Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Дурынин С.Е. КАЗАКИ НОВОКРЕЩЕНОГО СПИСКА

                                                                           Дурынин С.Е.,

                                                                  Атаман Ямальского казачьего округа

                                                                  Обско-Полярной казачьей линии

                                                                  Союза казаков России,

                                                                   ЯНАО, село Салемал

        

КАЗАКИ НОВОКРЕЩЕНОГО СПИСКА

         Станица казаков новокрещеного списка, которая до 70-х годов XVII века в тобольских имянных книгах именовалась станицей новокрещеных татар, существовала только в Тобольске. На сегодняшний день неизвестно, когда она была создана. Однако по косвенным свидетельствам можно установить примерное время ее создания.

         В своей челобитной 1668 года на имя Великих государей, на тот момент - тобольский рейтар, Василий Корнилов Дурынин, сообщает следующее. «…А в прошлых, государи, годех дед мой Иван Савельев сын Дурыня служил вам, Великим государем, при бывшем государе царе и Великом князе Иване Васильевиче, блаженные памяти, по Москве. И с Москвы по вашему, Великих государей, Указу дед мой Иван Дурыня послан на вашу государеву службу в сведенцах в Сибирь, в Тоболеск. И по Тобольску дед мой Иван Дурыня служил вам, Великим государем, в атаманех лет с пятьдесят. И после деда моего Ивана Дурынина отец мой Корнило Дурынин служил вам, Великим государем, по Тобольску в атаманех же. А поверстан был отец мой Корнило в атаманы в Тобольском по вашему, Великих Государей, Указу и по вашей, Великих государей, московской грамоте» [17,Л.153об.-154.]. Несмотря на то, что Василий Корнилов Дурынин называет атамана Ивана Савельева Дурыню дедом, тот приходился ему прадедом (подобные неточности довольно часто встречаются в документах тех времен).

         Как указано в «Прибыльной» книге 1667-1669 годов, в процессе рассмотрения вышеуказанной челобитной тобольским воеводой стольником Петром Ивановичем Годуновым, было установлено следующее. «…А в тобольских окладных книгах написано: дед ево, Васкин, Петр Дурынин и отец ево Корнило Дурынин служил в Тобольску у новокрещеных татар в атаманех изстари, как в Тобольску почали служить новокрещеные татаровя. И во 138 м [1630] году отец ево Корнило Дурынин умер. И во 139 м [1631] году в ево, Корнилово, место, Дурынина, велено быть в атаманех Офонасью Черкасову за отца ево службу» [17,Л.155-156об.].

         В своей челобитной 1668 же года брат Василия Корнилова Дурынина, на тот момент – также тобольский рейтар, Михаил Корнилов Дурынин сообщает следующее. «В прошлых, государи, годех по вашему, Великих государей, Указу служил на Москве дед мой Иван Савельев Дурыня вам, Великим государем, десять лет, и в полку Мирона Вельяминова служил четыре годы. И на той вашей, Великих государей, службе дед мой Иван Дурыня с литвою, и с поляки, и с немецкими, дед мой, бился многожды. И на том бою дед мой был ранен мнгими раноми. И за тою службу дед мой Дурыня вашим государевым жалованьем пожалован - с Москвы сведен в Сибирь, в Тоболск к новокрещеным казаком в отаманы. А оклад, государи, деду моему Ивану Дурыне вашего государева жалованья было денег четырнатцать рублев, хлеба - двацать восмь чети. И служил вам, Великим государем, дед мой в Сибири в атаманех дватцать восмь лет всякия ваши государевы службы. И многие городы и острошки дед мой ставил. И с ыноземцов на Вас, Великих государей, ясак збирал. И в калмыцкие земли многожды посылан бывал ко многим тайшам в посланниках. И в калмыцкой земли всякую нужю и бедность, и голод терпел. И дедушко мой Иван Дурыня в Тобольску судом Божиим умер. А после, государи, смерти деда моего поверстан был в Тобольску в вашу государеву службу в атаманы вместо деда моего Ивана Дурынина по вашей государеве грамоте отец мой Корнило Дурынин» [17,Л.380.].

         Проанализировав информацию из вышеприведенных документов и сопоставив ее с информацией о атамане Иване Савельеве Дурыне, известной из других источников, можно сделать следующий вывод. За боевые заслуги еще при царе и Великом князе Иване Васильевиче Грозном служилый Иван Савельев Дурыня был направлен из Москвы на службу в Тобольск атаманом во вновь созданную станицу казаков новокрещеного списка. Однако его правнук Василий Корнилов Дурынин в своей челобитной, по всей видимости, ошибся, утверждая, что «…по Тобольску дед мой Иван Дурыня служил вам, Великим государем, в атаманех лет с пятьдесят». Пятьдесят лет служить в атаманах в Тобольске, основанном в 1587 году Иван Савельев Дурыня никак не мог, так как умер скорее всего вскоре после своего путешествия в 1617-1618 годах посланником в Калмыцкую орду, а затем сопровождающим посланников калмыцкого тайши Багатыря в Москву [2,С.36-40.]. Такой вывод я делаю исходя из того, что Иван Савельев Дурыня последний раз упоминается в живых в приписке на грамоте от 16 февраля 1618 года царя Михаила Федоровича Романова тобольскому воеводе князю Ивану Семеновичу Куракину, да дьяку Ивану Булыгину о северном морском пути из Архангельска в Мангазею - «…А подлинная государева грамота, за приписью диака Богдана Губина, прислана в Тоболеск во 126 [1618] году, июля в 30 день, с Иваном Дурынею» [38,Стлб.1067.]. Тем более, что в дозорной книге 1624 года «позади новые улицы против острогу» указан двор «атамана Ивановской жены Дурынины вдовы Марьицы» [39,С.8.]. Полагаю, что в своей челобитной Василий Корнилов Дурынин ошибочно указал как пятьдесят лет не срок службы атамана Ивана Савельева Дурыни в Тобольске, а общий срок его службы, что кажется вполне правдоподобным. Поэтому я думаю, более достоверно утверждение Михаила Корнилова Дурынина о том, что его прадед Иван Савельев Дурыня, «…служил вам, Великим государем, дед мой в Сибири в атаманех дватцать восмь лет всякия ваши государевы службы».

         В царской грамоте царя Бориса Годунова от 21 ноября 1601 года на Верхотурье князю Львову М.Д. и голове Новосильцеву У.В. говорится, что с Москвы на Верхотурье отпущен тобольский стрелец Ивашко Дурыня [3,С.117.]. А на обороте царской грамоты царя Бориса Годунова от 3 марта 1604 года Верхотурскому воеводе Неудаче Плещееву и голове Хлопову помечено, что эту грамоту привез 6 апреля 1604 года тобольский стрелец Иванко Дурыня [1,С.59.]. Я считаю, что в этих двух документах указан не тобольский атаман Иван Савельев Дурыня, а, скорее всего, его младший сын Иван, отец казака станицы казаков новокрещеного списка Якова Иванова Дурынина, вышеуказанные факты биографии которого часто ошибочно накладываются на биографию тобольского атамана Ивана Савельева Дурыни. Это косвенно подтверждается записями в тобольских имянных книгах - в XVII веке дети тобольских служилых людей – и казаков, и детей боярских, и казачьих атаманов – обычно начинали свою службу рядовыми стрельцами и рядовыми казаками в стрелецких сотнях и пеших казачьих станицах.

         Если же учесть запись в «Прибыльной» книге 1667-1669 годов тобольского воеводы стольника П.И.Годунова «…А в тобольских окладных книгах написано: дед ево, Васкин, Петр Дурынин и отец ево Корнило Дурынин служил в Тобольску у новокрещеных татар в атаманех изстари, как в Тобольску почали служить новокрещеные татаровя…», то можно довольно точно установить, что станица казаков новокрещеного списка была создана с момента начала службы в Тобольске атамана Ивана Савельева Дурыни, то есть не ранее 1591 года и не позднее 1595 года.

         Из записей той же «Прибыльной» книги 1667-1669 годов тобольского воеводы стольника П.И.Годунова известны имена первых атаманов станицы казаков новокрещеного списка – Ивана Савельева Дурыни, Петра Иванова Дурынина, Корнилы Петрова Дурынина.

         Как записано в вышеуказанной «Прибыльной» книге 1667-1669 годов тобольского воеводы стольника П.И.Годунова после смерти в 1630 году атамана Корнилы Петрова Дурынина «…во 139 м [1631] году по приговору боярина и воевод князя Алексея Никитича Трубецкого с товарыщи велено ему, Офонасью [Черкасову Корсакову, сыну ермаковского атамана, в последующем тобольского головы служилых татар Черкаса Александрова Корсака], за отца ево службы быть в Тобольску у новокрещеных татар в атаманех на Корнилово место Петрова. А государева жалованья оклад ему учинен тот же, что был Корнилу, денег - 14 рублев с четью, хлеба - 9 чети с осминою ржи, 6 чети овса, 3 пуда соли. И служил он, Офонасей, у новокрещеных татар в атаманех по 173 й [1665] год. И во 173 м [1665] году Офонасей Черкасов в Тобольску умер. А в прошлом во 174 м [1666] году октября в 17 день по приговору боярина и воевод князя Алексея Андреевича Голицына с товарыщи на Офонасьево место Черкасова велено государева служба служить у новокрещеных татар в атаманех литовского списку казаку Микитке Ильину с тем же окладом» [17,Л.1об.-2.].

         Служилые люди в делопроизводственных документах XVII века часто записывались только по имени и отчеству, а их фамилии при этом опускались. Поэтому при верстаннии в атаманы станицы казаков новокрещеного списка Микитка Ильин сын Маремьянин [35,Л.23.] указан в приговоре боярина и воевод князя Алексея Андреевича Голицына с товарыщи как Микитка Ильин.

         В Русском государстве воеводами по государевым Указам периодически проводились строевые смотры служилых людей, так как московские дьяки всегда ревностно следили за тем, чтобы повышение в чинах служилых людей производилось только по государевым грамотам, а также за тем, чтобы в государеву службу не верстались люди неслужилых родов. С этим напрямую была связана боеспособность государственных войск. Так, «186 го [1678] июня в день в государеве и Великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца грамоте писано в Тоболеск к боярину и воеводам к Петру Васильевичю Шереметеву, да к стольнику к Михайлу Ивановичю Глебову, да к дьяком Алмазу Чистого, да Перфилью Оловеникову. Указав Великий государь детей боярских и литовского, и новокрещеного списку, и конных казаков, и стрельцов, и казаков, которые верстаны со 171 го [1663] году в Тоболску в выбылые оклады из гулящих и посацких, и ис прихожих людей, и ис пашенных крестьян, и из ыных тяглых людей, и их дети и братья, и племянники от службы отставить, и быть по прежнему хто в каком чину был. И по Указу Великого государя царя и Великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и по грамоте боярин и воеводы Петр Васильевич Шереметев с товарыщи детей боярских и иных чинов, которые верстаны в службу без Указу Великого государя и без грамот из гулящих и ис посацких,  ис пашенных и оброчных крестьян, и из ыных тяглых, и ис сыльных людей, и которые всяких же чинов служилые люди и юртовские татара верстаны в новичные подьяческие и приставов, и в драгунские, и беломесных казаков, и иных розных чинов людей, и тобольского розряду городов служилых людей в выбылые оклады, и придачи чинены, и тех велели отставить. И оклады, и придача у них взяты и положены в выбылые оклады. А которым всяких чинов служилым людем к прежним их окладом за службы и за раны придачи чинены, и те придачи без Указу Великого государя не взяты. А которые переведены из рейтар в дети боярские, и в литву, и в конные казаки, а из литовского списку и ис конных казаков - в дети боярские, а оклады им учинены перед прежними их оклады с убавкою, и те до Указу Великого государя не отставлены. А которые верстаны в дети боярские и в рейтары, и в литву, и в конные казаки из нижних чинов - ис пятидесятников, ис стрелцов и ис казаков, и те отставлены ж и велено быть им в прежних чинех и окладех, потому что они переведены из малых окладов в большие оклады» [9,Л.2-3об.].

         Данный Указ коснулся и Микиты Ильина Маремьянина, верстание которого атаманом станицы казаков новокрещеного списка было произведено без государевой грамоты: «…И в нынешнем во 186 м [1678] году по Указу Великого государя и по приговору боярина и воевод Петра Васильевича Шереметева с товарыщи велено ему, Миките, быть в прежнем окладе, в котором он верстан во 171 м [1663] году, а атаманской оклад у него взят и положен в прежнее число в атаманские в выбылые оклады. А ему, Миките, велено быть по прежнему в литовском списке» [9,Л.62об.].

         Следующим и последним атаманом станицы казаков новокрещеного списка стал сын тобольского сына боярского Василия Корнилова Дурынина и внук атамана Корнилы Петрова Дурынина бывший рейтарский прапорщик Дорофей Васильев Корнилов [9,Л.118об.]. «…во 190 м [1682] году по Указу Великого государя и по грамоте велено ему Дорофею быть в атаманех по прежнему. А оклад ему, учинен на Москве, что был деду ево, Корнилу Васильеву [здесь ошибка, так как дед его – атаман Корнила Петров Дурынин], и Офонасью Черкасову 14 рублев с четью» [26,Л.232.].

         Последний раз казаки станицы казаков новокрещеного списка указаны в сохранившихся тобольских имянных книгах в 1707 году [31,Л.174-175.]. В конце первого десятилетия XVIII века из казаков трех тобольских конных казачьих станиц – станицы казаков литовского списка, станицы конных казаков и станицы казаков новокрещеного списка - был сформирован конный казачий полк. Кстати атаманом этого конного казачьего полка до начала 40-х годов XVIII века служил племянник атамана Дорофея Васильева Корнилова и правнук атамана Корнилы Петрова Дурынина - Федор Иванов Корнилов [37,Л.688.][7,Л.1.].

         В период образования станицы казаков новокрещеного списка ее основной костяк, видимо, был образован из принявших Православие представителей тобольских татарских служилых родов. Об этом свидетельствует, во-первых то, что станицу первоначально называли станицей новокрещеных татар, а во-вторых - наличие одних и тех же фамилий в списках станицы казаков новокрещеного списка и в списках тобольских служилых татар. Так, например, в 1630 году в станице казаков новокрещеного списка служили Яков Бугалаков, Якушко Кулаев [10.Л.18об.], Илейка Тлевлеев [10,Л.18.], Васька Сарбашов [10,Л.18об.], а в тобольских служилых татарах – Ерлагамыш Бугалаков [10,Л.42об.], Енейбек Кулаев [10,Л.39.], Елмамет Кулаев [10,Л.46об.], Енбулай Тлевлеев [10,Л.39.], Акьюл Тлевлеев [10,Л.44об.], Баиш Тлевлеев [10,Л.46.], Алымгул Сарбашов [10,Л.43об.].

         В 1648 году в станице казаков новокрещеного списка служил Васка Енбаев [14,Л.92.], а в тобольских служилых татарах – Ильчигильдей Енбаев [14,Л.124об.].

         Хочу отметить, что в XVII веке часто с фамилиями служилых людей происходили разные метаморфозы. Так атаман станицы казаков новокрещеного списка Дорофей Васильев, сын тобольского сына боярского Василия Корнилова Дурынина, проживающий в подгородной деревне Корнилова, был записан Корниловым.

         В 1630 году в станице казаков новокрещеного списка служили Лучка Куланов [10,Л.79об.] и Офонька Куланов [10,Л.80об.], а в тобольских служилых татарах - Енмамет Кизылов [10,Л.41.]. Что могло объединять два тобольских служилых рода – Кулановых и Кизыловых? Объединило их то, что они, скорее всего, родственники. В 1642 году служилый станицы казаков новокрещеного списка Лучка Куланов указан как Лучка Куланов Кызылов [12,Л.165об.] В 1663 году в станице казаков новокрещеного списка указан Васка Офонасьев Кызылов [19,Л.99.], а в тобольских служилых татарах – Енмамет Кызылов [19,Л.147.], Асан Кызылов [19,Л.146об.], Усючко Кызылов [19,Л.148об.]. В 1654 же году тот же Васка Офонасьев Кызылов в станице казаков новокрещеного списка указан как Васка Куланов Кизылов [15,Л.213.], то есть казак новокрещеного списка Васька Офонасьев Кызылов был верстан в оклад своего отца Офоньки Куланова, что подтверждается его сказкой 1668 года [29,Л.233.].

         На сегодняшний день не ясно, являлся ли тобольский служилый татарин «Мамгей Бегишов, Мамык он же» [10,Л.40об.] родственником служилому станицы казаков новокрещеного списка Ивашке Мамыку [11,Л.262.]. Однако точно установлено, что Ивашко Мамык явился родоначальником новокрещеных казаков Мамыковых и Мамытовых. После смерти Ивашки Мамыка в 1662 году [19,Л.99.] на его место был верстан его сын Микитка Иванов Мамыков [21,Л.99.]. В тобольской имянной книге за 1680 год записано: «…Микитка Мамыков. И в нынешнем во 188 м году по приговору боярина и воевод Петра Васильевича Шереметева с товарыщи велено в ево месте быть брату ево Стенке Мамытову. А Микитка в прошлом во 187 м [1679] году умре» [25,Л.183-183об.]. В представленной записи видно, что фамилия Мамыков трансформировалась в фамилию Мамытов. В дальнейшем брат Микитки Мамыкова Степан в тобольских имянных книгах всегда был указан с фамилией Мамытов [31,Л.174об.]. Кстати, в 1648 году среди тобольских служилых татар служил Ивашко Мамыков [14,Л.123об.], который скорее всего приходился родственником казакам новокрещеного списка Мамыковым.

         Что касается служилого станицы казаков новокрещеного списка Осипко Менделеева [10,Л.18.], родоначальника казаков новокрещеного списка Менделеевых, который указал в своей челобитной в 1668 году, что служил «в Тобольску конную службу лет с пятьдесят и больше» [17,Л.512об.], то возможно он являлся потомком кого-то из тобольских служилых татар с распространенным в начале XVII века именем Мамеделей -  Мамеделея Мамаева [14, Л.126.], Мамеделея Кильмаметева [14,Л.119об.] или фамилией Мамеделеев – Дружена Мамеделеева [14,Л.119об.], Акшана Мамеделеева [14,Л.120об.].

         Кстати, указанный выше тобольский служилый татарин Мамеделей Мамаев видимо являлся родственником служилого станицы казаков новокрещеного списка Омельки Мамаева [10,Л.18.], родоначальника казаков новокрещеного списка Мамаевых и Бачалиных. Верстанный на место Омельки Мамаева его сын Левка в течение службы, а он служил сначала в казаках новокрещеного списка, затем - в тобольских рейтарах, а потом снова - в казаках новокрещеного списка, записан в тобольских имянных книгах в разное время с разными фамилиями. До 1678 года он записан как Левка Омельянов Мамаев [13,Л.184об.], в 1678 году и позднее он записан как Левка Омельянов Бачалин [23,Л.183.]. В 1668 и 1679 годах он записан и как Левка Мамеев [20,Л.101об.] [24,Л.131.]. Вполне возможно, что казаки новокрещеного списка Мамаевы и тобольские конные казаки Мамеевы – это представители одного многочисленного рода. Казаки же новокрещеного списка Бачалины в дальнейшем стали писаться Бачелиными [31,Л.174об.-175.].

         Интересная метаморфоза случилась и с фамилией новокрещеных казаков Тленчеевых. В 1630 году в станице казаков новокрещеного списка служил родоначальник казаков новокрещеного списка Тленчеевых - Семейка Тленчеев [10,Л.81об.]. В 1657 году в станице казаков новокрещеного списка указан сменивший Семейку Тленчеева в службе его сын Прокопий [16,Л.150.], который в 1660 году в тобольской имянной книге записан с полным именем – «Пронька Семенов Тленчеев» [18,Л.149об.]. Однако сын Прокопия Семенова Тленчеева Яков, верстанный в службу в место отца в 1670 году, в тобольской имянной книге в 1677 году записан как «Якунька Прокопьев Тлевлеев» [22,Л.47об.]. На этом чудесные превращения фамилии Тленчеев не закончились. В 1679 году в тобольской имянной книге Яков Прокопьев Тленчеев записан как «Якушко Тлевчеев, Аксарин он же» [24,Л.132.]. В 1680 году по грамоте Великого государя «велено быть новокрещеного списку в казаках из рейтар» Мишке Аксарину [25,Л.191об.]. В «Смотренной книге тобольским служилым людям» 1689 года сказано: «Якушко Тлевлеев … у него братья: Мишка - служит в Тобольску в новокрещеном списке, Гришка да Онтошка - посланы на службу в Дауры во 192 м [1684] году» [29,Л.244об.]. Далее в этой же книге сказано: «Мишка Аксарин … отец ево служил в Тобольску в новокрещеном списке … у него ж братья: Якушко - служит в Тобольску в новокрещеном списке, Гришка да Онтошка – посланы на службу в Дауры» [29,Л.247.]. Таким образом из этих двух записей видно, что Якушко Тлевлеев и Мишка Аксарин – родные братья. В 1698 году в тобольской имянной книге указаны казаки новокрещеного списка Якушко Тлевлеев Аксарин и «из рейтар» - сын Михаила Аксарина - Ивашко Аксарин [29,Л.247.] [30,Л.287об.-288.]. А в 1707 году в месте Якова Прокопьева Тленчеева-Тлевлеева-Аксарина служил уже его сын – казак новокрещеного списка Василий Яковлев Аксарин [31,Л.175.].

         Кроме новокрещеных тобольских служилых татар в станице казаков новокрещеного списка были и другие служилые династии. Так, в 1630 году в этой станице служили потомок атамана Черкаса Александрова Корсака Яков Черкасов и указанный выше внук атамана Ивана Савельева Дурыни Яков Иванов Дурынин [10.Л.81.], родоначальник казаков новокрещеного списка Дурыниных. Также в 1630 году в станице казаков новокрещеного списка служили Тренька Соснин, Оверка Чекеев и Мишка Кангулов, родоначальники служилых династий казаков новокрещеного списка Сосниных, Чекеевых и Кангуловых.

         В 1644 году в станице казаков новокрещеного списка появился служилый Володька Данилов, который явился родоначальником казаков новокрещеного списка Калмаковых. С полным именем – Володька Данилов Калмаков – он указан в тобольских имянных книгах, когда «…во 186 м [1678] году июля в 27 день по грамоте Великого государя прибавлено ему к прежнему ево окладу за китайскую службу…» [23,Л.181об.]. Здесь же указано, что такая же прибавка «за китайскую службу» сделана и его старшему сыну Ивашке Володимерову Калмакову. В XVII веке в Русском государстве повсеместно действовала система местничества, согласно которой на освободившееся место службы и оклад могли претендовать в определенной очередности родственники служилого – дети, братья и племянники. Причем каждый из служилых за время своей службы мог пополнить «копилку» своего рода. Так, например, верстанный в 1680 году в место и оклад своего отца Володьки Данилова Калмыкова его младший сын, тоже Ивашка Калмаков, получал повышенный «за китайску службу» отца на 2 рубля денежный и на 2 чети ржи и 2 чети овса хлебный оклады [25,Л.182об.] [29,Л.231об.]. Старшему же сыну Володьки Данилова Калмакова – Ивашке Володимерову Калмакову большому – выпало на долю дважды участвовать в походах с посольством в Китайское государство. В «Смотренной книге тобольским служилым людям» 1689 года сказано: «…Ивашко Калмаков оклад ему жалованья Великих государей денег 11 рублев хлеба 9 чети ржи 8 чети овса 2 пуда с четью соли…верстан в новокрещеной список по приговору боярина и воевод князя Алексея Андреевича Голицына с товарыщи во 175 м [1667] году а оклад ему учинен из убылого окладу денег 7 рублев хлеба 5 чети ржи 4 чети овса 2 пуда с четью соли и в том же году посылан в Китайское государство и за ту службу прибавлено ему к ево окладу денег 2 рубли хлеба 2 чети ржи овса тож …и посылан с посланником с Микулаем Спафарием в Китайское государство и за китайскую службу прибавлено ему к ево ж окладу денег 2 рубли хлеба 2 чети ржи овса тож» [29,Л.230об.-231.].

         В 1654 году впервые упомянут в имянной книге в станице казаков новокрещеного списка Вторышка Дмитреев Кучюмов [15,Л.212.]. Казаки многочисленного рода Кучюмовых, в дальнейшем, как и Соснины, и Дурынины служили и в станице казаков новокрещеного списка, и в тобольской станице конных казаков.

         Служилые станицы казаков новокрещеного списка по ходу своей службы охотно перенимали казачий жизненный уклад, тем более что женились они на казачках. Их дети, будучи казачьими детьми, уже могли верстаться в службу – для начала в стрельцы или пешие казаки, а потом - на освободившиеся места в станице казаков новокрещеного списка. Обзаведясь семьями, казаки новокрещеного списка заводили под Тобольском собственные деревни. На речке Плоской была деревня Мамеева [36,Л.155об.], на реке Иртыш – деревня Енбаевская [36,Л.118об.], на речке Нерде – деревня Аксарина [36,Л.237об.], в отгонном лугу на протоке – деревня Соснинская [36,Л.134.], рядом с ней – деревня Дурынинская [36,Л.135.], за протокой – деревня Тархановская [36,Л.134об.], на речке Сузгунке – деревня Кангулова [36,Л.136об.], на реке Тобол – деревня Бачелина [36,Л.208.].

         В станице казаков новокрещеного списка, и на службе, и в быту, общение видимо происходило на русском языке, поэтому казаки, выходцы из тобольских служилых татар во втором и третьем поколении, уже плохо знали татарский язык. Примером тому является дело по челобитью тобольского рейтара Кирюшки Енбаева. В выписках по этому делу значится следующее: «…челобитчик Кирюшка Енбаев в прошлом во 168 м [1660] году по розбору боярина и воевод князя Ивана Ондреевича Хилкова с товарыщи взят в рейтары из неверстаных казачьих детей. И ныне он служит в рейтарех. И Великим государем бьет челом рейтар Кирюшка Енбаев, чтоб Великие государи пожаловали - велели поверстать в свою государеву службу в толмачи в Микиткино место Караганова…» [17,Л.433-433об.]. И далее: «…А по свидетельству челобитчик Кирюшка Енбаев татарскому языку недоволен и худ. Ис толмачество ево не будет и верить некому» [17,Л.433об.]. Не раз пришлось бить челом Кирюшке Енбаеву, вспоминать заслуги отца и свои, чтобы его поверстали в татарские толмачи: «…в прошлых, государи, годех по Вашему, Великих государей, Указу служил отец мой Василей Енбаев, новокрещен, в Сибири в Тобольску в новокрещеном списке вам, Великим государем, лет сорок и больши всякие вашы, Великих государей, службы – летние и зимние, и степные. И никакая ваша, Великих государей, служба отца моего не минула. И многие городы и острожки отец мой Василей ставил, и в калмыцкую землю в посланниках посылан бывал многажды. И на многих боях отец мой от иноземцов ранен был. А я, холоп ваш, служил вам, Великим государем, в рейтарех восмь лет всякие вашы, Великих государей, службы, и всякую нужу и бедность терпел, и помирал голодною смертию, и многими коньми опал. А братья мои и дядья служат вам, Великим государем, и ныне в Тобольску вашу государеву службу в рейтарех и в литовском списке, и в новокрещеных казаках, и в татарских толмачах…» [17,Л.507об.-508.]. В итоге Кирюшка Енбаев все же выпросил себе у воеводы П.И.Годунова должность татарского толмача.

         То, что Кирюшка Енбаев указал, что «…братья мои и дядья служат вам, Великим государем, и ныне в Тобольску вашу государеву службу … в литовском списке» подтверждает, что его мать была казачкой из станицы казаков литовского списка.

         Кстати, и дочери казаков станицы новокрещеного списка выходили замуж за тобольских служилых людей. В деле 168 го [1660] года по розбору боярина и воевод князя Ивана Ондреевича Хилкова с товарыщи указано: «Ивашко Волков во 162 м [1654] году остался после отца своего 2 годов, и велено ему давать из отцова окладу на прокормленье денег - 3 рубли, хлеба – пол 2 чети ржи, четь овса, пуд соли. А во 166 м [1658] году прибавлено ему, Ивашку, к прежнему ево окладу без государева Указу из окладу деда ево, новокрещеных списку казака, из Якунькина окладу Бугалакова денег – 7 рублев, пуд с четью соли» [33,Л.223.]. То есть, отец Ивашки Волкова, тобольский сын боярский, был женат на дочери служилого станицы казаков новокрещеного списка Якова Бугалакова.

         Из дела по челобитью 1672 года тобольского новокрещеного татарина Савостьки Яковлева известно о царском Указе об определении новокрещеных на государеву службу. В своей челобитной Савостька Яковлев указал следующее: «В прошлых, государь, годех покиня я, холоп твой, свою веру бусурманскую и крестился во Святую в Православную Християнскую веру. А родители мои служили тебе, Великому государю, в Тобольску с тобольскими служилыми татары в ряд. И ныне я, холоп твой, волочюся и скитаюся меж двор, а в твою государеву службу ни в какую не поверстан. Милосердный государь царь и Великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожалуй меня, холопа своего, для всемирные радости и рождения государя благоверного царевича и Великого князя Петра Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии, и для моего крещения в Православную Християнскую веру, и за иноземство мое вели, государь, меня в Тоболску поверстать в конные казаки кому я, холоп твой, в версту» [34,Л.329.]. К сожалению, Савостька Яковлев записан в этом деле и в тобольских имянных книгах лишь по имени и отчеству и фамилия его неизвестна. Далее в деле имеется выписка из Сибирского приказа: «В государевых царевых и Великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца тобольских наказех, каковы даваны на Москве бояром и воеводам, написано: будет хто из ясачных людей похочет креститьца своею волею, и воеводам велети про них сыскивати – прямо ли они волею хотят креститьца? И будет по сыску – похотят они креститьца волею своею – и их велеть крестить и устраивать в государеву службу, и верстать их государевым денежным и хлебным жалованьем, смотря по людем – хто в какую статью пригодитьца» [34,Л.330.]. И далее: «180 го [1672] июля в 17 день по Указу Великого государя велели ево [Савостьку Яковлева] написать по Тобольску в список новокрещены в конную службу, Великого государя жалованья учинити ему денег - семь рублев, хлеба – шесть чети ржи, овса – тож, два пуда соли» [34,Л.332.]. В тобольских имянных книгах конца 80-х – начала 90-х годов XVII века прослежена его судьба. Казак станицы казаков новокрещеного списка «Савосьтка Яковлев во 194 м [1686] году послан в Дауры» [27,Л.188.] и «Савостка в Даурех убит» [28,Л.172.].

         Отдельные факты биографии казаков новокрещеного списка – это страницы замечательной истории станицы казаков новокрещеного списка.

          «… лета 7140 [1632] августа в 8 день по государеву цареву и Великого князя Михаила Федоровича всеа Руси Указу, по наказной памяти столника и воевод князя Федора Ондреевича Телятевского, Федора Ивановича Погожево, дьяков Дмитрея Прокофьева, Наума Петрова посыланы ис Тоболска татарской голова Иван Внуков, да тоболской сын боярское Богдан Аршинской, а с ними тоболские дети боярские и служилые тотарове в поход на Кучюмовых внучат и на государевых изменников, на тарских татар, и на колмацких людей по их задору, которые приходили блиско государевых ясачных волостей Тарханских острошков, и на зверовьях государевых ясачных людей грабили и побивали, и наругаючись груду у них выпорывали, а глаза выимали, и на Белом озере от Тоболска во шти днищах на станишников, на тоблсково сына боярсково на Филипа Обольянинов с товарыщи, приходили. Да в том же походе, по тоболской отписке, были с Тюмени татарской голова Илья Бакшеев, да сын боярской Семен Поскочин, а с ними тюменские служилые люди и юртовские тотаровя. И тоболские и тюменские головы Иван Внуков, да Богдан Аршинской с товарыщи с тоболскими и с тюменскими служилыми людми, и с татары по сакме воровских колмацких людей сошли за рекою, за Ишимом, на урочище, на Камышлове, во 141 [1633] году сентября в 1 день. И был у них с теми колмацкими людми бой.  И Божиею милостью, а государя царя и Великого князя Михаила Федоровича всеа Русии счастью, колмацких людей побивали» [32,Л.23-24]. На том бою бились с потомками Кучума и с государственными изменниками служилые станицы казаков новокрещеного списка Олешка Яковлев Черкасов, Тренька Соснин, Якунька Иванов Дурынин, Омелька Мамаев [32,Л.30-31].

         В своей челобитной 1668 года казак новокрещеного списка Мишка Кангулов рассказывает следующее. «…по-вашему, Великих государей, Указу служу я, холоп ваш, в Тобольску вам, Великим государем, в новокрещеном списке лет с пятьдесят и больше всякие ваши государевы городовые и отъезжие, конные и пешие, зимние и летние, и степные, и судовые службы повсягодно безпрестанно. И никакова ваша государева служба меня, холопа вашего, в те годы не минула. А посылан был ис Тобольска на вашу государеву службу в киргызы, и в кыргызах служил вам, Великим государем, года с полтретья и болши. И в калмыцкую землю в посланниках к разным тайшам посылан был. И во многие походы в степь за изменники за калмыцкими воинскими людьми и за башкиры посылан был многажды» [17,Л.452об.].

.        Тобольский рейтар, а в последующем казак новокрещеного списка Семен Тарханов в своей челобитной 1668 года упоминает о службе своего отца в станице казаков новокрещеного списка следующее: «…в прошлых, государи, годех по вашему государеву Указу служил отец мой Петр Юрьев в Тобольску вам, Великим государем, в новокрещеном списке конную службу лет сорок и больше и всякие ваши государевы городовые и отъезжие зимние и летние и степные службы по вся годы безпрестанно. И во многих походах в степь за иноземцами посылан был, и на боях от иноземцов ранен» [17,Л.171об.-172.]. И подобных свидетельств о службе казаков новокрещеного списка сохранилось множество.

         Среди отряда казаков, отправленных в 1675 году из Тобольска с посольством Николая Спафария в Китайское государство были и казаки новокрещеного списка – Володька Данилов, Ивашка Володимеров, Ивашко Ильин, Микитка Мамытов [8,Л.232-232об.].

         В 1686 году в героической второй обороне Албазина от китайских войск участвовали в составе отряда казачьего головы Афанасия Ивановича Бейтона казачьи дети станицы казаков новокрещеного списка - Стенька Бачалин, Сергушка Кангулов, Ивашко Тарханов, Гришка Тлевлеев, Онтошка Тлевлеев [6,С.54-55.]

         О тобольском атамане Иване Савельеве Дурыне известно, что в Смутное время он был активным участником Первого ополчения и со своими товарищами в 1611 – 1612 годах «служили под Москвою и всякую нужу терпели с боляры и со князем Дмитрием Тимофиевичем Трубецким с товарищи» [4,Л.14.]. С полной уверенностью можно предположить, что под Москвой в 1611-1612 годах и при взятии Земляного города, и при взятии Белого города, и при взятии Китай-города с целью освобождения столицы от оккупантов и восстановления русской государственности плечом к плечу с тобольским атаманом Иваном Савельевым Дурыней сражались и служилые его станицы казаков новокрещеного списка.

         В вышеуказанной челобитной тобольского рейтара Василия Корнилова Дурынина описан эпизод службы его отца – атамана станицы казаков новокрещеного списка Корнилы Петрова Дурынина. «…И при воеводе Матвее Михайловиче Годунове посылан был отец мой ис Тобольска на вашу государеву службу к Ямышу озеру по соль в товарыщех литовского списку конных казаков с ротмистром з Батошем Станиславовым.

А с ними посыланы были ис Тобольска по соль иноземцы - литва и немцы. И не дошед Ямыша озера те иноземцы - литва и немцы – вам, Великим государем, изменили, Анца Немчин с товарыщи, и у Железянки речки по ту сторону Тары з дощаников в калмыцкую землю к калмыкам побежали. И отец мой Корнило за ними, изменника за Анцом Немчином с товарыщи, в погоню гонялся. И в третей день отец мой Корнило тех изменников Анца с товарыщи сугнал, и их, изменников, всех переимали и в Тобольской к воеводе, к Матвею Михайловичю Годунову, с товарыщи тех изменников отослали. И иные многие ваши государевы службы по Тобольску отец мой с своею братьею всякие

безровытно служил» [17,Л.154-154об.].

         В вышеуказанной челобитной тобольского рейтара Михаила Корнилова Дурынина приведен другой эпизод службы его отца – атамана станицы казаков новокрещеного списка Корнилы Петрова Дурынина. «…Да отец же, государи, мой Корнило посылан был ис Тобольска на вашу государеву службу в атаманы з головою з Богданом Аршинским в Сургут за изменники за остяки за Кипемою с товарищи. И тех изменников остяков Кинемы с товарищей переимали. И служил вам, Великим государем, отец мой Корнило не щадя головы своея» [17, Л.380об. -381.].

         Вышеприведенные примеры показывают, что казаки новокрещеного списка во главе со своими атаманами всегда оставались приверженцами русской государственности. В истории станицы казаков новокрещеного списка не было ни одного случая предательства или трусости ее казаков.

         Во второй четверти XVIII века большинство детей казачьих бывшей станицы казаков новокрещеного списка были либо записаны в сибирские полки, либо верстаны в казачью службу в тобольскую казачью команду, и разбросаны со своими подразделениями по крепостям и форпостам сибирских оборонительных линий. Те, кто по каким-либо причинам не попал в службу, были записаны в разночинцы, а в конце XVIII века – в государственные крестьяне. Они проживали в своих деревнях, изредка выделяя рекрутов для государственной воинской службы.

         В имянном списке «лицам, уволенным на основании утвержденнаго 17 июня 1868 года мнение Государственного Совета из казачьяго ведомства для приписки к податному сословию» среди последних казаков Тобольского казачьего батальона указаны со своими семьями казаки, уроженцы деревни Мамаева - Андрей Николаев Мамаев, Иван Федоров Мамаев, Григорий Васильев Мамаев [5,Л.38.], Василий Иванов Мамаев [5,Л.43об.], Иван Михайлов Мамаев [5,Л.44.], Осип Никитин Мамаев [5,Л.44об.], Николай Степанов Мамаев [5,Л.45.], и уроженцы деревни Мамеева – Владимир Иванов Мамеев [5,Л.45об.], Дмитрий Васильев Мамеев, Михаил Васильев Мамеев, Филипп Васильев Мамеев [5,Л.47об.]. Но на этом история казаков новокрещеного списка не закончилась. Она продолжается и по сей день.

         Изучая историю Сибири, на примере казаков новокрещеного списка мы видим как формировалась сибирская казачья элита, как потомки тобольских служилых татар, принявших Православие, - первых служилых станицы казаков новокрещеного списка, проживающие в тобольских подгородных деревнях, воспитываясь с рождения в русской казачьей среде в Православной вере, впитывая с молоком матери русскую казачью культуру, с детства обучаясь казачьему воинскому искусству, становились настоящими природными русскими казаками. Они показали и доказали свое великое воинское искусство во всех войнах, начиная с XVII века и до наших дней. Многие из их потомков уже не помнят своего татарского происхождения, но каждый из них имеет право и может с гордостью заявить: «Слава Богу, что мы – казаки, а не кто иные»! Это право заслужено доблестью и отвагой их легендарных предков, а значит принадлежит их казачьему роду на века!

 

Литература:

1.Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб.,1841. Т.2.

2.Важнейшая миссия казачества /С.Е.Дурынин/. XII-е Бирюковские чтения: Материалы Бирюковских чтений (2 октября 2020 года). Астрахань,2020.

3.Верхотурские грамоты конца XVI – начала XVII/Сост.Е.Н.Ошанина.Москва,1982. Т.1.

4.ГБУТО «ГА в г.Тобольске».Ф.И70.Оп.1. Д.86.

5.Там же.Ф.И154. Оп.16. Д.159.

6.Забытая история: тобольские герои Албазина /С.Е.Дурынин/. Родословные родники истории: материалы международной научно-практической конференции Пятнадцатые Тюменские родословные чтения. Тюмень,2021. Ч.1.

7.РГАДА.Ф.24.Оп.1. Д.26А.

8.Там же.Ф.62.Оп.1. Д.3.

9.Там же.Ф.199.Оп.2. Д.480.Ч.1.

10.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.27.

11.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.93.

12.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.141.

13.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.192.

14.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.210.

15.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.300.

16.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.347.

17.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.367.

18.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.389.

19.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.432.

20.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.501.

21.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.509.

22.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.522.

23.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.642.

24.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.657.

25.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.684.

26.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.730.

27.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.893.

28.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.924.

29.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.948.

30.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.1160.

31.Там же.Ф.214.Оп.1. Д.1473

32.Там же.Ф.214.Оп.3. Д.525.

33.Там же.Ф.214.Оп.3. Д.663.

34.Там же.Ф.214.Оп.3. Д.679.

35.Там же.Ф.214.Оп.5. Д.231.

36.Там же.Ф.214.Оп.5. Д.261.

37.Там же.Ф.214.Оп.5. Д.2251.

38.Российская Историческая Библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. СПб.,1875. Т.2.

39.Тобольск. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. Москва,1885.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
СОБЫТИЯ ДНЯ ИЗ КАЗАЧЬЕЙ ЖИЗНИ
О ПАТРИОТЕ РОССИИ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ – ЕРМАКЕ ТИМОФЕЕВИЧЕ
КАЗАКИ, 17 ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ГЕНЕРАЛА БАКЛАНВА ПОЛК ЖДЁТ
В КИТАЕ ЛИКВИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика