Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

Выступление атамана ОПКЛ Степанченко В.И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЗАЧЕСТВА С ПРАВОСЛАВИЕМ

ПРОЕКТ

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЗАЧЕСТВА С ПРАВОСЛАВИЕМ

 

Уважаемый господин Верховный атаман, священнослужители,

братья атаманы!

Сегодняшнее заседание Совета атаманов проходит на тверской земле, где прошлое и современность имеют тесную 350-летнюю историческую и духовную связь. Несмотря на десятилетия гонений, важную роль в этом играло и играет православие и казачество. Исходя из основополагающего отношения в казачестве к религии, Союз казаков России с первых дней своего создания, строил работу на духовных основах и тесном сотрудничестве с Русской Православной Церковью, как в центре, так и на местах. Поскольку я представляю Сибирское казачество и его заполярный отряд на полуострове Ямал, то хочу кратко сообщить о работе атаманского правления Обско-Полярной казачьей линии и казачьих округов, входящих в ее состав.

К возрождению казачества на Ямале мы приступили в начале 1990-х, а в 1992 году была учреждена Обско-Полярная линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России в составе семи округов, располагавшихся тогда в городах: Салехарде, Надыме, Новом Уренгое, Ноябрьске, Губкинском, Ямальском и Тазовском районах автономного округа, который по размерам сопоставим с территорией в полторы Франции. При этом наши подразделения располагаются от Салехарда на расстоянии около 500 км. И это в условиях Заполярья и почти полного отсутствия наземных транспортных коммуникаций.

В тот период в автономном округе практически не было действующих храмов. И первое, на чём мы сосредоточили свою работу, – это на возвращении православной общине помещения первого на Ямале храма св. апостолов Петра и Павла, построенного в Салехарде в 1894 году. В 1991 году здание использовалась под детскую спортивную школу. Будучи заместителем председателя Городского Совета народных депутатов, и участвуя в формировании первых казачьих общин, удалось убедить городских депутатов и принять решение о передаче этой святыни общине. Тогда же казаки участвовали в восстановлении храма, материально поддерживали и ныне поддерживают его деятельность. Казаки были в первых рядах и когда в 1990-е годы в Салехарде начинали сооружать крещенскую купель.

По нашей инициативе в 1995 году – к 400-летию Салехарда, – «патриархом древнерусского зодчества» академиком А.В. Ополовниковым была возведена Владимирская часовня и Никольская башня. Казаки были в числе помощников академика и профессиональных плотников-реставраторов. В 1995 году линейцы провели перезахоронение и установку православных крестов в тундре на кладбище 501-й стройки Полярной железной дороги (1947-1953 годов), а затем, в 1996, 1999 и 2010 годах, совместно с православными и священниками были установлены поминальные кресты в окрестностях Салехарда и в посёлке Новый Порт.

Благодаря казакам появились православные часовни в Новом Порту, Салемале и Салехарде. Свой вклад они внесли при строительстве храма в районном центре Ямальского муниципального образования. В 1995 году казаки выступили с предложением властям города Лабытнанги начать строительство храма. Сегодня храм возведён. В настоящее время линейцы участвуют в строительстве православного скита на Полярном Урале в районе фактории Лаборовая, а в августе 2013 года - в год 400-летия дома Романовых - ими, доставлены в часовню на острове Белый в Карском море иконы страстотерпцев - Николая II и последнего атамана казачьих войск России цесаревича Алексия.

При строительстве в Салехарде кафедрального собора Салехардской епархии казаки выступили с инициативой по сбору средств и внесли на строительство свои личные деньги. Не забывают они и о службе, по субботам регулярно дежуря во Владимирской часовне. Следят за порядком, обеспечивают уборку снега, проводят необходимые ремонтные работы. А во время больших православных праздников дежурят в храме святых апостолов Петра и Павла.

Выступая, не могу не отразить деятельность казаков во благо православия на Полярном круге, хотя, понимаете, что количество северных казаков несопоставимо с их численностью в местах традиционного проживания. Но и в этих условиях мы несли службу православной вере и казачеству, исходя из своих убеждений, традиций и отношения к православию. На территории автономного округа казаки находят взаимопонимание со стороны многих священнослужителей. Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что в этом вопросе ещё много проблем и не только у нас, которые нужно разрешать только совместными усилиями. Путем убеждения поиска взаимоприемлемых путей и методов.

За прошедшее двадцатилетие, в Союзе казаков России сложились определённые формы взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Это:

-посещение казаками и членами их семей храмов;

-проведение кругов и значимых атаманских правлений с приглашением представителей Православной Церкви;

-включение норм, регулирующих взаимоотношения с Русской Православной Церковью, в уставы общин Союза казаков России;

-проведение молитвы и получение благословения перед началом казачьего круга;

-привлечение представителей Церкви к беседам и встречам с казаками, кадетами и призывниками при отправлении их на службу;

-приём в казачьи общины новых членов с клятвенным обещанием в присутствии священника и, как правило, в храме;

-совместную работу по возведению часовен, поминальных крестов и храмов на местах дислокаций казачьих общин;

-дежурство казаков в храмах во время праздничных мероприятий;

-совместную работу по сохранению мест захоронений в городах и районах и особенно, связанных с памятью казаков;

-участие казаков и фольклорных казачьих ансамблей в проведении праздничных мероприятий, посвящённых православным датам;

-совместную разработку планов работы казачьих общин и православных приходов.

Союз казаков России ставит перед казаками одну из главных задач – это непременное участие казаков в борьбе Русской Православной Церкви за чистоту веры, против упадка нравственности и внедрения в России бездуховности, которую все чаще проповедуют на Западе, поддерживая аморальные человеческие похоти, однополые браки. В своих проповедях Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Мы люди, мы можем и должны меняться к лучшему. У нас же есть память, пример наших русских святых, которые могут нас вдохновить к тому, чтобы очиститься от той заразы, которую вселяли в наши сердца лихоимцы от беса!»

Сейчас в России идёт новое возрождение Православной Церкви. Всё больше становится тех, кто принимает веру больше умом, но нужно время, чтобы молитва, наконец, проходила через их души. В одночасье это не произойдёт. Но мы видим и другое. Пока, к сожалению, немало и тех, кто относится к вере поверхностно, как моде или как к служебной обязанности. Их души она не затрагивает. Есть такие, и в нашей среде (не надо умалчивать), но и казаки – не монахи. Вот здесь и нужна последовательная и кропотливая пастырская работа. Здесь наскоком и бюрократическим подходом ничего не решить. Цель у нас едина. Наше государство должно и будет Великим, но для этого нужно, чтобы православие заняло в душах достойное место. Уверен, что другого пути для казаков, да и России в целом, нет.

Опыт более чем двадцатилетней деятельности Союза казаков России говорит, что во взаимодействии казачьих общин и церковнослужителей есть вопросы, которые приводят к недопониманию как с одной стороны, так и с другой. Иногда, к сожалению, священники делят казаков на реестровых и общественных. Исходя из этого и «выборочно» окормляют их. При этом под различными предлогами затягивается назначение конкретных священников, с которыми бы общины налаживали контакты и вели совместную работу. Случается, что священнослужители не отзываются на приглашения поучаствовать в мероприятиях Союза казаков России, да и не

идут на тесные контакты. Настораживает, когда священнослужители пытаются навязывать своё видение в казачьей деятельности – без учета вековых традиций. В результате появляется некоторая «казёнщина» и менторский тон. Чего, на мой взгляд, не должно быть.

Говорю об этом не для того, чтобы обострять, а для того, чтобы мы, наконец, пришли к единому пониманию роли современного казачества с его историей. Надеюсь, что сегодняшний Совет атаманов Союза казаков России выработает верное направление в дальнейшей совместной работе с Русской Православной Церковью. И дай Бог всем нам в этом мудрости и понимания!

В эпоху серьёзных испытаний, нам всем нужно встать на защиту Русской Православной Церкви и её паствы. А поэтому нужно единение на основе взаимопонимания и усиления духовного воспитания русского народа и казачества в нем, как основы нашей государственности!

С нами Бог, братья казаки! Помните это языцы!


 

Советник Верховного атамана Союза казаков России, атаман Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска, депутат Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук

                                                                                                                                                                                                                  В.И. Степанченко

21 сентября 2013года

Поиск по сайту:


Текущие новости:
АТАМАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА СИБИРСКИХ КАЗАКОВ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕНЬ СИБИРИ В САЛЕХАРДЕ ПРОШЁЛ ПОД ЭГИДОЙ 130-ЛЕТИЯ ХРАМА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА
ОСВЯЩЕНИЕМ КОПИИ ЗНАМЕНИ КАЗАКИ В ТЮМЕНИ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ СИБИРИ
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ СИБИРИ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ПРОСЛАВЛЕНИИ А.В. СУВОРОВА В ЛИКЕ СВЯТОГО
С Днём Казанской иконы Божьей Матери и народного Единства! Скорейшей Победы в борьбе с западным нацизмом во имя жизни, мира и во славу нашего Отечества!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С 75-ЛЕТИЕМ КОШЕВОГО АТАМАНА ОПКЛ, ЕСАУЛА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ САВИНОВА В.С.
АТАМАН ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ НАД СЕРИЕЙ «НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРОТИВ ХЭЛЛУИНА И ВЕЛЕСОВОЙ НОЧИ
СЛОВО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II О ВЕЛИКОМ ВОИНЕ, ВЕРНОМ СЫНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О КУБАНСКОМ – ХУДОЖНИКЕ, КАЗАКЕ ПО РОДУ АЛЕКСАНДРЕ СУЧКОВЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКЕ БАТАЛЬНОГО НАТЮРМОРТА
С Днем Армейской авиации России!
«ПОМИЛОВАНИЕ» – ФИЛЬМ СУРОВЫЙ, НО БОЛЬШИМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ СМЫСЛОМ
КАЗАЧЬЯ СКАЗКА ВЫЗВАЛА ИНТЕРЕС И ДИСКУССИЮ
АКАДЕМИЯ ВНУКОВ В ДЕЙСТВИИ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика