Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ДОКЛАД войскового атамана Сибирского казачьего войска С.М.Толмачёва на торжественном сборе казаков Омской области, посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска

ДОКЛАД 

войскового атамана Сибирского казачьего войска С.М.Толмачёва

на торжественном сборе казаков Омской области, посвящённый 430-й

годовщине Сибирского казачьего войска

 

Уважаемый отец Олег, господа старики, братья казаки, сёстры казачки, уважаемые гости! Большое спасибо за то, что Вы откликнулись и собрались на торжественный сбор казаков Омской областной казачьей общины. Мы благодарим ректора Российского торгово-экономического университета С.Н. Бабурина за внимание сибирским казакам, директора Омского института (филиала) Российского торгово-экономического университета С.Е.Метелёва за возможность провести сбор в этом прекрасном здании и постоянную поддержку нашего общественного движения.

Отмечая очередную, теперь уже 430-ю, годовщину Сибирского казачьего войска, мы вольно или невольно задаём себе вопросы. Почему феномен казачества присущ только российской истории? Почему после 70 летнего исторического забвения началось возрождение казачества вопреки многим обстоятельствам? Каковы место и роль казачества в современном обществе и государстве? Кстати, до 1917 года 19 декабря праздник Сибирского казачьего войска отмечался и как день присоединения Сибири к России.

Роль казачества в государстве Российском на протяжении многих веков была ключевой. Само казачество формировалось в ходе длительного исторического процесса. Казаки с первого часа появления на исторической арене уверовали, что тот казак ближе к Богу, кто ближе к опасности, на передовой.

Предшественниками казаков были в давние времена всадники, добровольно охранявшие святилища своего народа. У каждого крепкого языческого святилища славян была неизменная стража в триста всадников. И цифра «три», «триста» издревле были у них сакральные. Казаки прямые потомки этих храмовых всадников. Народы братья – русские, белорусы, украинцы – единственные на земле, которых можно назвать «казакообразующими народами». Казаки были и остаются плоть от плоти частью русского народа. До сих пор роль казачества в нашей истории не оценена по достоинству ни обществом, ни государством. А в среде казаков появились мутанты, которые себя называют отдельной нацией. Впрочем, это не случайно, на Западе наши «доброжелатели» давно работают и в этом направлении. От сего дня по всему пространству России – и не только на рубежах – везде, где русскому народу приходится тяжко, без указов сверху появляются самоорганизующиеся группы казаков.

Казаки во многих военных сводках упоминались как непревзойдённая военная сила, способная действовать на суше, на море, в горах и на реках, хотя в сознании народов казак, прежде всего воин. Многие до сих пор не могут увидеть главного измерения в поведении казаков, а именно их исключительную духовную активность и стойкость. Казаки, прежде всего представители военно-духовных православных казачьих войск. Русский эпос начинается с застав «у синего моря». Там в Азово-Кавказской Руси проходил тогда Пояс Богородицы. Слова «застава» и «обет» одной природы, они из сферы запрета и нормы. Граница – понятие религиозное, спасительное. Вне границы нет жизни. Нечестивый и вор не любят границ. Даже десять заповедей – это десять запретов, десять границ. Поэтому религиозность пронизывала каждый час и шаг казака.

Именно как боевое и духовное ядро русского народа казачество оказалось наиболее религиозным сословием. Одна из самых лживых и злонамеренных инсинуаций в адрес казачества – утверждение, что оно комплектовалось беглыми и голытьбой, которые жили разбоями. Несомненно, были и такие, но ядро казачества и его старшину составляли люди, укоренённые в Православии, большинство которых выходцы из свободных сословий – воины, дворяне, люди высокой чести, сознательно выбравшие путь служения своему народу. Это был военно-религиозный ответ лучшей части русского народа на вызовы и бесчинства соседей, веками промышлявших работорговлей. Нигде верность русским началам не была так сильна, как в казачестве.

Казаки Прикаспия, Астраханского и Уральского войска, Кавказской Руси, т.е. казачьих войск Терского, Донского, Кубанского, оказались историческими гарантами всех свершений Юга России. Будущее Русского Юга без дееспособного и организованного казачества немыслимо не только на Кавказе, между Чёрным и Каспийским морями, но и от Каспия до Амура и Уссури. Без казачьих войск Русского Востока – без Уральского, Семиреченского, Оренбургского, Сибирского, Забайкальского и Уссурийских войск – российские границы не выдержат напора мигрантов, наркобанд и террористов. Стало быть, судьба России, как прежде, зависит от судьбы казачества. И это не преувеличение – это констатация факта.

Когда атаман Иван Кольцо в 1582 году привёз в Москву весть о разгроме орды Кучума и присоединении к Московскому царству Сибири, Царь Иван Грозный велел Ермака именовать «Князем Сибирским». Поход Ермака – ключевой для понимания исторической миссии казачества в судьбе России за последние две тысячи лет, со времени появления на русской земле апостола Андрея Первозванного. Два сильных казачьих войска – Сибирское и Семиреченское – ведут своё начало от Победы Ермака (1582) над ордынцами Кучума.

В 1636 году Царь и Патриарх утвердили «Синодник Ермаковым казакам», которых стали поминать в Тобольске и Москве. Народ сразу признал в Ермаке местно чтимого святого, ибо видел в нём избавителя от тысячелетних набегов, полона и пожарищ, «отколе же солнце евангельское землю Сибирскую осияет». Таким образом, Ермак соединил собой века русской борьбы на границе, став родным братом другому атаману и «старому казаку» святому Илье Муромцу и протянул руку казакам, которые вошли в Париж (1814) и трижды в Берлин (1755,1813,1945). В этом году мы отметили очередную годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В толщах православного народа глубоко понимали и чтили миссию Ильи Муромца, Ермака, Платова. В Георгиевском зале Кремля на балерьефах изображены только два высокочтимых народных заступника, и оба казаки – атаманы князь Ермак и граф Платов.

Казаки стояли не только на страже границ, но и противостояли духовной экспансии. Вспомните Тараса Бульбу Н.В.Гоголя и многое поймёте. Удивительно, что история повторяется. Поэтому изначально каждое войско – это по сути военно-духовный оплот русского народа, и только в этом качестве видели казаки смысл своего пребывания на земле. Казаки никогда не были причастны к такому мерзкому делу, как работорговля. Напротив, они в истреблении работорговли видели свою духовную миссию на земле.

Несмотря на набеги ордынцев и их погромы мирных русских сёл и городов, утверждают летописи, казаки никогда не воспринимали ордынцев как равных себе воинов и дух победный не покидал русскую землю. Когда первые киргиз-кайсацкие юрты появились близ реки Урал в XVIII веке, уральские казаки уже полновластно и официально хозяйничали здесь уже 200 лет. Столкновение пришельцев из Малой и Средней казахских орд с казаками было неминуемо. Отсюда видимо идут обиды их потомков на современных казаков. Но казаки осаживали и не таких степняков. Калмыки, наводившие своей сплочённой яростью ужас даже на кавказских горцев, непрерывно терзали казахские племена, но с казаками соблюдали вооружённый и степенный мир. Кроме калмыков главным врагом киргиз-кайсаков были разбойные шайки хивинцев и кокандцев, безжалостно истязавшие их. В 1723 году полчища джунгар захватят Ферганскую долину и Туркестан. Они то и выдавили Малую и Среднюю кайсацкие орды в северный Прикаспий, где те попросили русского подданства. Только у казаков киригиз-кайсаки нашли покровительство и защиту.

В царствование Петра I в 1716 году положено основание Сибирской линии и построены по р.р. Ишиму и Иртышу укреплённые городки и остроги. В 1720 году Указом Петра I образован г. Усть-Каменогорск. В 1867 году из состава Сибирского казачьего войска выделилось в отдельное Семиреченское казачье войско. Основателем города Верный (Алма-Ата) был дед нашего генерала Д.М.Карбышева. Семиреченское казачье войско, как и Сибирское, было создано для защиты российских рубежей, и в пределах этих войск гарантировалась мирная жизнь казахов, киргизов и других народов.

В состав семиреченцев позднее вошли и калмыки. Калмыки, прославились отменной службой в составе Терского и Донского казачьих войск. Особую неповторимость русскому казачеству придавало наличие в его составе башкир, бурят, татар, осетин и других народов, принявших православие. Важность казачьих войск Урала, Оренбурга, Сибири, Семиречья постепенно возрастала. Для них наступила полоса воинской страды и подвигов. Эти войска возникли как заслон против разбойных набегов и полона со стороны степняков и кочевых орд. В стратегическом плане они должны были защитить Поволжье, Приуралье и не позволить прервать связь Центральной России с Сибирью. Поэтому они становились ударными казачьими войсками. Все казачьи войска, которые находились за Уралом, обеспечивали России исторический путь к океану, являясь на всём протяжении правым флангом русского народа, движущегося на восток к Тихому океану.

Живой казачий вал с оружием и плугом, рождённый народом, а не государством, особенно контрастен, когда на востоке сближается с Великой Китайской стеной. Китай веками отгораживался намертво от хищных степняков. Заодно и чётко всемирно очертил пределы своих владений на севере. Казаки шли навстречу степнякам через поединки и сражения. Возвращаясь год за годом на свои рубежи к тем местам, где их застал апостол Андрей Первозванный. Когда казаки двинулись к океану, они в бою встретились с китайцами. Там, на Амуре, они вновь покрыли себя неувядаемой славой в 1650 году в битвах за свою крепость Албазино. В 1900 году часть из них поразит мир рейдом через всю Манчжурию, другие пройдут Великую Китайскую стену и войдут в Пекин.

Исторически роль казачества в судьбе России выявилась в годы катастроф, смуты и гражданской войны. Россия встретила 1917 год, имея на своих границах 11 казачьих войск со своими традициями, укладом жизни, полками, батареями, станицами, училищами и славой. В результате кровопролитной гражданской войны казалось, что казачество осталось только в прошлом и навсегда ушло в небытиё. Но уже в годы Великой Отечественной войны оно вновь было востребовано государством. Принеся на алтарь Победы жизни своих лучших сынов, казаки вправе были рассчитывать на хорошее отношение к себе со стороны государства. Но после Парада Победы о них тихо забыли.

Возрождение казачества началось в начале 90-х годов теперь уже прошлого XX века. Процесс возрождения совпал по времени с распадом Советского Союза, в условиях системного кризиса государства Российского. К нашему счастью, во главе возрождающегося казачества оказались государственно мыслящие, сильные, волевые Личности А.Г.Мартынов, В.В.Наумов, П.Ф.Задорожный, которые своим авторитетом, умом, отличными организаторскими способностями сумели создать и укрепить массовую общероссийскую общественную организацию Союз казаков. После проведения в г. Москве в июне 1990 года Учредительного круга Союза казаков, как грибы после дождя, стали возрождаться казачьи войска. 19 августа 1990 года в г. Омске состоялся Учредительный круг Союза сибирских казаков, который избрал первым атаманом Сергея Николаевича Смолякова. 29 апреля 1994 года в г. Москве Министерством юстиции было зарегистрировано межрегиональное общественное объединение «Сибирское казачье войско», которое затем получило статус межрегиональной общественной организации.

За 22 года Общероссийская общественная организация «Союз казаков прошла непростой путь и стала наиболее массовой, организованной и сплочённой, принимающей активное участие в общественной жизни своих регионов, страны. За прошедшие годы сложился хороший состав атаманов, пользующихся авторитетом не только в казачьей среде, но и у широкой общественности. Вместе с тем, как и прежде нам необходимо важное внимание уделять организационной, воспитательной, образовательной работе, работе с допризывной молодёжью.

Несмотря на то, что в некоторых районах области работают казачьи классы на базе общеобразовательных учебных заведений, созданы спортивные клубы, секции, фольклёрные коллективы, поле для деятельности районных казачьих общин огромное, а кое где можно сказать, не паханное. За последние годы большой вклад в укрепление областной организации внёс атаман А.В. Симанчук, сейчас он передал эстафету атаману, а по большому счёту следующему поколению С.М. Шалаеву, который активно включился в работу. До этого С.М. Шалаев создав с чистого листа областную станицу «Радонежская» на личном примере показал и доказал, как можно и нужно организовать работу. Теперь этот опыт он может использовать в качестве атамана областной общины. Кстати, инициатором проведения этого торжественного сбора стал Сергей Михайлович. Пожелаем ему на новом атаманском поприще успехов. Несомненно, все атаманы районных общин в этот день заслуживают высокой оценки хотя бы потому, что они не побоялись взяться за столь многогранное и многотрудное дело. На прошедшем совете атаманов дана оценка каждому из них, оценка положительная и сейчас нет смысла повторяться.

В настоящее время казачество развиваясь, как часть гражданского общества может влиять на общественно-политические процессы в стране. Однако забегать вперёд, брать на себя непосильные обязательства мы не можем, это может нанести непоправимый вред. С другой стороны, мы не должны отставать, а идти в ногу со временем. Современное казачество должно из опыта прошлых поколений взять всё лучшее, история развивается, повторяется по спирали. Нам необходимо сохранить всё положительное, что нами было накоплено в предыдущие годы, постоянно обобщать положительный опыт и на основе его последовательно, постепенно двигаться вперёд.

Недавно Президент РФ В.В. Путин утвердил «Стратегию развития российского казачества до 2020 года», этот документ мы обсуждали, вносили конкретные предложения. Сейчас он требует внимательного изучения. Всё, что содержится в Стратегии положительного, будет взято для дальнейшего использования в нашей деятельности. Для нас, самым главным является то, что мы остаёмся в правовом поле. Всё остальное зависит от нас, нашу общественную работу за нас никто делать не будет.

К сожалению, сегодня в Правительстве РФ, в Федеральном собрании, в политических партиях найдётся не много государственных мужей, которые полностью понимали бы роль казачества в создании государства и обеспечении его безопасности не только на границе, но и во всех городах России. Большая часть которых выросла из острогов, этих орлиных гнёзд «городовых казаков». К примеру, все без исключения города Сибири до 1917 года, начиная с Тобольска, были основаны казаками. Факт, который должен ввергнуть в глубокую задумчивость не только историков, но и всех ответственных политиков.

Основание русского обширного дома – это казачий юг от океана до океана. Это и фундамент Руси и отсюда её изначальные корни. По мнению писателя Кавада Раша, Россия родилась не в Новгороде, не в Киеве и не в Москве. Азово-Черноморская, ещё точнее Кавказская Русь, - вот где истоки восточных славян и здесь же пряжка и узел Пояса Богородицы. В ранее средневековье весь Кавказ сиял куполами православных храмов. Не знание своих корней, своей истории, традиций, обычаев приводит к принятию неправильных решений, в том числе и законов. Нас не должно смущать то, что где-то нас не понимают, где-то нам мешают, здесь нет ничего сверхестественного. Мы должны делать своё дело, жизнь постепенно всё и всех расставляет по своим местам. Русская пословица говорит: «Терпение и труд всё перетрут».

Нашим основным правовым документом, на основании которого мы работаем, является Закон «Об общественных объединениях» от 1995 года, который нами далеко не исчерпан. Вы помните, как наши оппоненты постоянно говорили, что общественные казачьи организации скоро закроют. Страна, строящая правовое государство на основе демократических ценностей никогда этого не сделает. История дала нам уникальный шанс возродить казачество. В настоящее время, в Российской Федерации нет ни одной казачьей организации равной Союзу казаков, и мы обязаны беречь её как зеницу ока. Все заявления наших «доброжелателей» о том, что казачество расколото от лукавого. Мы прекрасно знаем, что свидетельство о регистрации в органах юстиции ещё не факт, что такие организации работают.

Подлинное возрождение и становление казачества лежит в духовно-нравствственной сфере, государственная служба является её продолжением, а не наоборот. Военная, государственная служба от нашей молодёжи никуда не уйдёт, мы с вами обязаны готовить свою молодёжь к службе в армии. 19 декабря мы перевернём ещё одну страницу в истории сибирского казачества. За прошедшее время сделано немало. Грядущий год ставит перед нами ещё более объёмные задачи. От всей души поздравляю вас и ваши семьи с 430-й годовщиной Сибирского казачьего войска, наступающим Рождеством Христовым и Новым годом.

Многая и благая Вам лета.

Да хранит Вас Господь!

Слава Богу, что мы казаки!

 

г. Омск

15 декабря 2012 года

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика