ПАМЯТЬ О ЕРМАКЕ СВЯЩЕННА ДЛЯ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Россия, прирастает, а ныне и выживает могуществом Сибири благодаря, в первую очередь, личности державного витязя Ермака Тимофеевича, поскольку на протяжении столетий его именем и подвигом осуществлялась пространственная легитимация нашего государства. В этой связи напомню слова великого русского писателя, выдающегося мыслителя Валентина Григорьевича Распутина, которого мы по праву считали духовным губернатором Сибири: «После свержения татарского ига и до Петра Великого не было в судьбе России ничего более огромного и важного, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз». Присоединение Сибирского ханства к России в конце XVI века явилось одним из главных событий её военно-политической истории на исходе Средневековья. Совершив дерзновенный поход за многие сотни вёрст от родных границ, казачья дружина Ермака (Ермолая) Тимофеевича в 1582 году разбила основные силы могущественного хана Кучума и заняла столицу его ханства крепость Искер (Кашлык), ставшую на время опорным пунктом русского влияния за Уралом. Отсюда казаки ходили к верховьям Оби, на Тавду и Пелым, по Иртышу и Вагаю. Во время одного из ночных привалов (1585) они подверглись внезапному нападению кучумовичей и потеряли своего предводителя.
О последних минутах жизни Ермака в Погодинском летописце сообщается, что, отбиваясь от врагов, он кинулся к отплывавшему от берега стругу «и не много доити, понеже одеян бе железом в пансыре тягче; и не доплы струга, утопе»[1]. По другим сведениям, восходящим к татарским преданиям, покоритель Сибири сразился с кучумовским воином Кучугаем (Кутугаем), который поразил его копьём «в гортань». «Ермак, – писал историк, – бился с врагами до последней минуты, прикрывая отступление отряда. Благодаря этому казаки избежали поголовного истребления: из 108 человек, ходивших на Вагай, остались в живых 90»[2]. Исследователи единодушны в том, что гибель Ермака означала скорое завершение экспедиции русских казаков в Зауралье. Причины этого обычно видятся в истощении сил отряда, на протяжении нескольких лет переносившего невыносимые лишения и оторванного от русских границ. Однако Ермак и его дружина совершили главное: располагая небольшими силами, они разгромили основные силы Сибирского ханства. Таким образом была открыта одна из самых значительных страниц прошлого России, связанная с освоением огромного и пока таинственного «материка», о владении которым мечтали многие европейские и восточные государства.
Уже в 1586 году, менее, чем через два года после гибели Ермака на поле брани за Россию и честь казачью, Сибирь дала казне 200 000 соболей, 10 000 чернобурых лисиц, 500 000 белок, кроме бобров, горностаев и прочих - драгоценную валюту того времени. Колоссальные богатства Сибири - золото, серебро, медь, железо, свинец, олово, каменный уголь, графит, нефть, сера, торф, леса, алмазы, меха, рыба и т. д. - на многие века обеспечили Россию. Ермак открыл широкую дорогу, ведущую к берегам Тихого и Ледовитого океанов. Он же положил начало Сибирскому Казачьему Войску Всеначальному. Трудно найти другого человека, который сделал бы для Родины столько, сколько сделал Ермак Тимофеевич... И притом с минимальными жертвами, даже без ведома властей, без издержек для государственной казны, не будучи к этому обязанным ни службой, ни положением... Представьте себе ермаковскую дружину, эту, как сегодня бы сказали, образцовую воинскую часть, строго соблюдающую все православные посты и праздники, дисциплинированную, «единомысленную», трезвую, не только не грабящую и не насилующую, но и бережно относящуюся к побеждённому врагу. И это на краю света, за тридевять земель от столичных городов и весей, от царской и церковной власти. Ни перед кем, кроме Бога, своей совести и вождя, они не отвечали... Представьте себе и этого вождя, давшего «обет доблести и целомудрия», «велеумного», «душой знаменитого», требующего от дружины не только повиновения, но и чистоты душевной, и сумевшего твёрдо провести свои принципы в жизнь.
Россия времен Ивана Грозного испытывала колоссальное давление со стороны своих соседей: Европа во главе с Папой Римским и польским королем Стефаном Баторием объявила крестовый поход против России, крымский хан Давлет Гирей в очередной раз совершил коварный набег и выжег Москву дотла, Ногайская орда, хан Кучум на Востоке точили против наших предков булатные ножи, сжигая наши села и деревни, убивая мужчин, уводя в полон женщин и детей. Русскими рабами были полны рынки Каффы и Генуи. А еще бубонная чума, пришедшая с Запада, выкосила едва ли не половину населения страны. Казалось бы, всё, с Россией покончено. Но стремительный упреждающий поход Ермака на Сибирское царство и его фантастические победы явили миру уже не слабую, умирающую Россию, агонизирующую под ударами вражьих сабель, а исполина, встающего во весь богатырский рост от Балтики до Тихого океана. Поход Ермака увеличил размеры России в четыре раза, открыл пути вплоть до Тихого океана в Азию и Китай, нашёл новые пустующие плодородные земли...
Но в Сибирь, ещё до Ермака, устремились и завоеватели из Средней Азии. Ведь они все еще считали ее территорией, подвластной Золотой Орде, и были намерены диктовать Зауралью свои условия как вассальному ханству. Напомним, что в 1563 г. Сибирское ханство завоевал узбекский, а не татарский хан Кучум, бухарский принц, который жестоко истреблял местное население, незначительной частью которого были и татары. Именно Кучум начал враждебные действия против соседей. Его головорезы вторглись в пределы уральских купеческих вотчин. По указанию хана был убит царский посол Третьяк Чубуков, на подданных Русского государства начались набеги... В то время численность коренного населения в Сибири составляла всего около 200 тысяч человек. Татары, ханты, манси, жили по берегам Иртыша и Оби, на Енисее предки современных ненцев – самоеды, пространство от Енисея до Тихого океана занимали эвенки, на Байкале и Амуре жили буряты, монголы. На Чукотке чукчи, ительмены, коряки, на Камчатке – камчадалы...
Включение Сибири в состав Российского государства не было колониальным захватом, скорее это было продвижение более высокой цивилизации в «хладные пустыни природы». Русское правительство, заинтересованное в поступлении в казну доходов от ясака, стремилось расширять подвластную территорию Сибири, сохранять и увеличивать численность коренного населения. Убийство ясачного или причинение ему увечий, делавших его неработоспособным, было равноценно прямому изъятию денег из государственной казны. Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители. В случае земельных споров решения местной администрации были обычно в их пользу. Подавляющая часть коренного населения Сибири, быстро осознала, что включение в состав централизованного государства будет означать ликвидацию кровавых междоусобиц (у якутов), прекращение набегов со стороны соседей (для ханты, манси, селькупов, енисейских народов и т.д.), ликвидацию феодальной анархии (буряты, большинство сибирских татар). В итоге, процесс их вхождения в состав России прошёл без серьёзных людских потерь. Если и отмечались какие-либо вооружённые конфликты, то по масштабам они были не велики и продолжались не долго. С русскими людьми в Сибирь пришла твердая государственная власть. Как правильно заметил историк В. Г. Мирзоев, «если уж говорить о покорении Сибири, то основным его оружием был не меч, а орало...»
Думаю, потомки сибирских аборигенов должны быть благодарны Ермаку и другим русским первопроходцам: если бы не они, то в Сибирь пришли бы восточные орды, которые поголовно истребили бы местное население, завоёвывая для себя «новое жизненное пространство», как это делали орды жестоких, алчных испанских конквистадоров, португальских, голландских, французских, английских завоевателей Америки, стирая с лица земли, великие культуры. В Северной Америке ко времени появления там англичан было два миллиона индейцев. К началу XX века их число уменьшилось в 10 раз. А в нашей Сибири писцовые книги в это же время говорят о неуклонном росте коренного населения. Ни одно племя не пропало, не затерялось, не исчезло с лица земли со времён, когда Ермак перешёл Каменный пояс! Ни один язык не стёрся и не вымер на протяжении нескольких веков! «И назовёт меня всяк сущий в ней язык», – с человечной мудростью сказал русский поэт. А поэт английский, певец Великой Британии, в аналогичной ситуации произнёс другие слова, полные высокомерия и равнодушия к другим народам: «Земля, где английский солдат лежит, - Англии принадлежит». Русский человек, прежде всего, подумал бы, что принадлежит эта земля всем, кто на ней живёт, и в первую очередь коренному её народу. Обжить, врасти, принести охотничьим и кочевым племенам земледелие, оседлый быт, науку, культуру, письменность – вот чем на протяжении веков русский человек завоёвывал сердца вогулов и якутов, бурят и чукчей.
Кучум же – бухарский принц из династии Шейбанидов попал на сибирский трон через большую кровь. «С очень многими своими воинами подступив к городу Сибири и взяв его, убил Ядкара и Бикбулата, а сам сделался царем всея земли Сибирской», – бесстрастно сообщается в летописи Саввы Есипова. И треть столетия сибирские татары не могли отбиться, избавиться от Кучума. Ну, если для кого-то ссылка на русскую летопись не кажется авторитетной, то приведу куда более современное, «неангажированное» мнение, а именно слова главы региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Рафаэля Забирова, отметившего, что русский и татарский народы живут в мире уже более 400 лет, и начало этой многовековой дружбе было положено легендарным атаманом: «Ермак принёс сюда государство Российское, чему мы рады. Поэтому, я думаю, таким людям, как Ермак, мы сейчас обязаны тем, что у нас прекрасная страна, крепкая, сильная. Мы живём в мире. Мы не делились, мы делали общее дело – государство Российское мы поднимали все вместе. Нам нечего делить, мы должны радоваться, что у нас такая прекрасная страна!
Более четырехсот лет прошло с момента гибели атамана Ермака Тимофеевича, но память о нём вечно служит символом жертвенного служения Отчизне. Многовековая история собирания основных территорий Российского государства завершилась великим деянием – освоением Сибири, края, ставшего сокровищницей нашего Отечества, основным источником энергетической и финансовой состоятельности современной России. Помня об этом, негоже забывать о подвиге атамана Ермака Тимофеевича, славой своей сравнявшегося с героями русского былинного эпоса.
А. Елфимов
Пресс-служба ОПКЛ
г. Салехард
9 марта 2020 года
[1] Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). М., 1987. Т. 36. Ч. 1. С. 135.
[2] Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982. С. 204.