Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Доклад атамана Союза сибирских, уральских, оренбургских семиреченских казаков С.М.Толмачёва на Совете атаманов 9 сентября 2012 г. в г. Новосибирске

 

Доклад атамана Союза сибирских, уральских,

оренбургских семиреченских казаков

С.М.Толмачёва на Совете атаманов

9 сентября 2012 г. в г. Новосибирске

 

Уважаемый Отец Дмитрий, господин Верховный атаман, господа старики, атаманы, братья казаки, уважаемые гости!

 

Атаманское правление, организационный комитет приветствует участников совета атаманов, наших дорогих гостей в г. Новосибирске, столице Сибирского федерального округа. Наша особая благодарность новосибирским казакам, атаманам В.А. Ракову. В.В.Никонову, Г.И. Войтенко за инициативу и большую подготовительную работу, связанную с проведением совета.

За 22 года Общероссийская общественная организация «Союз казаков» прошла сложный и тернистый путь. В этот период времени мы пережили развал Советского Союза, лихие 90-е, постепенное укрепление российской государственности, связанное с приходом к власти В.В. Путина.

В 1991 году вышел Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов», к которым были отнесены и казаки. В законе записано, что казачество является культурно-этнической общностью людей. Закон признал за казаками право:

- на возрождение традиционного уклада жизни и культурных традиций;

- на восстановление казачьего самоуправления в местах компактного проживания;

- на возрождение традиционного казачьего землевладения и землепользования;

-на восстановление традиционных наименований населённых пунктов и местностей, улиц, площадей, объектов культуры, просвещения;

-на создание общественных казачьих объединений с историческими наименованиями, в том числе казачьих войск, отделов, округов и т.д.

В 1992 году вышел указ Президента РФ № 632 «О мерах по реализации Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества. В нём отмечено:

- поддержать движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, не допуская вместе с тем возврата к каким- либо сословным привилегиям и принудительному навязыванию гражданам казачьего уклада жизни. Обратите внимание, указ, с одной стороны, поддерживает движение за возрождение, но, с другой стороны, предупреждает, что возврата к сословным привилегиям не будет, указ говорит о недопустимости принудительного навязывания гражданам казачьего уклада жизни.

Большие надежды некоторая часть казачества возлагала на ФЗ № 154 от 5 декабря 2005 г. «О государственной службе российского казачества». Союз казаков России на стадии его обсуждения отмечал, что закон носит односторонний характер, дающий преимущество одной ветви казачества без учёта реального состояния казачества в регионах, кроме того мы сказали, что без механизма реализации он будет стоить не дороже бумаги, на которой он напечатан. Время показало справедливость наших замечаний.

Утверждение Президентом РФ Концепции государственной политики в отношении российского казачества от 3 июля 2008 года явилось положительным шагом, направленным на развитие казачьего движения. При всех недостатках Концепции, о которых мы говорили ранее, пятый раздел посвящён общественным объединениям казачества и казачеству за рубежом. Этот раздел в определённой мере выравнивает тот «перекос», который ранее был направлен на развитие в основном реестрового казачества и игнорировал общественные организации. В то же время реестровое казачество также является общественной формой объединения и никаких государственных функций пока не выполняет. Задаём себе вопрос: если нет с 1997 года, начала основания реестра, государственной службы, тогда для чего реестр нужен? Ответ очевиден: для разделения казачества.

В феврале 2011 года на совете атаманов в г. Тюмени мы обсудили Стратегию развития российского казачества до 2020 года. Отмечая положительные стороны Стратегии, мы обратили внимание на то, что в Стратегии, по нашему мнению, некорректно сформулированы основные задачи. Приведены противоречивые данные численности казачьих обществ и общественных объединений казаков. Неверно определены приоритеты дальнейшего развития казачества, считаем, что Всероссийское казачье общество и Всероссийское общественное объединение казаков по своей сути являются общественными организациями с разным правовым статусом. В Стратегии отсутствуют предложения о подготовке Федерального закона РФ «О казачестве», который бы всех казаков ставил в правовое поле без разделения на «своих» и «чужих», разработке государственной программы поддержки казачества, создания научно-исследовательского центра проблем развития казачьего движения России. Без учёта вышеизложенного Стратегия может стать очередным документом благих пожеланий.

