Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

Атаман ОПКЛ В.И. Степанченко: О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ (Пример СОШ №4 г. Салехарда) 18 февраля 2013 года г. Ноябрьск

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ

ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

(Пример СОШ №4 г. Салехарда)

 

18 февраля 2013 года г. Ноябрьск

 

Своё выступление начну со слов благодарности родительского комитета кадетских классов казачьей направленности муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 4 города Салехарда:

«Мы рады тому, что благодаря усилиям бескорыстных людей в нашем городе возрождается кадетское движение. Дети кадетских классов потянулись к учёбе, у них появилась организованность, ответственность не только за себя, но и за товарищей. У многих кадетов наметилась цель: хорошо учиться и посвятить себя в дальнейшем святому делу, защите Отечества. Это нас, родителей, радует, так как у наших детей нет желания пропадать в игровых салонах и других пагубных привычек. Своё свободное время они проводят в спортзалах и на занятиях по стрельбе из разных видов стрелкового оружия. Многие наши знакомые интересуются о том, как можно попасть в кадетский класс. Мы советуем им обратиться в школу № 4, где налажена и совершенствуется работа по развитию казачьего кадетского движения».

А началось это движение в середине 90-х годов, когда патриотическое воспитание и воинские дисциплины в школьных программах были практически исключены. И на этом фоне 5 декабря 1994 года Назовский казачий округ Союза казаков России в своём обращении к главе города Салехарда писал, что сложная экономическая ситуация в стране приводит к тому, что материальное обеспечение детских и юношеских организаций и объединений на местах, занимавшихся внешкольным образованием, патриотическим воспитанием, сводится на нет. Практически не ведётся военно-патриотическое воспитание, должное изучение истории и российских традиций. Это тем более актуально в канун 50-летия победы в Великой Отечественной войне. Но, время идёт быстро, и сегодня мы готовимся уже к 70-летию Победы.

Анализируя складывающуюся ситуацию, имеющиеся возможности, а также, правительственные программы по возрождению казачества, казаки тогда уже предлагали на базе этих детских организаций создать кадетский казачий корпус, в котором могли бы заниматься школьники, осваивая как гражданские, так и военные специальности, знакомиться с российской историей, культурой и традициями. При этом, понимая, что кадетский корпус на Крайнем Севере в его истинном понимании организация затратная, да и потенциал воспитанников исчерпаем, мы предлагали развитие кадетских классов в школах организовать под общим методическим руководством со стороны департамента образования округа. Подчеркну – профессионалов. А не общественников. То есть, сохранив название «Ямальский кадетский корпус», на уровне департамента как его методического отдела. А наполнение корпуса осуществлять на местах в школах. Создав тем самым общий штаб по руководству этим специализированным направлением воспитания, способный решать как методические вопросы, так и материально-технического регулирования на местах.

К сожалению, в те годы по различным объективным и субъективным причинам эта идея не была реализована. Но работа, совместно органами власти и военного комиссариата продолжалась. Первый класс подобного профиля на Ямале был открыт военным комиссаром Пуровского района Ефимовым С.В. в 1999 году в школе № 2 тогда ещё посёлка Тарко-Сале, (ныне участник нашего совместного заседания). Продолжая начатое, в 2001 году, появился первый класс казачьей направленности в школе № 4 города Салехарда. Затем стали формироваться различные кадетские классы и в других образовательных учреждений автономного округа.

На начальном этапе целью создания этих классов была апробация целесообразности военно-профессиональной ориентации учащихся, обновление и расширения содержания патриотического, нравственно-духовного воспитания и добровольной подготовки ребят к службе в армии. Значимость этой инициативы для развития системы образования автономного округа состояла и в том, чтобы адаптировать ребёнка к непростым условиям Крайнего Севера, создать предпосылки для профессиональной ориентации учащихся в условиях общеобразовательной школы и воспитать их духовные и нравственные основы.

Этому способствовало и инициированное в 2002 году рассмотрение Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа вопроса «О патриотическом воспитании граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и принятое постановление. Целью той работы было активизировать работу по сохранению, приумножению лучших традиций Отечества по военно-патриотическому, нравственному и духовному воспитанию, профессиональной ориентации молодёжи. Это послужило развёртыванию работы по созданию на базе образовательных учреждений специализированных кадетских классов военной подготовки, которая стала на Ямале одной из наиболее эффективных, интегрированных молодёжных форм воспитания патриота и гражданина.

Реализуя указанное постановление в 2003 году было принято постановление губернатора автономного округа «Об утверждении Положения «О порядке создания и финансирования специализированных (кадетских) классов в образовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа», которое способствовало дальнейшему развитию кадетского движения. Проводимая работа получила поддержку и в Послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации того периода, в котором говорилось: «…что в школах надо не только учить, но и воспитывать, заниматься физической и военно-технической подготовкой молодёжи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта». Актуальность духовно-нравственного воспитания молодёжи не исчерпана и на современном этапе. И продолжая эту тему, Президент в 2012 году отметил: « Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего, служить обществу и стране…»

Эти мотивы и легли в основу концепции развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска, Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009-2013 годы, разработанной в 2008 году. В ней в частности казачьим организациям даётся установка на организацию и проведение совместных семинаров, соревнований, встреч с казаками, ветеранами Великой Отечественной войны и трудового фронта, участниками боевых действий, лекций с участием кадетов казачьих классов и членов кружков и клубов. Обязательно организовывать и участвовать в праздновании дней воинской славы России, проводить казачьи смотры. Совместно с военными комиссариатами автономного округа, проводить торжественные мероприятия «проводы в армию» и участвовать в воинских ритуалах с приглашением кадетов и членов казачьих клубов и кружков. Активизировать работу по созданию детских казачьих клубов «Казачёк». Эти направления и были положены в основу моей депутатской работы и идеи создания в каждом муниципалитете центров по воспитанию патриотических и духовно-нравственных основ у школьников и молодёжи. Реализуя на местах вышеизложенное, активом организуются соревнования по мото-биатлону среди детей, по мини-футболу, стрельбе из пневматической винтовки, различные встречи с офицерами и казаками, работа по краеведению и другая клубная работа. Для постоянного контакта с кадетами создан институт «Дядек», который нарабатывает опыт работы с детьми. Продолжение этой работы стало обсуждение на депутатской фракции партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в 2011 году вопроса «О состоянии здоровья призывников и комплексной работе муниципалитетов по подготовке к службе в армии и патриотическом воспитании в Ямало-Ненецком автономном округе», а также инициированное мною рассмотрение на совместном заседании комитетов и фракций Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа в 2012 году вопроса « О состоянии призывной молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе».

Реализуемые направления непосредственно активизировали работу по патриотическому воспитанию и обязательной подготовке учащихся к военной службе, являются одним из приоритетных направлений в работе органов власти автономного округа на протяжении последнего десятилетия и в частности казачьих организаций Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России на Ямале.

Кадетские классы комплектуются, как правило, начиная со старших классов, на добровольных началах. Наработан положительный опыт комплектования кадетских формирований с 6-го класса. Анализ социального состава кадетских классов показывает, что в них достаточно большой процент обучающихся относится в категории детей из малообеспеченных семей. Учёба таких детей в кадетских классах позволяет тем самым взять их под патронаж государства, властей на местах и казачьих общественных формирований. Как я уже говорил, первый кадетский класс в Салехарде был сформирован в 2001 году на базе 10 класса СОШ №4. И поначалу казаки практически содержали его, что называется за свой счёт. Приведу кратко историю развития этих классов. В первом классе был набран 21 ученик. Эти ребята стали изучать Уставы Вооружённых Сил, этикет, историю казачества. С ними начали проводить занятия по рукопашному бою, строевой и огневой подготовке, гиревому спорту. К занятиям с ними были привлечены работники военного комиссариата, казаки Назовского казачьего округа. Далее в школе сформировали уже два кадетских класса казачьей направленности. С 2005 года кадетские классы стали формировать с 6-го класса. В 2008 году, в школе работает уже 4 кадетских класса казачьей направленности.

Сложившаяся система поддержки казаков Назовского казачьего округа и в настоящее время департамента международных и внешнеэкономических связей ЯНАО, позволяет кадетам ежегодно выезжать на зимних каникулах в г. Санкт-Петербург и Москву. Так, в нынешнем году, на осенних каникулах кадеты выезжали в г. Москву – г. Нарофоминск в Кантемировскую дивизию, а на зимних каникулах в г. Санкт-Петербург в Первый пограничный кадетский корпус России. В 2011 году школа отметила 10 лет со дня образования первого кадетского класса. Торжество, посвященное этой дате, прошло в музейно-выставочном комплексе им. И.С. Шемановского. За эти годы через систему классов прошло более 250 ребят. При этом все они успешны и по окончании школьной кадетской программы поступают учиться дальше по выбранной специальности. А завершив учёбу и отслужив в армии – реализуют себя в Салехарде, при этом продолжают поддерживать дружеские отношения между собой, не забывая о нравственных основах, заложенных в годы кадетства. Это способствовало тому, что в Салехарде ими было организовано молодёжное православное общественное объединение.

Учебно-воспитательная работа в кадетских классах ведётся в соответствии с разработанными и утверждёнными нормативными документами образовательного процесса. В дополнение к обязательным предметам имеются дисциплины, направленные на реализацию интересов развития возможностей личности, обеспечивающих физическую, духовную и военную подготовку несовершеннолетних. Кроме того, кадеты получают комплекс знаний по различным направлениям, среди которых: история и традиции народов России, казачества, танцы, хоровое пение, рукопашный бой, парашютная подготовка и другие направления.

Физическое совершенствование кадетов происходит через физкультуру и военно-прикладные виды спорта. При этом, в классах ведётся системный мониторинг, контроль психологического и физического состояния учащихся.

Хочу отметить, что для кадетов казачьей направленности СОШ №4 города Салехарда, казаками были подготовлены тексты и макеты торжественного обещания и заповедей кадета, а также кадетское удостоверение, (показать) которое вручается после принятия торжественного обещания. Совместно с педагогами предметниками разработана программа об истории и традициях казачества.

Учащиеся кадетских классов этой школы постоянно демонстрируют свои умения, и навыки в части строевой подготовки, хореографии, рукопашного боя, стрельбе из пневматической винтовки, владении холодным оружием и других программ дополнительного образования. Они изучают символику Ямала, славные страницы истории Российского государства, представляют свое художественное творчество на различных конкурсах и фестивалях. За прошедшие годы у казаков сложились добрые отношения с руководством Первого Кадетского пограничного корпуса ФСБ РФ в городе Пушкин. Ежегодно до 20 кадетов средней общеобразовательной школы №4 города Салехарда в зимние новогодние каникулы посещают кадетский пограничный корпус города Пушкин.

Вместе с тем не могу сказать, что все проблемы развития кадетского движения, разрешены. Есть они и на федеральном уровне. По моему мнению, к кардинальным проблемам, тормозящим качественное развитие кадетской образовательной системы, в средних общеобразовательных школах, относятся отсутствие на федеральном уровне:

- Концепции и программы развития школьного кадетского образования;

- проработанной нормативно-правовой базы функционирования данных классов (отсутствуют примерные типовые штаты, нормы и порядок финансирования питания, обмундирования, учебно-материальной базы и так далее);

-системы подготовки и профессиональной переподготовки, повышения квалификации командно-педагогического состава (по принципу школьных военруков, при этом они должны иметь право ношения военной, либо специализированной для кадетских классов формы;

- федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяющего обязательный минимум содержания образовательных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся специализированных классов с учётом специфики образовательных учреждений.

Следует обратить внимание и на то, что кадетская, школьная общеобразовательная система, накопившая некий опыт эффективной организации учебно-воспитательного процесса, к сожалению, всё ещё испытывает сложности во многих направлениях своей деятельности и, прежде всего, в осознании профиля своей работы. Хотя, казалось бы, в основе системы профильной подготовки должно лежать выполнение стратегической задачи, стоящей перед всеми образовательными учреждениями, осуществляющими кадетское образование – это подготовка учащихся к государственной службе на военном и гражданском поприще.

Между тем, трактовка понятия «профиль кадетского образования» очень неоднозначна. В частности, существует несколько точек зрения на данную проблему. Одни сторонники сводят профильную подготовку только к обучению военным дисциплинам (подготовка к поступлению в военные ВУЗы Министерства обороны РФ или службе в рядах вооружённых сил). Другие сторонники разрабатывают программы, направленные на осуществление подготовки поступления в конкретные ведомственные ВУЗы (МЧС, МВД, ФПС и другие). Третьи считают, что сам термин «кадетский» и определяет профиль подготовки учащихся. Следовательно, необходимо внедрять образовательный процесс с учётом дополнительных программ, направленных на военную и специальную подготовку учащихся, учитывая, что в различные периоды развития системы кадетского образования, кадеты могут представлять не только элиту армии, но и элиту государственных и муниципальных служащих, учёных и так далее. В основе этого профиля – подготовка выпускника к государственной службе на военном и гражданском поприще. На мой взгляд, это наиболее верный путь дальнейшего развития кадетства в России на современном этапе.

Подобная профильная подготовка осуществляется с целью дать учащимся знания, навыки и умения, необходимые для дальнейшего успешного обучения в военных и гражданских высших учебных заведениях, готовящих к государственной гражданской и муниципальной службе. Развить в них морально-волевые, командирские, организаторские и духовные качества, позволяющие успешно выполнить обязанности будущих руководителей подразделений, быть лидером в коллективе, носителем культуры и духовно-нравственных ценностей.

Последнее время большая перспектива, которая открывается на Ямале – это освоение нефте-газовых месторождений на и прибрежном шельфе и возрождение Северного морского пути. Для этого потребуются грамотные специалисты. И этими специалистами в первую очередь должны стать представители ямальской молодёжи. То есть, в первую очередь, те кто родился и живёт в условиях Крайнего Севера. А для этого уже сейчас нужно проводить активную работу по профориентации этой части молодёжи, используя как основу кадетские классы и общественные молодёжные организации, которые создаются. К примеру, молодёжной организации под флагом историко-культурной программы «Сибирский путь», которая намечает заниматься историей освоения Сибири и Русского Севера, просветительской деятельность, духовно-нравственным воспитанием и профессиональной ориентацией молодёжи автономного округа. Для достижения этих целей планируется соответствующая просветительская деятельность и проведение шлюпочных, конных, пеших и прочих походов по местам, связанных с историей освоения Сибири и Русского Севера. При этом шлюпочные походы моги бы стать основой при дальнейшем выборе профессии, о чём я говорил выше. Поэтому предлагаю в постановлении нашего заседания поддержать указанную работу этой молодёжной организации. Кроме того, прошу учесть и мои предложения направленные в адрес организаторов совместного заседания письменно.

В заключении хочу сказать, что в обсуждаемом вопросе ещё много нерешённых проблем. Но занимаясь конкретно этим процессом уже более десяти лет, для меня ясно одно, воспитание патриотов – это задача не только школы, государственных структур и общественных организаций, особенно казачьих, но и семьи. Работу по формированию физически и идеологически здорового человека, подлинного защитника Отечества необходимо проводить системно, ибо от того, как мы сейчас воспитываем молодое поколение, на каких духовно-нравственных принципах, зависит будущее нашей страны. При этом и наши воспитанники должны чётко понимать, что быть кадетом это ответственно и престижно.

 

Депутат, член рабочей группы по организации выездного заседания Комитета Законодательного Собрания ЯНАО по социальной политике и ЖКХ и Комитета Тюменской областной Думы по социальной политике, атаман Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России

В.И. Степанченко

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика