Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Выступление атамана ОПКЛ Степанченко В.И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЗАЧЕСТВА С ПРАВОСЛАВИЕМ

ПРОЕКТ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЗАЧЕСТВА С ПРАВОСЛАВИЕМ

 

Уважаемый господин Верховный атаман, священнослужители,

братья атаманы!

Сегодняшнее заседание Совета атаманов проходит на тверской земле, где прошлое и современность имеют тесную 350-летнюю историческую и духовную связь. Несмотря на десятилетия гонений, важную роль в этом играло и играет православие и казачество. Исходя из основополагающего отношения в казачестве к религии, Союз казаков России с первых дней своего создания, строил работу на духовных основах и тесном сотрудничестве с Русской Православной Церковью, как в центре, так и на местах. Поскольку я представляю Сибирское казачество и его заполярный отряд на полуострове Ямал, то хочу кратко сообщить о работе атаманского правления Обско-Полярной казачьей линии и казачьих округов, входящих в ее состав.

К возрождению казачества на Ямале мы приступили в начале 1990-х, а в 1992 году была учреждена Обско-Полярная линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России в составе семи округов, располагавшихся тогда в городах: Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ноябрьске, Губкинском, Ямальском и Тазовском районах автономного округа, который по размерам сопоставим с территорией в полторы Франции. При этом наши подразделения располагаются от Салехарда на расстоянии около 500 км. И это в условиях Заполярья и почти полного отсутствия наземных транспортных коммуникаций.

В тот период в автономном округе практически не было действующих храмов. И первое, на чём мы сосредоточили свою работу, – это на возвращении православной общине помещения первого на Ямале храма св. апостолов Петра и Павла, построенного в Салехарде в 1894 году. В 1991 году здание использовалась под детскую спортивную школу. Будучи заместителем председателя Городского Совета народных депутатов, и участвуя в формировании первых казачьих общин, удалось убедить городских депутатов и принять решение о передаче этой святыни общине. Тогда же казаки участвовали в восстановлении храма, материально поддерживали и ныне поддерживают его деятельность. Казаки были в первых рядах и когда в 1990-е годы в Салехарде начинали сооружать крещенскую купель.

По нашей инициативе в 1995 году – к 400-летию Салехарда, – «патриархом древнерусского зодчества» академиком А.В. Ополовниковым была возведена Владимирская часовня и Никольская башня. Казаки были в числе помощников академика и профессиональных плотников-реставраторов. В 1995 году линейцы провели перезахоронение и установку православных крестов в тундре на кладбище 501-й стройки Полярной железной дороги (1947-1953 годов), а затем, в 1996, 1999 и 2010 годах, совместно с православными и священниками были установлены поминальные кресты в окрестностях Салехарда и в посёлке Новый Порт.

Благодаря казакам появились православные часовни в Новом Порту, Салемале и Салехарде. Свой вклад они внесли при строительстве храма в районном центре Ямальского муниципального образования. В 1995 году казаки выступили с предложением властям города Лабытнанги начать строительство храма. Сегодня храм возведён. В настоящее время линейцы участвуют в строительстве православного скита на Полярном Урале в районе фактории Лаборовая, а в августе 2013 года - в год 400-летия дома Романовых - ими, доставлены в часовню на острове Белый в Карском море иконы страстотерпцев - Николая II и последнего атамана казачьих войск России цесаревича Алексия.

При строительстве в Салехарде кафедрального собора Салехардской епархии казаки выступили с инициативой по сбору средств и внесли на строительство свои личные деньги. Не забывают они и о службе, по субботам регулярно дежуря во Владимирской часовне. Следят за порядком, обеспечивают уборку снега, проводят необходимые ремонтные работы. А во время больших православных праздников дежурят в храме святых апостолов Петра и Павла.

Выступая, не могу не отразить деятельность казаков во благо православия на Полярном круге, хотя, понимаете, что количество северных казаков несопоставимо с их численностью в местах традиционного проживания. Но и в этих условиях мы несли службу православной вере и казачеству, исходя из своих убеждений, традиций и отношения к православию. На территории автономного округа казаки находят взаимопонимание со стороны многих священнослужителей. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что в этом вопросе ещё много проблем и не только у нас, которые нужно разрешать только совместными усилиями. Путем убеждения поиска взаимоприемлемых путей и методов.

За прошедшее двадцатилетие, в Союзе казаков России сложились определённые формы взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Это:

-посещение казаками и членами их семей храмов;

-проведение кругов и значимых атаманских правлений с приглашением представителей Православной Церкви;

-включение норм, регулирующих взаимоотношения с Русской Православной Церковью, в уставы общин Союза казаков России;

-проведение молитвы и получение благословения перед началом казачьего круга;

-привлечение представителей Церкви к беседам и встречам с казаками, кадетами и призывниками при отправлении их на службу;

-приём в казачьи общины новых членов с клятвенным обещанием в присутствии священника и, как правило, в храме;

-совместную работу по возведению часовен, поминальных крестов и храмов на местах дислокаций казачьих общин;

-дежурство казаков в храмах во время праздничных мероприятий;

-совместную работу по сохранению мест захоронений в городах и районах и особенно, связанных с памятью казаков;

-участие казаков и фольклорных казачьих ансамблей в проведении праздничных мероприятий, посвящённых православным датам;

-совместную разработку планов работы казачьих общин и православных приходов.

Союз казаков России ставит перед казаками одну из главных задач – это непременное участие казаков в борьбе Русской Православной Церкви за чистоту веры, против упадка нравственности и внедрения в России бездуховности, которую все чаще проповедуют на Западе, поддерживая аморальные человеческие похоти, однополые браки. В своих проповедях Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Мы люди, мы можем и должны меняться к лучшему. У нас же есть память, пример наших русских святых, которые могут нас вдохновить к тому, чтобы очиститься от той заразы, которую вселяли в наши сердца лихоимцы от беса!»

Сейчас в России идёт новое возрождение Православной Церкви. Всё больше становится тех, кто принимает веру больше умом, но нужно время, чтобы молитва, наконец, проходила через их души. В одночасье это не произойдёт. Но мы видим и другое. Пока, к сожалению, немало и тех, кто относится к вере поверхностно, как моде или как к служебной обязанности. Их души она не затрагивает. Есть такие, и в нашей среде (не надо умалчивать), но и казаки – не монахи. Вот здесь и нужна последовательная и кропотливая пастырская работа. Здесь наскоком и бюрократическим подходом ничего не решить. Цель у нас едина. Наше государство должно и будет Великим, но для этого нужно, чтобы православие заняло в душах достойное место. Уверен, что другого пути для казаков, да и России в целом, нет.

Опыт более чем двадцатилетней деятельности Союза казаков России говорит, что во взаимодействии казачьих общин и церковнослужителей есть вопросы, которые приводят к недопониманию как с одной стороны, так и с другой. Иногда, к сожалению, священники делят казаков на реестровых и общественных. Исходя из этого и «выборочно» окормляют их. При этом под различными предлогами затягивается назначение конкретных священников, с которыми бы общины налаживали контакты и вели совместную работу. Случается, что священнослужители не отзываются на приглашения поучаствовать в мероприятиях Союза казаков России, да и не

идут на тесные контакты. Настораживает, когда священнослужители пытаются навязывать своё видение в казачьей деятельности – без учета вековых традиций. В результате появляется некоторая «казёнщина» и менторский тон. Чего, на мой взгляд, не должно быть.

Говорю об этом не для того, чтобы обострять, а для того, чтобы мы, наконец, пришли к единому пониманию роли современного казачества с его историей. Надеюсь, что сегодняшний Совет атаманов Союза казаков России выработает верное направление в дальнейшей совместной работе с Русской Православной Церковью. И дай Бог всем нам в этом мудрости и понимания!

В эпоху серьёзных испытаний, нам всем нужно встать на защиту Русской Православной Церкви и её паствы. А поэтому нужно единение на основе взаимопонимания и усиления духовного воспитания русского народа и казачества в нем, как основы нашей государственности!

С нами Бог, братья казаки! Помните это языцы!


 

Советник Верховного атамана Союза казаков России, атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук

                                                                                                                                                                                                                  В.И. Степанченко

21 сентября 2013года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика