Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ВОЙНА ПРОТИВ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

 

     История уничтожения памятника русским воинам в Сочи не осталась без продолжения. К чему это может привести? Совсем недавно мы были шокированы сносом памятника русским героям Кавказской войны в русском городе Сочи. Памятный знак был демонтирован по требованию деятелей, называющих себя представителями народа шапсугов. Шапсуги – это малочисленный народ родственный черкесам, кабардинцам и адыгейцам. Его численность, по переписи 2010 года 3.882 человека в РФ и 1.897 человек в районе 600-тысячного Большого Сочи.

      Националисты оскорбились установкой скромного памятного знака в виде тумбы с картой Форта Святого Духа. Укрепление было заложено в июне 1837 года, что и стало основанием города Адлера, входящего ныне в состав Сочи. Тогда, 183 года назад русская крепость была атакована кавказскими горцами, не сумевшими сломить дух русских солдат и офицеров. Поражение в битве и основание русской крепости и города до сих пор вызывает фантомные боли у кавказских реваншистов, требующих ампутировать «позорную» память об этом событии. Поразительно, но под давлением малочисленных шапсугских националистов администрация Сочи приняла решение о сносе памятного знака в честь подвига русских воинов, установленного и как память об основании Адлера! Подробнее этот вопрос разбирался в статье «Адлер: попытка вычеркнуть русских из истории».

        История эта не осталась без продолжения. И вот уже некие представители сибирских татар требуют от властей Тобольска запретить установку православного креста в память об отряде Ермака на территории частного парка «Ермаково поле». Мотивировки требований примерно те же, что и у их сочинских единомышленников – оскорбление национальных чувств, напоминание о трагическом завоевании русскими края, героизация Ермака и его казаков, повинных в страданиях татар. И, судя по первой реакции городских властей Тобольска, они также готовы дрогнуть под напором наглеющих этноактивистов. О численности сибирских татар, от имени которых заявлен протест, а также о том, являются ли они на самом деле татарами, говорить определённо трудно. Всего из 350 тысяч татар проживавших в Западной Сибири о принадлежности к сибирским татарам заявили в 2002 году 9.289, а по переписи 2010 года 6.779 человек. Остальные, надо полагать, либо татары выходцы из других регионов страны, либо утратившие этническое самосознание «сибирэков» и слившиеся с «татарами вообще». Сибирэк, сибирлар – таково самоназвание этого малочисленного этноса, о его происхождении говорить сложно в силу недостаточной изученности вопроса, на этот счет существует масса теорий и мнений, разбирать которые мы сейчас не будем.

     Всё это не мешает татарским националистам объединять до кучи татар-выходцев из разных регионов, называя их всех скопом сибирскими, в случае если такая необходимость возникает. Как бы там ни было, в Тюменской области татары всех мастей составляют 7%, а в Тобольске 16% населения, что больше, чем мизерная доля шапсугов в Сочи. Но сути вопроса это не меняет. Дело не в численности, а в подходе. Должны ли русские люди отказываться от своей исторической памяти по требованию кого бы то ни было? Что стоит за вызовом, бросаемым нам, русским? И к чему приведут попытки лишить русский народ своих символов и героев?

      Вопрос достоин того, чтобы разобрать его подробнее. Но прежде, чем перейти к концептуальной части, будет интересно разобраться с Ермаком Тимофеевичем и «его ватагой». Прежде всего, были ли они поработителями сибирских татар и завоевателями Сибири? Сибирское ханство образовалось в 15 веке после распада Золотой орды и занимало полоску земли вдоль Оби, Иртыша и Тобола. Население его представляло собой пёструю смесь сибирских народов, таких как остяки и вогулы, с прослойкой местных тюрков, как считается, предков современных сибирских татар. С конца 15 века в Сибирском ханстве утвердилась династия тайбугинов, в 1555 году признавших вассальную зависимость от Русского царства. В 1563 году власть в ханстве захватил, родившийся на берегах Арала чингизид Кучум, занявший при помощи войск правителя Бухары столицу ханства Кашлык. Кучум обосновывал свои династические права принадлежностью к шибанидам – ветви чингизидов, получивших в управление северную часть удела Джучи. Дед Кучума некогда правил Тюменским ханством, располагавшимся в южной части Сибирского ханства, и был убит тайбугинами за 70 лет до того. В реальности Кучум был чужаком на берегах Оби и Иртыша, силой захватившим власть, силой же, при помощи иноземной ногайской гвардии, её и удерживавшим.

     Столица ханства называлась Кашлык по-тюркски, Ибер или Сибер на финно-угорских наречиях, последнее – более древнее название и дало, видимо, название всему краю. Захватив столицу ханства, Кучум продолжил выплачивать дань Русскому царю, не разрывая вассалитета, и, как известно, отправил в 1571 году в Москву ясак в 1000 соболей. Выплата дани и отсрочка объявления об отложении от Москвы, были необходимы Кучуму для подавления сопротивления местных мурз, подчинения князьков сибирских народов и полного захвата Сибирского ханства. Воцарение пришлого хана вызвало серию восстаний, в том числе ввиду неприятия местным языческим населением политики насаждения ислама, проводившейся Кучумом. Таким образом, мы видим классического завоевателя, узурпировавшего власть над чуждым ему населением в чужой для него стране. Утвердив свою власть, Кучум разрывает отношения с Русским царством и начинает натиск на запад, разоряя попутно промыслы и торговлю русских купцов. С этим и связан поход Ермака и его отряда, нанятого промышленниками Строгановыми для прекращения бесчинств и разбоя.

       В 1582 году отряд Ермака численностью в 500 бойцов в нескольких битвах разбивает выставленные против него силы. В решающем сражении у Чувашского мыса Кучум смог собрать до 15 тысяч разноплеменного войска, но в самый разгар битвы «подданные» оставили «своего хана», что прекрасно характеризует их отношения. Разгромленный Кучум бежит в родные ему казахские степи, чтобы оттуда, получив поддержку среднеазиатских правителей, бороться с русскими. Ермак же, занявший столицу ханства, ласково обошелся с остяками и вогулами, а затем и с потянувшимися к нему татарскими мурзами. О бегстве Кучума мало кто сожалел, что привело к интересному продолжению, когда делегация местных князьков и мурз предложила Ермаку Тимофеевичу стать правителем Сибирского ханства, чем немало озадачила того. Казаками по такому случаю был собран круг, на котором и должен был решиться вопрос о власти.

      Сделаем отступление и представим себе, что подобное приглашение на царствование, с выражением покорности, получил не атаман казаков, а какой-нибудь предводитель европейских наёмников. Очевидно, что предложение царствовать было бы принято. Но русские казаки единодушно решают иное: слать гонца в Москву к Русскому царю и просить его принять под свою руку Сибирское царство. Бить челом предстояло атаману Ивану Кольцо, приговорённому на Москве за разбой к смертной казни. Не один Кольцо был разбойником в войске Ермака. Казак в 16 веке – это профессиональный боец и одновременно разбойник, живший войной и грабежами – на Волге и Дону, Каспии и Кавказе, побережье Османской империи и везде, где представится возможность. Но одно дело грабить боярские и царские торговые суда на Волге, а другое посягать на то, что даруется Богом. Власть над землёй, по Божьему произволению, принадлежит Царю, ему, а не Ермаку Тимофеевичу и надлежит принять под свою руку новых подданных.

    Дальнейшее известно. Царь Иван Грозный милостиво принял станицу с послами от казаков, Ивана Кольцо простил, всех одарил, Сибирское царство принял под свою руку. Ермак Тимофеевич три года оставался в Сибири, устанавливая «налогобложение» и собирая ясак. Кучум же не оставил попыток отвоевать ханство, не без успеха подстрекая к бунту остяков и татар, вторгаясь из степи со свежими силами. После голодной зимы 1584/85 года отряд Ермака сократился вдвое, вскоре и сам Ермак Тимофеевич попал в засаду и утонул в водах Иртыша, а его люди, оставшись без предводителя, отступили за Урал. В том же году в Сибирь из Москвы был послан еще один отряд в 100 стрельцов, занявший опустевший Кашлык, но затем повернувший домой. А на следующий год пришли еще 310 служилых людей, основавших русский острог Тюмень. В 1598 году русский отряд из 300 казаков и 90 татар окончательно разбил Кучума в Ирменском сражении. После чего препятствия к продвижению на восток исчезли, началось планомерное продвижение русских землепроходцев в глубь Сибири, и в 1639 году Иван Копылов со своими людьми вышел к Охотскому морю.

     Итого, 41 год от окончательного разгрома Кучума до выхода русских землепроходцев к восточной границе Сибири Тихому океану. Это беспрецедентно короткий срок для русского продвижения по столь огромному пространству, скорость несопоставимая с похожими процессами в Северной Америке, занявшими несколько веков. Как такое стало возможным? И был ли Ермак завоевателем татар и покорителем Сибири? Очевидно, что нет. Не потому, что власть Русского царя была признана предками сибирских татар, остяками и вогулами за несколько лет до его похода. И не потому, что отложившийся от Москвы и сброшенный Ермаком Кучум сам был завоевателем и узурпатором. И даже не из-за того, что поход Ермака Тимофеевича в итоге оказался неудачным и к «завоеванию» Сибири не привёл. Дело совсем не в этом.

      Поход Ермака был организован русскими купцами и промышленниками, чьё продвижение в глубь Сибири натолкнулось на противодействие Кучума. Они же – торговцы, промышленники, землепроходцы – и освоили Сибирь, очень быстро втянув обширные земли и их население в деловой оборот. Московские власти не стояли в стороне, высылали вооруженные отряды и закладывали остроги. Но огромное пространство не могло быть удержано малочисленными служилыми людьми, разбросанными в редких острогах от Уральских гор до Тихого океана. Сибирь по историческим меркам в кротчайшие сроки была введена в русскую хозяйственную жизнь, а через это и в государственную, что и стало основным двигателем процесса. Торговцы, промышленники и землепроходцы – вот кто «завоевал» Сибирь, сталкиваясь с сопротивлением и отвечая на него, но всё же преимущественно втягивая в хозяйственные отношения местное население, а не порабощая его.

      А Ермак Тимофеевич и его ватага остались в памяти русских людей как символ мужества и стойкости, героизма и дерзновения к неведомому. Одновременно став бельмом на глазу у озабоченных реваншем националистов, выступающих от имени, якобы, порабощённых русскими народов. Большинству сибирских и не сибирских татар, потомкам остяков, вогулов и прочим представителям сибирских, кавказских, поволжских и иных российских народов, глубоко наплевать на бредни о «поработителе» Ермаке и прочих «русских колонизаторах». Тем более странно, что власти русских городов идут на поводу у местечковых активистов, лишённых какой-либо серьезной общественной поддержки. В угоду якобы межнациональному спокойствию разрушаются памятники русским героям, стыдливо затушевываются лучшие страницы русской истории, происходит потворство распространению самых диких измышлений. Тем самым поощряется, распространяется и укрепляется уверенность в том, что так и есть – русские в Сибири, в Поволжье, на Урале и Кавказе – чужие, завоеватели, не коренные, второсортные, не имеющие прав, а только историческую вину и неоплатные долги, и обязанности.

     Но что еще хуже, одновременно прививается чувство вины самим русским людям. Нас пытаются лишить гордости за наше прошлое, чтобы тем самым лишить уверенности в настоящем. А народ, не чувствующий себя уверенно, лишенный нравственных и исторических опор, закомплексованный чувством вины, становится податливым и незащищённым. Его легко можно убедить отказаться от своих ценностей, навязав чужую культуру и мировоззрение. Над ним можно ставить эксперименты, бесконечно «исправляя» и направляя куда угодно.

      То, что мы видим сейчас в Америке – наглядная иллюстрация к сказанному выше и одновременно предостережение нам. Американцев, неожиданно выказавших волю к сопротивлению глобализации, готовятся провести через «Перестройку» всей их общественной жизни, что должно в итоге сломать народ, а, возможно, и государство. Для этого ядро американского народа пытаются лишить его традиционных устоев, ценностной системы и скрепляющих национальное самосознание установок. И первый шаг в этом – разрушение памятников и исторических мифов, уничтожение гордости за своё прошлое, а значит и за свою страну, прививка чувства коллективной вины, что должно породить отторжение прошлого своей страны и неуверенность в ее настоящем. Америку хотят лишить сил к сопротивлению, сделать её народ податливым к трансгуманистическим трансформациям. То же самое пытались и будут пытаться проделать с русским народом и Россией. Прививка чувства вины и разрушение исторического прошлого – технология не новая, социальная инженерия до шаблонности отработанная и многократно повторённая. Удивительно, что мы, русские, столько повидав и пережив в 20 веке, позволяем проделывать с собой этот известный трюк.

Константин Геннадьевич Новиков, православный публицист, Тула.

Сайт Союза казаков России 20 июля 2020 года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ АТАМАНА В.П. ГРОМОВА В АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ 15 ИЮЛЯ 2020 ГОДА
КАК КАЗАКИ, ПРОЖИВАЮЩИЕ В ЧЕХИИ, ОТМЕЧАЛИ 75 ЛЕТ ПОБЕДЫ! Вести из Чехии
30 ЛЕТИЮ СОЮЗА КАЗАКОВ ПОСВЯЩАЕТСЯ
НОВОСТЬ ОТ КАЗАКОВ ИЗ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ
КРЕПКО СТОЯЛ В ВЕРЕ ХРИСТОВОЙ И НЁС СВОЙ КРЕСТ КАЗАК ВЛАДИМИР НАУМОВ!
ПАМЯТЬ О РОССИЙСКИХ ВОИНАХ И КАЗАКАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЖИВА!
В ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕНЬ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ЧАСОВНЕ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СНОВА НАЧАТЫ СЛУЖБЫ
ЗНАК ЕДИНСТВА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА С ДНЕМ ВМФ
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ Г.И.ВОЙТЕНКО
СВОЮ ИСТОРИЮ МЫ ЧТИЛИ, И БУДЕМ ЧТИТЬ
КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ЦЕНТР «БАСКО» ПРЕДЛАГАЕТ
ОБРАЩЕНИЕ ИЗ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ НЕ ОСТАЛОСЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ КАЗАКОВ
ЖЕНА ПЕРВОГО ЗАМГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ ПРЕДЛОЖИЛА ПЕРЕИМЕНОВАТЬ СВЕРДЛОВСКУЮ ОБЛАСТЬ
ПОСЕЩЕНИЕ НАДЫМСКИМ АТАМАНОМ МЕСТА, ГДЕ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЬ КРУТИЦКИЙ ОТБЫВАЛ ССЫЛКУ В 30 ГОДЫ ПРОШЛОГО ВЕКА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика