Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва, посвящённый 430-й годовщине Сибирского казачьего войска

 

Доклад войскового атамана С.М. Толмачёва, посвящённый

430-й годовщине Сибирского казачьего войска

 

1 декабря 2012 года г. Омск

Уважаемые священнослужители: Отец Александр, Отец Олег, господа старики, братья казаки, сёстры казачки, уважаемые гости!

Снова, как и на протяжении многих столетий, сибирские казаки собрались в своей исторической столице для того, чтобы отметить теперь уже 430-ю годовщину Сибирского казачьего войска. В этой связи атаманское войсковое правление искренне и сердечно приветствует всех, для кого дорога история нашего Отечества, а для нас она немыслима без истории казачества. Спасибо Администрации г. Омска, что она откликнулась и приняла участие в торжественном войсковом сборе. Мы выражаем искреннюю признательность и благодарность руководству Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области, лично начальнику С.В. Корючину за возможность проведения торжественного сбора в профилактории Управления.

В отечественной истории есть два понятия, которые по сей день неразделимы в нашем сознании: Россия и казачество. Их судьбы за многие столетия так переплелись между собой, что в мировом летописании под казачеством нередко понимается Россия, а в осмыслении судьбы России неизменно присутствует тернистый путь казачества, шагнувшего в век нынешний из эпохи Древней Руси.

История русского казачества с древности славна и праведна. Поселившиеся на южных степных окраинах русских земель вольные люди называли себя казаками. Исстари казаки селились в диких, труднодоступных, пустынных местах Дикого поля. Свои поселения (городки-крепости) они обычно ставили на берегах больших судоходных рек – Дона, Волги, Днепра, Яика (Урала), Терека и их притоков. Именно здесь в 15-16 веках образовались самостоятельные общины донских, волжских, днепровских, яицких, терских, гребенских казаков.

Казачеству с самого начала проживания на южных границах России пришлось выдержать многовековую борьбу с воинственными кочевыми народами, которые заселяли степь.

Московское царство не сразу признало казаков своими верноподданными. Причина крылась в том, что казаки как люди вольные и свободолюбивые не раз с оружием в руках становились деятельными участниками народных восстаний, начиная со Смутного времени, едва не ставшего гибелью для нашего Отечества.

Государство и казачество долго притирались между собой. А когда обе стороны поняли, что их исторические пути неразделимы, то оказалось, что Россия обладает уникальным воинским сословием казаков-землепашцев - людей, готовых в любой день и час взяться за оружие, сесть на коней, пойти в любой поход, сражаться доблестно, беззаветно и бескорыстно за любимое Отечество, которое, к слову сказать, далеко не всегда благоволило к верному ему на поле брани и в повседневной жизни казачеству.

Куда бы ни раздвигались границы государства Российского, всегда туда шли первопроходцы-казаки. Именно они первыми обживали далёкие просторы Сибири, Дальней России, осваивали степи Кубани, Терека, Южного Поволжья, Оренбургский край, прокладывали морские пути по Северному Ледовитому и Тихому океану. Казаки играли ведущую роль в геополитических устремлениях нашего государства на протяжении многих столетий.

Изначально казаки были для Руси, Русского государства, Российской империи прежде всего стражами её порубежья на юге и востоке. Казачьи войска возникали либо в силу сложившихся обстоятельств на пограничной черте, или создавались по высочайшей воле государей для охраны границы. Эту историческую задачу они решали вплоть до 1917 года.

Русское казачество пережило трагедию расказачивания, когда большевики в 20-х годах прошлого столетия проводили по отношению к населению казачьих областей политику геноцида.

Сегодня в канун 430-летия Сибирского казачьего войска обратим свой взор к истокам. 1 сентября 1580 г. Ермак направился в поход против Сибирского хана с отрядом в 840 человек. 26 октября 1581 года, потеряв в упорных боях 107 человек убитыми, казаки Ермака заняли столицу Сибирского ханства Искер.

6 декабря по старому стилю (19 декабря по новому) посольство прибыло в столицу, и Иван Кольцо от имени Ермака «бил челом» Ивану Грозному новым царством Сибирским. Царь простил казаков, выдал грамоту, в которой Ермак именовался князем Сибирским. 5 августа 1584 г., попав в засаду, Ермак погиб во время ночного боя. Остатки отряда Ермака в 1587 г. основали укреплённые городаТобольск, Тюмень. В результате присоединения Сибири Русское государство стало не только европейским, но и азиатским государством, стало Россией. Сибирские казаки происходили из семей тех служилых казаков, которые за два века миграции с Дона привязались к богатому лесному северу и не пожелали возвратиться на южные реки. Потомки прежних городовых казаков пришли в Сибирь с новых мест расселения: из Зырянской земли, северных русских городов (Вычегды, Ваги, Холмогор, Устюга, Вятки), Казани. В Енисейском и Красноярском острогах были поселены и днепровские казаки-черкасы, которые попадали в Сибирь как пленные или ссыльные.

В 1639 г. произошло знаменательное событие – группа казаков под водительством И.Ю. Московитина вышла к берегам Тихого океана. Казаки С.И.Дежнёва во время плавания в 1648 г. открыли пролив, который позже стал называться Беринговым.

В покорении и освоении Сибири большое значение имела военно-административная деятельность сибирского казачества. Без преувеличения можно сказать, что не было такой службы, такого поручения, такого дела, которое бы волею начальства не возлагалась на казаков. Многообразие обязанностей, соединённых с безукоризненностью исполнения, составляло отличительную особенность сибирского служилого казачества. Самостоятельность и ответственность в тогда далеко не мирной Сибири требовали от казаков необычной энергии, выносливости, расторопности, находчивости, решительности и даже самоотверженности, готовности к принятию решений на собственный страх и риск отвечать за последствия своих действий. Постоянно спрашивать начальственных указаний за сотни и тысячи вёрст не было возможности и важно было брать на себя ответственность в течение целых месяцев и даже годов.

С 1723 г. казаков царским указом велено было именовать военно-служилым народом. Участие казаков в походах регулярных войск и вообще вооружённой обороне государства стало определяться исключительно велениями русской государственной власти, исходившей из общегосударственных интересов.

В 1714 г. Пётр I приказал снарядить экспедицию под руководством подполковника Бухгольца, поручив построить город у Ямышева озера (Балхаша) и завладеть Еркендом. Однако первая попытка осуществить замысел оказалась неудачной. И всё же это не остановило казаков от движения вниз по Иртышу. Постепенно была построена Ямышевая крепость, возведены Омск, Железинская, Семипалатинская и Долонская крепости. Затем была заложена Усть-Каменогорская крепость и построены семь промежуточных форпостов. Экспедиции, направленные Петром I, по существу были обращены в будущее и имели важное значение, создавая плацдармы для проведения политики в Средней Азии, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

Примечательным для отношений между Россией, народами и племенами Средней Азии стал 1734 год с окончательным переходом в российское подданство Большой и Средней киргиз-кайсацких орд. С этого времени защита укреплённых линий стала одной из важнейших задач сибирских и оренбургских казаков. В 1742 г. только благодаря вмешательству сибирских и оренбургских казаков, а также регулярной армии киргиз-кайсаки были спасены от полного уничтожения джунгарами. С другой стороны, казаки принимали активное участие в подавлении выступлений местного населения. Так, в 1750 году казаки усмиряли башкир и киргизов.

В 1845-1846 гг. большинство правителей Старшего жуза (ныне Казахстан) добровольно приняло российское подданство. До этого ханы Старшего жуза многократно просили принять их в состав России. Это позволило русскому командованию приступить к созданию укреплённых линий по Сырдарье до крепости Перовск и от Семипалатинска до Верного. Имея в виду необходимость упрочения России в Семиречье, генерал Анненков писал из Омска в военное министерство: «Став однажды твёрдою ногою на р. Или, мы должны иметь под рукою все средства, чтобы поддержать себя и те племена, которые приобретут наше покровительство». В 1834-1847 гг. сибирские казаки боролись против восставших кригиз-кайсаков, которыми руководил К. Касимов, следует отметить, что в этой борьбе казаки вновь показали себя умелыми воинами. Например, в 1826 году разъезд сибирских казаков из 15 человек оказывал сопротивление 500 киргизам в течение целого дня, пока к ним не подошло подкрепление. В 1838 г. 32 сибирских казака бились с 1 тысячей степняков.

14 июля 1867 г. из 9-го и 10-го полковых округов Сибирского казачьего войска на базе 14 станиц и выселков с населением в 15 тыс. человек были учреждены Семиреченская область и Семиреченское казачье войско, подчинённое Туркестанскому генерал-губернатору. Войско было создано для обороны восточных границ Туркестана, несения сторожевой и охранной службы, выполнения ряда полицейских функций, размещалось в Семиреченской области и делилось на три отдела.

Сибирские казаки приняли активное участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. и Первой мировой войне. Отметим, что свом мужеством и героическими подвигами они вписали много славных страниц в историю казачьих войск и прославили русское оружие, сражаясь на западе и востоке.

Казак был по своей натуре государственником, как и многие служилые люди. Сотни лет он стоял на страже интересов Российской империи. Охраняя и защищая государственную границу, участвуя во всех войнах и вооружённых конфликтах, на далёких окраинах империи он был единственной реальной силой, вынужден был выполнять иногда обязанности не только полицейского, но и жандарма и даже гражданского чиновника.

Императорский двор сроднился с казачеством. Государь носил казачий мундир. Но казаков больше связывала не только форма одежды, хотя она имеет глубокий смысл, прежде всего присяга, верность слову, произнесённому у святых реликвий.

Октябрьский переворот 1917 года и последовавшая за ним Гражданская война раскололи Россию, раскололи казачество и привели их к гибели. После Гражданской войны официальная пропаганда старалась стереть из памяти героические страницы нашей истории, прежде всего связанные с подвигами казаков. Пренебрегла большевистская власть и мнением Л.Н. Толстого: «Казаки создали Россию». Ей более близки были слова Л.Д.Троцкого: «У казачества нет заслуг перед русским народом и русским государством».

К сожалению, в основе политики советской власти утверждалась вторая точка зрения, которая отрицала не только самобытную историю казачества, но и право его на жизнь по своим обычаям и традициям. Казаков называли беглыми холопами.

Сегодня нет возможности вернуть прошлое, прежний уклад жизни, но необходимо восстановить прерванную связь поколений. Движение по возрождению и становлению казачества на базе общих духовных, культурных, социально-экономических интересов – одна из форм выражения русского национального самосознания. С проведения Учредительного круга Союза казаков России в июне 1990 г. начался процесс возрождения в рамках общественной организации. За короткий промежуток времени удалось возродить все традиционные казачьи войска, создать структуру, наладить управление. С самого начала возрождения на казачество сразу обратили внимание, как наши сторонники, так и «доброжелатели». Определённые политические силы для развала казачьего движения сразу стали плодить псевдоказачьи организации, да и внутри самого Союза казаков оказалось немало случайных людей.

Несмотря на это, Союз казаков и МОО «Сибирское казачье войско» выдержали проверку временем. В настоящее время Сибирское казачье войско значительно укрепило атаманское правление, региональные отделения возглавляют в основном опытные, проверенные жизнью атаманы. Во многих регионах атаманские правления конструктивно взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления. Созданы казачьи кадетские классы, ежегодно проводятся фестивали казачьей культуры. Проводятся лагерно-полевые сборы и учебные стрельбы казачьей молодёжи. При воспитании молодёжи мы особенно внимательно должны изучать опыт наших предков. Раньше многое в воспитании отличало молодого казака от других слоёв общества. С детства ему внушали простые истины: «безделье – зло, враньё – подлость, воровство – грех, тюрьма-позор». В воспитании казака большое внимание уделялось любовному отношению к семье, женщине, ветеранам.

В обращении к женщине звучали ласковые слова, поэтому крепкими были семейные узы.

Особым вниманием были окружены ветераны. В каждое войско был зачислен высший военный чин, который не служил в войске, а был почётным казаком. Неотъемлемой частью жизни казака была символика. В службе и быту казака всё было наполнено определённым смыслом. Казак носил серьгу не ради украшения, а чтобы показать своё место и роль в роду.

Вся жизнь молодого казака была посвящена подготовке к службе. Казак обязан был знать имена героев казачества. Все казаки, достигшие 19-летнего возраста, собирались в заранее назначенном месте, на лучших конях и в полной экипировке с оружием. Самым удалым наездникам атаман дарил нарядные уздечки, разукрашенные сёдла, оружие. Такие награды ценились очень высоко.

Настоящим праздником были проводы на действительную военную службу. Отцы новобранцев давали советы своим сыновьям. Казаки жили не только настоящим, но и будущим, видя его прежде всего в своих детях и внуках, обращая внимание на их воспитание.

Возвращаясь к проблемам нашего становления, не могу не отметить, что за прошедшие годы нами сделано немало. Судите сами, для полноценной работы такой общественной организации, как Союз казаков, необходимы как минимум четыре фактора. Наличие идеологии, человеческого ресурса, финансовых средств и материальной базы. Фактически при отсутствии многого нам за прошедшие годы удалось не только сохранить организацию, но и значительно окрепнуть, и в этом заслуга, прежде всего, атаманов и самих казаков, т.е. человеческого фактора.

Безусловно, как общественная организация мы состоялись и являемся заметным общественным движением в России.

Что касается государственной службы казачества, то для этого требуется время и политическая воля. Пока здесь дальше деклараций дело не движется, и в этом нет заинтересованности государственного чиновного люда федерального уровня.

И тем не менее сегодня наметились положительные тенденции по консолидации здоровых сил казачества. Сибирские казаки в канун 430-летия стремятся по возможности верно и более обстоятельно узнать всё лучшее, что было в прошлые времена, для того чтобы утверждать добрые начала в повседневной жизни.

В заключение необходимо отметить, что Сибирское казачье войско с момента своего образования стало играть ключевую роль на востоке страны, со временем, примерно такую, какую играло в Европейской части России Всевеликое войско Донское. Именно Сибирское казачье войско явилось прародителем казачьих войск за Уральским хребтом. В Российской империи оно было третьим по старшинству после Всевеликого войска Донского и Терского казачьего войска. А до 1917 года войсковой праздник Сибирского казачьего войска 6 декабря по старому стилю (19 декабря) по новому, отмечался и как день присоединения Сибири к России. Братья казаки. Будем достойны своих предков и сделаем всё от нас зависящее для возрождения былой славы сибирского казачества.

 

(Публикуется в авторской редакции)

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика