Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

МЫСЛИ ВСЛУХ О ВОЗРОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВА.

МЫСЛИ ВСЛУХ О ВОЗРОЖДЕНИИ КАЗАЧЕСТВА.

 

 «Душу - богу, сердце - людям, жизнь - Отечеству, а честь - никому!» 

(Из казачьих заповедей)

 Прошло десять лет с тех пор, когда на Ямале была образована казачья организация. Сначала Обдорская казачья община, а затем на её основе –  Обско-Полярная казачья линия, объединившая семь казачьих округов. Был принят Устав, избраны соответствующие руководящие органы. Поддержали казаков и государственные структуры Ямало-Ненецкого автономного округа. На каком эмоциональном подъёме всё это происходило, какие горизонты открывались перед организаторами и участниками этого знаменательного события? Попытаемся ответить на этот важный вопрос с позиции сегодняшнего дня, проанализировав прошедшие за это время события и факты, как на Ямале, так и в Российской Федерации.

  Последнее десятилетие прошлого века стало в России началом кардинальных изменений в общественных отношениях. В обществе заговорили о её возрождении. Подул ветер перемен, сменилась идеология, стала меняться экономическая основа государства. Заявило о себе и казачество, до того времени находившееся в положении, когда одно только упоминание о нём могло привести к негативным последствиям. При этом на фоне невнимания государства к ряду обоснованных требований казачества, неопределённости его статуса казаки Дона, Кубани, Сибири и других регионов начали объединяться для отстаивания своих интересов. Громче зазвучал голос о праве на реабилитацию этой части населения России.

  Летом 1990 года в Москве состоялся первый учредительный Большой круг, на котором был создан «Союз казаков», положивший начало возрождению казачества на современной эпохе России. В ноябре этого же года была принята «Декларация казачества России». В ней отмечалось, что казаки вновь, как и прежде, в годину смуты и тяжёлых для России испытаний, готовы верой и правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу –  пахарю и воину.

  Результатом этой деятельности стало принятие Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О реабилитации репрессированных народов», в статье 2 которого казачество было отнесено к культурно-этнической общности людей. Указом Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации казачества» за казачеством были закреплены такие права, как:

  -возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общественных прав человека;

  -установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах;

  -возрождение в пределах действующего законодательства традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землёй;

  -создание   общественных   казачьих   объединений с исторически
сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и так далее.

  После этого Президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был издан целый ряд указов, правительством Черномырдина В.С. – постановлений, министрами – приказов. Но истинного исторического восстановления прав казачества за эти годы не произошло по многим как объективным, так и субъективным причинам. Да и казаки в большинстве своем об этих документах знают лишь понаслышке.

  Ещё в сентябре 1992 года в «Российской газете» А.Г. Мартынов, атаман Союза казаков, писал: «Трудно возродить то, что целенаправленно уничтожалось в течение предыдущих семидесяти лет. Поэтому во исполнение Указа Президента и Постановления Верховного Совета «О реабилитации казачества» нам надо добиться определения земель общинного владения и пользования. Добиться от Министерства обороны и Министерства безопасности России решения вопроса традиционной казачьей службы в вооружённых силах и пограничных войсках. Ещё один важный вопрос: в нашей среде (да и не только в нашей) зачастую превозносят идею о спасении России казаками. Тем самым культивируется превосходство над другими людьми. Здесь верно лишь то, что казаков в течение многих веков отличала приверженность к государственности, к сохранению и укреплению государства, в формировании которого они принимали самое активное участие, приумножая ратную славу России».

  Не секрет, что за нынешнее десятилетие казаками сделано немало. Но, к сожалению, за последние годы так и не удалось чётко определить на уровне государства правовой статус казачества и в полной мере реализовать его потенциал. Да и могло ли быть возрождение казачества скорым и реальным на фоне стагнации экономики, потери интереса к культурным ценностям, упадка станиц и сёл, снижения социальной защищённости основной массы населения в сравнении с богатствами олигархов, которые в большей степени определяют жизнь в обществе. Понятно, что сделать это сложно. Заигрываниями с казачеством различных политиков, поиском личной выгоды и властью прикормленных незаслуженными перед казаками чинами новых «атаман-генералов», компрометируется сама идея казачества, превращая его в организацию наёмников, не давая идти по пути возрождения.

  Такое отношение к этой категории россиян было бы понятным, если бы оно представляло собой абсолютно новое явление в России. А ведь казачество существует не одно столетие, и за эти годы оно само трудом и кровью определило свой статус, своё заслуженное положение в обществе.

  Но дальше деклараций, а порой и противоречивых действий и заявлений чиновников дело возрождения казачества не движется. Причина в том, что идеи, навязанные ими, не могут привести к единению всех казаков, так как они оторваны от народа, от его идей и чаяний. Скорее всего, этим идеологам единое казачество не нужно. Их действия явно отражают древний как мир постулат: «Разделяй и властвуй!».

  К сожалению, к этому причастны лица, которым поручено быть связующим звеном между казаками и государственной властью и которые ведут эту работу непродуманно, непрофессионально, вопреки не только казачьим традициям и интересам, но порой нарушая основы, заложенные в нормативно-правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации, пренебрегая элементарными нормами права. Это работает не на объединение, а вносит элементы подозрительности и недоверия. Они требуют выполнять только занятую ими линию, обещая за это финансовую благодать и всяческие льготы. Интересно, за чей счет? А тем, кто стремится поступать по совести и по закону, предрекают отказ в сотрудничестве и поддержке органов власти на местах.

  Чего стоит указание бывшего начальника главного управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации  А.П.Семёнова к главе Омской области о переориентации средств региональных и местных бюджетов, ранее выделяемых общественным региональным казачьим организациям на поддержку реестровых казачьих обществ. Он считает подобное предложение разумным и полезным со всех точек зрения, вопреки конституционному принципу о равенстве перед законом всех граждан и их общественных объединений, что подтверждается в статье 17 Федерального Закона «Об общественных объединениях»

  Эта категория служителей и им подобных исполнителей, прикрываясь проказачьими лозунгами, присваивают себе право командовать, а не исполнять волю казаков их выдвинувших, как было встарь и как установлено в демократическом обществе. Их деятельность оторвана от деятельности основной массы казаков, они тешат себя «ениральскими лампасами» и липовой численностью бумажных, по принципу потемкинских деревень, казачьих войск, якобы несущих государственную службу. Так, господин Плетнёв В.Я., атаман Сибирского казачьего общества, как отмечено в газете «Казачьи ведомости» (июль 2002 года № 3 (44)), незаконно присвоил реестровой структуре на Ямале наименование сформированной ранее Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России. И, прикрываясь её добрым именем, пытается проводить политику, не на благо всем казакам. Ту, которая не удалась ему в Омске, да и в Тюмени.

 Неправедным путём, пригласив на круг так называемых выборных, которых подбирали практически с улицы, и которые, естественно, не могли легитимно представлять казаков Тюменской области, был избран атаман Южно-Тобольского отдела Орлов М.Г., которого пророчат в казачьи чиновники областного масштаба. При этом у него и господина Плетнева В.Я. дипломы инженеров-механиков оказались липовыми, что не помешало соответствующим структурам пожаловать чин казачьего полковника Орлову М.Г. и чин казачьего генерала Плетневу В.Я.

 Как не прискорбно, но есть и такие радетели возрождения, которые всяческими путями хотят править в казачьем движении, незаконно прикрываясь структурами государственной и муниципальной власти. Но Бог им судья! В казачестве с давних времён бытует заповедь: «Пусть народ тебя познает в делах твоих». И можно было бы не обращать на это внимание, но деятельность этой категории горе-атаманов имеет определённый резонанс, и у части людей может сложиться ложное, неверное представление о казаках, об их традициях и деятельности.

 Огосударствление казачества, как часто заявляют чиновники, да собственно и реестровые атаманы, вкусившие незаслуженной ими власти, якобы полученной от казаков, а на самом деле зачастую бессовестно украденной ими, далеко не самоцель для казачества. По сути, в этой догме, на мой взгляд, скрывается один из главных для казачества вопрос: сословие это или этнос? Если это сословие, то его формированием может заниматься сугубо государство. Ну, а если это культурно-этническая общность людей, то казаки должны сами формировать свои общины и структуры своего управления, на что они имеют полное право, подтвержденное основополагающими государственными нормативно-правовыми актами (о чем уже упоминалось в начале статьи). Только при таких условиях связь «верхов» и «низов» будет крепкой, а «возрождение» –  жизнеспособным.

 В своём понимании этого процесса я исхожу из того, что казачество – это, прежде всего, естественная потребность здорового духа народа, стремящегося к разумной вольной жизни, регулируемой обычаями, традициями и построенным именно на них законодательством. Запрет, всякое необоснованное ограничение или бездумное «огосударствление» такой жизни вызывают протест этих людей, что в конечном итоге может привести к публичному неисполнению надуманных чиновниками норм права и потере взаимопонимания между государством и казачьими общинами, что не раз подтверждалось в истории государства Российского.

 Поэтому наиболее приемлемые взаимоотношения казачества и государства, на мой взгляд, должны, прежде всего, строиться на праве казаков иметь полнокровный, основанный на обычаях, традициях предков и федеральном законодательстве, разработанный вместе с ними казачий уклад. Исходя из этого, и должна формироваться современная казачья жизнь и разумная по отношению к этой категории граждан государственная политика.

 Казаки–это представители, как правило, славянских корней и православного вероисповедания, но они веротерпимы и не отвергают основные для россиян религии. Недаром одна из казачьих заповедей гласит: «Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем». Они общинники, готовые беззаветно служить своему Отечеству. Казаки превыше жизни ставят своё волеизъявление и признают только избранных ими старшин и атаманов, независимо от того, одобрены они, или нет властями. Эта мысль находит своё подтверждение в публикации Петра Ткаченко «Затерянное войско» В статье автор отмечает, что возращение казачества в современную жизнь, если оно действительно предусматривается, связано с тем, что в нём была та человеческая солидарность, общинность, которую утрачивает «цивилизованный» век, и без которой жизнь в России благополучно не складывается. Это и есть основная его драгоценность. Всё остальное - то, что казаки были хорошими воинами и неплохими хозяевами, – уже производное от этого основного свойства. Аналогичны мысли кубанского историка XIX века Ф.А. Щербины, который, в своей работе «Русская земельная община» отмечал, что «принцип общинной солидарности» оказывается для казаков «более важным, чем трудовое начало». 

 Отсюда можно сделать вывод, что становление казачества, прежде всего, должно основываться на самобытном возрождении казачьих общин, а не аморфных обществ, подобных обществу любителей пива, создаваемых под эгидой государственных реестровых структур, в которых бытует понятие: «вступить в казаки» как поступить на работу и «уволиться» из рядов казаков, если трудовые или иные взаимоотношения с «атаманом-работодателем» не устраивают.

Эти атаманы, почувствовав, что идея с реестром рассыпается как карточный домик, а вместе с ней и разделение на реестровых и общественных, придумали новое деление казаков, теперь уже по партийному признаку, создав партию «Казаки России». Но казаки не партия, а братство. И не след им играть в политические игры, творить усобицы и расколы. Этого принципа всегда придерживались казаки Обско-Полярной казачьей линии, о чем высказывались еще в 1995 году в заявлении своего правления «О политических партиях и движениях в период предвыборной борьбы по выборам в Государственную Думу РСФСР II созыва». 

  К сожалению, политики, которые занимаются вопросами возрождения казачества на государственном уровне, в основном, возрождают казачьи войска. Они, в большинстве своём, не осознают в полной мере, что для того, чтобы казаку иметь права и нести обязанности, вытекающие из конкретного вида государственной службы, ему необходимо быть, прежде всего, членом казачьей общины. И отношения с государством он может оформлять только уже, будучи в ее составе. Это, кстати, нашло отражение и в Постановлении Правительства от 22 апреля 1994 года № 335 «О концепции государственной политики по отношению к казачеству», на что следовало бы обратить внимание всем, кто занимается вопросами казачества.

 Из чего следует, что на современном этапе в казачьей среде, прежде всего, необходимо возрождать казачьи общины, так как они в настоящее время, по сути, утрачены. Это произошло в те времена, когда часть казачества намеренно  уничтожалась,   а  другая  его  часть  растворялась  в  основной людской массе, путём его переселения на новые необжитые места и заселения исконно казачьих земель иногородними селянами, не имеющими к казачеству никакого отношения, а порой и настроенного против него. Так было на Северном Кавказе, на Кубани, Дону и других казачьих землях.

 Испокон веков в казачьих общинах сочетались самобытные традиции личной свободы и коллективизма, личных прав и обязанностей перед остальной сообщностью, самоуправления, самоорганизации и беспрекословного соблюдения интересов общины и государства.

 Складывающиеся столетиями обычаи сформировали в казачьей демократии основополагающие для этой культурно-этнической сообщности определенные понятия. Одно из основных, в частности, гласит, что воля –  есть право на свободный выбор. Разве сегодняшней России не нужны эти непреходящие ценности? Думаю, что нужны и будут активно востребованы. Поэтому и принцип общинности при возрождении казачества должен главенствовать, если ставить целью истинное возрождение, а не создание полугосударственных обществ с непонятными юридическими правами организаций, не предусмотренных федеральными законами, но имеющих отставных армейских генералов во главе с фактически назначенными атаманами войск с казачьими генеральскими чинами, которые присваиваются людям даже рядового состава, иногда не имеющим соответствующего образования. И всё это по указному праву, порой не стыкующимся с конституционными нормами. К примеру, в статье 80 Конституции Российской Федерации, на которую сделана ссылка в Указах Президента «Об утверждении Уставов всех реестровых казачьих войск», нет прямой нормы, дающей право утверждения этих Уставов Президенту. При этом следует подчеркнуть, что Уставы утверждены только до принятия федерального закона о российском казачестве. Оказывает влияние на эти и вытекающие из них нормативные акты и последующее федеральное законодательство.

 Подтверждением является то, что со вступлением в силу нового Гражданского Кодекса Российской Федерации установлена единая для всех форма создания и государственная регистрация юридических лиц в органах юстиции (Статья 51 ГК РФ). Следовательно, правоспособность юридических лиц реестровых войсковых казачьих обществ, полученная через соответствующие уставы, не зарегистрированные в органах юстиции, не может иметь в настоящее время юридической силы. То есть, прежде всего, эти Указы - временное явление в жизни и истории казачества. Издавались они, как правило, в угоду той или иной политической ситуации, и большинство из них появились в предвыборный период. На этой волне в противовес общинам и зародились реестровые казаки, якобы несущие «государственную и иную службу».

 Хотелось бы задать вопрос нынешнему начальнику управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества П. Дейнекину: где же он и его управленцы видели массовую государственную казачью службу, кроме как в бумажных реляциях реестровых атаманов? К сожалению, некоторая часть казаков всё же поверила, что, написав заявление о вступлении в реестровое общество, они взяли на себя добровольное обязательство по несению якобы государственной службы и автоматически попадают в разряд государственных служащих. Полноте, господа хорошие, затуманивать головы казакам, особенно, если отдельные из них нечетко представляют свои права и не имеют постоянной работы.

 Этой казачьей службы в настоящее время не существует, как и надуманных льгот. Любому государству, как и хозяйствующему субъекту нужны конкретные дела, конкретная работа, а её нет, как и нет истинных казачьих воинских формирований и частей с учреждением соответствующей формы одежды, казачьих воинских званий и казачьего принципа их построения.

 Приказ Министра обороны издан по этому поводу ещё 22 октября 1993 года за номером 488. А результат? Есть только наименование якобы казачьих воинских подразделений. Министра, подписавшего этот приказ, нет, а управление по вопросам казачества к этому, по сути, видимо, не имеет никакого отношения. Была и есть лишь инициатива казаков снизу и, в первую очередь, от общин, которые пытаются воинские подразделения с казачьими наименованиями наполнить соответствующим содержанием.

 Ведь у казаков патриотическое настроение в крови. Перефразируя слова Н. Чернышевского, можно сказать, что казак, у кого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть ни чем иным, как патриотом. Казакам не по пути с теми, кто сеет вражду к нашей армии, призывает уклоняться от службы. Для казака, как и во все времена, служение Отечеству почётно. Казак бескорыстно и преданно служит матери-Родине – святой Руси и готов пролить за неё кровь. На этих принципах казаки воспитывали и воспитывают свою молодёжь. Поэтому нельзя не согласиться с выводом П.Ткаченко из упомянутой мной статьи: «Во всём этом видится печальная закономерность: энтузиазм людей, на местах создавших свои казачьи организации, проводящих работу по патриотическому воспитанию детей, постоянно наталкивается на какое-то прямо-таки провакаторство со стороны властей и подстрекательство со стороны законодателей. Если бы это не было столь постоянным, можно было бы посчитать, что это обыкновенное головотяпство».

 И всё же время рассудит и расставит всё по своим местам. Истинное казачье товарищество, о сути которого говорил Тарас Бульба в одноименной повести Н.В. Гоголя, возродится. Я верю, что прошедшее десятилетие для казачества не пропало даром. Схлынула большая часть пены. Если выразиться образно, то это как при резком открытии емкости со старым выдержанным вином: сначала оно бурлит и пенится, а в результате на дне остаётся гораздо меньше, но доброго напитка. Так и здесь – время митинговых кругов проходит. Уходят в небытие временные попутчики. Казаки теперь имеют более чёткое представление о том, кто есть кто, как в их среде,так и вне неё. По какому пути им следует идти дальше и что возрождать. Но для этого требуется и политическая воля государственных органов власти – как федеральных, так и на местах. От взаимопонимания между этими структурами будет зависеть многое, а идти к этой цели нам суждено вместе. Дорогу осилит идущий. Только в единстве и общинности казачья сила. Будем верить, что не за горами время, когда казачество займёт в современной жизни своё достойное место, уготовленное ему историей. Прошло только десять лет…

 

Товарищ (первый заместитель) атамана Обско-Полярной казачьей линии, казачий 

полковник. Степанченко В.И. Сентябрь,2002года.

 //Альманах «Обская радуга», № 9, 2003года, город Салехард

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
СОБЫТИЯ ДНЯ ИЗ КАЗАЧЬЕЙ ЖИЗНИ
О ПАТРИОТЕ РОССИИ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ – ЕРМАКЕ ТИМОФЕЕВИЧЕ
КАЗАКИ, 17 ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ГЕНЕРАЛА БАКЛАНВА ПОЛК ЖДЁТ
В КИТАЕ ЛИКВИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика