексея Михайловича своеобразной палочкой- выручалочкой. В 1663 году правитель калмыков Мончак отправил свои отряды для борьбы с войском гетмана Правобережной Украины Петром Дорошенко. Через два года 17-тысячное калмыцкое войско снова выступило на Украину, участвовало в боях под Белой Церковью, отстаивая интересы русского царя на юго-западных рубежах державы.

На Дону калмыки впервые появились в 1648 году, а уже в 1694-м войско Донское официально заявило о предоставлении донским калмыкам статуса казачества с привлечением к обязательной казачьей службе. Так образовалось донское поселение базовых или юртовых калмыков. Очевидно, от слова «базовые» образовалось и слово «бузав», как именуют донских калмыков сами калмыки. С получением статуса казачества в 1694 г. донские калмыки принимали участие во всех военных действиях русской армии, начиная с русско-турецких Кавказских кампаний, а также боях за выход к Чёрному и Северному морям, в Северной войне со шведами, мужественно сражались против шведов в Полтавской битве.

В ходе Полтавской битвы калмыцкая конница наводила ужас на шведов. Конная лава степняков с пронзительными криками «уралан!» (по-калмыцки «вперед») обращала в паническое бегство соперников. По некоторым сведениям, Петр I, убедившись в эффективности калмыцкой конницы, повелел главным атакующим призывом русской армии считать возглас «ура!», произошедший от калмыцкого «уралан». С этим кличем российские воины идут в атаку уже более трехсот лет. В 1697 году, перед «Великим посольством», Пётр I возложил на калмыцкого хана Аюку ответственность за защиту южных границ России, с чем он отлично справился. В дальнейшем калмыки принимали участие в подавлении Астраханского мятежа (1705 - 1706), восстания Кондратия Булавина (1708) и башкирского восстания 1705-1711 годов.

В 1702 году, с согласия российского правительства, на Дон перешла большая группа калмыков, которым, как писал в 1747 году дербетский тайша Солом-Дорджи, повелением Петра I было предоставлено «право самим выбирать кочевья как по Волге, так и по Дону, согласно их собственному желанию». В 1710 году глава волжско- уральского Калмыцкого ханства Аюка (1642-1724) для войны против Турции отправил на Дон один тумэн (десять тысяч воинов), большая часть которого, оставшись на Дону, целиком вошла в состав донского казачества. Постепенно в составе Всевеликого войска Донского сложилась категория так называемых коренных или базовых (бузавов) калмыков, в число которых входили калмыки, окончательно осевшие на Дону. Бузавы – донские калмыки-казаки имеют некоторые отличия от других этнических групп калмыков. У них прослеживаются особенности культуры, свои танцы, песни, одежда, традиции и быт. В 1723 году Пётр I повелел всех кочующих по Дону калмыков оставить в казачьем сословии.

В 1803 году в состав войска Донского переселили беляевских (доломановских) и Чугуевских калмыков, кочевавших на Новой Днепровской линии, предположительно общая численность которых в тот период достигала трех тысяч человек. В конечном результате в Донском казачьем войске был создан калмыцкий округ. Было учреждено 13 сотен, расположенных в Сальских степях с общинными пастбищами. В состав вновь образованного округа вошли 12 станиц: Батлаевская, Бурульская, Власовская, Денисовская, Граббевская, Кутейниковская, Новоалексеевская, Потаповская, Платовская, Иловайская, Эркетинсая, Чонусовская и хутора: Балдырский, Атаманский, Каменский, Потаповский и Эльмутянский. Причем, бузавы добровольно приняли православие. В 1884 году донские калмыки и казаки были административно объединены путём учреждения Сальского округа с окружным административным центром в станице Великокняжеской (ныне г. Пролетарск).

С 1 января 1892 года, после вступления в силу Положения об общественном управлении станиц, донские калмыки в правовом отношении были уравнены с казачеством Дона и стали строить гражданско-бытовые отношения по образцу донского казачества, при этом упразднялось прежнее сотенное управление. Но калмыки кочевали не только на южных границах. Их кочевья простирались вдоль Волги до современной Самары. Здесь кочевали в основном калмыки-айсаги, которые вышли из Астраханской калмыцкой орды и поселились в российских владениях, приняв при этом христианскую веру. И на Волге они стойко охраняли рубежи Московского государства.

Федосов Петр. Кандидат исторических наук, «Вечерний Ставрополь»,

21 декабря 2017 года

 

 «ПРИМОРСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»

 от1 февраля 2020 года, (2-я часть).

 

К 30-ЛЕТИЮ КАЛМЫЦКОГО КАЗАЧЬЕГО ОКРУГА.

КАЛМЫЦКИЕ КАЗАКИ

(Окончание. Начало в №3 от 25 января 2020 года)

Около 1734 года в Санкт-Петербург прибыл калмыцкий хан со своей женой, где они приняли крещение, причём, мужчину назвали Петром, а его жену – Анной. Им была присвоена фамилия князей Тайшиных, так как новообращенный Пётр являлся тайшой (князем) и был родным братом калмыцкого хана Дондук-Омбо, внука знаменитого хана Аюки. В 1736 году Петр Тайшин письменно просил Коллегию иностранных дел, чтобы ему отдали в управление всех новокрещёных калмыков, проживавших в разных слободах на территории Саратовской губернии, и поселили их за чертой Закамской укреплённой линии, на землях выше города Самары, а для его личного местопребывания построили крепость.  Ходатайство Петра Тайшина было решено удовлетворить. Однако он не дождался реализации этих распоряжений, так как в 1736 году умер.

20 июля 1737 года императрица Анна Иоанновна грамотой своей пожаловала жену Анну Тайшину, ставшую к этому времени вдовой, титулом княгини и поручила ей управление всеми крещёными калмыками. Местом её проживания было назначено урочище Кунья Воложка. Вместе с калмыками здесь же на добровольных началах было поселено 282 русских крестьянина, в задачу которых входило постепенно приучить калмыков к земледелию. 14 мая 1739 г. указом Сената крепость Кунья Воложка была переименована в Ставрополь. Расселённые вокруг неё калмыки образовали Калмыцкое войско. В мае 1842 года Ставропольское калмыцкое войско было упразднено и присоединено к Оренбургскому казачьему войску.

В ходе войн России с наполеоновской Францией, особенно в период Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814 г.г., заметную роль сыграла иррегулярная конница калмыков. Их части осуществляли постоянную разведку и противодействовали разведывательным поискам вражеской кавалерии, вели диверсионную деятельность на коммуникациях противника, истребляли неприятельских фуражиров и мародёров. Калмыки, наряду с другими казачьими войсками, не только использовали партизанскую тактику, но часто действовали как регулярные части, нанося поражения кавалерии противника (вплоть до кирасирских эскадронов), пехотным колоннам, брали штурмом батареи. В 1814 году вместе с русской армией в составе конницы донских казаков, которой командовал легендарный атаман генерал от кавалерии граф Матвей Иванович Платов, в поверженный Париж вошли два калмыцких полка под командованием князей Сербеджапа Тюменя и Джомбо-Тайши Тундутова. Калмыцкие казачьи части участвовали во всех войнах Российской империи XIX и XX веков.

11 ноября 1917 года декретом ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» новая советская власть провела «расказачивание» – массовый террор и репрессии казачества. Донские калмыки-казаки испытали на себе весь ужас устроенного большевиками геноцида казачьего народа. В Гражданскую войну донские калмыки оказались по разные стороны баррикад. Белогвардейские калмыцкие кавалерийские полки ходили в походы с армиями Деникина, Корнилова и Врангеля и после их поражения эмигрировали за границу, осев в различных странах Европы и Америки.

Красные калмыцкие кавалерийские полки прошлись по фронтам Гражданской войны от Дона до Польши. Среди их командиров следует отметить Х.Б. Канукова, В.А. Хомутникова, К.Э. Илюмжинова, Е.А. Басанова, самого известного красного донского казака-калмыка –  генерал-полковника Оку Ивановича Городовикова (1879-1960), который командовал 4-й кавалерийской дивизией в 1-й конной армии своего земляка С. Будённого, а затем 2-й конной армии РККА. Эта армия под его руководством в составе Юго-Западного фронта принимала участие во взятии Крыма. После окончания Гражданской войны, в связи с образованием Калмыцкой автономной области в составе РСФСР, началась работа по переселению калмыков из Донской области на территорию Калмыцкого автономного округа.

Не посрамили честь и воинскую доблесть предков их потомки калмыки-казаки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. На всех фронтах от Балтийского до Чёрного морей героически сражались с врагом десятки тысяч сынов и дочерей степной Республики Калмыкия. За мужество и храбрость, проявленные на полях сражений, 23 уроженца Калмыкии удостоились высокого звания Героя Советского Союза.

Летом 1942 г. на водных рубежах Тихого Дона в составе 51-й армии держала оборону 110-я отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия (ОККД) под командованием полковника В. П. Панина – активного участника Гражданской войны и бывшего преподавателя Военной Академии им. М. В. Фрунзе, а также его заместителя героя Гражданской войны и монгольской революции, советского дипломата, донского казака полковника В. А. Хомутникова. Здесь на донских рубежах совершил свой бессмертный подвиг командир расчета противотанкового ружья 273-го кавалерийского полка 110-й ОККД сержант Эрдни Деликов, которому посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 9 марта 1944 года в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа Калмыцкий район (Ростовской области) был упразднён, и его территории отошли к Ростовской области и Ставропольскому краю. В 1957 году была восстановлена Калмыцкая автономная республика. 9 августа 1990 года в клубе «Строитель» г. Элисты состоялся первый учредительный круг Союза казаков Калмыкии. Круг избрал своего первого атамана Максима Джунгурова...

В 1997 году был принят «Закон о казачестве Калмыкии». В 90-х годах по просьбе руководства республики казаками Калмыкии перекрывалась административная граница в южных районах. Казаки-калмыки приезжали в г. Георгиевск в 1992 году для поддержки местных казаков, когда у тех возникли разногласия с районным отделом внутренних дел. Когда на г. Кизляр напала банда Радуева, казаки-калмыки во главе со своим войсковым атаманом одними из первых пришли на помощь низовым казакам Терека. Несмотря на сравнительную малочисленность, казаки-калмыки выдвинули из своих рядов сотни талантливых учёных, руководителей и командиров, вплоть до генералов. В их числе были командиры корпусов и отдельных армий. Калмыки гордятся именами двух донских калмыков-казаков – генерал-полковника Оки Ивановича Городовикова и генерал-лейтенанта Басана Бадьминовича Городовикова. Они оба были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Федосов Петр. Кандидат исторических наук, «Вечерний Ставрополь»,

21 декабря 2017 года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ПРОСЛАВЛЕНИИ А.В. СУВОРОВА В ЛИКЕ СВЯТОГО
С Днём Казанской иконы Божьей Матери и народного Единства! Скорейшей Победы в борьбе с западным нацизмом во имя жизни, мира и во славу нашего Отечества!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С 75-ЛЕТИЕМ КОШЕВОГО АТАМАНА ОПКЛ, ЕСАУЛА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ САВИНОВА В.С.
АТАМАН ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ НАД СЕРИЕЙ «НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРОТИВ ХЭЛЛУИНА И ВЕЛЕСОВОЙ НОЧИ
СЛОВО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II О ВЕЛИКОМ ВОИНЕ, ВЕРНОМ СЫНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О КУБАНСКОМ – ХУДОЖНИКЕ, КАЗАКЕ ПО РОДУ АЛЕКСАНДРЕ СУЧКОВЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКЕ БАТАЛЬНОГО НАТЮРМОРТА
С Днем Армейской авиации России!
«ПОМИЛОВАНИЕ» – ФИЛЬМ СУРОВЫЙ, НО БОЛЬШИМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ СМЫСЛОМ
КАЗАЧЬЯ СКАЗКА ВЫЗВАЛА ИНТЕРЕС И ДИСКУССИЮ
АКАДЕМИЯ ВНУКОВ В ДЕЙСТВИИ
БОЙЦОВСКИЕ КАЧЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ СИЛУ ДУХА
КАЗАК, УЧАСТНИК СВО ВСТРЕТИЛСЯ С ЛИЦЕИСТАМИ⠀
НОВОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ КАЗАЧЬЕГО РОДА ЯМАЛЬСКОГО АТАМАНА С.Е. ДУРЫНИНА
В БОЛГАРИИ НАГРАДИЛИ ХРАНИТЕЛЕЙ МЕМОРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика