Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ОБСКАЯ МАГИСТРАЛЬ КУЛАЦКОЙ ССЫЛКИ

 

     Обстоятельства трагедии, унесшей жизни трех моих родственников, до сих пор окутаны тайной. В свидетельствах о смерти, выданных Горковским сельсоветом Шурышкарского района, значится, что один из них – 61-летний Хайрулла Капшанов – скончался… от старости. А вот его дочь Айнимал и супруга Шигар ушли в лучший мир неизвестно из-за чего. Первой было всего 24 года, второй – 54. В графе «причина смерти» твердой рукой написано, что она не установлена. Такое чувство, что всех троих просто списали… Мои родственники умерли один за другим в мае 1934 года, на исходе масштабной кампании по раскулачиванию. Это очень личная трагедия и боль, которую принято переживать в тесном кругу родных и близких людей. Но с некоторых пор делать это всё труднее. 

       В стране развернулась широкая, якобы народная кампания по переписыванию истории. Как я понимаю, представители коммунистических течений, готовясь к выборам, стремятся обелить самые мрачные страницы советского прошлого. Их площадка – интернет, и там они чувствуют себя вполне вольготно. В итоге миллионы потомков жертв политических репрессий вынуждены выслушивать мнение бездушных людей, зачастую безусых юнцов, подвизавшихся на ниве альтернативной истории. Общий смысл их многотысячных «патриотических» статей и комментариев заключается в том, что миллионы самых трудолюбивых русских, украинских, белорусских, казахских, татарских, башкирских (и прочая, и прочая) крестьян были очень плохими людьми. Включая и моих родственников, разумеется. Дескать, они только и делали, что хрустели на печи французскими булками да эксплуатировали мило окающих соседей-лапотников. Не передать словами, что чувствуешь, читая такие дикие вещи. Нечто подобное ощущаешь, когда какой-нибудь залетный бандеровец начинает поливать в Сети грязью наших фронтовиков-ветеранов. 

      Очередная волна ненависти захлестнула интернет после выхода сериала «Зулейха открывает глаза». Устав от самоизоляции, по этому фильму прошлись даже те, кто смотрел его не более пятнадцати минут. Люди взбешены, люди брызжут слюной, люди «Зулейху» не читали, но осуждают…Еще месяц назад я не собиралась писать эту статью, не хотела ворошить прошлое. Но теперь, думаю, самое время сказать: по этапу прошла не только Зулейха и за нее сегодня есть кому заступиться. Одних только ссыльных «кулаков» в реальной, а не киношной истории было около 2,5 миллиона (сопоставимо с общим числом русских солдат, попавших в плен в период Первой мировой войны), и у этих обездоленных советской властью людей остались многочисленные потомки. 

Приютил сироту – стал кулаком!

     Тринадцать лет назад я взялась исследовать эту тему, будучи выпускницей журфака. Тогда мною двигало желание побольше узнать о том, как репрессировали моих предков, живших в деревушке между Тобольском и Тюменью. Всё началось с того, что кто-то из односельчан уличил моего прадеда Абдулвали Карманова, 1878 года рождения, в эксплуатации чужого труда. «Батраками» оказались осиротевшие во время эпидемии тифа племянники, которых пращур по татарской традиции приютил, спасая от неминуемого голода. Детей в подробности родства не посвящали, все в доме были равны, кто от какой матери, не спрашивали, родные – и всё. Крепкое крестьянское хозяйство требует много сил, и в деревнях дети приучены к работе сызмальства. Табун лошадей, изба в два этажа, коровы, овцы, гуси… Пращур даже умудрялся вести купеческие дела. Зимой ездил за товаром в Тобольск. Зажиточный, держит батраков… Одним словом – идеальный кандидат для раскулачивания. 

Как советские колхозники на бездомных пахали

       Дальше всё по регламенту: всё имущество до последней плошки отобрали, а прадеда посадили в телегу и увезли в Тобольск. Выселению подлежала и вся его семья, включая малых детей. Шел 1930 год. Никаких подробностей того, как детвору выставляли на улицу, я не знаю – дед всегда избегал разговоров на эту тему. Знаю лишь, что прадеду дали некое письмо, обязав передать его кому следует по месту разбирательства. Он был грамотным и принял рискованное решение – опечатанный конверт вскрыть, а текст обсудить с разбирающимся в различных тонкостях другом. Вывод товарища был однозначен: с такой бумагой только к стенке. Недолго думая, прадед избавился от опасного документа… Тобольск был местом сбора кулаков со всей округи, там же происходила сортировка: кого на расстрел, кого в северную ссылку. Своей участи Кармановы дожидались в стенах местной тюрьмы. На какое чудо уповал пращур, кому молился? Вероятно, благодаря тому, что письмо с компроматом было уничтожено, семью посчитали неопасной и в Салехард ссылать не стали. Кармановы вернулись в родную деревню, но там без дома, запасов и скота семья из зажиточной враз стала нищей. Поживившиеся за их счет соседи считали Кармановых беглецами, они их преследовали и насмехались над людским горем. Днем мои предки прятались в лесу, а ночью работали – батрачили на колхозников, чтобы прокормиться. 

       Но и это еще не всё. Второй раз нажитое тяжким трудом у них отняли в 1940 году – в день, когда дед по повестке отбывал к месту срочной службы. Случился даже диалог, в котором новобранцу перечислили, что подлежит изъятию. Он готов был остаться – защищать дом и семью. Прадед лежал при смерти, велел сыну не спорить – ехать на службу исполнять долг. Последнюю волю отца солдат исполнил, это был их последний разговор.    

За 13 минут всё не расскажешь…

       Меня волновал вопрос, как могла сложиться судьба предков в салехардской ссылке? Выяснить это я могла только на месте. Будучи студенткой пятого курса, я навострила лыжи в Салехард за материалом для дипломной работы. Настрой был боевым, только я не знала, с чего начать… И надо же было такому случиться: на полярном круге я познакомилась с дальней родственницей – Зульхиёй Сабировной Макушиной. Это ее осиротевшей маме дал кров мой прадед. Так тетя Зуля стала главным консультантом моего фильма.  До пенсии она заведовала архивом салехардского рыбоконсервного завода. Говорит, предприятие массово принимало спецпереселенцев на работу. Кроме татар, на заводе трудились бригады репрессированных калмыков и поволжских немцев. Почти все спецпереселенцы на заводе были из крестьян, специального образования не имели, но работали прилежно – иначе было нельзя.   

      Тетя Зуля – салехардский старожил, активист ветеранского движения. Она без труда помогла найти героев для моей первой исследовательской журналисткой работы «Новая Родина», которая вышла в эфире телеканала «Ямал-Регион» в 2008 году. Жаль, тринадцатиминутный формат не вместил весь собранный материал. Отдельные не вошедшие в фильм факты леденят душу. 

Люди бросались за семьями вплавь

       Первый герой фильма – седовласый дедушка Анвар Анварович Анваров – в Салехард попал годовалым ребенком. Критикам «Зулейхи», рискнувшим заявить, что в ссылку малых детей с родителями не отправляли, заявляю: отправляли. На первом колесном теплоходе в 1931 году Анваровы прибыли в Салехард с младенцем. Еще одна моя дальняя родственница от съемок и комментариев отказалась. Ее мать Сухира Хайрулловна Сарипова (в девичестве Капшанова), 1915 года рождения, пострадавшая в период репрессий, давно почила, оставив в наследство стопку документов. В ней переписка с архивами, Тюменским УВД, ямальской прокуратурой, судами разных инстанций… Всё ради одного – получить заветный статус «реабилитирована». История как под копирку: зажиточную семью из двух родителей и шестерых детей вывезли из татарской деревни Тюменской области под покровом ночи, «опасаясь возмущений и заступничества земляков», указано в одном из документов. Родителей взяли во время ночной рыбалки на озере… Отбывать ссылку семья прибыла в Кушеват, недалеко от зарождающегося поселка Горки.

        Отец Сухиры Хайрулловны реабилитирован посмертно Тюменским УВД 16.10.1995 года – спустя полвека после кончины. Архивы сохранили документы о его выселении на Север. А вот упоминания о том, что Сухира подверглась репрессиям вместе с родителями, в фондах не оказалось. Несколько лет старая женщина ходила по кругу, чтобы вернуть честное имя и получить положенную компенсацию: УВД требовало решение суда, а суд справку о факте репрессии из УВД… В беседах потомки репрессированных рассказали о беспримерной жестокости конвоя. Когда колесный теплоход вез крестьян в кулацкую ссылку, людей высаживали по ходу следования теплохода на пустынном ледяном берегу. Вероятно, это были точки, предназначенные для строительства переселенческих поселков. С людьми не церемонились, семьи безжалостно делили, высаживая членов одной семьи на разных участках. В отчаянии люди бросались в воду, пытались вплавь догнать судно… Таких смельчаков отталкивали от теплохода палками, и они тонули в Оби. 

Обобрали, а  задокументировать не потрудились

      Моя дальняя родственница всё же добилась реабилитации. Салехардский народный суд 6 февраля 1996 года на основании свидетельских показаний двух бабуль 1908 и 1915 года рождения реабилитировал спецпереселенку. После этого она попыталась добиться компенсации за изъятое имущество – тщетно. Вот выдержка из письма Комиссии по реабилитации и восстановлению прав жертв политических репрессий Тюменской области от 20 января 1997 года: «Архивная справка филиала Тобольского госархива № 22С от 9.03.95 г. не подтвердила факт изъятия имущества гр-на Капшанова Х.». Получается, что ничего не получается. Людей обобрали, выслали, а зафиксировать изъятое не потрудились… Еще для одной семьи ссылка стала новой родиной. Майра Абдурахмановна Ниязова (в девичестве Атнагулова) рассказала, как вновь прибывших спецпереселенцев определяли в конюшни, а их детей в надстройки. «От лошадей шел пар, наверху было теплее», – пояснила женщина. Тогда еще одно несчастье обрушилось на ссыльных, детей безжалостно косил тиф. Погост с маленькими холмиками рос прямо за конюшнями. 

     Однажды, вернувшись после тяжелого рабочего дня в жилище над стойлом, спецпереселенец Атнагулов обрадовал горюющую супругу, мол, скоро будем для себя бараки строить, переедем в отдельное жилье. Шайтанка в 1930-м была широкой и разливистой, до правого берега добирались на лодке – расчищали лес под будущие постройки (сейчас это район Комбината).  Позже на месте конюшен и детских захоронений городские власти задумали сделать рынок (сейчас там Ямальский полярный агроэкономический техникум). Безутешные отцы ночью тайком эксгумировали чад, чтобы перезахоронить. Тем, кто осмелился на такой шаг, не повезло дважды. В одну из ночей всех их арестовали, и больше их никто не видел. Отец моей собеседницы перетерпел боль и обиду молча. Остался жить и смиренно ходил «на отметку» до 1952-го. Спустя 22 года ссылки ему милостиво позволили не отмечаться и ехать куда пожелает. Он собрал детей, рожденных в Салехарде, и повез знакомить с родней в Тобольск. Остаться там насовсем даже мысли не было. Салехардская ссылка стала для спецпереселенца родным домом.

Хайретдинова Алсу. Красный Север.

г. Салехард 16.05.2020

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика