Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ВСЁ ПОЗНАВАЕМО В СРАВНЕНИИ… Народному хору казачьей песни – 15 лет!

ВСЁ ПОЗНАВАЕМО В СРАВНЕНИИ…

 Народному хору казачьей песни – 15 лет!

 

 Вольное казачество отстояло для России весь юг, оно жило на берегах Дона и Волги, Днестра и Кубани, Терека и Урала, в кубанских степях и кавказских предгорьях. Казаки освоили Сибирь, пришли на  Дальний Восток за 200 лет до его присоединения. За 100 лет до Витуса Беринга открыли  пролив, отделяющий Азию от Америки. Свой след оставили   и  на островах Северного Ледовитого океана. С тех незапамятных времён они  твёрдо обосновались  по  берегам Оби, Иртыша, Катуни, Енисея Ангары, Лены, Амура и Байкала, сохраняя повсюду свою культуру, особые нравы и обычаи, своеобразные песни. Были в их истории и чёрные годы незаслуженных репрессий. Но это прошло.

 В начале 90-х годов прошлого века, казаки снова стали объединяться в казачьи общины. Прошло  более 15-лет с момента начала возрождения казачества в Салехарде и на Ямале в целом. Активизировалось оно, после того как в ноябре 1990 года в Москве «Союзом казаков России» была принята «Декларация казачества России». Далее последовали соответствующие Постановления Верховного Совета Российской Федерации и Указы Президента. Многие казаки уже тогда задумались о своём современном предназначении и сделали свой выбор. Понимая, что в единстве сила, Они объединились в Обдорскую казачью общину, из которой в последствии в октябре 1992 года и была сформирована Обско-Полярная казачья линия, охватившая казачьи организации в городах Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ноябырьске, Муравленко, Губкинском, Ямальском и Тазовском районах.

  Сформировав в 1992 году  в Салехарде Назовский казачий округ, потомки казачьих родов, приехавшие на Ямал из разных мест и живущие здесь не один десяток лет, в первую очередь поставили своей целью возрождение своих  культуры, традиций, патриотического воспитание молодёжи  на духовных началах и, конечно же, сохранение доброй памяти предков. И всё это в тесном взаимодействии с другими народами и общественными объединениями, уважая их культурные особенности. 

  Интересное было время.  В  Салехарде активным образом  стала развиваться художественная, самодеятельная культура разных народов и особенно в 1992 году, после открытия «Окружного центра национальных культур» (ОЦНК). Именно тогда, участвуя  в торжествах по  случаю открытия  окружного центра, когда на сцену, сменяя друг друга, выходили коллективы художественной самодеятельности ненцев, русских, зырян, хантов, татар, немцев, украинцев припомнились мне слова  писателя-актёра Василия Шукшина: «Уверен, что всё было не зря: наши песни, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это!» Ведь в полной мере это высказывание  можно отнести к казакам и их культуре.

   Так почему же «назовцы» не были представлены на этом празднике разных культур? Эта мысль и стала для меня поводом для начала работы по созданию казачьего хора. Сговорившись с В.В. Корневым (в то время атаман Назовского казачьего округа) мы и начали действовать. Начали с поиска  руководителя. В этом нас поддержало руководство ОЦНК. И вот  при окружном центре национальных культур в феврале 1993 года (точнее 11-го числа) и зародился казачий хор Назовского казачьего округа, который до настоящего времени возглавляет кубанская казачка Н.В. Пермякова. Концертмейстером тогда был казак-композитор Ю.П. Юнкеров. В дальнейшем хору было присвоено звание «Народный коллектив казачьей песни». Хор быстро завоевал своё место под солнцем. Уже осенью 1993 года газета «Полярный круг» писала: «Хор делает только первые шаги, но песни уже находят отклик в душах не только ветеранов, но и всех жителей города». 

  За  прошедшие годы коллектив выступал не только в Салехарде, но и в городах Лабытнанги, Новом Уренгое, Тюмени. Тепло встречали хор и жители посёлков: Харп, Аксарка, Харсайм. Хор стал народным, завоевал немало дипломов и призовых мест на различных  фестивалях, как в округе, так и в области. В настоящее время хор готовится выступать на московских сценах. А тюменский театральный режиссер  на одном из последних  областных  казачьем фестивале «Благовест», на котором участвовало более шестидесяти коллективов,  присмотрел наш хор для возможного участи в его новом спектакле. А всё дело в том, что хор не просто хорошо поёт песни, а как говорят казаки, играет их. И в этом его изюминка. 

  Вот как описывал  свои впечатления журналист центральной газеты  «Красная Звезда» В. Лукашевич, побывавший в Салехарде на встрече с казаками: «Я видел участников хора, слышал их старинные, добрые песни. А как одухотворены, как прекрасны их лица! Невольно вспомнишь историческое описание  XVI-го века казаков Сибири: «Они талантливы, ловки, стройны и очень красивы». В этом, безусловно, заслуга Натальи Пермяковой, но, что можно было  бы сделать, если бы не было в начале пути таких творчески одарённых людей, как В.Корнев с женой, А. Мацко, А. Черепковой, Г. Васечкиной, Ю. Юнкерова, сестер З. Коробовой и Н. Гайдай, Н. Кряжева,  Р. Лапшиной, А. Бердышева. Пели в хоре и наши дети, внуки. Сегодня в коллективе  много новых участников, которые не менее талантливы и одержимы казачьей культурой,  вольной песней и это хорошо, значит, есть, кому подхватить  и продолжить начатое, значит, всё было незря. 

  Так  пусть и дальше развивается казачье творчество, объединившее пятнадцать лет назад  людей с особым  состоянием духа, нравственностью и моралью. Людей, которые соблюдают культуру и традиции своих предков, при этом уважительно относятся  к культуре других народов  Ямала, с которыми казаки живут бок о бок не оду сотню лет. Уверен, что славное прошлое Ермака Тимофеевича и его сподвижников, добрые дела казаков сегодняшних дней дают нам право сказать: « Слава  тебе, Господи, что мы казаки! Мы были, мы, есть, и мы будем вместе развивать культуру, и  обустраивать Ямал во благо всех, живущих на его просторах народов!»

 

 Ветеран хора, первый заместитель атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков, полковник Союза  казаков России, депутат, председатель комитета по уставному законодательству и правовым вопросам Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. 

 В.И. Степанченко. 15 марта 2008 года, город Салехард. 

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
О ПАТРИОТЕ РОССИИ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ – ЕРМАКЕ ТИМОФЕЕВИЧЕ
КАЗАКИ, 17 ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ГЕНЕРАЛА БАКЛАНВА ПОЛК ЖДЁТ
В КИТАЕ ЛИКВИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ
Ямальские тяжелоатлеты разыграли награды на окружных соревнованиях

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика