СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: НОВОЕ КАЗАЧЕСТВО
СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: НОВОЕ КАЗАЧЕСТВО
Межрегиональная конференция «Современное казачество Северного Кавказа: новое качество» прошла 17 апреля в Ставрополе. Открыл мероприятие заместитель председателя Правительства Ставропольского края Юрий Алексеевич Скворцов. Приветствовал собравших помощник полномочного представителя Президента РФ в СКФО Вячеслав Николаевич Пилипенко, который подчеркнул, что за последние десятилетия Россия не потеряла ни одного этноса, и предложил обсудить насущные проблемы возрожденного казачества.
В разговоре приняли участие атаманы и помощники атаманов округов Терского войска, приехавшие из Кабардино-Балкарии и Северной Осетии – Алании, Ставропольского края, Дагестана. Дискуссия завязалась вокруг принятого недавно федерального закона «Об образовании», где ни слова не говорится о казачьих кадетских классах, которых в войске на сегодняшний день почти две сотни. По факту они оказались вне закона. И как сказал, атаман Ставропольского округа ТКВ Александр Николаевич Фалько, этим вопросом уже заинтересовалась краевая прокуратура. Депутат Думы СК Петр Петрович Марченко сообщил собравшимся, что в настоящее время обсуждаются соответствующие поправки и решение об их внесении в закон. Его поддержал член Общественной палаты РФ Азамат Борисович Тлисов.
Большое внимание на конференции было уделено работе казачьих дружин. Но, как подчеркнул, профессор и заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Анатолий Федорович Григорьев, вопросы перспективного развития современного казачества не могут и не должны рассматриваться вне культурного контекста, «поскольку именно самобытная культура казачества, в частности, песенная является стержневой основой, духовным кодом нации».
Эмоционально продолжила этот вопрос Татьяна Александровна Невская, профессор Северо-Кавказского федерального университета. Она рассуждала на тему, какие именно казачьи традиции нужно нести в современную действительность. Песенно-культурные традиции характеризуют казачество как этническую общность, их необходимо поддерживать, чтобы сохранить казачий феномен. Ведь дети не вырастут казаками, если им просто в школе рассказать историю казачества.
Другие традиции связаны с социальным статусом казаков, например, воинские и духовные. Это говорит о том, что казачество – не просто этническая группа, но еще и социальная группа. Еще много лет назад ученые договорились, что казачество – это этно-социальная группа, – подчеркнула профессор Невская. – Но государство и органы власти относятся к нему тоже двояко. Если оно вошло в список репрессированных народов, то, значит, государство признает его этническую составляющую. И это есть определенная часть славянских народов русского народа. Однако если мы посмотрим на последние документы, принятые в России относительно казачества, то увидим, что, в основном, нормативная база идет к тому, чтобы воссоздать казачество как новую силовую структуру. Но если мы не будем развивать этническую составляющую, то некому будет поддерживать эти традиции социального служения Родине. Сейчас, на мой взгляд, есть недоработка в этих законах, когда в казачество может вступить любой, кто разделяет его взгляды. Если мы будем подходить только с этой точки зрения, то через поколение мы казачество потеряем. Так же Татьяна Александровна сообщила, что университетом готовится и в ближайшее время будет выпущен учебник по истории казачества.
Директор Пятигорского исторического музея Сергей Николаевич Савенко остановился на значении историко-культурного наследия: «За почти 25 лет восстановления казачество ни разу не отказалось от России. Казаки никогда не критиковали свою собственную армию, не отказались от военно-патриотического воспитания. И это очевидные базовые моменты. Поэтому, когда мы говорим: «Слава тебе, Господи, что мы казаки!», мы, конечно, чтим Господа, но мы радуемся, что мы казаки!»
Священник Терского казачьего войска отец Павел обратил внимание на воспитание духовности. Вячеслав Николаевич Пилипенко в заключение призвал участников на последующих конференциях не только поднимать проблемные вопросы, но и обсуждать пути их возможного решения.