Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

«ИЗ КАЗАЧЕСТВА СЛЕПИЛИ НЕПОНЯТНОЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ НЕ ЗНАЮТ, НО И ВЫБРОСИТЬ НЕ МОГУТ…»

 

Докладная записка начальника юридической службы ССКО «Станица Казанская» атаману станицы Б.В. Пронину о результатах деятельности рабочей группы по объединению казачьих обществ города Ставрополя.

Господин атаман!

      В связи с вашим поручением, а также обращением по данной теме других казаков из различных казачьих обществ, представляю вам пояснительную записку к Протоколу разногласий по представленному проекту Устава Станичного казачьего общества «Станица Казанская» Ставропольского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.

     В ходе проведения заседаний рабочей группы по объединению казачьих обществ в городе Ставрополе, возникли вопросы по принятию изменений в Уставах для первичных обществ, для дальнейшего вхождения в СОКО ТВКО. Ставропольским станичным казачьим обществом «Станица Казанская» был подготовлен и предложен протокол разногласий к проекту устава. Основные противоречия были вызваны наличием пунктов, которые противоречат не только закону, но и казачьим традициям. Был проведен правовой анализ законодательства в отношении казачества и государственной службы казачества, а также уставов ТВКО и СОКО ТВКО. Результат данной работы указывает на то, что при составлении уставов ТВКО и СОКО ТВКО были допущены в некоторых пунктах нарушения законодательства РФ, а также противоречия пунктов между самими собой. Стоит отметить и обратить Ваше внимание на то, что принципы устройства казачьего общества весьма традиционны, однако законодательство не идет вразрез данных принципов. Так незыблемым принципом внутреннего устройства казачьего общества является Круг. Однако несмотря на это, в нарушение традиций и закона в Уставы ТВКО и СОКО ТВКО были включены пункты, которые данные принципы подменяют. Так в предложенном проекте Устава (как указали нам представители СОКО ТВКО, что данный Устав «по образу и подобию» уставов ТВКО и СОКО ТВКО) имеется п. 9:

-«Вышестоящими органами управления казачьего общества являются органы управления Терского войскового казачьего общества, Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества и Ставропольского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества.

-Приказы, распоряжения и иные решения органов управления Терского войскового казачьего общества и Ставропольского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества подлежат обязательному исполнению казачьим обществом».

     Из данного пункта вы можете видеть, что Круг общества не является главным органом управления общества, еще есть несколько «вышестоящих» органов. Приказы, распоряжения и иные решения органов управления подлежат обязательному исполнению казачьим обществом. С первого взгляда может показаться, что все логично и правильно. Но… Абз. 3 п. 1 ст. 2. ФЗ «О государственной службе российского казачества» - Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Ст. 3.1.  Указа Президента РФ «О мерах реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» - Казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми высшими органами соответствующих казачьих обществ. Законодатель не предусматривает управление казачьим обществом «вышестоящими» казачьими обществами, так как каждое казачье общество является самостоятельным юридическим лицом, которое не несет ответственности за действия казачьего общества в состав которого оно добровольно входит, как и то казачье общество членом, которого оно является, не отвечает за его действия. Остальное суждение будет представлено в общем выводе так как содержание «оспариваемых» пунктов имеет общий смысл.

    Далее, в проекте Устава в абзаце 3 п. 19 указанно - Граждане Российской Федерации – члены семей казаков казачьего общества являются членами казачьего общества. Аналогичные пункты содержатся и в уставах ТВКО и СОКО ТВКО. Предполагаю, что причиной данной ошибки является неправильное толкование и как следствие применение закона, а именно в абз.4 п.1 ст. 2 ФЗ «О государственной службе российского казачества» хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Однако по смыслу предлагаемого проекта Устава и действующих уставов ТВКО и СОКО ТВКО, члены семей казаков в независимости от их желания, а также без общих правил принятия в члены казачьего общества, становятся равноправными членами казачьего общества. Напрашивается вопрос, как данная норма прошла МинЮст и каким образом общества прописавшие данную норму в своих Уставах проводит заседания Круга, если члены их семей – равноправные члены общества, то как учитывались их членские голоса и вообще общее количество членов общества? Как результат, с позиции права, все решения, принятые после принятия данного устава, будут не легитимны. Считаю, что в случае принятия Устава с содержанием данной нормы, будет негативно сказываться на законности проведения высшего органа управления казачьим обществом – Круга. Тем более не понятна ситуация с членами семей после прочтения пункта 33 проекта Устава, в соответствии с которым - Исключение члена казачьего общества из казачьего общества не влечет за собой исключение членов его семьи из казачьего общества. В таком случае, каким образом общество ведет учет данных членов общества?

      В отношении пункта 29 проекта Устава –  за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, нарушение казачьей дисциплины казак лично несет дисциплинарную ответственность в соответствии с казачьими традициями, настоящим Уставом и Положением о дисциплине казаков Терского войскового казачьего общества, утвержденным кругом Терского войскового казачьего общества. Дисциплинарную ответственность казаки несут за проступки, связанные с нарушением казачьей дисциплины, норм Устава, морали и казачьей чести, на основании и в порядке, установленном настоящим Уставом и Положением о дисциплине казаков Терского войскового казачьего общества, утвержденным кругом Терского войскового казачьего общества. К казакам могут применяться следующие взыскания:

а)замечание;
б)выговор;
в)строгий выговор;
г) вынесение публичного порицания на заседании круга казачьего общества или на казачьем сходе;
д) отстранение казаков от занимаемой должности, кроме казаков, избранных кругом;
е) временное отстранение от занимаемой должности атаманов казачьих обществ, до проведения внеочередного заседания круга соответствующего казачьего общества по выборам атамана;
ё) лишение казака права голоса на круге, на определенный срок;
ж) исключение из казачьего общества в установленном порядке.

В данном пункте, абзац е) и ё) - противоречат законодательству. В отношении временного отстранения от занимаемой должности атамана, как дисциплинарной ответственности – усматривается очередная подмена как законных понятий, так и традиционных. Никто кроме Круга не вправе отстранить атамана от управления обществом, исключительные положения досрочного прекращения полномочий указанно в Уставе.

      Смысл данной нормы более чем не логичен, так как если атаман ведет деятельность, не соответствующую прописанной в уставе, то вышестоящий атаман в соответствии с Уставом общества может обратиться к уполномоченным лицам для инициации проведения внеочередного Круга, где казаки вправе выслушать все основания отстранения атамана от должности. Более того в проекте Устава содержится норма, позволяющая атаманам СОКО ТВКО и ТВКО предложить кругу прекратить полномочия атамана (абз.4 п. 41 проекта устава). Лишение казака права голоса на Круге – незаконно, так как член общества не может быть лишен права голоса, кроме как в случае прекращения его членства! Это незыблемые традиционные нормы свободного волеизъявления. Иначе, наше право избирать атаманов и принимать решения на Кругу без права голоса несут в себе не дисциплинарный, а уничижающий права члена общества. Более того, по правилам проведения Круга, подсчитываются голоса всех присутствующих членов общества, каким образом будет подсчитываться «лишенный голоса» - не понятно.

     Далее, в п. 31 проекта Устава указан порядок проведения Круга - при условии личного присутствия на круге вышестоящего казачьего общества атамана казачьего общества. Тогда в случае если данный атаман не придёт на Круг, то Круг не состоится или принятые решения будут незаконными? Считаю, что нет оснований для принятия данного пункта, тем более, что закон не выдвигает подобных требований при проведении Круга казачьего общества. Пункт 48. Атаман Терского войскового казачьего общества или атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества вправе назначить временно исполняющего обязанности атамана в случае истечения срока полномочий атамана до вступления в должность вновь избранного и утвержденного в установленном порядке атамана. Однако данный пункт противоречит п. 41 этого же устава, где указаны исключительные компетенции круга. Пункт 49. Вновь избранный атаман вступает в должность со дня утверждения его кандидатуры атаманом Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества. Из данной нормы, нужной только «утверждающему» атаману следует, что какое бы не было решение круга, атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества может и не допустить до должности выбранного атамана. И в очередной раз предлагаемый устав подменяет понятия высшего органа управления казачьим обществом и его исключительные полномочия. Напрашивается справедливый вопрос, зачем вообще нужен устав и волеизъявления казаков, если практически вся деятельность общества связана с волей «вышестоящих» атаманов. Пункт 52. По основаниям предусмотренным пунктом 51 настоящего Устава, атаман Терского войскового казачьего общества или атаман Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий атамана казачьего общества и назначить временно исполняющего обязанности атамана до избрания нового атамана. Итак, пункт 51 (Полномочия атамана, прекращающиеся досрочно) дает исчерпывающий список досрочного прекращения полномочий атамана. Напомню, что все решения, принятые атаманом после прекращения его полномочий, являются незаконны, как следствие любая сделка, совершенная данным атаманом недействительна. Дублирование смысла статьи 51 устава для закрепления «права» досрочно прекращать действия несообразна, так как полномочия в любом случае уже будут считаться прекращенными. В отношении назначения временно исполняющего обязанности атамана указанно выше.

     Пункт 55. Атаман обязан:
3) точно и беспрекословно выполнять не противоречащие законодательству Российской Федерации, законодательству Ставропольского края решения круга Терского войскового казачьего общества и Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, приказы и распоряжения войскового атамана и других атаманов вышестоящих казачьих обществ в состав которых входит казачье общество;

Ранее я описывал, что высшим органом управления казачьи обществом является круг. Однако в данном проекте устава есть конфронтация норм устава. Так согласно вышеуказанному пункту атаман обязан выполнять не только решения круга, но и приказа нескольких «вышестоящих» атаманов. Наличие данной нормы несомненно может привести к конфликту интересов, где решения круга может быть прямо противоположно приказу «вышестоящего» атамана, а порядок исполнения указан именно как «точно и беспрекословно». Следовательно, решения круга, при наличии приказа «вышестоящего» атамана не являются «исключительными». Однако подобная «вышестоячесть» не содержится в законодательстве российского казачества. Также хотелось бы пояснить в отношении в отношении абз. 2 пункта 26, а именно о том, что члены казачьего общества обязаны хранить веру Православную. Так как данная норма не является конкретной, а именно отсутствует критерий понятия «хранить веру». В связи с этим, во избежание вольной трактовки данной нормы, следует либо разъяснить ее, либо исключить, так как разъяснение отсутствует, до его принятия, норму следует исключить.

Выводы:


     Проанализировав представленный проект устава, Устав СОКО ТВКО и ТВКО, а также основывая свои суждения на нормах Конституции, Гражданского Кодекса, закона о некоммерческих организациях, закона о государственной службе российского казачества и закона о репрессированных народах, основываясь и опираясь на традиционные нормы права казаков и казачества хотелось бы особенно подчеркнуть важные моменты неприемлемости принятия вышеуказанных пунктов в том контексте, который предлагается нам.

     На законодательном уровне закреплена структура построения казачьих обществ, где отсутствует какое-либо право атаману войскового или окружного казачьего общества управлять и вмешиваться в работу первичных обществ, кроме как организации работы по несению государственной и иной службы. В Положении о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы утвержденное Указом Президента №1124 от 07 октября 2009 года, работа по принятию обязательств по несению службы организуется атаманом войскового казачьего общества совместно с атаманами казачьих обществ, входящих в состав войскового казачьего общества. Аналогично регламентируется деятельность окружных и районных атаманов. Подчеркиваю, что данные атаманы не управляют, а организуют работу совместно с атаманами казачьих обществ, входящих в состав их структуры. При этом согласовывается с надструктурными атаманами только решение круга, где решаются вопросы о принятии и несении членами казачьего общества государственной и иной службы.

     По смыслу законодателя районные, окружные и войсковые атаманы организуют работу совместно с атаманами первичных обществ именно в части несения государственной и иной службы. Иными функциями данные атаманы по отношению к первичным казачьим обществам не наделены. Если смотреть в контексте традиции казачества, то войсковые и окружные атаманы, как и сейчас, выполняли функции обеспечения исполнения казаками несения государственной службы. Также они были распределителями средств, получаемых за государственную службу, определяли порядок пользования войсковыми землями. Однако надо заметить, что в настоящее время «вышестоящие» атаманы необоснованно и незаконно приписали к своим полномочиям фактическое управление обществами. При этом они так увлеклись процессом управления, что позабыли и о законодательстве, и о традициях. Так, фактически, кроме управления в виде прямого вмешательства во внутренние дела казачьих обществ, районные атаманы, атаман округа и войска на данном этапе «возрождения» казачества предложить и реализовать ничего дельного не могут. Так, до настоящего момента, не реализован не один проект по созданию финансового обоснования государственной и иной службы. Казаки вынуждены за мизерную оплату, а в большинстве случаев бесплатно, выполнять обязательства по несению данной службы. При этом покупать обмундирование казак должен на собственные деньги. Вся деятельность казаков в казачьих обществах никак кроме энтузиазма не назовешь. При этом, из-за такого энтузиазма складывается картина благоденствия казачества, что вводит в заблуждение посторонних от общества людей, которые вступают в ряды казаков иной раз заблуждаясь о том, что он, может неся государственную службу получать за это деньги. Более того, некоторые атаманы нарочно вводят в заблуждение людей возможностью заработать денег.

      За двадцать пять лет «возрождения» отсутствуют какие-либо положительные сдвиги. Наоборот своими неграмотными действиями, постоянным «руководством», в разы уменьшилось членство в обществах. Казаки уходят в общественные казачьи организации, или вовсе отходят от подобного «казачества». Так как нельзя, ничего не давая, взамен требовать от людей выполнения, каких-либо поручений, а тем более службы. За 25 лет была создана вертикаль управления обществами, во главе которых редко стоят казаки, умеющие зарабатывать деньги и вести хозяйственную деятельность. В основном это чиновники, которые получают зарплату по ведомствам, присваивают себе казачьи чины за «убедительные» заслуги. Однако ни казачеству, ни казакам от этого легче не становится.

        Из казачества слепили непонятное, что делать не знают, но и выбросить не могут, от того и сами мучаются и казакам покою не дают. А все дело решается очень просто. В любом случае при отсутствии результата необходимо менять подход. Так, считаю необходимым внести изменения в уставы казачьих обществ районных, окружных и войсковых. В которых будет четко регулироваться точки соприкосновения надструктурных обществ с первичными казачьими обществами. Но это не должно строится на солдафонском приказном подчинении, так как четверть века военщины бездарно прошли, растеряв множество носителей казачьей культуры из-за своей, далекой от традиционно казачьего уклада, деятельности. Необходимо всегда помнить казачьи заповеди и любому атаману знать, что все равны, от того никаких «вышестоящих» атаманов или обществ быть не может, а все, что другое - не соответствует традициям, а значит быть казачьим не может.

       Снимать атамана никто кроме круга не в праве, общество самостоятельно, и кроме того, как подорванный авторитет атамана подобные действия в себе ничего не несут. Тем более в пункте о досрочном прекращении полномочий атамана общества исчерпывающий список, находящий свое отражение в законодательстве (ст.12 Закона о государственной службе российского казачества). При этом надо отметить, что присваивание себе «вышестоящих» полномочий, ничего кроме как оправдания своего существования, не объясняет. Если первичное общество и его атаман подотчетны «вышестоящим» обществам, то какая ответственность у этих «вышестоящих» обществ перед станичными, городскими и хуторскими? Никакой.

      Организация государственной и иной службы на уровне округа и войска не во многом отличается от не входящих в их состав первичных организаций. А при конституционной гарантии прав граждан на равный доступ к государственной службе (п.4 ст. 32 Конституции РФ) «исключительности» казачьей службы и вовсе нет. В данной ситуации надо реализовывать меры не только по укреплению несения государственной службы, но и развивать финансовую самостоятельность обществ. Организовывать войсковой ЧОП. Принимать меры по получению имущества в виде войсковых земель. Организовывать получение казаками субсидий и грантов, как казачьим обществам, так и казакам фермерам (предпринимателям) по различным министерствам и ведомствам, а то иной раз даже и не знаем на что можем рассчитывать, хотя перспектив в данном направлении огромное количество. Укреплять и помогать, а не приказывать и требовать. Надо учитывать, что при наличии вмешательства нескольких посторонних («вышестоящих») юридических лиц в дела первичной организации негативно сказывается не только на внутренней обстановке, но и на отношение инвесторов к данному обществу. Будут самостоятельны, значит, смогут отвечать за полученные деньги.

       Считаю, что взаимодействие первичных организаций с надструктурными должны сопровождаться общей заинтересованностью, а не мнимым подчинением. В подобном случае и объединяются первичные организации в районные общества, для консолидации интересов и усиления позиций движения, а не для создания вышестоящей организации для собственного управления. Все аргументы о том, что от этого в обществах пойдет разброд и анархия – беспочвенны и надуманны. Как минимум если данные общества вошли в реестр их противоправную деятельность всегда можно прекратить. Уже есть множество примеров того, что от вмешательства в дела обществ «вышестоящими» ничего хорошего не получалось. Наверное, все позабыли, что казаки всегда славились своей самоорганизацией, другого - быть не может.

     Все попытки убедить представителей округа и войска в необходимости реформировать данную изжившую себя систему, никаким результатом не увенчалось, более того, как только нами был передан Протокол разногласий к предлагаемому проекту Устава, все заседания рабочей группы по созданию районного казачьего общества были окончены и более не проходили. Считаю, что руководство округа и войска намеренно срывают реализацию решений, выработанных на совещании по вопросу консолидации казачьих обществ и их вхождению в состав Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества. Данное молчание расцениваю как не желание менять, что либо, прислушиваться к доводам, или хотя бы аргументировать свой отказ. Как компромисс для выработки рабочего устава юридической службой ССКО «Станица Казанская», по пунктам где надструктурные общества могут вмешиваться в дела первичной организации, было решено предложить внести конкретизирующую дописку, о том, что данные действия допускаются только в рамках реализации несения государственной и иной службы казачьего общества. Однако данный проект не был предложен в виду нежелания окружного и войскового общества проводить заседания рабочей группы.

       В связи с чем ходатайствую перед Вами довести до заместителя председателя Правительства Ставропольского края Скворцова Ю.А. председательствовавшего на совещании 21 июля 2015 года, посвященного данному объединению, информацию о намеренном срыве установленных сроков по согласованию проекту уставу, а как следствие препятствие реализации поставленных решений.

Начальник юридической службы ССКО «Станица Казанская»
И.В. Панченко

28.08.2015 в 18:10 Российское казачество

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика