Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Александр Тутов: "Я бы не хотел, чтобы казаки выполняли полицейские функции"

Закон «О взаимодействии органов государственной власти Архангельской области с казачьими обществами и общественными объединениями казаков» принят не так давно, и первое, что приходит на ум, – кадры из советских фильмов про то, как было при царе, – лихие усачи в папахах и на конях нагайками гоняют тогдашнюю несистемную оппозицию.

Сегодня же, когда речь заходит о казаках, зачастую возникает немало вопросов: откуда у нас на Севере появились казаки, чем они занимаются – чтобы разузнать обо всем этом подробнее, мы встретились с товарищем атамана Северодвинской общественной организации «Союз казаков России» Александром Тутовым.

– Александр, почему вдруг так активно начало возрождаться казачество?

– В этом году исполняется четверть века с начала возрождения казачества в России, после трагического периода 20-х годов ХХ столетия, когда казачество уничтожали. В 30-е годы, правда, Сталин реабилитировал казаков. В то время нужны были военные структуры. Тогда уже чувствовалось, что дело идет ко Второй мировой войне. Нужны были те, кто действительно умеет по-настоящему хорошо воевать. Но потом, при Хрущеве, все опять затихло, остались только воспоминания о том, что казачество когда-то существовало как класс. Деятельности как таковой не велось. А в 90-е годы атаман российских казаков Мартынов уже входил в Государственную Думу. Он и разработал первый закон о казачестве. С тех пор начался подъем казачества, за которым последовал спад и вновь подъем.

– Что же происходит с казачеством сейчас?

– Сегодня у нас два основных варианта деятельности. Первое, чем занимаются казаки по всей России, – это подготовка молодежи, в том числе, к военной службе. На мой взгляд, казачьи боевые искусства, традиции и воинский уклад имеют серьезное значение для страны. К примеру, наша организация областная, и у нас есть отделения в районах. Так, в Верхнетоемском районе работа с молодежью ведется очень активно. Там регулярно проводятся зарницы и тренировки. А в Северодвинске существует кадетский казачий класс. Там же есть секция по рукопашному бою. В Архангельске у нас пока, к сожалению, нет помещения, где бы мы могли постоянно заниматься с подрастающим поколением.

Кроме того, я считаю, что у нас на Севере нужно создать казачье арктическое войско, чтобы охранять границу. Я уверен, что рано или поздно там начнется борьба за ресурсы. А для защиты арктических территорий нужны северные люди, которым и 40-градусный мороз не страшен. Идею формировать такое войско именно из казаков мы слышали даже от бывавших в Арктике путешественников. Также сейчас есть предложения по организации казачьих пожарных дружин в как в Архангельске, так и в районах области.

Казак – не полицейский

– А как же участие казаков в охране общественного порядка?

– Вы знаете, я бы не хотел, чтобы казаки выполняли полицейские функции. Одно дело добровольные народные дружины, а другое – наказывать людей, курящих в неположенном месте. Для этого у нас есть полиция. Но казаки, например, следят за порядком во время крестных ходов и церковных праздников. Бывали случаи, когда мы охраняли порядок и на митингах.

– Но если казак – не полицейский, то и оружия у него быть не должно. Как же тогда в случае чего бороться с нарушителями порядка?

– Оружие мы, естественно, не используем. А между тем, на нашей памяти были случаи, когда на митингах люди пытались драться. Мы их просто разнимали и звали полицейских. Так что наше взаимодействие с властями на виду. Но не стоит ждать, что мы будем скакать по улицам на конях, размахивая шашками. Конный патруль может возникнуть, только если в стране закончится бензин. Надо понимать и то, что у каждого казака есть основная работа, которая требует времени и сил.

– Но если речь идет о сотрудничестве казаков и правительства, то, наверное, речь идет и о финансовой поддержке?

– На самом деле, государство никогда не давало деньги казакам. Но, поскольку мы являемся общественной организацией, мы периодически подаем заявки на получение грантов для реализации различных проектов. Вся наша форма куплена на личные средства.

Тролли из Интернета

– Кстати, насчет формы, как люди со стороны на нее реагируют?

– Дело в том, что мы не так уж часто одеваем форму. Конечно, есть среди нас и те, кто считает, что ее нужно носить каждый день, но большинство одевают ее лишь на важные события. В любом случае, чаще всего люди реагируют на форму очень позитивно. Особенно это касается глубинки. Но, конечно, есть и те, кто называет казаков «ряжеными». А это случается в основном в крупных мегаполисах. Однако редко подобные замечания имеют под собой серьезную основу. Казаков ведь всегда боялись – вспомнить хотя бы Гражданскую войну. Так что это можно объяснить, в том числе, и некоей генетической нелюбовью к казачеству. Кроме того, негатив чаще всего высказывается в Сети, говоря интернет-языком, так называемыми троллями. Но я не думаю, что стоит серьезно относиться к тому, что они там говорят. Ведь там люди прячутся под никами, боясь раскрыть свое имя.

– И все-таки, кто же такие сегодняшние казаки?

– На мой взгляд, казак – это состояние души. Сегодня очень много так называемых приписных казаков, которые хотят служить, потому что их интересы и мировоззрение совпадают с нашими. Я вот, например, родовой казак. У меня один дед был командиром чертовой сотни у Кочубея, а другой был командиром дивизии у Деникина. Можно даже найти упоминания о том, что в ХVII веке царь Алексей Михайлович платил моим предкам за охрану границ. Приписные же, присоединившиеся к нам, так же считаются казаками, но все казачьи права и обязанности будут больше распространяться на их потомков.

– Откуда же вообще казаки взялись на Русском Севере.

– Многие люди, действительно, считают: ну какое отношение казачество может иметь к Северу? А ведь именно наша область породила очень большое количество знаменитых казаков. Самые знаменитые казаки XVI–XVII веков, которые имели отношение к исследованию российских земель, завоеванию Сибири и Дальнего Востока, – все вышли отсюда: Дежнев, Хабаров, Атласов… Даже Ермак, пусть он и не уроженец этих мест, уходил отсюда (существует легенда, что родина покорителя Сибири Ермака Тимофеевича – село Борок, что в нынешнем Виноградовском районе. Прим. ред.). Кстати, существует теория, которая говорит о том, что поморы и казаки – это один народ. Когда Иван III разбил ушкуйников, часть из них ушла на Дон, а часть – на Север. Если брать всевозможные документы, например, летописи и былины, то видно, что многие слова совпадают как у донских казаков, так и у жителей Севера. Кстати, кроме культурного наследия, совпадает и архитектурное.

Автор: Анна Нечай

Источник: http://arh.mk.ru/articles/2015/05/13/v-oblasti-deystvuet-zakon-soglasno-kotoromu-vlast-budet-vzaimodeystvovat-s-kazachim

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика