РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО Краткая характеристика российского казачества
РОССИЙСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Краткая характеристика российского казачества
Современное российское казачество представляет собой наиболее организованную часть российского общества, единственную, обладающую развитым этническим самосознанием. Его можно было бы характеризовать как совокупность субэтносов русского и некоторых других народов России. В то же время, после длительного периода советской унификации («расказачивание») и почти полной потери к концу минувшего столетия носителей традиционной культуры, казачество имеет смысл считать скорее этно-социальной общностью. В социальном плане оно весьма неоднородно и включает в себя представителей всех социальных групп населения, в особенности на юге России.
В морально-психологическом отношении казачество в России пребывает в состоянии непрерывного кризиса, в который вступило уже к середине 90-х годов, с осознанием крушения нравственного идеала (построения справедливого общества в России) и своей роли в его достижении. В результате политической неопытности первых атаманов, казачье движение, находясь на стадии своего первоначального подъёма, не достигло социально значимых целей. В результате массового оттока из движения казаков по рождению и воспитанию, а также интеллигенции власть в нём, в большинстве случаев была захвачена проходимцами, а после создания Государственного реестра казачьих обществ – ставленниками региональных администраций.
Уже на второй год после создания общероссийского объединения Союз казаков, он пережил идеологический и организационный раскол, который во многом был обусловлен вмешательством внешних сил (КПСС и спецслужб, включая иностранные, а также крупного капитала). Этот раскол не преодолён и по сей день. Однако не следует преувеличивать его глубину. Её степень различна в разных регионах и составляет часть их специфики. Не признают друг друга атаманы и весьма небольшая часть зависимых от них людей. В массе своей казачество едино. Основой такого единства служит устойчивый социальный миф о своём происхождении и единые представления об истории казачества, его традициях, своём месте в обществе и предназначении (социальных функциях), что реально порождает чувства духовного родства и братства даже у случайно встретившихся людей. Одновременное членство в двух организациях («реестровой» и «общественной») является нормой, как и «перетекание» с мероприятия одного атамана на подобное, проводимое его противником.
С середины текущего десятилетия, после полосы упадка, наметился подъём, в первую очередь – в области культуры. В плане сохранения культуры казачества и создания соответствующих образовательных учреждений, уже можно сделать вывод о достижении части целей, первоначально поставленных движением. С 2005 г., после выхода закона «О государственной службе российского казачества», его представители (как правило, входящие в госреестр) активно начали входить в органы местного самоуправления, а власть на местах начала более или менее активно поддерживать казачьи организации. В прошлом году была принята Концепция государственной политики в отношении казачества, развивающая положения закона и, в том числе, дающая возможность органам государственной власти оказывать поддержку и казачьим организациям не вошедшим в госреестр. В текущем году этот процесс завершился созданием Совета при Президенте РФ по делам казачества, подчинённых ему аналогичных комиссий в федеральных округах, заинтересованных министерствах и рабочих групп в субъектах федерации.
В настоящее время ситуация в казачестве и вокруг него характеризуется следующим. Государственная власть контролирует лишь незначительную часть, верхушку созданного им «реестрового» казачества. При этом остро стоит вопрос о профпригодности его атаманов. Почти все они не имеют делового и нравственного авторитета в массах казаков и являют собой препятствия к объединению, видимые символы попрания государством казачьей демократии. Особенно тяжёлая ситуация в Донском (в первую очередь в Ростовской области) Терском и Забайкальском казачествах. Оставляет желать много лучшего отношение администрации к Волжскому казачеству в Самарской области. Затянулся кризис двоевластия в Оренбургском войсковом казачьем обществе.
В качестве лидера в отношениях между государством и казачеством следует назвать Краснодарский край, где за последние два года достигнуты ощутимые результаты, а также Кемеровскую область, Ставропольский, Алтайский края, Республику Саха (Якутия). Особенностью текущего момента является возрастающее усиление общественного казачьего движения. За период упадка оно очистилось от случайных людей. Сохраняющееся в массах казачества недоверие к государственной власти, одиозность олицетворяющих её атаманов и рост социальной напряжённости пополняют его ряды. Несмотря на уход со своего поста многолетнего лидера Союза казаков России А. Мартынова, региональные казачьи объединения активизировали работу, наращивают численность и усиливают своё влияние. Организация вошла в состав Военно-державного союза и вместе с ним влилась в Союз русского народа. Здесь выдвинулся ряд авторитетных казачьих руководителей, сотрудничающих с оппозиционными организациями.
Можно с уверенностью сказать, что к востоку от Урала состояние казачества определяет именно работа общественных казачьих объединений. Это осознал даже ряд администраций и территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, начавших активно сотрудничать с Союзом казаков России. В целом российское казачество находится в тяжёлом положении, но продолжает преодолевать стоящие перед ним препятствия.
Председатель синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами протоиерей Д. Смирнов