"ДОКЛАД ВЕРХОВНОГО АТАМАНА ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КАЗАКОВ» полковника П.Ф. Задорожного О воспитании и образовании подрастающего поколения казаков
ДОКЛАД
ВЕРХОВНОГО АТАМАНА
ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «СОЮЗ КАЗАКОВ» полковника П.Ф. Задорожного
26 января 2016г. г. Москва
О воспитании и образовании подрастающего поколения казаков
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Высокоуважаемые Государственные мужи!
Ваше Высокопреосвященство, Высокочтимый владыка! Ваше Преосвященство! Честные отцы! Уважаемые делегаты и гости этого высокого собрания!
ВОСПИТАНИЕ
1. Планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения. Воспитывать в детях чувство ответственности за свои поступки.
2. Планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду.
Цели и задачи воспитания:
1.Созидание характера.
2. Дать такое знание и привить такую дисциплину, которая приведёт к самому лучшему развитию характера и подготовит душу к жизни, соизмеримой с жизнью Бога. Вечную жизнь нельзя упускать из виду. Истинное воспитание научит наших детей и нашу молодежь науке христианства, которая даст им опытное познание Божьих путей и уроки об отеческом характере Бога, преподанные самим Христом своим ученикам.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАНИЮ
Исследование многовекового опыта христианской педагогики позволяет сформулировать ряд требований к воспитанию. ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНЫМ. Это требование означает, что нельзя оставлять без воспитания ни духа, ни тела. Одностороннее воспитание почти всегда влечет за собой негативные последствия.К чему, например, приведет живое воображение и хорошая память, если при этом у человека недостаточно здравого смысла? К чему приведут обширные познания, если испорчено сердце? К каким ошибкам может привести доброе сердце, если оно оставлено без разумного руководства? Таким образом, воспитание должно охватывать все способности человека и формировать их в соответствии с его назначением, оно должно образовать и тело, и дух.
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ГАРМОНИЧНЫМ
Говоря о необходимости охвата всех способностей человека, следует иметь в виду, что каждую из них нужно формировать по-разному. Не все способности надо развивать одинаково, в равной мере. Воспитание, как уже отмечалось, должно производить в человеке «единство и гармонию»: низшее необходимо подчинять высшему, а высшее – высочайшему. Эта гармония должна согласовываться с назначением человека, с целью его жизни – постоянном совершенствовании в добре. Поэтому развитие всех его физических и нравственных сил необходимо подчинять этой цели.
Если нравственное усовершенствование человека, воспитание его в вере и благочестии станет во «главу угла», то оно окажет влияние и на вторую сторону воспитания – на обучение, на совершенствование человека в земных делах. В православном воспитании знание нельзя отрывать от веры, вера является неотъемлемой частью воспитания. Кто хорошо знает христианское учение и «всегда сообразуется с духом веры», пишет один из педагогов 19 века, тот «во всех делах своих бывает тем, чем ему должно быть: рачительным хозяином, верным супругом, мирным гражданином, честным торговцем, храбрым воином и пр.».
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СООБРАЗНО С ЛИЧНЫМИ (ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ) СПОСОБНОСТЯМИ ВОСПИТАННИКА
По мысли схиархимандрита Иоанна (Маслова), педагог должен строго сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников, применяться к обстоятельствам места и времени. В детях, благодаря разнице в их наследственности, темпераменте, образе жизни, способностях, а также других факторов, образуются свойства личные (индивидуальные) или особенные – как духовные, так и телесные.
Эти свойства бывают как положительными, так и отрицательными, поскольку «наклонность к злу очень рано обнаруживается в человеке и потом раскрывается в различных направлениях». Отсюда следует, что должен быть различный подход ко всем детям, как учили старцы «к каждому свой ключ надо подбирать», каждого ребенка надо воспитывать по-разному. Недостатки ученика требуют «благоразумного и точно к нему приспособленного противодействия». Для этого воспитатель, педагог должен, насколько это, возможно, знать личные свойства своих воспитанников.
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕПРЕРЫВНЫМ И ПОСТОЯННЫМ
В современной педагогике существует требование непрерывности образования. Вместе с тем, традиционно оно входило в систему православного воспитания. В русской педагогике это требование реализовано в методах пастырского душепопечения (от рождения до смерти человека) в монастырской педагогике, в воспитательной работе государства и общества как с подрастающим поколением, так и со взрослыми. Это требование связано с тем, что, духовный подвиг, по мысли святых отцов, непрерывен по своей сути. Требование постоянства вытекает из определения процесса спасения. Спасение, по мысли отцов Церкви, – постоянный процесс внутренней борьбы и работы над самим собой. Усилия человека должны носить постоянный целожизненный характер, потому что духовная борьба непрестанна. Святые отцы сравнивают православное воспитание с ручейком, «постоянно текущим и никогда не иссыхающим».
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО НАЧИНАТЬСЯ РАНО И СООБРАЗОВЫВАТЬСЯ С ВОЗРАСТОМ. Это требование относится как к телесному (физическому) воспитанию, так и к воспитанию нравственному. Последнее должно начинаться гораздо раньше, чем оно обыкновенно начинается. «Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия», – наставляет святитель Тихон Задонский.
Очень важно с ранних лет приучать детей к правильному образу жизни. Приучение их к скромности, приличному поведению, послушанию очень многое даст им в будущем. Дети, привыкшие к правильному образу жизни, впоследствии, при постепенном осознании ими смысла происходящего, легко сообщат своим прежде приобретенным привычкам истинно нравственный характер. Если в детях эмоциональные наклонности с детства приведены в порядок, то реже будут их ошибки и падения, легче борьба и тем вернее победа, чем глубже добрый навык укореняется в них через многократное и долговременное повторение «добрых действий».
И наоборот, если ребенок с первых лет жизни предоставлен сам себе, своим беспорядочным наклонностям и своенравию, тогда раскрывающийся рассудок бывает уже не в силах подчинить ребенка своей власти, нрав его испорчен, и зло в нем уже укоренилось. Здесь должно действовать правило: чего дети не должны будут делать после полного осознания своих действий, того не надо позволять им и прежде. Что дети должны будут делать в последующие годы, к тому необходимо приучать их как можно ранее, по мере осознания ими происходящего, укрепления их нравственных и физических сил. Исходя из сказанного, необходимо помнить, что недостаток, имеющийся у ребенка, сам собой со временем не уничтожится, а только усилится. Со временем он может перейти в порок.
Воспитатели, родители, оставляющие своих детей в первые годы без должного воспитания, должны знать следующее:
– раннее плохое поведение детей легко переходит в навык;
– слабовыраженные расположения детского сердца постепенно могут перейти в постоянный характер;
– дети, с детства никем не удерживаемые, поддающиеся влечению своего темперамента, своему неразумию и самовольству, впоследствии вынуждены будут подчиняться своим беспорядочным наклонностям;
– от злых наклонностей сердца и воображения тело ребенка также располагается к злу. От этого чрезвычайно затрудняется действие совести. Как тело, так и дух растущего человека требуют одного руководства в первые годы жизни, иного – впоследствии, иного – когда тело и дух укрепятся. Нельзя обходиться с юношами и девушками так же, как с детьми, а с детьми обращаться, как со взрослыми. Таким образом, православная педагогика определяет время, наиболее благоприятное для воспитания, – это младенчество, первые годы жизни.
ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОСТЕПЕННЫМ И ОСНОВАТЕЛЬНЫМ. «Человек развивается постепенно, поэтому воспитание должно следовать за «ходом природы», не опережая ее, а помогая ей. «Каждое дело и вещь, – пишет преп. Амвросий Оптинский, – не вдруг совершаются, а мало-помалу». При этом нужно помнить о необходимости истинного основания воспитания. Глинский иеромонах Порфирий (Левашов) пишет: «Никто не может положить другого основания воспитания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор.3, 11)». На прочном фундаменте христианского учения, не пропуская ни одной ступени, необходимо постепенно «возвышать» все здание воспитания».
Зачастую родители и воспитатели бывают недовольны «постепенностью» природы и стараются, как можно раньше сформировать ребенка, как в умственном, так и в нравственном отношении. Но это вредно. Хотя в детях необходимо пробуждать способности с ранних лет, нужно избегать преждевременного их напряжения. Это не только затрудняет тело в его развитии, но и причиняет вред духу. Таким образом, в соответствии с природой человека образование должно быть постепенным и основательным. ВОСПИТАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СТРОГИМ. По мысли святителя Филарета, воспитаниедолжно быть строгим: «Апостол Павел говорит о строгом воспитании, как не о предосудительном, а о обыкновенном [обычном] и должном. Это тем более примечательно, что он строгое воспитание представляет образом того, как Бог воспитывает человечество».
ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ВОСПИТАНИЮ – ВОСПИТАНИЕ СТРАХА БОЖИЯ. При православном воспитании самое важное, чтобы в детях глубоко укоренялась и всегда поддерживалась живая вера в Бога, навык «хождения перед Ним», постоянная забота о том, чтобы не оскорбить Его грехами. Если такое чувство есть в душе воспитанника, это значит, что в ней положено главное основание хорошего воспитания – страх Божий.
Страх Божий возбуждает в сердце воспитанника возвышенные чувства, обуздывает порывы своеволия, приводит в порядок желания и наклонности. Это чувство делает человека в счастье скромным, в несчастье – твердым и великодушным, «образует» его в истинного гражданина, подготовленного как к земной, так и к вечной жизни. Поэтому ошибаются те воспитатели, которые, заботясь о научении детей разным наукам, не заботятся о возбуждении и поддержании в них страха Божия. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что знания не приносят должной пользы, если в основание воспитания не положен страх Божий. Для укоренения в детях этого чувства необходим, прежде всего, пример родителей, воспитателей, их истинное благочестие. Безнравственная жизнь воспитателей отнимает способность учить. Почему так необходимо воспитание этого качества? «Там, где обитает страх Божий, – пишет Глинский старец Порфирий, – оттуда бежит порок и преступление».
Святитель Тихон Задонский «Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский «Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобою, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца».
Пора нам православным христианам понять Господа, чего Он от нас хочет, — именно Он хочет чистого сердца: Блажени чистии сердцем (Мф. 5:8).
О воспитании детей старец Паисий говорил: «Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей». «Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются».
Старец Филофей поучал: «Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости». «Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность».
ДОКЛАД ОВОСПИТАНИИ ЗАКОНЧУ Я СЛОВАМИ СВЯТОГО УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди». Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие — воспитание детей – с НЕБРЕЖЕНИЕМ.
Если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18,)
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование - процесс приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.
Цели и задачи истинного образования:
-это заложить основы полноценной личности, т.е. человека утвердившегося в родном слове, мыслящего, духовно и нравственно устойчивого, исторически верно ориентированного, эстетически воспитанного, патриотически – убежденного, физически развитого и устремленного к созиданию и творчеству. Именно такое образование обеспечивает окончившему школу, возможность свободно жить и развиваться. Найти свое созидающее место в жизни. Необходимо, чтобы в школе процесс обучения был, как можно теснее увязан с процессом воспитания. Но единый процесс образования и воспитания раздробили, убрав из него воспитание, включив воспитание в систему дополнительного образования, а последнее реформирование исключило из процесса образования дополнительное образование вместе с воспитанием.
В законе «Об образовании» говорится о едином процессе обучения и воспитания, но на деле воспитание уходит из школы и, похоже, навсегда, его результатов никто не спрашивает, да они никак и не влияют на уровень работы учебного заведения. Учителю для проведения воспитательной работы необходимо свободное время. Но у него его практически нет. Базовая ставка заморожена, несмотря на инфляцию, и преподавателю приходится зарабатывать увеличением нагрузки в 1,5-2 раза.
После Октябрьской революции 1917 года у нас в стране начались бесплодные попытки реформировать среднее образование по здравому смыслу с тем, чтобы оно соответствовало требованиям общества тех времен, но делалось это без использования имевшегося опыта. В результате все это закончилось полным крахом. Лишь тогда, когда в связи с поставленной задачей индустриализации страны, потребовались образованные люди, реформаторы спохватились и обратились к богатому накопленному опыту постановки образования в дореволюционной России. Была взята за основу система, принятая ранее в средних учебных заведениях (гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах) и на этой базе была создана советская средняя школа конца тридцатых начала пятидесятых годов.
Если отвлечься от идеологической направленности образования тех лет, то в отношении естественнонаучных и математических дисциплин был достигнут необходимый высокий уровень среднего образования: Школьник, окончивший обычную (а не какую-нибудь элитную) десятилетнюю школу, получал знания и приобретал культуру мышления. В результате высшие учебные заведения тех лет имели возможность готовить и фактически готовили высококвалифицированных профессионалов по специальностям, нужным для народного хозяйства, для развития науки и техники. Важно отметить, что учебная нагрузка школьников в советской школе конца тридцатых начала пятидесятых годов была спланирована таким образом, что даже при наличии переводных ежегодных экзаменов в следующий класс, начиная с пятого, ни о какой перегрузке не было речи.
В 60 годах начались реформы образования, связанные, прежде всего, с профессионализацией и политехнизацией средней школы, сопутствующие сокращением количества часов в неделю, отводимых на изучение математики, физики, русского языка и литературы. Изучение математики отличается от изучения других предметов, прежде всего тем, что в нем особую роль играет логическое мышление. Использование математических понятий требует не только владения этими понятиями, но и достаточно богатого воображения и развитой на основе знаний интуиции. Начиная с 60годов, в образовании России появились 2-опасные тенденции:
ПЕРВАЯ – Замена изучения предметов, знакомством с их содержанием.
-эта тенденция прямой путь к воспитанию дилетантов, вместо будущих профессионалов. Они, придя во власть, решают вопросы не профессионально, а по своему здравому смыслу не подкрепленного необходимыми знаниями, ни нужной культурой мышления. Подобные решения приводят, обычно, к печальным последствиям. Замена изучения, ознакомлением с его содержанием пагубна не только для будущих инженеров, экономистов, учителей, врачей, но и гуманитариев. Закрепление тенденции ограничится знакомством с предметом вместо систематического и тщательного его изучения, явилось выдвижением на I-е место развитие коммуникабельности, оканчивающих школу, якобы для облегчения их вхождения в современное общество.
Коммуникабельность не плохая вещь, когда она после среднего образования зиждется на знаниях, на достаточно хорошей культуре мышления, на здоровых моральных принципах, а после высшего образования и на профессионализме. Но не к чему хорошему не может привести попытка заменить серьезное образование, нравственное воспитание и профессиональные знания приобретением лишь только навыков общения с людьми, что и понимается под коммуникабельностью.
Метод ознакомления с предметом, вместо его тщательного изучения принципиально не пригоден для научно – естественных дисциплин т.к. с его помощью невозможно овладеть, даже элементарными методами, лежащими в их основе.
II-я опасная тенденция динамики нашего образования (как среднего, так и высшего) состоит в последовательном систематическом снижении требований, предъявляемых к знаниям учащихся. В Москве у нас на глазах произошла масштабная за последнее время реформа в образовании - объединены дошкольные учебные заведения со школами. Возникает вопрос, зачем все это? Зачем эта тотальная объединяловка? И каковы ее последствия? Департамент образования ответов на эти вопросы не дал, представляя свое участие не более чем откликом на массовую инициативу снизу. Мы надеялись, что в результате проведенной реформы образования мы сохраним имеющиеся достоинства отечественного образования, что будет достигнута гармония между средней и высшей школой. Но увы этого не произошло. Здесь не вольно вспомнишь, немецкого интеллектуала Главу трудового фронта третьего рейха Роберта Лея, который призывал: ломать хребет противнику с помощью реформ и инноваций.
Вывод: после проведенной реформы и активного продвижения проекта национальной технологической инициативы, ставится крест на классическом образовании, вместо образования создается инструмент по контролю за сознанием, наши дети, окончившие эти учебные заведения уже не будут нашими детьми. Сегодня часто и по делу и без дела, к месту и не к месту говорят о глобальных вызовах. А на самом деле глобальный вызов только один – это ответ человека, семьи, народа, на вопрос «жить или не жить?»
В данном контексте абсолютный вызов – это Страшный суд, который поставит пред лицом Смерти и Жизни не только каждого человека, каждый народ, каждое государство, но и все человечество. Пред лицом этого вызова все исчезает, и остается только истина, как в плавильном огне остается только чистый металл. Именно пред лицом этого вызова – вызова вызовов мы и должны понять, каким должно быть российское воспитание и образование, какой должна быть стратегия его развития.