Процесс возрождения казачества происходит в сложной обстановке становления новой российской государственности и всего постсоветского пространства. Несмотря на все трудности развития современного государства и общества ко всем проблемам следует подходить обдуманно, не вдаваться в крайности. В настоящее время можно услышать прямо противоположные оценки любой деятельности как государственной, так и общественной. Оценивают и нас: справедливо, не очень справедливо, совсем не справедливо. В этой ситуации без стратегии и тактики решения ключевых задач обойтись довольно сложно, даже если вы гений. Прошедший в апреле 2012 года Общероссийский Большой круг вновь подтвердил основные направления деятельности Союза казаков, а именно:

- духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан РФ;

- историко-культурное;

- образовательное;

- воспитательное;

- допризывная подготовка молодёжи.

Для Союза казаков России важно, что в состав нового Совета по делам казачества при Президенте РФ вновь включён Верховный атаман П.Ф. Задорожный. Безусловно, это признание Общероссийской общественной организации «Союз казаков» и нашей с вами деятельности. Часть наших атаманов входит в состав региональных Советов, а те, кто не вошёл в состав Советов, не должны расстраиваться. Советы – это всего лишь надстройка, которая может эффективно работать только тогда, когда она востребована обществом и работает для общества, а не наоборот. Впервые за последние годы при проведении Общероссийского круга в г. Тюмени региональная власть не только не чинила нам препятствий в проведении столь масштабного мероприятия, но и оказала реальную помощь, за что ей большое спасибо. Непросто было собрать 700 человек со всей страны на общественных началах. Радует то, что казаки в очередной раз откликнулись, приехали на свои средства. Прошедший Большой круг прошёл организованно и показал в очередной раз сплочённость, зрелость нашей Общероссийской, а фактически – Международной организации.

Говоря о тактике Общероссийской общественной организации «Союз казаков» в современных условиях, необходимо отметить, что тактика не может быть выработана раз и навсегда. Она всегда должна меняться в связи с изменяющимися условиями жизни. В начале возрождения казачества, во времена Советского Союза, была одна тактика, в лихие 90-е – другая, с укреплением российской государственности – третья. Как человек не может находиться и мыслить одинаково в разные периоды своей жизни, так и организация по степени своего развития ставит перед собой на каждом этапе разные цели и задачи. Выполняя тактические задачи, нельзя упускать из поля зрения задачи стратегического характера, которые являются долговременными.

В прошедшие годы мы постоянно ставили для себя в качестве стратегической и тактической задачи укрепление единства. Единство сложно сохранить без команды единомышленников, людей неравнодушных к судьбе своего народа, Отечества. На фоне единства следующей задачей для нас является укрепление культурного слоя казачьего движения, который бы работал не за страх, а за совесть или, иными словами, не за деньги, а за идею. Это одно из главных условий дееспособной организации в современном обществе. Мы многократно наблюдали, там, где на первое место ставятся деньги, через некоторое время организация разваливается. Духовность и нравственность являются основой жизнеспособности современного казачества, их можно сохранить, опираясь на духовно-нравственные ценности, которые веками выработала и сохранила для нас русская Православная церковь. Понятно, почему нынешние либералы, идейные потомки большевиков, начали шумную компанию по дискредитации в глазах общества русской Православной церкви и Патриарха.

Важной тактической задачей является знание истории. Люди, не помнящие родства, как перекати-поле. Куда ветер повернёт, туда они и готовы идти. Знание истории помогает давать ответы на многие злободневные вопросы сегодняшнего дня. Не случайно, под видом объективности, плюрализма мнений стала переписываться история нашего Отечества. Для нас очевидно: не мог глупый и слабый народ освоить 1/6 часть земного пространства, победить в Великих Отечественных войнах 1812, 1941-1945 гг., создать супердержаву, первым послать человека в космос и т.д.

Необходимо помнить, что мы живём в государстве и обществе и не можем быть свободными от них. В государстве действует Конституция, законодательство, органы государственного управления, общественные и религиозные организации. В этой связи вся наша деятельность должна быть выстроена в рамках существующего законодательства. В настоящее время законодательная база позволяет нам заниматься широким кругом деятельности, которая отражена в наших Уставах. Считаю, что Союз казаков правильно сделал, что не стал брать на себя невыполнимых обязательств перед государством и обществом. Наши оппоненты говорят, что Союз казаков занимается политиканством, вносит раскол в казачье движение и не желает идти на государственную службу. Это совсем не так. Во-первых, нас никто не лишал права заниматься политикой, само возрождение казачества – разве это не политика. Безусловно, мы имеем своё мнение на процессы, происходящие в стране, мире, и, когда надо, высказываем его открыто. Во-вторых, мы никого не раскалывали, не бегали из организации в организацию, ища себе тёплых мест, всё делали и делаем сами. Видов государственной службы для реестра придумано на бумаге много, а что толку. Полагаем, что реальная государственная служба казачества может быть только в том случае, когда под неё будет создан солидный фундамент, государственный заказ. Когда будут укреплены казачьи общины на низовом уровне, создана материальная база, соответствующая инфраструктура в регионах. Сформирован мобилизационный резерв, прочно идентифицирующий себя с казачеством, способный по состоянию здоровья, уровню образования, профессиональной подготовки выполнять государственные функции и т.д. Без государственной программы эти вопросы не решить. Никакой благотворитель, никакой фонд в казачество деньги вкладывать не будет, а если будет, то в таком случае казачество может превратиться в басмачество. Казаки всегда служили Вере, Царю и Отечеству, а басмачи – тому, кто больше заплатит. Всё, что создаётся искусственно, нежизненно, при первом дуновении ветра рассыпается, как карточный домик.

На прошедших президентских выборах мы, как и большинство населения РФ, поддержали кандидатуру В.В. Путина, потому что связывали с ним надежды на укрепление российского государства, улучшение жизни простого народа. Мы понимаем, что необходимо время, чтобы реализовать свои предвыборные обещания. Для нас власть – это объективная реальность, которую не объедешь и не обойдёшь. Мы неоднократно говорили, что нужно идти во власть: где-то у нас это получается, но в большинстве случаев нет. На сегодняшнем уровне развития Российской Федерации Союз казаков не должен раскачивать лодку российской государственности. С властями разного уровня следует поддерживать конструктивный диалог. Диалог может быть там, где есть конкретные дела, когда есть, что обсуждать, что делать. Движение должно быть двухсторонним: ставишь проблему, показывай пути её решения.

Следующей тактической задачей является смена поколений. Каждый атаман должен иметь резерв на замещение вакантных должностей. Наше поколение в основном выполнило свою задачу – начало процесс возрождения. Считаю, что процесс возрождения – это не одномоментный акт и может продлиться не одно десятилетие. В регионах он может проходить по-разному: например, можно сказать, что возрождение на Кубани состоялось, в Сибири этот процесс идёт, а в некоторых районах с казачьим населением он ещё и не начинался. Важно, чтобы на смену нашему поколению приходило другое, более подготовленное, достойное, способное отвечать на все вызовы времени.

На заре возрождения казачества нами было заявлено, что основой идеологии казачества является Православие. История, культура, традиции, обычаи, быт – именно через них казаки осознают себя казаками. Однако результат любой деятельности не приходит сам собой, в этом направлении нужно постоянно, кропотливо работать. Самое сложное – это воспитание личности казака на лучших образцах, традициях. Создание коллективов художественной самодеятельности, спортивных секций, музеев, различного вида выставок, картинных галерей, участие в районных, городских, областных, общероссийских мероприятиях вместе с национально-культурными центрами братских народов, укрепление дружбы между народами – это тоже наша тактическая задача.

В самом понятии «организационная работа» много сказано. Без умения организовать деятельность, без продуманной структуры сложно добиться положительного результата. Если у атаманского правления нет плана, атаманское правление, советы атаманов проводятся от случая к случаю, если атаманы не анализируют результаты работы, не отчитываются перед казаками, то рассчитывать на успех сложно.

Работу с молодёжью следует начинать с себя, с семьи. Здесь нет мелочей, важно всё, начиная от внешнего вида, поведения, самого процесса воспитания и обучения.

22 года по историческим меркам срок небольшой, несмотря на все трудности, мы последовательно шаг за шагом движемся вперёд. Скажем прямо, что пока наша деятельность далека от идеала, к которому мы должны стремиться, но мы с полной уверенностью можем отметить, что найдётся немного общественных организаций, которым на протяжении двух десятилетий удалось себя сохранить, имея при этом своё неповторимое лицо.

История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Любой внимательный исследователь увидит в ней традиции, преданную службу Отечеству, волю, освящённую идеями православия, идеями первопроходцев, чьими усилиями прирастала Россия на восток вплоть до Тихого океана и Аляски, находились формулы взаимопонимания с нашими беспокойными кавказскими и среднеазиатскими соседями. Современное казачество, особенно молодое поколение, должно не только хорошо знать свою историю, но и гордиться ей, история хранит ответы на многие сложные вопросы нынешнего дня.

Образ казака, созданный несколькими поколениями официальных политиков и историков советского этапа развития государства, уходит в прошлое. Необходим внимательный анализ не только событий последних десятилетий, но и всего предшествующего периода. Для нас, как ни для кого, важна историческая правда о казачестве, оценка его вклада в становление и развитие Российского государства на основе объективных данных, а не вымыслов. Нельзя освещать события прошлого только белыми или чёрными красками, делить народ на «своих» и «чужих», на «красных» и «белых». Защищая свои многовековые традиции и права, казаки прошли свой исторический путь через многие годы унижений, попрания элементарных прав человека, сохранив преданность своей вере, своим святыням, идеям.

Правда стремится к тому, чтобы по возможности верно и более обстоятельно познать всё лучшее, что было в прошлые времена, для того, чтобы утверждать добрые начала в современной жизни. Внимательное изучение истории, анализ настоящего времени могут дать ответы на многие вопросы нынешнего дня.

Много положительного было сделано за прошедшие годы вами, казаками и атаманами разных уровней, вопреки многим обстоятельствам. Наша задача – чутко реагировать на запросы времени, правильно перед собой и казаками ставить стратегические и тактические цели и задачи.

 

Спасибо за внимание, С.М.Толмачёв

Поиск по сайту:


Текущие новости:
СОБЫТИЯ ДНЯ ИЗ КАЗАЧЬЕЙ ЖИЗНИ
О ПАТРИОТЕ РОССИИ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ – ЕРМАКЕ ТИМОФЕЕВИЧЕ
КАЗАКИ, 17 ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ГЕНЕРАЛА БАКЛАНВА ПОЛК ЖДЁТ
В КИТАЕ ЛИКВИДИРОВАЛИ «ВОЦАП», А МЫ ВСЁ РАДУЕМСЯ ЦРУшному «БЕСПЛАТНОМУ СЫРУ»
ПОЕЗД ПОБЕДЫ В ТЮМЕНИ
КАЗАКИ ОТМЕТИЛИ 65-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ АТАМАНА
ГАГАРИНСКОЕ «ПОЕХАЛИ!» НА ЯМАЛЕ
ВСТРЕЧИ, ПОСВЯЩЁННЫЕ ДНЮ КОСМОНАВТИКИ, АВИАЦИИ И РУССКОМУ ХАРАКТЕРУ
О ГЕРОЯХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
МИССИОНЕРСКАЯ МИССИЯ В БЕЛОЯРСК И ЩУЧЬЕ ПРИУРАЛЬСКОГО РАЙОНА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ВСТРЕЧА В ШКОЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ПЕДАГОГИ И УЧЕНИКИ В ПОЛНОМ ВОСТОРГЕ!
ПРИКАЗ АТАМАНА ИСПОЛНЕН НА ОЧЕРЕДНОМ МЕРОПРИЯТИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕРМАК" ПОПОЛНИЛА БИБЛИОТЕКУ ОШЮК «ТЮМЕНСКИЙ СЛЕДОПЫТ»
КАЗАКИ С ЯМАЛА СОБОЛЕЗНУЮТ. ВОЗМЕЗДИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕМИНУЕМЫМ!
КЛАДЕЗЬ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика