Выступление атамана ОПКЛ В.И. Степанченко на казачьем форуме в г. Губкинском 20 ноября 2016 года СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ И ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ КАЗАЧЕСТВА: ОПЫТ ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ»
20 ноября 2016 года г. Губкинский
Здорова дневали, братья казаки и гости межрегионального форума «Сохранение историко-культурного и духовно-нравственного наследия казачества в России: опыт Ямало-Ненецкого автономного округа»!
Благодарю за приглашение принять участие в этом форуме, так как считаю, обсуждение данного вопроса должно сыграть важную роль в осознании казаками и органами власти различного уровня историко-культурной и духовно-нравственной основы современного казачества. В соответствии с предложенной мне темой постараюсь отобразить своё видение и видение казаков представляемой мною казачьей общины, с создания которой на Ямале началось возрождение казачества в начале 90-х годов прошлого века, и которая остаётся верна основополагающим принципам казачества, заложенным нашими предками.
Последнее десятилетие прошлого века стало в России началом кардинальных изменений в общественных отношениях. Подул ветер перемен, сменилась идеология, стала меняться экономическая основа государства. Заявило о себе и казачество, до того времени находившееся в положении, когда одно только упоминание о нём могло привести к негативным последствиям. Летом 1990 года в Москве состоялся первый учредительный Большой круг, на котором был создан «Союз казаков», положивший начало возрождению казачества на современном этапе развития России. В ноябре этого же года была принята «Декларация казачества России». В ней отмечалось, что казаки вновь, как и прежде, в годину смуты и тяжёлых для России испытаний готовы верой и правдой служить Отчизне. Но и государство должно оказать посильную помощь народу – пахарю и воину.
Результатом того периода стало принятие Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»,[1] в статье 2 которого казачество было отнесено к культурно-этнической общности людей. Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 1992 года № 632 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов в отношении казачества»[2] и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1992 года №3321-1
«О реабилитации казачества»[3] за казачеством были закреплены такие права, как:
-возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада и культурных традиций при соблюдении законодательства и общественных прав человека;
-установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах;
-создание общественных казачьих объединений с исторически
сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и так далее.
Исторически казачество отстояло для России весь юг, оно жило на берегах Дона и Волги, Днестра и Кубани, Терека и Урала, в кубанских степях и Кавказских горах. Казаки освоили Сибирь, пришли на Дальний Восток еще за 200 лет до его присоединения. За 100 лет до Витуса Беринга открыли пролив, отделяющий Азию от Америки. Свой след оставили и на островах Северного Ледовитого океана. С тех незапамятных времён они твёрдо обосновались по берегам Оби, Иртыша, Катуни, Енисея, Ангары, Лены, Амура и Байкала, сохраняя повсюду свою культуру, особые нравы и обычаи, своеобразные песни. Вместе с тем в историческом масштабе казачество, как явление и до настоящего времени остается нераскрытым и до конца непознанным не только у нас в России, но и в мировой истории. Вопросами его исторической сущности занимались и занимаются великие историки и исследователи прошлого и настоящего, среди них: Г.Ф. Миллер, В.О.Ключевский, В.Н. Татищев, Н.В. Карамзин, С.М. Соловьев, А.Н.Радищев, А. Ригельман, Ф.А. Щербина, М. Грушевский, В. Чернявский, Д.И. Яворницкий, Л.Н. Гумилев, Тур Хейердал и многие другие. Продолжают этим заниматься и современные исследователи.
В Российской Федерации и в Ямало-Ненецком автономном округе, начиная с 90-х годов прошлого столетия, идёт процесс возрождения российского казачества, и укрепления его роли как составной части гражданского общества.[4] Но и в настоящее время казаки искусственно разделены, к великому сожалению, принцип разделяй и властвуй, применяемый ещё за много столетий до Рождества Христова, используется и сейчас. На наших глазах идёт попытка искусственного создания «нового типа» казачества. В основе его руководства очень часто стоят случайные люди, не понимающие казачество, не способные даже сформулировать понятие «казак», не знающие его духовно-нравственные основы.[5] Хотелось бы, чтобы чаяния ушедших в мир иной казаков-патриотов своей Отчизны были услышаны сегодняшними структурами власти, которые занимаются формированием казачества, при этом изобретают новые направления, не связанные с его традиционными историческими формами, делая попытки исключить исконные казачьи Войска и объединить их в одно,[6] при этом, вводя вместо культурно-исторических традиций казачества понятие «казачьего компонента».[7] Ещё в сентябре 1992 года А.Г. Мартынов, первый атаман Союза казаков, в «Российской газете» писал: «Трудно возродить то, что целенаправленно уничтожалось в течение предыдущих семидесяти лет». Но и всяческие современные придумки сверху чреваты последствиями и непониманием в исконной казачьей среде.
При этом нельзя не вспомнить слова донского казака К. Каклюгина, сказанные им в 20-е годы прошлого века в зарубежье: «Казачество – своеобразная, крепкая и сильная духом и телом бытовая группа русского народа. Она как активная сила, займёт почётное место и сыграет видную роль в будущем строительстве Российского Государства. Она может и должна быть использована, не может не быть использована в этом великом деле. Но казачество необходимо брать таким, какое оно, с особенностями его быта и управления, с его Выборными Атаманами и только через Выборных Атаманов, как его естественных вождей».[8]
И пожелания публициста, донского казака И.И. Куницына: «Надо только, чтобы в свободной России казачество твердо держалось своих исконных традиций, три века назад уже осуществлявшихся: народоправства, социального братства и политического равенства».[9] Вторит им и обращение казака-иммигранта в 1987 году: «Братья казаки! Берегите же свои святыни! Верьте в величие своих устоев жизни! Боритесь за них! Укрепляйте их прежде всего в ваших собственных душах и сердцах!»[10]
Вот уже более 25 лет в стране идёт возрождение и становление российского казачества, у истоков которого стоял Союз казаков России. Эти процессы повсеместны. Идут они и в Ямало-Ненецком автономном округе, в котором 17 октября 1992 года была создана Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России, объединившая потомков казачьих родов с Дона, Кубани, Терека, Урала и Сибири. С тех пор к приоритетным направлениям дальнейшего продвижения казачьей идеи на Ямале у линейцев относятся: возрождение духовности, патриотизма, казачьей культуры, традиций, совершенствование межнациональных отношений на основе Конституции РФ, федерального законодательства, Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 15 сентября 2012 года № Пр-2789,[11] Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666),[12] работа по вхождению во власть и, конечно же, изучение и применение на современной основе истории казачьего феномена как в целом по России, так и в части Сибирского казачьего войска и его подразделений на местах. Это и стало основой разработанных нами концепций развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009–2023[13] и 2014–2020[14] годы.
Казаки всегда были верными защитниками православия и почитателями Божьией Матери, заступницы России. Умели они и постоять за себя. И сегодня в сложный для страны период мы должны чётко понимать свою историческую миссию по сохранению нашей духовной и территориальной целостности. В современном мире идеологически в умы нашего населения, и особенно молодого, запад пытается посеять раздор, умалить наши исторические заслуги, истребить общинность и внести в «русский мир» потребительские принципы существования. Наша же задача в сохранении единства мира, созданного славными предками. Более четверти века работы даёт Союзу основание считать, что тот первый круг в Москве, положивший начало, был ненапрасным. Это подтверждает и работа казаков в Арктическом регионе Ямала. И с того времени сделано немало. Остановлюсь на отдельных наиболее важных делах.
14 октября текущего года на «Покрова Божьей Матери» исполнилось 15 лет кадетским классам казачьей направленности в СОШ № 4 г. Салехарда, которые были созданы стараниями казаков Назовского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии и, по сути, положили начало кадетскому движению на Ямале. Получив соответствующее патриотическое воспитание через эти классы прошло уже около 300 ребят. Мы помним и чтим свою историю и целенаправленно передаём её кадетам со всеми пафосными и жестокими событиями. Ежегодно проводим поминальные панихиды по убиенным душам казаков в годы репрессий, начавшихся с подписания 24 января 1919 года Я. Свердловым секретной директивы оргбюро ЦК РКП(б).[15] Регулярно обращаемся к властям об исключении имени этого убийцы с названий улиц Ямала и Свердловской области в целом.
Казачество всегда базировалось на православной вере. В начальные годы возрождения казачества в автономном округе практически не было действующих храмов. И первое, на чём была сосредоточена работа казачьих потомков – на возвращении православной общине помещения первого на Ямале храма святых апостолов Петра и Павла, построенного в Салехарде в 1894 году. В 1990 году здание использовалось как детская спортивная школа. Будучи заместителем председателя Городского Совета народных депутатов и участвуя в формировании первых казачьих общин, мне удалось убедить городских депутатов принять решение о передаче этой святыни православной общине.[16] Тогда же казаки личным трудом участвовали в восстановлении храма, материально поддерживали и ныне поддерживают его деятельность. Назовцы были в первых рядах в 90-е годы, и когда в Салехарде начинали сооружать крещенские купели.
По инициативе краеведов и казаков в 1995 году, и к 400-летию Салехарда, академиком архитектуры, патриархом древнерусского зодчества А.В. Ополовниковым были возведены Владимирская часовня и Никольская башня, заложившие основу памятных мест в городе на Полярном круге. Казаки были в числе активных помощников академика и профессиональных плотников-реставраторов. В 1995 году казаки-общинники провели перезахоронение и установку православных крестов в тундре на кладбище 501-й стройки Сталинской железной дороги (1947–1953 годов), а затем в 1996, 1999 и 2010 годах совместно с православными и священниками были установлены поминальные кресты в окрестностях Салехарда и в посёлке Новый Порт. На сегодня их уже 6. Благодаря казакам появились православные часовни в Салехарде (1994, 2014гг.), Новом Порту и Салемале. Большой вклад они внесли при строительстве храма в селе Яр-Сале Ямальского района. В середине 90-х годов прошлого века казаки выступили с предложением к властям городов Лабытнанги, Надым начать строительство храмов в капитальном исполнении. Сегодня храмы возведены. Казаки Обско-Полярной казачьей линии принимали активное участие во встрече Патриарха всея Руси Алексия II в Надыме. В настоящее время линейцы участвуют в строительстве православного скита на Полярном Урале в районе фактории Лаборовая, а в августе 2013 года, в год 400-летия дома Романовых, ими в часовню на острове Белый в Карском море доставлены иконы страстотерпцев Николая II и последнего атамана казачьих войск России цесаревича Алексия, а также земля с исторических казачьих мест. При строительстве в Салехарде кафедрального собора Салехардской епархии казаки выступили с инициативой по сбору средств и внесли на строительство свои деньги. Оказали существенную материальную помощь на строительство храма в селе Белоярск. Недавно в Обдорском остроге г. Салехарда, к строительству которого приложили немало усилий Назовске казаки Обско-Полярной казачьей линии, была учреждена православная община. А 5 ноября текущего года владыкой Николаем храм в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» был освящен.
Не забывают они и о службе, регулярно дежуря по субботам во Владимирской часовне г. Салехарда, следят за порядком, обеспечивают уборку снега, проводят необходимые ремонтные работы. А во время больших православных праздников дежурят в храме святых апостолов Петра и Павла. Хотя количество северных казаков несопоставимо с их численностью в местах традиционного проживания, но и в этих условиях они несли и несут службу православной вере и казачеству, исходя из своих убеждений, традиций и отношения к православию. В этом на территории автономного округа казаки находят взаимопонимание со стороны многих священнослужителей. Особенно это стало ощущаться с образованием Салехардской и Новоуренгойской епархии и приездом в Салехард епископа Николая.
Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что в этом вопросе ещё много проблем и не только в казачьей среде, которые нужно разрешать совместными усилиями путем убеждения поиска взаимоприемлемых путей и методов. Бывая на местах и не только на Ямале, но и в других субъектах Российской Федерации, встречаясь с односумами могу отметить, что за прошедшее время в Союзе казаков России сложились определённые формы взаимоотношений с Русской Православной Церковью:
-посещение казаками и членами их семей храмов;
-проведение кругов и значимых атаманских правлений с приглашением представителей Православной Церкви;
-включение норм, регулирующих взаимоотношения с Русской Православной Церковью, в уставы общин Союза казаков России;
-проведение молитвы и получение благословения перед началом казачьего круга;
-привлечение представителей Церкви к беседам и встречам с казаками, кадетами и призывниками при отправлении их на службу;
-приём в казачьи общины новых членов с клятвенным обещанием в присутствии священника и, как правило, в храме;
-совместная работа по возведению часовен, поминальных крестов и храмов на местах дислокаций казачьих общин;
-дежурство казаков в храмах во время праздничных мероприятий;
-совместная работа по сохранению мест захоронений в городах и районах, особенно, связанных с памятью казаков;
-участие казаков и фольклорных казачьих ансамблей в проведении праздничных мероприятий, посвящённых православным датам;
-совместная разработка планов работы казачьих общин и православных приходов.
Мы считаем, что одна из главных задач – это непременное участие казаков в борьбе Русской Православной Церкви за чистоту веры, против упадка нравственности и внедрения в России бездуховности, которую все чаще проповедуют на Западе, поддерживая аморальные человеческие похоти, однополые браки. В своих проповедях Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Мы, люди, мы можем и должны меняться к лучшему. У нас же есть память, пример наших русских святых, которые могут нас вдохновить к тому, чтобы очиститься от той заразы, которую вселяли в наши сердца лихоимцы от беса!»
Сейчас в России идёт активное возрождение Православной Церкви. Всё больше становится тех, кто принимает веру больше умом, но нужно время, чтобы молитва, наконец, проходила через их души. В одночасье это не произойдёт. Но пока, к сожалению, немало и тех, кто относится к вере поверхностно, как моде или как к служебной обязанности. Их души она не затрагивает. К сожалению, есть такие и в нашей среде (и не надо об этом умалчивать). Но ведь и казаки не монахи. Вот здесь и нужна обоюдная, последовательная и кропотливая пастырская работа. Здесь наскоком и бюрократическим подходом ничего не решить. Цель у нас одна. Наше государство должно и будет Великим, но для этого нужно многое сделать, в том числе, чтобы православие заняло в душах достойное место. Уверен, что другого пути для казаков, да и России в целом, нет.
Опыт деятельности Союза казаков России говорит, что во взаимодействии казачьих общин и церковнослужителей есть вопросы, которые приводят к недопониманию как с одной стороны, так и с другой. Иногда, к сожалению, священники делят казаков на так называемых реестровых и общественных. Исходя из этого и «выборочно» окормляют их. При этом имеет место, когда под различными предлогами затягивается назначение священников, с которыми бы общины налаживали контакты и вели совместную работу. Случается, что священнослужители не отзываются на приглашения поучаствовать в казачьих мероприятиях и не идут на более тесные контакты. Казаков настораживает, когда священнослужители пытаются навязывать им своё видение в казачьей деятельности без учета их вековых традиций. В результате во взаимоотношениях появляется некоторая «казёнщина» и менторский тон, чего, на наш взгляд, не должно быть. Говорю об этом не для того, чтобы обострять, а для того, чтобы мы, наконец, пришли к единому пониманию роли современного казачества с учётом его истории и исконных традиций. Уверен, что мы способны выработать верное направление в совместной работе с Церковью. И на Ямале это можно воочию видеть. И дай Бог всем нам в этом мудрости и понимания! В эпоху серьёзных испытаний нам нужно встать на защиту Русской Православной Церкви и её паствы. А поэтому необходимо единение на основе взаимопонимания и усиления духовного воспитания русского народа и казачества в нём как основы нашей государственности!
В 2015 году мы совместно с сотрудниками УФСИН провели благоустроительные работы в тундре в районе ж/д стации «Обская» на месте проведенного нами же в 1995 году перезахоронения жертв репрессированных и их детей, установив новые поминальные кресты и ограждение братской могилы. В 2014 году к 100-летию Первой Мировой войны правление Обско-Полярной казачьей линии учредило памятный знак «ПОМНИМ И СКОРБИМ», посвятив его памяти погибших в Первую мировую войну казаков. Этот знак вручался казакам-потомкам участников той войны и активным краеведам. В числе награждённых была и народная артистка СССР Э. Быстрицкая, сыгравшая главную женскую роль Аксиньи в фильме «Тихий Дон». Мне посчастливилось сделать это в Москве на одной из встреч с ней. Нами в 2016 году учрежден и памятный знак «На молитвенную память Ермака Тимофеевича. Благодарные потомки». Теперь готовимся к 100-летию окончания Первой мировой войны и будем добиваться установки в 2018 году памятного знака в Салехарде 483-му Обдорскому пехотному полку – участнику той войны, память о котором восстановлена нами же.
Следует отметить, что на Ямале действует казачий сайт «Летка.РФ» Обско-Полярной казачьей линии, на котором регулярно выставляются различные материалы, статьи, казачьи книги, журналы, стихи, песни и, конечно же, фотографии с новостями и не только ямальскими, но и других казачьих объединений России. Предлагаю участникам настоящего форума посещать его и присылать информации с мест. В апреле текущего года вышла в свет моя авторская книга «Говорим, гутарим, балакаем и возрождаем!» В ней собрано около 6000 казачьих слов, понятий и определений, опубликован хронограф возрождения и становления казачества на Ямале с 1990 года по настоящее время. Это уже 9-я книга, которую удалось издать за прошедший с 2001 года период по казачеству, краеведению и государственному устройству. В 2013 году совместно с известным аналитиком Александром Храмчихиным мы выпустили книгу «Дракон проснулся?: внутренние проблемы Китая, как источник китайской угрозы для России».[17] Сегодня Россия в хороших отношениях с Китаем, но нужно разбираться в вопросах военной политики этого важного соседа исходя из истории нашего с ним сосуществования. Мудрость гласит: «Предупреждён, значит вооружён!». Советую прочесть эту книгу. На «Летке.РФ» эта книга размещена. В Тюмени по инициативе научного Координационного совета при университете, который мне доверено возглавлять, подготовлен и в октябре текущего года издан исторический справочник «Ермак – гордость России»[18] (фотопрезентацию прилагаю). Не забываем мы и о культуре. Вот уже более 20 лет по инициативе Назовских казаков в Салехарде создан казачий ансамбль «Любо!», который теперь заслуженно носит звание народного коллектива и широко известен не только в автономном округе, но и за его пределами. За это время казачий ансамбль «Любо!» побывал с концертами как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
Большая работа проводится нами в вопросах патриотического воспитания молодежи, проведения в их среде различных конкурсов, поисковой работе, а также в плане научного изучения культуры истории и казачьих традиций Урало-Сибирского региона на основе соглашения с Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета, подписанного нами в 2008 году.[19] Сейчас мы стоим на пороге начала нового издания первой в России энциклопедии о Ермаке. Для этого нужны финансовые средства. Наши деды говорили, что казаки никогда не протягивали руку к сильным мира сего с просьбой «дай», а рассчитывали на себя. Поэтому решением большого круга Международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» от 15 октября 2016 года создан специальный фонд, возглавить который поручено мне. Казачья папаха по кругу пущена! Помня о наших отцах и дедах, участниках Великой Отечественной войны, Обско-Полярная казачья линия подписала соглашение с отделением всероссийской организации «Бессмертный полк» в Тюменской области[20] и официально получила знамя этой организации для использования его в патриотической работе и активной пропагандистской деятельности в память о наших предках, участниках мировых войн.
Сегодня под видом казачества повсеместно идёт искусственное создание казачьих формирований, в которые потекли те, кто ждёт от этого экономической выгоды, личного дохода и приближённости к власти. При отсутствии исконных убеждений и духовных православных начал, да к тому же недостатке рабочих мест, за плату эти люди готовы делать всё и вся. В их среде не принято говорить о родовых корнях. Они вступают, а вернее записываются в казаки как на работу, не видя в этом духовных и моральных основ, не зная, а порой и не собираясь соблюдать исконные традиции, православную и казачью культуру. Их руководители зачастую лицемерят перед собой и теми, кого они «записали в казаки для численности», а по сути, себе для выгоды. В истории казачества были страшные годы геноцида казачьего народа и его расказачивание. Но и современное оказачивание не менее опасно. Оно несёт в казачью среду противостояние, развал, безверие и отторжение от основной массы православных россиян. Нельзя получить добрый плод, не имея почву, основу которой составляют потомки славных казачьих родов Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири, Запорожья и других казачьих территорий. На такой почве хорошо растёт только чертополох и разные сорняки. Убеждён в том, что казаком в первом поколении нельзя стать, им нужно родиться и пройти многие искушения и испытания. Ведь основа казаков – это не род войск, это культурно-этническая общность, народ с особым состоянием души и образом жизни. Казак никогда не обидит страждущего, живёт честным трудом, накормит голодного, защитит обиженного и не даст упасть слабому духом и телом. Ведь суть и предназначение казачества быть крепким духом товариществом, воинством Христовым – защитником православия и земли Русской. Нет уз святее нашего товарищества, и пусть все знают, что оно значит в Русской земле! Помните, братья казаки, слова из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»[21] и не дайте себя заморочить!
Как мне сдаётся, сейчас начинается новый этап развития, и упор делается не только на одни казачьи общества, объединенные в реестр, но и на казачьи общины Союза казаков России, объединяя их в стремлении найти верный путь в возрождении и становлении казачества у нас на Ямале. Основываясь на ч. 2 ст.19 Конституции РФ,[22] в которой говорится, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этой связи хочу предложить активизировать работу над текстом соответствующего законопроекта, который я вносил на одном из заседаний рабочей группы при Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа в 2015 году. Считаю, что его концепция соответствует определению Конституционного Суда РФ от 7 июня 2001 года № 141-О, в котором отмечено, что конституционному принципу равенства противоречит любая дискриминация, то есть такие устанавливаемые законом различия в правах и свободах, которые в сходных обстоятельствах ставят одну категорию лиц в менее благоприятные (или, наоборот, более благоприятные) условия по сравнению с другими категориями,[23] что, к сожалению, ещё имеет место как у нас на Ямале, хотя и значительно в меньшей мере, так и в целом по стране. В этой связи хочу отметить руководителя рабочей группы при Правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа, заместителя Губернатора автономного округа А.В. Мажарова за вдумчивый подход в реализации поставленных задач по возрождению казачьей культуры и традиций.
В завершение хочу озвучить тему, волнующую казаков Обско-Полярной казачьей линии и Союза казаков в целом. Речь идет об имеющихся разрушительных процессах внутри казачества, которые стали предметом обсуждения на одном из Советов Атаманов Союза казаков России. Во-первых, нас волнуют появившиеся в настоящее время тенденции к расшатыванию духовных основ в казачестве. В казачью среду стали проникать различные сектантские учения, язычество, что, по сути, является абсурдом. При этом современные казаки стали терпимо относиться к нарушениям духовных основ отцов и дедов. Следует сказать и о растущих как на дрожжах различных казачьих организациях. Теперь казачество становится модным.
Вопреки традициям в казачество в массовом порядке стали приходить люди, далёкие от его истоков, видящие в нём, к сожалению, только какие-то личные выгоды и атрибутику, не осознающие ту меру ответственности перед прошлым и будущим за возрождение и становление исконной казачьей культуры и традиций. не понимающие, что на нас лежит огромная ответственность перед предками и долг перед Всевышним. Порой такие скороспелые казаки за год с небольшим пребывания в казачьих организациях имеют такой иконостас наград, что иным ветеранам и не снилось, а от атаманов к праздникам порой можно услышать поручения подготовить списки тех членов обществ, у кого каких наград еще нет. Награды превращаются в подарки к празднику, что недопустимо. У таких «казаков» главное форма, а не содержание. Если власть им эту форму шьет да еще приплачивает из бюджета, тогда в них просыпается казачество, а нет так и казачества нет. На современном этапе возрождения, или я бы сказал «оказачивания», родовых казаков это сильно беспокоит. Ведь о сути и предназначении казачества в этом случае не вспоминается. Отсюда и проколы с якобы несением государственной службы и имеющееся непонимание роли казачества у населения и более серьёзные проблемы взаимоотношений внутри отдельных казачьих структур.[24]
Наверное, это можно было бы списать на власть. Она ведь создаёт такие условия. Но, думаю, что это в первую очередь зависит от нас самих и наличия у казаков совести и чести. И говорю я об этом не для того, чтобы кого обидеть, а для того, чтобы мы вместе осознали свое предзнаменование и не играли в казаков, а жили этим повседневно, при этом, не требовали к себе особого отношения. А жизнь и окружающие нас люди сами оценят, кто чего стоит.
Несколько слов о наших женщинах-казачках. Думаю, никто не будет спорить, что казачки играли и играют не менее важную роль в наших семьях и казачьих общинах. Им Богом уготована святая честь исполнять обязанности, которые никто и никогда кроме них не сможет выполнить. Казачка – это, прежде всего, жена и мать, она свет и тепло наших куреней, наша преданная помощница, хранительница православных и семейных традиций. Особенно удручает набирающая обороты мода ношения женщинами казачьей справы, что недопустимо в исконной казачьей среде. Такого в прошлом в массовом порядке не было. Недавно в Москве пришлось наблюдать картину, когда две молодайки были обряжены в черкески с погонами, в папахи, туфельки и при этом с голыми ногами. Картина, прямо сказать, отвратная. И не понимают такие горе-казачки, что в прежние времена этого просто быть не могло. Ведь у настоящих казачек был свой прекрасный наряд, в котором они ходили и очень эффектно выглядели хоть в быту, хоть на празднике, хоть в храме. Есть такие примеры и у нас на Ямале, когда казачки позволяют себе даже в храм на службу приходить в погонах и в штанах с лампасами. Но ведь православным женщинам ношение брюк в храме категорически не позволяется. К сожалению, встречаются индивидуумы, которые и на юбку лампасы начали нашивать. И смех и грех!
Напомню, что для казака отношение к справе, к папахе и оружию равно отношению к святыне. И неуместное ношение формы казачками (т.е. не в военное время и не участницами боевых действий) равносильно глумлению над священной казачьей воинской традицией. В настоящее время стали уже появляться даже атаманши, которых всячески поддерживают и чествуют не особо дальновидные казаки. Какими бы ни были заслуги казачки, но избрание или назначение её атаманом это путь в пропасть и к полному уничтожению казачьих традиций. Этим современные члены казачьих обществ расписываются в собственном полном бессилии и несостоятельности. Но винить нужно не женщин, а тех, кто это допускает и не видит в этом ничего дурного. И разве это казачьи культура и традиции? Да и на круге казачка могла присутствовать только с разрешения атамана, и то только с мужем или отцом, спросив согласие у остальных. А уж входить в правление или быть атаманом, об этом не могло быть и речи. При этом у истинных казаков отношение к женщине-казачке было самое благое.[25] Ведь Господь наделил мужчин и женщин своими особыми функциями, обязанностями, и в традиционной казачьей среде они всегда свято соблюдались.
Современным казакам и власть держащим, которые провоцируют женщин, искусственно превращая их в якобы казаков, нужно зарубить себе на носу, как говаривали наши деды, что в казачьих общинах за всё, прежде всего, несут ответственность сами казаки, потому что это общественное формирование исконно сохраняет патриархальные основы. И если женщины-казачки стали рядиться в справу и лезть в атаманши, то вина за это лежит на общине, которая дозволяет им это делать. Поэтому хочется призвать атаманов не смешить народ и навести порядок в казачьих формированиях, если они на самом деле существуют, а не рядятся. Нам более чем достаточно обвинений в клоунадстве. Ведь только от казаков зависит, какую культуру мы возродим, какую память о себе оставим своим потомкам и какие современные знания, основанные на традициях предков, мы передадим им. К сожалению, сегодня проблем среди казаков имеется не меньше, чем было в начале прошлого века. Но казаки, трепетно относящиеся к своим корням, никогда не смогут их решить, если будут отворачиваться от современных, далеко не праведных тенденций, умалчивать о них и не принимать адекватных мер.
С этими основополагающими казачьими принципами мы жили, живем и будем жить, возрождая и продолжая наш род, традиции и заложенные предками основы духовности, общинности во имя, во благо и во славу России-матушки.
В заключение хочу предложить казакам вспомнить, учреждённый в 1881 году Александром III праздник «День благодарения Сибири», который ежегодно, 26 октября по старому стилю, отмечался до 1919 года, и возродить его праздничными мероприятиями 8 ноября по новому стилю, тем более, что в текущем году, согласно вышеупомянутому указу исполняется 435 лет присоединения Сибири к России, к которому казаки имеют непосредственное отношение. С юбилеем, господа казаки и участники форума!
Атаман Обско-Полярной казачьей линии, первый заместитель атамана международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков», советник Верховного атамана Союза казаков России, депутат Законодательного Собрания ЯНАО, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист ЯНАО
В.И. Степанченко
[1] Справочная правовая электронная система Консультант Плюс
[4] Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА», 2012.
Назовские казаки, кто они? С. 214–218. Как казаки проходимца наказали. С. 221–223.
[5]Обращение Верховного Атамана Союза Казаков России к Атаманам, казакам и казачкам Общероссийской Общественной организации «Союз казаков» в канун Нового 2011 года. Москва. Архив автора.
[6]В Кабардино-Балкарии обсудили пути поддержки казачества. Казачий Информационно-Аналитический Центр. htt:// www.kazak-center./news
6 Беглов А. Письмо Президенту РФ Д.А. Медведеву заместителя Руководителя Администрации Президента РФ от 14 декабря 2010 года № А1-6926б
8Журнал «Казачьи Думы». София, 1923 год, № 5 Куницын И.И. Донское казачество и Россия. //Родимый край. Париж. Январь-февраль 1967 год, № 68
9Казачья жизнь. Провиденс (США), апрель–июнь 1987 года, № 271
10 Справочная правовая электронная система Консультант Плюс
11 Там же
[13] Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА», 2012.
Концепция развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009–2013 годы. С.355–361.
[14] Концепция развития казачьих структур Обско-Полярной казачьей линии, Сибирского казачьего войска Союза казаков России в Ямало-Ненецком автономном округе на 2014–2020 годы. От 14 января 2014 года, приказ атамана ОПКЛ №3. Архив ОПКЛ.
[18] Ермак – гордость России: краткий исторический справочник /под ред. Г.С. Зайцева, В.И. Степанченко. Тюмень: Издание Тюменского государственного университета, 2016. – С. 344.
[19] Степанченко В.И. «Говорим, гутарим, балакаем и применяем!» Часть II. Нормативные правовые акты. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП», ООО ИПК «КОСТА», 2010. – С. 420 – 421.
[20] Соглашение от 15 октября 2016 года «О сотрудничестве между Сибирским казачьим войском (Омск), Союзом казаков Тюменской области (Тюмень), Обско-Полярной казачьей линии (Салехард) и Тюменским отделением Общероссийского общественного гражданско-патриотического Движения «Бессмертный полк России» (Тюмень). Сайт «Летка.РФ». Раздел: «Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений».
[21] Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М.: Детская литература, 1976. – С.103
[22]Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. – 59с.
[23] Справочная правовая электронная система Консультант Плюс
[24] Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА», 2012. Мысли в слух о возрождении казачества. С. 269 – 278. Законодательная поддержка функционирования и развития кадетских образовательных учреждений в российской Федерации. С.321 – 328. Вначале было слово…С.379 – 382. Мысли, которые будоражат душу! С.406 – 413. Выступление на большом круге Союза казаков России. 465 – 469.20 лет Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков. С.473 – 484.
[25] Степанченко В.И. На рубеже веков. Часть I. – СПб.: «МЕДИА ГРУПП» ООО ИПК «КОСТА», 2012.
За честь женщины казак может и убить! С. 337 – 341.