Обнадёживает то, что государство на казачество стало обращать более серьёзное внимание и отмахнуться от этого движения уже невозможно. Как ранее сообщалось в прессе, под эгидой государственных структур 7-8 сентября 1995 года в Москве прошло первое Всероссийское совещание казачьих организаций, на котором рассматривались вопросы по реализации Указа президента Российской Федерации от 9 августа 1995 года № 835 «О государственном реестре казачьих обществ Российской Федерации».
Продолжением этого форума стали региональные совещания. Одно из них состоялось в Челябинске, куда приехали представители регионов, относящихся к Уральскому военному округу. В основном докладе председатель комитета правительства по делам казачества В.И. Глуховский подробно рассказал о видах предстоящей казачеству государственной службы, о реестре. Он подчеркнул, что государство будет иметь дело только с теми казачьими объединениями, которые пройдут установленную Законом перерегистрацию. Для них предусматривается финансовая поддержка, налоговые льготы. Все остальные казачьи организации останутся на правах общественных и не получат поддержки государства.
Оживленный разговор шел по смысловому определению термина «казачество». Что это? Народ или сословие? К сожалению, четкого ответа на этот вопрос нет, хотя последние постановления, правительства и Указы Президента склоняют к мысли, что казачество возрождается как сословие. Далеко не всех, конечно, это устраивает. И я думаю, что здесь следует еще поработать. До конца не был ясен и такой момент: не окажутся ли за бортом те люди, которые пять лет назад начали это движение и по возрасту не могут нести государственную службу? Будет ли на всех членов казачьих сообществ распространяться право ношения казачьей формы?
На все это Н.Д. Егоров и В.И. Глуховский ответили, что, при переходе на государственную службу все члены объединений будут регистрироваться – совместно с членами их семей, а также, независимо от возраста, будут иметь одинаковые права, в том числе и на ношение формы одежды. Но здесь, на мой взгляд, возникает много вопросов. Какими будут взаимоотношения между реестровыми и не реестровыми казаками? Не приведет ли это к их расколу? Ответы на это может дать только время.
Важно и то, что на месяц – до 30 января 1996 года – продлен срок принятия документов на регистрацию казачьих организаций. Это даст возможность серьезнее подойти к реестру, так как при включении в реестр каждый казак должен дать свое личное согласие на это. Но остался открытым вопрос квоты, то есть числа казаков, которое должна набрать община, дающего право на ее регистрацию. В Указе Президента определено вполне конкретное количество казаков, начиная с хутора и кончая войском. Квота эта велика, хотя для Сибири и Дальнего Востока квота определена меньше, но точно не сказано – насколько.
Наша позиция такова: необходимо регистрировать все общины, независимо от их численности, потому как, в силу исторических и местных условий, большое количество казаков в общины повсеместно набрать невозможно, да и нецелесообразно. Красной нитью в докладе прошла мысль о том, что на территории любого субъекта Федерации должна быть одна казачья организация, а не две, как, например, теперь в Курганской области, да и у нас, на Ямале. Здесь двух мнений нет, казачество должно быть единым и строиться по территориальному принципу – в границах своего края, области, автономии. К сожалению, государственные органы власти на местах не в полной мере это учитывают, регистрируя на своей территории казачьи общины, которые им практически не подчиняются.
Наряду с организационной работой, казаки Обско-Полярной казачьей линии обращают особое внимание на воспитание молодежи. Например, в поселке Яр-Сале они, совместно с военкоматом, ведут подготовку допризывников.
Мы считаем, что одним из самых важных моментов деятельности казачества, является возрождение духовности, православия. В Салехарде, с участием казаков, поставлена часовня, реставрируется храм Петра и Павла. В Ямальском районе, на месте бывшей 502 стройки установлен поклонный крест; под городом Лабытнанги мы перезахоронили останки погибших и умерших заключенных сталинских лагерей.
В городе Ноябырьске есть казачьи подразделения, которые занимаются охраной различных объектов. Там предусматривается охрана казаками месторождений нефтеперекачивающих станций, нефтепроводов. Казачьи хоры городов Салехарда и Надыма выступают с концертами, шефствуют над воинскими частями в своих городах, имеют многих горячих почитателей, пропагандируют древнюю казачью культуру.
Ведется у нас работа и по созданию кадетских классов или казачьих гимназий на территории округа. Делается это для того, чтобы юноши, желающие посвятить себя службе в армии или в других государственных органах, воспитывались на высоких примерах патриотизма, присущих российской казачьей культуре.
К примеру, на сегодня у нас складываются добрые отношения с главой администрации города Салехарда И.Н. Кочергой, который поддерживает идею создания такого кадетского корпуса. Есть договоренность с ним о передаче для этой цели одного из зданий города. В дальнейшем просматривается и решение вопросов финансирования и привлечения к работе с молодежью преподавателей-энтузиастов. Наша цель – обучение и воспитание всесторонне развитого человека, который, помимо военных наук, знал бы историю, этику, эстетику, умел хорошо танцевать и петь; то есть, чтобы
17-ти летний парень мог иметь основания получить гражданскую и военную специальности, был бы нравственно и физически развит, готов к служению России.
А пока, в ходе регистрации мы должны выбрать виды государственной службы – применительно к реальным условиям и возможностям Севера. Наиболее приемлемыми вариантами, на наш взгляд, являются: пограничная служба и служба в армии. Хочется, чтобы наши дети, а вместе с ними все юноши округа, служили по традиционному казачьему принципу, то есть на своей территории. В этом деле в округе у нас уже есть небольшой опыт: казачья община Надыма заключила договор с воинской частью о том, что призывники округа будут направляться именно туда. Но поддержки этого начинания со стороны местного военкомата казаки не получили. Об этом говорилось в Челябинске на вышеупомянутом совещании.
Округ наш – пограничный, и, при введении застав в казачьи структуры, можно было бы формировать на месте их личный состав. При этом казачья община несла бы ответственность за тех, кого туда направила, оказывала бы помощь заставе материально и духовно; периодически могла бы посылать туда своих представителей. Это бы полностью исключило дедовщину, а вновь прибывшие на заставу ребята могли бы встретить там своих земляков, в воинских списках найти фамилии родственников и друзей. Именно это и было традиционно в казачьих частях, веками укрепляло их боевое воинское братство.
Письма со своими предложениями мы направили в адрес губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, пограничным службам России. С введением должности заместителя губернатора автономного округа по вопросам пограничной службы, эти проблемы мы надеемся в ближайшее время решить положительно.
Надеждами-то мы живем с первого дня нашей деятельности, но проблемы возрождения казачества постоянно упираются в отсутствие Закона о казачестве. Правда, проектов такого Закона очень много: лично я знаком с пятью вариантами. Настораживает то, что они разрабатывались людьми, далекими от казачества и его подлинных проблем. Поэтому теперь, как никогда, казачеству нужны свои высокообразованные люди, знающие не только наши казачьи традиции, но и право, то есть юристы-профессионалы.
В основу своего возрождения мы – казаки – ставим заповеди православия. А поэтому нам нужны только честные, с чистой совестью люди.
Товарищ атамана Обско-Полярной казачьей линии. В.И. Степанченко.//Красный Север. 27 января 1996года, город Салехард