Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

В.И.Степанченко РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО НАУЧНОГО КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА УРАЛО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА ПРИ ЦЕНТРЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СПРАВОЧНЫХ ИЗДАНИЙ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

 

   

      Добрый день, уважаемые коллеги, участники Всероссийской с международным участием молодёжной научно-практической конференции «Современное казачество в патриотическом, духовном воспитании подрастающего поколения, сохранении исторической памяти и противодействии фальсификации Российской истории, формировании у молодёжи устойчивой исторической идентичности». Эта тема, безусловно связана с именем Атамана Ермака, который 440 лет назад с небольшим числом казаков и поддержавшего его местным населением, в том числе и сибирскими татарами, пошёл в поход и, в дальнейшем, прирастил к России огромную территорию Сибири, тем самым было определено направление освоения новых земель, вплоть до Дальнего Востока [1, с.5-11].

     За прошедшие века он, как историческая личность у многих народов, населяющих эту богатейшую территорию, окружён различными былинами и сказаниями.   Его имя знали и знают не только в Сибири, но и других регионах и особенно местах проживания казаков. Сказы о Ермаке, песни были популярны с давних времён.  В старину, Сибирь подразделялась на русскую – по эту сторону Урала и на «немшоную», которая простиралась за «Камнем», так тогда назывались Уральские горы.  На ней властвовал хан Едигер, который признавал Грозного повелителем Сибири и соглашался платить дань. Но он был вероломно убит ханом Кучумом. С той поры, мира между царством Ивана Грозного и ханом Кучумом не стало.

       И в это неспокойное время, достаточно небольшая по численности ватага казаков во главе с Атаманом Ермаком, смогла разрешить эту проблему. В день памяти великомученика Димитрия Солунского 26 октября (по старому стилю), они вошли в столицу Сибирского ханства Кашлык (Искер). В результате, казаки положили к ногам Ивана IV новое Царство Сибирское. За что царь простил всю прежнюю, вменяемую им вину и одарил атамана княжеским достоинством. А его дружину назвал «Царской служивой ратью». Поэтому с 1582 года и ведётся старшинство Сибирского казачьего войска [10]. До революции прошлого века, практически в каждой Сибирской избе обязательно висел портрет Ермака Тимофеевича, а в Тобольских храмах поминали казаков [4, с.163], что говорит о его почитании у сибиряков. Особое отношение к Сибири было выражено в решении императора Александра III, которое было приурочено ко дню, когда казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. (Вместе с тем в летописях существуют разночтения и год взятия Кашлыка (Искера) указывается 1582 и даже 1583-й). Но на государственном уровне императором Александром III 26 октября 1881 года (или 8 ноября по новому стилю) в обращении к сибирякам в честь 300-летия вхождения Сибири в состав России был озвучен 1581 год. Поэтому с 1881 года до 1919 года включительно, праздник «День Сибири» отмечался ежегодно не только в Сибири, но и других регионах страны. В настоящее время его возрождают в Тюмени, Салехарде и ряде других сибирских городах и сёлах. В этой связи хотелось бы, чтобы празднику был придан статус государственного дня, поэтому предлагаю отметить это в итоговой резолюции нашей конференции, обратившись в соответствующие органы государственной власти, дополнив название праздника «День Сибири и Дальнего Востока». Это было бы данью уважения к тем далёким событиям, огромные усилия к которым, приложили казаки   и не только в Сибири, но и на территории Дальнего Востока. Благодаря чему, Россия приобрела новые территории и несметные природные богатства, став крупнейшим государством мира.  

      Ермак погиб, при этом, возможно ли установить место его захоронения, кто он и откуда?  Имеющиеся сведения разнятся и, зачастую не несут исторической и правовой подлинности.  Я не буду дальше развивать эту тему, несомненно, она требует дальнейшего детального научного и правового подхода в изучении и осмыслении этой исторической личности. Но, полагаю, настало время для начала работы по изучению этой перспективы и сбору соответствующих материалов для реализации возможности к причислению Ермака к лику русских святых.  

     Научной проработкой  и популяризацией деяний Ермака во Славу Сибири и России, непосредственно и занимается общественный научный Координационный Совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета (Председатель к.ю.н. В.И. Степанченко), который был учреждён в 2011 году [2, с.231-240] и стал продолжением реализации,  подписанного соглашения о сотрудничестве между Обско-Полярной казачьей линией  Сибирского казачьего войска Союза казаков России и Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета 16 октября 2008 года [8, с.420-421]. Практически тогда и была заложена тема «Казачество в Западной Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». Первый состав Совета состоял из 16 учёных докторов и кандидатов наук различных научных отраслей сибирского и уральского регионов.

       Научным Координационным Советом было положено начало активного и планомерного изучения истории о Ермаке и поставлена главная цель издать первую в истории страны «Народную Энциклопедию ”Ермак”». При этом, тогда, мы только искали подходы в этом вопросе и сформулировали проект концепции энциклопедии как «Казачество Сибири и Тюменского региона» [3, с.240-244], что в дальнейшем переросло в «Народную Энциклопедию ”Ермак”». Пришли мы к этому, уподобляясь тому, способу, как в народе, испокон веков строили храмы и часовни.  Это и реализуется координационным Советом в сборе соответствующих источников, фольклорных материалов, былин, мифов и так далее, различных письменных свидетельств, их научного анализа и подготовке соответствующих лемм.   Предварительно в результате, проведенной работы были изданы, – краткий исторический справочник «Ермак – гордость России» [5] и энциклопедический словарь-справочник «Ермак» [6]. В написании этих книг, приняло участие более половины членов научного Координационного Совета и более 50-ти авторов. Помимо этого, были и другие издания.  В настоящее время ведётся большая работа по сбору средств, написанию и формированию, как я уже отметил народной энциклопедии.   К этой работе мы приглашаем всех желающих.

     Проводимая академическая и издательская работа, является важным направлением, однако, без взаимодействия с общественностью, казаковедами,

 духовными лицами, молодёжью, и объединения усилий научного сообщества, заинтересованного в реализации этой темы, а также пропагандистской и лекционной деятельности, добиться желаемого результата практически невозможно. Поэтому члены научного Координационного Совета активно занимаются этим видом работы и считают её одной из важнейшей.

     Они выступают с лекциями и презентациями, обнародованных изданий в школах, высших и средних учебных заведениях, городских библиотеках городов и районов, областей и автономных округов. А именно: в Тюмени, Ишиме, Заводоуковске, Тобольске, Ярково, Вагае, Салехарде, Надыме, Ноябрьске, Новом Уренгое, Губкинском, Муравленко, Тарко-Сале, Сургуте. Ими была охвачены практически все крупные районные центры. Эта работа ведётся и в других регионах страны, в Москве, Барнауле, Екатеринбурге, Кемерово, Омске, Астрахани, Костроме, Сочи, Горячем Ключе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Перми, Минеральных Водах и других местах. Эта работа освещается в окружных и областных СМИ, а также на сайте Обско-Полярной казачьей линии «Летка.РФ». Заходите на него и читайте, там много интересного о возрождении и становлении казачества и, в частности, материалов, посвящённых Атаману Ермаку. 

       При этом, изданные нами книги, были переданы в областные и краевые библиотеки, библиотеки музеев Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Тюменской области, библиотеки некоторых ВУЗ (ов), школ и колледжей. Кроме того, они направлены в Китай в библиотеку Аньхойского педагогического университета, с которым осуществляется сотрудничество. Информацию о работе по изучению истории Атамана Ермака и изданные книги, получили казачьи общины Чехии, Азербайджана и Ирландии, представители которых приняли участие в международном казачьем «круглом столе» в Салехарде в апреле 2019 года.  Наша работа вызывала и вызывает интерес. К примеру, в библиотечной системе г. Кострома в 2018 году была разработана программа «Корни патриотизма Народов России», где одно из центральных направлений занимает Атаман Ермак, который до этого общественностью города был мало-узнаваем. И это только часть деятельности, которой занимаются учёные и казаковеды при Тюменском государственной университете, восстанавливая по крупицам историю о Ермаке, для исторической справедливости и использования её, как бренд региона.

      Нам казакам, нужно чётко понимать, что в современный период времени, осознание принадлежности к казачеству и русской культуре – это поступок с большой буквы, серьёзный и ответственный выбор каждого из нас [9, с.468]. Так понимал казачество и А. Михайлов – казак Сибирского казачьего войска в изгнании.  Эту мысль он изложил в одном из казачьих изданий за рубежом: «Казачество – русское самобытное явление» [7]. Защищать нашу историю, русский народ, православие, как духовную основу России-матушки наш долг.  Мы плоть от плоти! На этом стояли наши предки и будем стоять мы. А подвиг Атамана Ермака, будет служить нам историческим примером.

 

Председатель научного Координационного Совета по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий ТюмГУ, кандидат юридических наук, атаман Обско-Поляной казачьей линии Сибирского казачьего войска Союза казаков России краевед, председатель общественного Совета при службе государственной охраны объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа, заслуженный юрист Ямала В.И. Степанченко

27 октября 2021 года

Литература

1.Азiатская Россiя. Завоеванiе царства Кучума. Ермак. Том I. СПб: Изданiе переселенческого Управленiя Главного Управленiя землеустройства и земледелiя. 1914. – С.5-11.

2. Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона: Материалы межрегионального круглого стола. /под ред. И.С. Карабулатовой, В.Н. Евсева. – Тюмень: ООО «Печатник», – 2012. – С.231-240.

3.Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона: Материалы межрегионального круглого стола. /под ред. И.С. Карабулатовой, В.Н. Евсева. – Тюмень: ООО «Печатник», – 2012. – С.240-244.

4.Гордиенко А.М., Гордиенко В.М. За други своя или всё о казачестве. – М.: Международный фонд славянской письменности и культуры. АРП Инт. Ко. 1993. – С.163.

5.Ермак-гордость России: краткий исторический справочник. /под ред.         Г.С. Зайцева, В.И. Степанченко. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета. 2016. – 344с.

6.Ермак: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Г.С. Зайцева, В.И. Степанченко. Тюменский государственный университет, Центр региональных справочных изданий; Тюменское городское противопожарное общество «Атлас»; Фонд президентских грантов – Тюмень: Изд. ТюмГУ 2018. – 192с.

7.Михайлов А. Краткие записки о службе казачества России // Донской Атаманский Вестник. США, июнь-август 1959 года № 30.

8.Степанченко В.И. Говорим, гутарим, балакаем и применяем!.. Часть II. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА» 2010. – С.420-421.

9.Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА» 2012. – С.468. Из вступления, на VIII Большом круге Союза казаков России атамана ОПКЛ в г. Тюмени 29 апреля 2012 года.

10.Топчий А.Т. Краткая хроника Сибирского казачьего войска. /Под редакцией Р.А. Скрипникова. – Томск: Типография «Томьлад». 1992. – 22с.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика