Атаманское правление, организационный комитет приветствуют и поздравляют вас с проведением очередного совета. Как всегда, в таких случаях, мы выражаем благодарность Правительству Тюменской области, Губернатору В.В. Якушеву, областной Думе, Председателю Думы С.Е.Корепанову за конструктивное взаимодействие с нашей организацией. Большое спасибо тюменским атаманам и казакам, лично Г.С. Зайцеву, С.Б.Смирнову за их принципиальную позицию в делах возрождения и становления казачества, отстаивание стратегической линии Союза казаков России, гостеприимство.
Прежде чем приступить к обсуждению Стратегия развития российского казачества до 2020 года (далее Стратегия) необходимо изложить суть этого документа. Стратегия вместе с приложениями подготовлена на 20 листах машинописного текста и состоит из семи разделов.
Введение.
Современная ситуация в российском казачестве.
Анализ реализации государственной политики в отношении российского казачества.
Ключевые направления Стратегии.
Сценарии развития российского казачества.
Прогнозные показатели, индикаторы, и ожидаемые результаты Стратегии.
Этапы реализации Стратегии.
Приложения.
В первом разделе «Введение» содержит: общие положения. Цель и задачи Стратегии. Принципы реализации Стратегии. Субъекты реализации Стратегии.
Во втором разделе «Современная ситуация в российском казачестве» дана: общая характеристика казачьего движения. Экономическая база российского казачества. Казачья культура. Образование. Работа с казачьей молодёжью. Международная деятельность российского казачества. Взаимодействие с органами государственной власти. Взаимодействие с Русской Православной Церковью, другими неправительственными организациями. Работа со средствами массовой информации. Становление и развитие государственной и иной службы российского казачества
Третий раздел «Анализ реализации государственной политики в отношении российского казачества» характеризует: нормативно-правовую база в отношении российского казачества. Становление и развитие государственной и иной службы российского казачества.
В четвёртом разделе «Ключевые направления реализации Стратегии» описывается: совершенствование нормативно правовых актов в отношении российского казачества. Организация государственной и иной службы российского казачества. Развитие самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве. Совершенствование системы взаимодействия органов власти с казачьими обществами и объединениями. Становление и развитие экономической базы казачьих обществ, включая привлечение казачьих обществ к реализации национальных проектов, государственных целевых и ведомственных программ. Развитие взаимодействия российского казачества с Русской Православной Церковью и другими религиозными организациями, иными институтами гражданского общества. Организация работы с казачьей молодёжью, военно-патриотическое, духовно-нравственное, физическое воспитание подрастающего поколения. Развитие взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями. Организация государственной поддержки и развития самобытной казачьей культуры, казачьих художественных коллективов, детского творчества. Участие казачьих обществ, в природоохранных мероприятиях, обеспечении экологической безопасности. Развитие международной деятельности казачьих обществ и объединений. Решение геральдических вопросов деятельности российского казачества. Развитие научно-исследовательской, информационной, методической деятельности по вопросам российского казачества.
В пятом разделе «Сценарии развития казачества» в качестве вариантов приводятся: инерционный и базовый сценарии развития российского казачества. Существующие и предполагаемые риски реализации Стратегии – это в свою очередь предполагает возможное развитие казачества по пути экстремизма, ксенофобии, политизации движения.
В шестом разделе даны прогнозные показатели, индикаторы, ожидаемые результаты реализации Стратегии.
Седьмой раздел посвящён этапам реализации Стратегии. Начальный – 2012-2014, основной – 2015 – 2018, завершающий – 2018 – 2020.
В приложении даётся план мероприятий по реализации стратегии развития российского казачества до 2020 года и последующий период.
В прошлом году мы довольно подробно обсуждали тогда ещё проект Стратегии, поэтому сегодня, я заострю ваше внимание только на наиболее важных для нас моментах т.к. изменения в сравнении с проектом незначительны.
Стратегия охватывает широкий спектр жизни и деятельности казачьего движения. Нам не безразлично, в каком направлении пойдёт развитие казачества. Сумеем ли мы построить добротный казачий дом на прочном фундаменте или построим избушку, которая не устоит при первом дуновении ветра. Отсюда возникает вопрос, с чего начинать строить дом, с фундамента или с крыши? Для нас ответ очевиден, с фундамента, т.е. с духовно-нравственного воспитания казаков, укрепления казачьих общин, подготовки мобилизационного резерва и в дальнейшем, если будет государственный заказ, государственной службы, а не наоборот. Не развивая казачьи общины, мы не сможем получить качественной государственной службы, в результате хорошая идея будет дискредитирована.
Обратите внимание на постановку задач в Стратегии:
- развитие государственной службы российского казачества;
- поддержка интеграционных процессов в российском казачестве;
- развитие духовно-культурных основ российского казачества. В прошлом году, обсуждая проект, мы предлагали изложить их в следующем виде:
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
- укрепление казачьей общины – основы казачьего бытия и воспроизводства казаков;
- поддержка естественных интеграционных процессов казачества;
- развитие и совершенствование механизма государственной службы казачества.
На первый взгляд различие в постановке задач не большое, однако, если в Стратегии на первое место ставится государственная служба, то в нашем варианте духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Далее, в Стратегии следующей задачей является поддержка интеграционных процессов в российском казачестве, в нашем варианте укрепление казачьей общины – основы казачьего бытия и воспроизводства казаков. Затем, в Стратегии очередной задачей обозначено развитие духовно-культурных основ российского казачества, мы предлагали поддержку интеграционных процессов казачества и только потом, развитие, и совершенствование механизма государственной службы казачества. Другими словами мы предлагали перевернуть пирамиду с головы на ноги.
Мы считаем, что нельзя развивать государственную службу, без воспитания, обучения, укрепления казачьей общины. Образно говоря нельзя ставить телегу впереди лошади.
В разделе Субъекты реализации Стратегии определены:
- Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества.
- Федеральные органы исполнительной власти.
- Органы исполнительной власти субъектов РФ.
- Органы местного самоуправления.
- Всероссийское казачье общество.
- Всероссийское общественное объединение казаков.
Совет при Президенте РФ по делам казачества – это совещательный орган. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти в регионах и местного самоуправления понятия очень широкие.
В плане мероприятий по реализации Стратегии до 2020 года и последующий период указаны ответственные исполнители – это Федеральные министерства и ведомства и заинтересованные органы исполнительной власти.
В указанных Федеральных министерствах и ведомствах идут постоянные реформы и насколько они заинтересованы решать проблемы казачества – это большой вопрос, им бы в своих проблемах разобраться.
Всероссийское казачье общество и Всероссийское общественное объединение казаков, являются общественными организациями, с разной нормативно-правовой базой. Возможностей влиять на реализацию выполнения плана Стратегии у них минимальные.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что если конкретный государственный орган не будет отвечать за реализацию Стратегии она будет стоить не дороже бумаги на которой написана.
В разделе «Общая характеристика казачьего движения» отмечено: в Российской Федерации зарегистрировано 1440 казачьих обществ, общая численность членов войсковых казачьих обществ в 2010 году составила 452424 человека. По данным Минрегиона России, численность членов общественных казаков составляет около 20 тысяч человек. Открываем стр. 21 читаем, по данным Минрегиона России, общее число членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной и иной службы составляло в 2010 году – 148991 человек. По данным одного и того же Министерства разница в 300 тысяч человек существенная, отсюда можно сделать вывод, что правая рука не знает, что делает левая. В прошлом году мы обращали на это внимание разработчиков Стратегии, к сожалению всё осталось на своих местах.
В СМИ информации идёт обсуждение Стратегии, постоянная дискуссия, о путях дальнейшего развития казачества, в частности, на сайте казачьего Информационно-аналитического центра опубликована статья Алексея Володина «Современное казачество России: «ряженая сотня» или опора народа. В этой статье, как в капле воды отражены многие проблемы сегодняшнего дня. Приведу основные положения этой статьи.
Отношение к современным казакам России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряженными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности, культуры той России, которую мы потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да при всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющими себя казаками.
Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере, с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определённые проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести, преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни готовы послужить Отечеству, другие стараются наспех слепить из заявлений о гипотетическом служении Родине пиар-акцию, которая может, по их мнению, добавить им определённых общественных и политических бонусов.
Есть в мире уникальная категория людей, которая не ровно дышит к облачению в мундиры, увешивания груди орденами, медалями и прочими знаками доблести. Есть другая категория: люди более чем достойны мундиров, наград, однако предпочитающие куда большую скромность в своём облачении и упоминании чинов и регалий. Среди современного казачества есть те и другие.
Вот потому и встречаются «мухи», которые ни исторически, ни нравственно, ни как-либо ещё не связаны с традиционным казачеством, но это им не мешает пользоваться самопальными «корочками», увешивать свои широкие груди орденами, менять погоны, возвышаясь по казачьей иерархической лестнице с умопомрачительной скоростью. Именно эти люди, паразитирующие на понятии казачества, и становятся причиной того, что на многих (даже потомственных) казаков часто смотрят, мягко говоря с недоверием. Именно «ряженная сотня» внешне превращает идею возрождения казачества в фарс. Многие соотечественники не могут определить для себя, а есть ли в современной России настоящие казаки. А если есть, то нужны ли их услуги современной России и её гражданам?
С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, согласованная с местными правоохранительными органами для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закреплённой ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое носит положительный характер.
Эти примеры, красноречиво иллюстрируют ситуацию в российском казачестве, назначение которого пока явно не определено со стороны государства. При этом следует помнить, что не всегда интересы казачества и государства России совпадали. Значит ли это, что современное казачество (выводя за скобки лиц, паразитирующих на казачестве) – сила готовая стоять не на страже интересов своих лидеров и олигархов, а на страже интересов народа? Сложный вопрос… Ведь казаки разные, и остальной народ – далеко не однородная субстанция.
Атаманское правление, по прежнему считает, что без формирования прочного фундамента, полноценных казачьих общин, если людей набирать с улицы и называть их казаками для выполнения каких-либо обязанностей, теряется смысл существования казачества. Процесс возрождения начался и продолжается на общественных началах «снизу», сейчас делается попытка «сверху» оседлать это движение, однако без учёта исторических особенностей казаков, в том числе и навязывая ему тупиковые пути. Казачество исстари складывалось не на принципах наёмничества, а из необходимости служения своему народу, Отечеству.
Не следует опережать этапы развития и брать на себя невыполнимые обязательства. Приоритетным направлением деятельности для нас были и остаются: возрождение истории, культуры, традиций, обычаев, патриотическое воспитание граждан и молодёжи, повсеместное укрепление авторитета казачьей общины. Авторитет можно укрепить только повседневной кропотливой, созидательной работой. Многое зависит от интеллекта, профессиональной подготовки атамана, атаманского правления их умения организовать работу.
По основным направлениям работы указанным в Стратегии в соответствии со своими Уставами мы давно работаем. Мы многократно ставили вопрос о необходимости разработки Федерального закона «О казачестве», который ставил бы всех казаков в правовое поле и «Программы государственной поддержки казачества», к сожалению, об этом в Стратегии ничего не сказано.
Несмотря на эти недостатки, Стратегия утверждена, всё, что в ней есть положительного, мы должны взять для предстоящей работы.
В Стратегии:
- дан анализ современного состояния казачества, систематизированы основные направления;
- в числе субъектов реализации названо Всероссийское общественное объединение казаков, которое может принимать участие в реализации Стратегии по многим направлениям;
- выделены подразделы: «Международная деятельность российского казачества», «Развитие международной деятельности казачьих обществ и объединений»;
- в подразделе «Развитие самоорганизации и интеграционных процессов в российском казачестве» предусматривается создание единого казачьего движения, включающего казачьи общества, объединённые во Всероссийское казачье общество, и общественных объединений казаков, объединённых во Всероссийское общественное объединение казаков, в том числе:
- разграничение сфер деятельности между казачьими обществами и общественными объединениями;
- подраздел «Совершенствование системы взаимодействия органов власти с казачьими обществами и объединениями» предусматривает:
- проведение регулярных заседаний совещательных органов (рабочих групп, комиссий) созданных в рамках деятельности Совета при Президенте РФ по делам казачества.
- подраздел «Развитие взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями» предоставляет широкую возможность принимать участие в воспитании и образовании казачьей молодёжи.
В заключение необходимо отметить, что на сегодня Общероссийская общественная организация «Союз казаков» является самой организованной и массовой казачьей организаций, последовательно отстаивающая интересы казачества. Мы наблюдаем, как на протяжении 22 лет многие пытались разыграть казачью карту в своих интересах. Эти попытки продолжаются и поныне. И здесь ничего не поделаешь, такие у них цели и задачи. Наши задачи совпадают с задачами Президента РФ В.В. Путина, направлены на укрепление государства Российского, укрепление казачества, поэтому мы должны взять из Стратегии всё лучшее и использовать его на благо Отечества.