Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ЗА ЧЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ КАЗАК МОЖЕТ И УБИТЬ!

ЗА ЧЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ КАЗАК МОЖЕТ И УБИТЬ!

  Почему-то когда мы говорим о патриотизме, то подразумеваем ни больше, ни меньше как сразу любовь к Родине. А любовь к Родине – это очень высокое чувство, это вершина патриотизма. Корни его в духовных качествах гражданина, в воспитании в нем уважения к старшим, женщине, семье, поселку, городу, краю. Может, и права пословица: «Где родился, там и пригодился». Но как часто, особенно по младости лет, летим навстречу новому, неизвестному. А когда вся страна живет под лозунгом «Даёшь!» и заслушивается, засматривается, зачитывается репортажами о трудовых подвигах молодежи при освоении недр далекого Заполярья, когда чуть не каждый месяц очередной фонтан нефти или газа становится для очевидцев привычным явлением, невольно появляется желание быть именно там. Ведь там, за Полярным кругом, настоящая жизнь, там все кипит и свершается подвиг. Примерно так думал герой интервью Валерий Степанченко. В далекие 70-е годы прошлого века, получив диплом авиационного инженера, он рванул на Север. 

 В 1977 году вы приехали с Юга  на Север, который стал для вас вторым домом. Насколько в вашей душе уживаются две родины? 

 Я бы сегодня уже не стал говорить о двух родинах, поскольку больше половины жизни прожил в Салехарде. Пока были живы отец, дед, дядька, то, конечно, станица Пашковская, Краснодар принимали меня всегда. Сегодня я там бываю достаточно редко, и, естественно, уже больше тянет Салехард, Ямал. Тем более семья у меня здесь образовалась, дети все родились здесь. Хотя, конечно, вот где-то там, в глубинке душевной, я хотел бы побывать под той шелковицей, которую когда-то в детстве собирал. Под тем виноградником дедовским, под тем звездным небом. Кстати, буквально две недели назад ездил в поселок Мужи Шурышкарского района и возвращался оттуда на машине. Как всегда мы останавливаемся на святилище – это сакральные места, где ханты, ненцы проводят свои обряды. Выйдя из машины, я был просто поражен тем южным кубанским звездным небом, которое я впервые за более чем тридцатилетнюю жизнь здесь увидел. Необыкновенное небо! То есть такое же иссиня-черное, звездное, Млечный Путь яркий! И самое интересное, через 15 минут, когда я снова вышел из машины и взглянул на небо, то увидел небо обычное, наше, полярное. Ну – звёздное,  ну –  северное, не бросающееся в глаза. Приехал в Салехард и задал вопрос девчатам из нашей гидрометеослужбы: вот, мол, такое небо наблюдал. Они: «Да, мы зафиксировали». Я спрашиваю: «А причина – что, почему?» Ответ: «Не знаем». Так что вот, я увидел то южное детское небо, которое осталось в душе, и, наверное, оно поселилось во мне навеки и уйдет вместе со мной. Поэтому говорить о двух родинах – да, можно, конечно. Но та ностальгия, та духовная память из детства она останется и никуда не уйдет. Но, повторюсь, на сегодня у меня родина там, где любимая жена, где любимый дом. Такое место для меня – именно город Салехард. 

О том, что вам не безразлична судьба и люди Севера, говорит тот факт, что вы постоянный участник всевозможных встреч краеведов. Легко ли находите общий язык с коренными северянами?

  Я возглавляю окружную краеведческую организацию, которая называется «Обдория», встречаюсь с коренными северянами. Я, откровенно говоря, сегодня прихожу к выводу, что трудно определить, кто коренной, кто не коренной. Я пытался через законодательную форму определить понятие «старожильческое население», для того чтобы защитить коренное население, особенно русскоязычное, от которого, собственно, Салехард и зародился. И вы знаете, что и в мировой практике, и в практике моего общения с большими умами юридической науки мы не нашли пока определений или юридических трактовок для этого понятия –  «старожильческое население». Поэтому считаю, что «коренные» – это все те люди, которые родились на этой земле. Мы с Луны с вами не свалились, мы все коренные.  Другой вопрос, что фактор времени проживания на той или иной территории, естественно, играет роль. И сегодня все больше и больше наука внедряется в истоки нашей истории. И порой сложно определить, кто же все-таки «кореннее», И кто первый пришел на эту территорию. Мы знаем, что наши северные малочисленные народы проживают здесь уже не одну сотню лет. И, конечно, к этому надо относиться очень уважительно. Надо знать историю, традиции, культуру, но при этом и не забывать тех, кто рядом живет. Поэтому у меня лично нет никаких трений с людьми старшего поколения, с людьми тундровыми. 

 Казачество. Можете юридически обосновать этот статус? Это некое сословие? 

 Сегодня вокруг этого много разных рассуждений. И, к сожалению, сегодняшние властные структуры делят казаков на якобы общественных и реестровых, с чем я в корне не согласен. Это неправильно. Согласно закону о реабилитации в статье первой записано, что казачество –  это этнокультурная общность людей, в моем понимании, объединившихся не по территориальному признаку, а по духовно-родовым понятиям. Есть общие многовременные традиции, есть семейные традиции. Но когда при формировании казачьих организаций брали якобы на службу по охране рынков, базаров и так далее и записывали в трудовую: «принят на работу казаком». Это просто нонсенс. Хотя формально, исходя из действующего сегодня законодательства, это не возбраняется. Я думаю, что принадлежность к казачеству должна исходить изнутри, из традиций, из того, что человек имеет какие-то казацкие корни. Вот тогда эта организация будет иметь право на существование. 

В последнее время в мире происходят глобальные изменения в отношении людей друг к другу, забываются многие вековые семейные традиции. В казачьей семье к женщине всегда было святое отношение, особое уважение и забота. Скажите, в вашей семье, семье настоящего казака, придерживаются казачьих традиций? 

 Знаете, когда я был мальцом, и когда под тем виноградником, о котором я вспоминал, собирались родичи пили домашнее виноградное вино и пели раздольные либо веселые песни, то я убегал со двора. Мне это не нравилось. Сейчас, участвуя в возрождении нашего казачьего хора, я вижу, как те напевы, заложенные, услышанные, увиденные мною в детстве, сегодня дают возможность улавливать нюансы казачьей песни, казачьего духа. Своих детей я ни к чему не принуждал, но вижу, что  трое из четырёх с какого-то момента начали ходить со мной на хор. Что интересно: иногда я замечаю, что в тишине, сами с собой, они поют казачьи песни. Думаю, что это как раз те зёрна настоящего, о котором вы говорите. Что касается отношения к женщине, то действительно, женщина в казачьей среде – это мать, это дочь, это жена, на плечи которой всегда возлагались основные тяготы ведения хозяйства, особенно когда казак уходил на службу. Поэтому отношение у казаков к женщине всегда было святым. Я приведу такой пример, который зафиксирован документально. Первая мировая война четырнадцатого года прошлого века. При проводах казака в армию одна из казачек слишком долго держалась за стремя и шла за своим суженным. Офицер, который вел это подразделение, пытаясь ее как-то отогнать, на нее просто замахнулся. Не то что ударить, это было немыслимо, но только замахнулся, мол, хватит, до свидания. Так рядовой казак того офицера тут же зарубил. Представьте: в военное время поднять руку на офицера! Но военный трибунал этого казака оправдал! За то, что он защитил честь женщины. Это жесткий пример, но он многое характеризует.

 Валерий Иванович, сейчас много говорят о создании системы ювенальной юстиции. Вы принимали участие в работе специализированного семинара-практикума по вопросам защиты прав несовершеннолетних ... 

 Это уже моя служебная обязанность. Сегодня мы ставим задачу попытаться сформировать систему ювенальной юстиции, но только с учётом наших исторических традиций. Сегодняшняя судебная система, конечно, совершенствуется, но психология ребенка, 18-летнего подростка, сильно отличается от психологии взрослого. Даже проведение процессуальных действий должно быть в разных формах. И, естественно, судьи тоже должны иметь специальную подготовку, как по психологии, так и по другим вопросам, связанным с детством. Мне как члену комиссии по помилованию довольно часто приходится бывать в наших колониях. За эти три десятка лет я вижу перемену в том контингенте. Если раньше были мужчины 40, 50 лет, то сегодня 40-летних единицы. В основном среди осужденных преобладают пацаны в пределах 20 лет, у которых, к сожалению, нет ни образования, ни специальности. Отсидит этот пацан свой срок, выйдет на свободу и что? Кому он нужен: жилья у него нет, да и родственники, как правило, отказываются его принимать. И у него остается один путь – продолжать в том же духе. Но ведь эти пацаны – это все равно наше будущее! И если сегодня мы проходим и не замечаем в детской среде сквернословия, не замечаем, что девчонки поголовно курят, не стесняясь, идут по городу с банкой пива, о какой демографии можно говорить, о каком потенциале здоровья будущих поколений?! 

Валерий Иванович, вы один из инициаторов создания на Ямале первой православной гимназии. Какой вы её себе представляете – её предназначение, её учеников?

 Да, мы обсуждали вопрос. Совершенно не ставится задача, чтобы православная гимназия стала предтечей семинарии. Совершенно нет. Православная гимназия, на мой взгляд, должна воспитывать те духовные ценности, которые на Руси были всегда. Сейчас мы растеряли многие принципы, заложенные в десяти библейских заповедях. Будет та же школьная программа на уровне гимназии. Естественно, особое внимание – на духовность, на традиции православия. В эту гимназию мы хотели бы набирать учеников по подобию школьных заведений Иринарха Шемановского, когда в конце ХIХ – начале ХХ веков в Обдорске (прежнее название Салехарда), он набирал детишек из малообеспеченных семей, сирот, и выводил их в люди. В этой гимназии, естественно, могут учиться дети не только из православных семей. Кроме того, у нас в округе есть опыт двух православных школ – в городах Ноябрьске и Уренгое. Есть сложности, но показатели прекрасные. Мы не ставим целью насаждение православия. Но если у горожан в Салехарде появится такое желание, тогда мы будем подключать и органы власти. Я думаю, это благое дело. 

В завершении, Валерий Иванович, что хотели бы пожелать нашим читателям? 

 Простые человеческие истины. Любите от души, работайте по совести и живите по справедливости. И главное – не теряйте уверенности в стабильном будущем.

 

 Май Алиса, специально для 89. ru, 17 апреля 2008. Персона недели. 

Валерий Степанченко, депутат, казак, краевед. 


Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика