ДОКЛАД РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ 26-27 января 2016 года
Предложенные к слушанию на Рождественских чтениях вопросы: Казачество и вызов времени; Казачество в современной России тесно между собой перекликаются и их должен венчать продуманный Федеральный Закон о казачестве, как Государственный акт, не имеющий политической подоплеки или односторонней направленности. Казачество исстари претерпевало в своей жизни много изменений. И это касалось не только внешнего вида – формы, вооружения или значимости как военной составляющей вооруженных сил Государства, но и взаимоотношений с самим Государством! До петровских времен его отношения с Россией осуществлялись через посольский приказ – легкими и зимовыми станицами. Петр I, вернувшись после Азовского похода, подчинил казачьи войска военному ведомству и стал назначать наказных войсковых атаманов. Не будем касаться всех перепитий петровских и после петровских нововведений. Но отметим, что после Октябрьского переворота, казалось мало геноцида казачества, вплоть до поголовного его истребления, так плюс ко всему казаки были поражены в правах и не призывались на службу.
И вот вам первый яркий пример отклика на вызов времени: в Европе поднял голову фашизм, война была неизбежна и И.В. Сталин в 1936 году начинает призывать казаков на службу. Простив Свердловский геноцид и другие обиды, казаки к августу 1941 года формируют 48 кавалеристских дивизий, и к декабрю 1941 г. еще 47.
Второй яркий пример вызова времени в новейшей истории – разгул демократии в начале 90-х годов прошлого века: в стране масса отказников, в армии толпы дезертиров. Генеральный штаб обращается к Союзу казаков с просьбой оказать помощь. Без всяких условий и оплат началась допризывная подготовка и в течение 3-х лет было полнокомплектно казаками сформировано 29 воинских частей; 44 погранзаставы и 3 погранотряда. В хуторах и станицах, после благословения в храме, призывников под колокольный звон торжественно отправляли на службу. Местная казачья общественная организация отвечала за качество службы каждым казаком. Но как говорят, в семье не без урода – было и несколько случаев дезертирства. Тогда родители, атаман и старики вместе с «отличившимся» приезжали в часть, просили прощения у командования и у однополчан и возвращали его в строй. В благодарность за такое содействие армии и пограничной службе атаманам войск Союза казаков в Министерстве обороны министром Грачевым П.С. было вручено наградное оружие – шашки, а автору этих строк старшему лейтенанту запаса было присвоено внеочередное звание – подполковник.
Были и другие вызовы времени – реестр. Помятуя, что вступление запорожцев в польский реестр привело к нестроениям в Запорожской Сечи, проникновению польской мовы в Малороссию, вражде с Россией, продолжающейся по сей день. Большинство родовых казаков не поддержало его введение в середине 90-х годов прошлого столетия. Не восприняли казаки и введение в армии контрактной службы. И как в воду глядели! Большинство из вышеупомянутых казачьих частей перестало существовать, и армия начала вновь чувствовать недокомплект.
Для становления казачества в современной России нужен новый Федеральный закон «О казачестве». Как соавтор разработки одноименного закона, принятого Государственной Думой в 1999 году, преодолевшей вето Совета Федерации, но так и не подписанного ни одним, ни другим Президентами и впоследствии снятого с рассмотрения. Этот Закон учитывал наличие на тот момент казаков «общественных» и «реестровых», регулировал общественные отношения, возникающие в связи с возрождением на территории РФ казачества, традиционного казачьего самоуправления, традиционных для казачества форм землевладения и землепользования и функционирования системы казачьей службы. Давал понятие казачьей общины и казачьего общества. Определял, что в казачью общину принимаются казаки независимо от возраста, профессии и трудовой деятельности. А казачье общество, внесенное в Государственный реестр, формируется казаками казачьей общины по ее решению и персональному представлению. Община руководит рядом вопросов повседневной общественной жизни казаков, а общество – направленными в неё казаками, взявшими на себя обязанности по несению государственной казачьей службы. Казак вырастает в общине, готовится в ней к службе, рекомендуется на службу в общество, служит и возвращается в общину.
Закон же о «Российском казачестве» регламентирует формирование казачьего реестрового общества гражданами, достигшими 18 лет не обязательно являющимися казаками и членами казачьей общины. С этого и началось размывание казачества. И эту часть людей, оказавшихся в обществе, не знающих ни традиций, ни обычаев, не имеющих представления о казачьей форме – одежде, не о том, что собой представляет государственная казачья служба, стали называть ряженными. В этом и нет их вины, но в этом есть наша общая казачья беда. Не дав казакам реестра определенной нормальной службы по призыву, пристраивают их к охране объектов, предприятий или патрулированию улиц.
Принятый Госдумой, но не подписанный, Закон «О казачестве» в ст. 4 определял, что ЕДИНУЮ Государственную политику по отношению к казачеству определяет Президент РФ. Еще раз подчеркиваю ЕДИНУЮ ПОЛИТИКУ. Но в сегодняшних подзаконных актах, в принимаемых стратегиях и концепциях только в преамбуле упоминается об общественных организациях, но дальнейшее построение отношений прописывается только для реестровых обществ.
Опираясь на это, «Концепция Русской Православной церкви по духовному окормлению казачества» построена с ними один к одному. Оказалось преданным забвению то, что в 90-е годы прошлого столетия из всех тогда существовавших общественных организаций, только в Уставе Союза казаков было записано, что все круги и их решения благословляет священнослужитель церкви. Потом мы несколько лет судились с Минюстом за сохранение этого положения в Уставе. Но победа была на их стороне. В дальнейшем было подписано соглашение о сотрудничестве. Если будет принят новый не односторонней направленности закон «О казачестве», то многие существующие подзаконные акты не будут с ним коррелироваться и их придется отменить. Да уже и сегодня значительная часть из них не работала и не работает.
Возможно судьба казаков такая, что в отношении их не работают хорошие законы. К примеру, Закон «О реабилитации репрессированных народов». Он определил казачество – «исторически сложившейся культурно-этнической общностью людей» и актом реабилитации признал, что в отношении казаков проводилась политика клеветы и геноцида на государственном уровне. На Государственном уровне другим народам были определены льготы и выплачены материальные компенсации. Казаки не получили ничего. Даже не можем за много лет добиться опять же на Государственном уровне переименования области, носящей имя Свердлова, подписавшего Постановление оргбюро ЦК РКП(б) от 24.01.1919 « О расказачивании», одобренного и Лениным и Троцким. Когда наших дедов и отцов расстреливали и переселяли, тогда не нужен был референдум, как сейчас для переименовании области. Четверть века стена, выстроенная государством, оберегает имя этого преступника. И в этом деле нам бы помощь Русской православной церкви не помешала.
Прошло всего четверть века со дня начала Возрождения казачества, а на сколько вызовов времени в современной России пришлось откликнуться непосредственно Союзу казаков. Здесь и Приднестровье, и Абхазия, и формирование казачьих батальонов, в Ессентуках остановивших новую кавказскую войну, и действия Ермоловского батальона. Трудно поверить, что все это вложилось в этот отрезок времени. Практически невозможно предугадать какие в будущем времени будут вызовы не только казачеству, но и всем гражданам России. Спрогнозировать даже экономическое развитие страны не представляется возможным, т.к. мы слишком связали свои экономические интересы с мировой экономикой. И сегодня капиталистический мир потрясает не марксовы производство, перепроизводство и потребление, а множественное число пирамид, схем разворовывания, вывода денег и виртуальный оборот не существующих денежных средств. Но жить нам придется еще долго в пока заметно ухудшающихся условиях. И неизвестно, когда призовут по серьезному казачество, как это было в ситуациях, описанных выше.
Касаясь культуры! На наш взгляд нельзя рассматривать казачью культуру, как особую часть русской культуры. Наверное, правильнее будет звучать «своеобразную ее часть». Совершенно неожиданным для нас, привыкших представлять культуру как танцы, песни, литературу и искусство, будет определение В.И.ДАЛЯ (ПСЕВДОНИМ КАЗАК – ЛУГАНСКИЙ): «КУЛЬТУРА – ОБРАБОТКА И УХОД, ВОЗДЕЛЫВАНИЕ, ВОЗДЕЛКА; ОБРАЗОВАНИЕ, УМСТВЕННОЕ И НРАВСТВЕННОЕ. Здесь пора вспомнить, что казак был не только хороший воин, но и землепашец. И когда был геноцид, то казаков не случайно отнесли к зажиточным и не только уничтожали и выселяли как защитников Престола и Империи, но и как кулаков. Да и сегодня на казачьих землях не самые худшие не только крупные фермерские, но и личные хозяйства. И это государству надо по уму использовать.
Не будем оставлять на потом песни, пляски, нестроения в пропаганде и поддержке фольклорных ансамблей и освещение их в средствах массовой информации, где любые передачи о казачестве поставлены под запрет уже более 10-12 лет. Отметим, что ТV превратилось в дьявольскую икону и практически на всех каналах, а теперь уже частью и на «Культуре» и на «Звезде», идет с утра до вечера демонстрация передач и фильмов, пропагандирующих и обучающих насилию, воровству, обману. Создается впечатление, что нам пытаются внушить, что это повседневная, нормальная жизнь. И здесь мы видим яркие примеры поведения и жизни людей образованных, часто правда, по купленному диплому, но не по В.И. Далю – умственно подготовленных и нравственно воспитанных.
Ухудшение положения в стране в результате кризиса и разграбления государства осуществилось в основном образованными и высокопоставленными людьми. А темы уничтожаемого реформами школьного обучения, получения профессионального и высшего образования являются предметом отдельного и особого рассмотрения. Необходимо даже не печатное, а именно живое слово Святейшего Патриарха. Он пока не обличает никого конкретно, как Иоанн Предтеча, но уже обозначает сложившиеся проблемы в государстве. Во время одного из посещений в прошедшем году Иосифо-Волоцкого монастыря, он отметил, что разрушенные заводы и фермы мы восстановим в считанные годы, но возрождение производителя, переставшего работать и подсевшего на «импортное изобилие», потребуются десятилетия.
В послерождественские дни 2016 года, выступая с проповедью, он отметил, что необходимого единства в обществе при такой имущественной полярности нельзя достигнуть. И сегодня основная задача – это борьба с нищетой, которая не только приводит к голоду и неустройству, но и к деградации личности гражданина государства. В Татьянин день Святейший пригласил в Храм Христа Спасителя студентов и ректоров ВУЗов и благословил их на старания и свершения. Что получило большой отклик и у верующих и у не верующих. Да и наши Рождественские чтения позволили нам обменяться мнениями и их материалы не останутся без внимания в казачьей среде.
В своих выступлениях мы касаемся многих моментов казачьей жизни, как бы косвенно формируя образ казака в современном мире. Эту работу проводит и казачий информационно аналитический центр – КИАЦ. Отрадно, что на сайте Алексей Зборовский помещает не только информацию, но ставит проблемные и дискуссионные вопросы. Задал простой вопрос кто такой современный казак, дал для примера свое толкование. С моей стороны я предложил своё. Такое открытое обсуждение на сайте будет довольно полезным и в дальнейшем. Но если перечислять казачьи заслуги перед Государством Российским, его личные качества, да и недостатки, то не хватит всего времени, отведенного на Рождественские чтения. Но есть тому простые примеры. Мне Верховный атаман СКР Задорожный П.Ф. рассказывал, что к ним в Семиреченское казачье войско в станицу Софийскую приезжал донской казак. И вероятно так себя достойно представил, что через несколько десятков лет ему казачонку рассказывали об этом незабываемом событии. Это к тому, что дома мы казаки должны себя достойно держать, являя пример, прежде всего молодежи. Но наибольшая на нас ответственность, когда находимся в иной местности или в пути. Люди, общающиеся с нами возможно никогда не побывают в вашем войске, но всегда будут помнить как вы его представили и судить по вам о всем казачестве, как по тому безымянному донцу у семиреков.
Но, а в стихах лучше всего себя, как казака, представил донской поэт Борис Куликов: