Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
ВИДЕО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи

ВЫСТУПЛЕНИЕ АТАМАНА ОПКЛ, СКВ В.И. СТЕПАНЧЕНКО НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ: « Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ:

« Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского

региона» 

Уважаемые участники круглого стола, братья казаки!

    Работа, которая начата Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного  университета  и  казаками Обско-Полярной казачьей линии с подписания в 2008 году Соглашения о сотрудничестве  нашла поддержку и выросла в межрегиональную крупномасштабную научную деятельность по развёртыванию изучения истории казачества и поиску путей его современного развития на территории Сибири и Азиатской части России. А это большое дело. Сегодня, надеюсь, состоится интересный разговор между представителями казачества, науки и представителями властных структур, который продолжится завтра на научном Координационном совете по изучению истории и культуры казачества Азиатской России и на будущий год в рамках уже третьей научно-практической конференции: «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». 

    Будучи потомком казачьего рода, в восьмом поколении, меня, начиная с 90-х годов прошлого века, на всём протяжении современного возрождения казачества беспокоят мысли о ситуации, связанной с  возрождением  исконной культуры и традиций казачества  и имеющееся разделение казачества на, якобы, истинно государственных, так называемых «реестровых» и общественных. Хотя, по сути, и те и другие находятся в одном правовом пространстве и являются общественными организациями, как фактически, так и по своему правовому статусу.  Полагаю, что на всех казаках, а особенно  на родовых,  лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили  в бутафорию, наполненную сторонними людьми.

    А то ведь действительно, часть  нынешних,  горе-казаков не знает и это бы полбеды, но страшнее то, что они не хотят знать свою историю, чтобы не повторять ошибки, которые уже были сделаны предшественниками, как с одной стороны, так и  с другой. К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются   руководить  казачьими  объединениями по своему усмотрению, высадив, вольный полевой лазоревый цветок  «у себя дома в клумбу». Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься и рьяно развиваться, подкормки и влаги не жди. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села  и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации.  Это, к сожалению, практикуется  и у нас в УРФО и,  особенно там, где казачества отродясь не было.

    Убеждён, что «разказачивание» было большой бедой для наших дедов и отцов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет, ни малейшего родового отношения. Тогда и  вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и станут ненужными. Поражает посыл одного высокого чиновника, который даёт указания формировать эти псевдо-казачьи общества из не прошедших аттестацию бывших милиционеров, отставных военных и сотрудников других силовых структур, не понимающих сути казачьего движения. Это, что же  за казаки будут такие?!

   Яркий пример тому ситуация  в Волгограде с казачьим ансамблем. Там комитет по культуре администрации Волгоградской области для  якобы оптимизации  бюджетной сферы, ликвидировал ансамбль «Казачья воля»,  который  был создан ещё в 1990 году и имел статус государственного ансамбля песни и пляски  донского казачества.   Зная этот коллектив, вполне обосновано, можно сказать, что именно с такими ансамблями, наряду со знаменитым «Кубанским казачьим хором», связано  сохранение и развитие  казачьей культуры не только на Дону, но и в других казачьих регионах России-матушки. Этот ансамбль  проводил    кропотливую  экспедиционную работу  в хуторах и станицах своего региона. В них он черпал  историческую фольклорную  память предков, сотни лет формировавших особую казачью культуру. Это было основой  репертуара ансамбля.  За более чем два десятка лет ансамбль заслуженно получил признание,  стал дипломантом и лауреатом многих фестивалей, как в стране, так и за рубежом. 

   Однако в ходе проведённой администрацией Волгоградской области  реформы казачий ансамбль «Казачья Воля», практически лишён не только   имевшейся материальной базы, но и  своих истинно народных фольклорных концертных наработок, которые  питали и питают  исторические корни казачества. Чиновники от культуры сделали упор на композиторские песни  и поп культуру «Аля казачёк», которые не отражают суть казачьих исторических традиций наших предков, так необходимых молодому подрастающему поколению  и губят их  основу. 

При этом горе-руководители совершенно не обращают внимания на складывающееся современное направление взаимодействия государства и казачества, отражённое в  Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, подписанной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым  2 июля 2008   года, № Пр.-1355.  А в ней, в частности, говориться об учете  исторических и иных традиций российского казачества при решении вопросов местного значения, в местах компактного проживания российского казачества. А также о соблюдении законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при содействии сохранения и развития самобытной исторической культуры и духовных традиций  российского казачества, образа  жизни и вековых ценностей казаков.  Ведь реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества призвана обеспечить дальнейшее развитие и сохранение его самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. 

Казаки Обско-Полярной казачьей линии, корни которых произрастают не только  в Сибири, но  и на Дону, Кубани, Урале выступили в защиту Государственного ансамбля «Казачья воля» и  обращаются к  участникам круглого стола поддержать нас в этом требовании. Полагаем, что в казачьем краю на государственных должностях не место тем, кто своими действиями умышленно или по незнанию наносит вред казачьей самобытности, дискредитирует  культурный облик  и вносит разлад между культурами разных народов.          

    Продолжая разговор, не могу не остановиться на   складывающейся  в настоящее время  проблеме   в  вопросах межнациональных отношений. А она неадекватна  и   обязывает нас искать пути её разрешения. Полагаю, что в настоящее время настала необходимость консолидировать  общество  на сохранение и развитие добрососедских отношений всех национальных сообществ в наших субъектах  в новом  качестве. Для чего, предлагаю выступить от участников круглого стола с предложением в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и подписать соответствующие Декларации (Заявления, Обращения) о межнациональном согласии.     

    Пример аналогичного, по нашей инициативе, был опробован у  нас Ямале  в 1996 году. На мой взгляд, публичное подписание этого документа  всеми общественными, религиозными организациями, политическими партиями, руководителями национальных диаспор и соответственно органами власти различного уровня позволит снова найти точки соприкосновения, установить некие правила поведения  и  вести более чёткую  межнациональную политику в  субъектах.

      Не могут не остановиться на развёрнутой в настоящее время работе, по созданию нормативной базы в   частности у нас в субъектах УРФО. Вроде бы дело праведное.  Вместе с тем этим мы начали заниматься, ещё начиная с 1994 года. Но тогда не было  понимания  важности этих шагов.  В настоящее время, специалистами из Уральского федерального округа разработан некий образец проекта  соответствующего закона  «О развитии российского казачества на территории субъекта РФ», который основан на  нормах  Федерального закона от 5 декабря 2005 года, №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ.     

    К сожалению, в нём  не учитывались  вопросы казачьего сообщества,  регулируемые иными федеральными нормативными актами и законами. В частности, Федеральным законом: «О некоммерческих организациях», которым регулируются правоотношения в казачьих обществах (реестровом казачестве) и Федеральным законом «Об общественных объединениях», которым руководствуются  казачьи общественные образования (казачьи общины)». При этом стоит  ещё раз отметить, что как те, так и другие казачьи формирования относятся, к равнозначным по форме  общественным организациям и регистрируются в одних и тех же органах юстиции.      

     Кроме того, в этом законопроекте не в полной мере учтены направления, отражённые в  Концепции  государственной политики Российской Федерации от 2 июля 2008 года, в которой  указано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества.  

   В результате пришлось упорно доказывать, что представленный законопроект не отражает законные интересы всего российского казачества и в связи с чем,  не соответствует требованиям  Конституции Российской Федерации, которая   устанавливает, что общественные объединения равны перед законом (часть 4, статья 13).  Конституция не допускает  установление различного порядка регистрации этих объединений. 

   Вместе с тем  часть 1, Статьи 4 законопроекта наделяла губернатора автономного округа процедурой согласования Устава войскового казачьего общества и Уставов окружного (отдельского) казачьего общества, что Федеральным законом «О государственной службе  российского казачества» в последней редакции от 31 мая 2011 года, № 101-ФЗ не предусмотрено. Так как в этой редакции  федерального закона (часть 1, Статья 6) говорится о согласовании с территориальными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств, какие именно казачьи общества принимают на себя. И это логично, так как эти обязательства должны быть востребованы  именно на местах. Вот они то и согласовываются, а затем вносятся в соответствующие  уставы казачьих обществ. А отсюда,  часть 6, статьи 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр, в котором согласование с губернаторами не предусматривается.  

    Следует обратить внимание и на то, что философия   норм закона в его старой редакции  принуждала бы гражданина к вступлению в определённое казачье общество. А это нарушает  один из основных принципов Конституции – никто не может быть принуждён к вступлению в какие-либо объединение (часть 2, статьи 30). В этом случае  получалось бы, что для признания гражданина Российской Федерации российским казаком, он должен вступить только в казачье общество. А, исходя из этого, органы государственной власти (Статья 3, Статья 7 законопроекта)  содействовали, и защищали бы гражданские, экономические, социальные и культурные права только казаков входящих в казачьи общества.  Что совершенно неконституционно  и не способствовало бы решению вопроса о сглаживании существующих в настоящее время отличий и непониманий.

    Хочу отметить, что мне удалось убедить разработчиков,  в том, что их концепция законопроекта не будет служить     взаимопониманию, а  будет провоцировать разделение людей по их убеждениям.  В результате доработки  в законопроект были внесены соответствующие поправки, которые будут играть положительную роль в возрождении российского культурного пласта, исторических традиций и духовного наследия казачества. При этом теперь закон, принятый Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 сентября 2011 года соответствует основополагающим принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации. Он подписан Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и вступил в силу. 

      И в завершении хочу поставить ряд вопросов, над которыми полагаю, всем нам следует поразмышлять.  Начну с того, что в настоящее время   формируется казачий реестр,  и  он получает все присущие  государственной военной структуре аксессуары (флаги, эмблемы, знаки, новую форму и т.д.) Это замечательно, хотя имеет и обратную сторону медали. Но тогда видимо, должен быть создан и специальный федеральный орган, который будет курировать, и руководить реестром. Ведь сейчас   записаться в реестр – не проблема. А дальше что? Становясь частью государственного механизма, если это так, то реестровый казак  должен нести  соответствующие нагрузки и функции.  То есть, служить и служить, получая соответствующее жалование. При этом выполнять  обязанности, какие  обяжет  его государство.     

     Одним словом получается, что реестровое казачество это часть милитаризованной государственной структуры. Каким, как известно, казачество и являлось, по крайней мере, последние столетия. Но  ведь тогда, эта служба  должна иметь установленные сроки.  Согласитесь, братья казаки, от многих из нас с вами пользы для строевого прохождения службы,  по возрастным показателям и физическому состоянию здоровья,  будет мало или не будет совсем. Следовательно, в казачий реестр, нужно включать не по желанию, а по нормам физической годности к службе и возрасту.  Но тогда  кем будет человек, до службы и отслуживший этот срок казак. Он, что перестанет им быть?  А вот здесь, я считаю,  мы снова и приходим к казачьей общине, в которой казак родился, жил, был воспитан и подготовлен к соответствующей службе, отслужил положенный срок на государственной службе и вернулся в её семейное лоно.

     Другой важный, на мой взгляд, момент заключается в том, что сегодня практически никто серьёзно не занимается казачьей демографией в масштабах страны.  Отсюда и пресловутые цифры, озвученные на самом высочайшем уровне о том, что сейчас казаков 7 млн. человек.  Это как же так можно заявлять, при катастрофическом сокращении рождаемости в стране, молохе гражданской войны, иммиграции, репрессиях, гибели в годы Великой Отечественной войны. При наличии, по сведениям  1916 года, населения проживавшего на казачьих территориях  около 4,5 млн. человек, а это ведь были не все казаки. Становится стыдно за таких казачьих псевдо радетелей и учённых, пользующихся этими вымышленными сведениями.  Ведь согласно переписи 2002 года,  кстати, первой после 1897 года к казачьему роду отнесли себя, только – 140 тысяч человек. Это, безусловно, цифра не полная, но порядок её более реален. А сколько у нас морально подготовленных казаков дееспособного возраста, готовых действительно нести реестровую службу? Скорее всего, такие сведения отсутствуют либо они вымышленные. Реалии дня показывают, что в настоящее время, средний  казачий возраст – далеко не 18-20 лет, а значительно больше. Правомерен вопрос: «Что у нас, как в советские времена, опять появятся «кадрированные казачьи дивизии», где на несколько офицеров-кадровиков, будет один казак срочной службы?» 

   И последнее. Абсолютно непонятен принцип, по которому реестровые казаки будут дислоцироваться на географическом пространстве России.  Наверное, сейчас у нас  нет ни одной области или республики, где не было бы казаков и, где они не делились на:  реестровых и нереестровых. Что будут делать реестровые казаки в таких анклавах как  в Дагестане, Татарии, Башкирии, Удмуртии, Пермском крае, Вятке, Самаре, Курске, Орле и прочих регионах. Общественный порядок на пляжах и садовые участки охранять? За территорией следить и убирать, как недавно похвалился на казачьем сайте один атаман из Миасса. В почётном карауле при губернаторах-президентах стоять? 

    Вот на этих риторических вопросах  и завершу своё выступление. Надеюсь, что оно затронуло проблемы, которые и призваны в перспективе, прорабатывать наш научный Координационный совет и  Центр по изучению истории и культуры казачества при институте гуманитарного исследования Тюменского государственного университета.

Атаман Обско-Полярной казачьей линии, председатель научного Координационного

совета по изучению истории и культуры казачества Азиатской России, депутат, 

руководитель фракции Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук В.И. Степанченко.

19 октября 2011 года, г.Тюмень,

Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
25 – ЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАЗАЧЕСТВА НА ЯМАЛЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ
КАЗАКИ ЯМАЛА ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ
ИЗ НЕ ПРОЧИТАННОГО В БУНДЕСТАГЕ
«Сохранение культурно-исторических и духовно-нравственных традиций казачества: опыт Обско-Полярной казачьей линии Союза казаков России».ВОЗРАЖДЁННОМУ КАЗАЧЕСТВУ НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА!
Обновление от 28.11.2017
ВОСПОМИНАНИЯ
ПАМЯТЬ О ВОЛОДЕ СОЛДАТОВЕ ЖИВА!
Обновление от 15.11.2017г. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРИИРТЫШЬЕ, ВЕРХНЕМ ПРИОБЬЕ И НА АЛТАЕ в 2016 году Археология, этнография, устная история Выпуск 12 Материалы XII международной научно-практической конференции Омск, 24–25 марта 2017 г.
«ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ» НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ ЗАВЕРШЕНЫ
ПЕРВЫЕ СЛУЖБЫ НА НОВОСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХРАМА ПРИУРАЛЬЯ
«ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ СИБИРИ» ДОЛЖЕН ОТМЕЧАТЬСЯ СНОВА, КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК
обновление от 06.11.2017г. РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура», посвященная 100-летию Российских революций 1917 года
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ОБДОРКОМ ОСТРОГЕ И «ОБДОРСКИЕ КАНИКУЛЫ»
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ЕДИНСТВА У КАЗАКОВ НАЧАЛОСЬ С СОГЛАШЕНИЯ
КАЗАКИ ОБСУДИЛИ ТРАГЕДИЮ РАСКОЛА 1917 ГОДА

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика