Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ВЫСТУПЛЕНИЕ АТАМАНА ОПКЛ, СКВ В.И. СТЕПАНЧЕНКО НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ: « Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ:

« Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского

региона» 

Уважаемые участники круглого стола, братья казаки!

    Работа, которая начата Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного  университета  и  казаками Обско-Полярной казачьей линии с подписания в 2008 году Соглашения о сотрудничестве  нашла поддержку и выросла в межрегиональную крупномасштабную научную деятельность по развёртыванию изучения истории казачества и поиску путей его современного развития на территории Сибири и Азиатской части России. А это большое дело. Сегодня, надеюсь, состоится интересный разговор между представителями казачества, науки и представителями властных структур, который продолжится завтра на научном Координационном совете по изучению истории и культуры казачества Азиатской России и на будущий год в рамках уже третьей научно-практической конференции: «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура». 

    Будучи потомком казачьего рода, в восьмом поколении, меня, начиная с 90-х годов прошлого века, на всём протяжении современного возрождения казачества беспокоят мысли о ситуации, связанной с  возрождением  исконной культуры и традиций казачества  и имеющееся разделение казачества на, якобы, истинно государственных, так называемых «реестровых» и общественных. Хотя, по сути, и те и другие находятся в одном правовом пространстве и являются общественными организациями, как фактически, так и по своему правовому статусу.  Полагаю, что на всех казаках, а особенно  на родовых,  лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили  в бутафорию, наполненную сторонними людьми.

    А то ведь действительно, часть  нынешних,  горе-казаков не знает и это бы полбеды, но страшнее то, что они не хотят знать свою историю, чтобы не повторять ошибки, которые уже были сделаны предшественниками, как с одной стороны, так и  с другой. К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются   руководить  казачьими  объединениями по своему усмотрению, высадив, вольный полевой лазоревый цветок  «у себя дома в клумбу». Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься и рьяно развиваться, подкормки и влаги не жди. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села  и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации.  Это, к сожалению, практикуется  и у нас в УРФО и,  особенно там, где казачества отродясь не было.

    Убеждён, что «разказачивание» было большой бедой для наших дедов и отцов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет, ни малейшего родового отношения. Тогда и  вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и станут ненужными. Поражает посыл одного высокого чиновника, который даёт указания формировать эти псевдо-казачьи общества из не прошедших аттестацию бывших милиционеров, отставных военных и сотрудников других силовых структур, не понимающих сути казачьего движения. Это, что же  за казаки будут такие?!

   Яркий пример тому ситуация  в Волгограде с казачьим ансамблем. Там комитет по культуре администрации Волгоградской области для  якобы оптимизации  бюджетной сферы, ликвидировал ансамбль «Казачья воля»,  который  был создан ещё в 1990 году и имел статус государственного ансамбля песни и пляски  донского казачества.   Зная этот коллектив, вполне обосновано, можно сказать, что именно с такими ансамблями, наряду со знаменитым «Кубанским казачьим хором», связано  сохранение и развитие  казачьей культуры не только на Дону, но и в других казачьих регионах России-матушки. Этот ансамбль  проводил    кропотливую  экспедиционную работу  в хуторах и станицах своего региона. В них он черпал  историческую фольклорную  память предков, сотни лет формировавших особую казачью культуру. Это было основой  репертуара ансамбля.  За более чем два десятка лет ансамбль заслуженно получил признание,  стал дипломантом и лауреатом многих фестивалей, как в стране, так и за рубежом. 

   Однако в ходе проведённой администрацией Волгоградской области  реформы казачий ансамбль «Казачья Воля», практически лишён не только   имевшейся материальной базы, но и  своих истинно народных фольклорных концертных наработок, которые  питали и питают  исторические корни казачества. Чиновники от культуры сделали упор на композиторские песни  и поп культуру «Аля казачёк», которые не отражают суть казачьих исторических традиций наших предков, так необходимых молодому подрастающему поколению  и губят их  основу. 

При этом горе-руководители совершенно не обращают внимания на складывающееся современное направление взаимодействия государства и казачества, отражённое в  Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, подписанной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым  2 июля 2008   года, № Пр.-1355.  А в ней, в частности, говориться об учете  исторических и иных традиций российского казачества при решении вопросов местного значения, в местах компактного проживания российского казачества. А также о соблюдении законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при содействии сохранения и развития самобытной исторической культуры и духовных традиций  российского казачества, образа  жизни и вековых ценностей казаков.  Ведь реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества призвана обеспечить дальнейшее развитие и сохранение его самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. 

Казаки Обско-Полярной казачьей линии, корни которых произрастают не только  в Сибири, но  и на Дону, Кубани, Урале выступили в защиту Государственного ансамбля «Казачья воля» и  обращаются к  участникам круглого стола поддержать нас в этом требовании. Полагаем, что в казачьем краю на государственных должностях не место тем, кто своими действиями умышленно или по незнанию наносит вред казачьей самобытности, дискредитирует  культурный облик  и вносит разлад между культурами разных народов.          

    Продолжая разговор, не могу не остановиться на   складывающейся  в настоящее время  проблеме   в  вопросах межнациональных отношений. А она неадекватна  и   обязывает нас искать пути её разрешения. Полагаю, что в настоящее время настала необходимость консолидировать  общество  на сохранение и развитие добрососедских отношений всех национальных сообществ в наших субъектах  в новом  качестве. Для чего, предлагаю выступить от участников круглого стола с предложением в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и подписать соответствующие Декларации (Заявления, Обращения) о межнациональном согласии.     

    Пример аналогичного, по нашей инициативе, был опробован у  нас Ямале  в 1996 году. На мой взгляд, публичное подписание этого документа  всеми общественными, религиозными организациями, политическими партиями, руководителями национальных диаспор и соответственно органами власти различного уровня позволит снова найти точки соприкосновения, установить некие правила поведения  и  вести более чёткую  межнациональную политику в  субъектах.

      Не могут не остановиться на развёрнутой в настоящее время работе, по созданию нормативной базы в   частности у нас в субъектах УРФО. Вроде бы дело праведное.  Вместе с тем этим мы начали заниматься, ещё начиная с 1994 года. Но тогда не было  понимания  важности этих шагов.  В настоящее время, специалистами из Уральского федерального округа разработан некий образец проекта  соответствующего закона  «О развитии российского казачества на территории субъекта РФ», который основан на  нормах  Федерального закона от 5 декабря 2005 года, №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ.     

    К сожалению, в нём  не учитывались  вопросы казачьего сообщества,  регулируемые иными федеральными нормативными актами и законами. В частности, Федеральным законом: «О некоммерческих организациях», которым регулируются правоотношения в казачьих обществах (реестровом казачестве) и Федеральным законом «Об общественных объединениях», которым руководствуются  казачьи общественные образования (казачьи общины)». При этом стоит  ещё раз отметить, что как те, так и другие казачьи формирования относятся, к равнозначным по форме  общественным организациям и регистрируются в одних и тех же органах юстиции.      

     Кроме того, в этом законопроекте не в полной мере учтены направления, отражённые в  Концепции  государственной политики Российской Федерации от 2 июля 2008 года, в которой  указано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества.  

   В результате пришлось упорно доказывать, что представленный законопроект не отражает законные интересы всего российского казачества и в связи с чем,  не соответствует требованиям  Конституции Российской Федерации, которая   устанавливает, что общественные объединения равны перед законом (часть 4, статья 13).  Конституция не допускает  установление различного порядка регистрации этих объединений. 

   Вместе с тем  часть 1, Статьи 4 законопроекта наделяла губернатора автономного округа процедурой согласования Устава войскового казачьего общества и Уставов окружного (отдельского) казачьего общества, что Федеральным законом «О государственной службе  российского казачества» в последней редакции от 31 мая 2011 года, № 101-ФЗ не предусмотрено. Так как в этой редакции  федерального закона (часть 1, Статья 6) говорится о согласовании с территориальными органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств, какие именно казачьи общества принимают на себя. И это логично, так как эти обязательства должны быть востребованы  именно на местах. Вот они то и согласовываются, а затем вносятся в соответствующие  уставы казачьих обществ. А отсюда,  часть 6, статьи 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр, в котором согласование с губернаторами не предусматривается.  

    Следует обратить внимание и на то, что философия   норм закона в его старой редакции  принуждала бы гражданина к вступлению в определённое казачье общество. А это нарушает  один из основных принципов Конституции – никто не может быть принуждён к вступлению в какие-либо объединение (часть 2, статьи 30). В этом случае  получалось бы, что для признания гражданина Российской Федерации российским казаком, он должен вступить только в казачье общество. А, исходя из этого, органы государственной власти (Статья 3, Статья 7 законопроекта)  содействовали, и защищали бы гражданские, экономические, социальные и культурные права только казаков входящих в казачьи общества.  Что совершенно неконституционно  и не способствовало бы решению вопроса о сглаживании существующих в настоящее время отличий и непониманий.

    Хочу отметить, что мне удалось убедить разработчиков,  в том, что их концепция законопроекта не будет служить     взаимопониманию, а  будет провоцировать разделение людей по их убеждениям.  В результате доработки  в законопроект были внесены соответствующие поправки, которые будут играть положительную роль в возрождении российского культурного пласта, исторических традиций и духовного наследия казачества. При этом теперь закон, принятый Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 сентября 2011 года соответствует основополагающим принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации. Он подписан Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и вступил в силу. 

      И в завершении хочу поставить ряд вопросов, над которыми полагаю, всем нам следует поразмышлять.  Начну с того, что в настоящее время   формируется казачий реестр,  и  он получает все присущие  государственной военной структуре аксессуары (флаги, эмблемы, знаки, новую форму и т.д.) Это замечательно, хотя имеет и обратную сторону медали. Но тогда видимо, должен быть создан и специальный федеральный орган, который будет курировать, и руководить реестром. Ведь сейчас   записаться в реестр – не проблема. А дальше что? Становясь частью государственного механизма, если это так, то реестровый казак  должен нести  соответствующие нагрузки и функции.  То есть, служить и служить, получая соответствующее жалование. При этом выполнять  обязанности, какие  обяжет  его государство.     

     Одним словом получается, что реестровое казачество это часть милитаризованной государственной структуры. Каким, как известно, казачество и являлось, по крайней мере, последние столетия. Но  ведь тогда, эта служба  должна иметь установленные сроки.  Согласитесь, братья казаки, от многих из нас с вами пользы для строевого прохождения службы,  по возрастным показателям и физическому состоянию здоровья,  будет мало или не будет совсем. Следовательно, в казачий реестр, нужно включать не по желанию, а по нормам физической годности к службе и возрасту.  Но тогда  кем будет человек, до службы и отслуживший этот срок казак. Он, что перестанет им быть?  А вот здесь, я считаю,  мы снова и приходим к казачьей общине, в которой казак родился, жил, был воспитан и подготовлен к соответствующей службе, отслужил положенный срок на государственной службе и вернулся в её семейное лоно.

     Другой важный, на мой взгляд, момент заключается в том, что сегодня практически никто серьёзно не занимается казачьей демографией в масштабах страны.  Отсюда и пресловутые цифры, озвученные на самом высочайшем уровне о том, что сейчас казаков 7 млн. человек.  Это как же так можно заявлять, при катастрофическом сокращении рождаемости в стране, молохе гражданской войны, иммиграции, репрессиях, гибели в годы Великой Отечественной войны. При наличии, по сведениям  1916 года, населения проживавшего на казачьих территориях  около 4,5 млн. человек, а это ведь были не все казаки. Становится стыдно за таких казачьих псевдо радетелей и учённых, пользующихся этими вымышленными сведениями.  Ведь согласно переписи 2002 года,  кстати, первой после 1897 года к казачьему роду отнесли себя, только – 140 тысяч человек. Это, безусловно, цифра не полная, но порядок её более реален. А сколько у нас морально подготовленных казаков дееспособного возраста, готовых действительно нести реестровую службу? Скорее всего, такие сведения отсутствуют либо они вымышленные. Реалии дня показывают, что в настоящее время, средний  казачий возраст – далеко не 18-20 лет, а значительно больше. Правомерен вопрос: «Что у нас, как в советские времена, опять появятся «кадрированные казачьи дивизии», где на несколько офицеров-кадровиков, будет один казак срочной службы?» 

   И последнее. Абсолютно непонятен принцип, по которому реестровые казаки будут дислоцироваться на географическом пространстве России.  Наверное, сейчас у нас  нет ни одной области или республики, где не было бы казаков и, где они не делились на:  реестровых и нереестровых. Что будут делать реестровые казаки в таких анклавах как  в Дагестане, Татарии, Башкирии, Удмуртии, Пермском крае, Вятке, Самаре, Курске, Орле и прочих регионах. Общественный порядок на пляжах и садовые участки охранять? За территорией следить и убирать, как недавно похвалился на казачьем сайте один атаман из Миасса. В почётном карауле при губернаторах-президентах стоять? 

    Вот на этих риторических вопросах  и завершу своё выступление. Надеюсь, что оно затронуло проблемы, которые и призваны в перспективе, прорабатывать наш научный Координационный совет и  Центр по изучению истории и культуры казачества при институте гуманитарного исследования Тюменского государственного университета.

Атаман Обско-Полярной казачьей линии, председатель научного Координационного

совета по изучению истории и культуры казачества Азиатской России, депутат, 

руководитель фракции Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук В.И. Степанченко.

19 октября 2011 года, г.Тюмень,

Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСА О ПРОСЛАВЛЕНИИ А.В. СУВОРОВА В ЛИКЕ СВЯТОГО
С Днём Казанской иконы Божьей Матери и народного Единства! Скорейшей Победы в борьбе с западным нацизмом во имя жизни, мира и во славу нашего Отечества!
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С 75-ЛЕТИЕМ КОШЕВОГО АТАМАНА ОПКЛ, ЕСАУЛА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ САВИНОВА В.С.
АТАМАН ЗАВЕРШИЛ РАБОТУ НАД СЕРИЕЙ «НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ ПРОТИВ ХЭЛЛУИНА И ВЕЛЕСОВОЙ НОЧИ
СЛОВО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II О ВЕЛИКОМ ВОИНЕ, ВЕРНОМ СЫНЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
О КУБАНСКОМ – ХУДОЖНИКЕ, КАЗАКЕ ПО РОДУ АЛЕКСАНДРЕ СУЧКОВЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКЕ БАТАЛЬНОГО НАТЮРМОРТА
С Днем Армейской авиации России!
«ПОМИЛОВАНИЕ» – ФИЛЬМ СУРОВЫЙ, НО БОЛЬШИМ ПАТРИОТИЧЕСКИМ СМЫСЛОМ
КАЗАЧЬЯ СКАЗКА ВЫЗВАЛА ИНТЕРЕС И ДИСКУССИЮ
АКАДЕМИЯ ВНУКОВ В ДЕЙСТВИИ
БОЙЦОВСКИЕ КАЧЕСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ СИЛУ ДУХА
КАЗАК, УЧАСТНИК СВО ВСТРЕТИЛСЯ С ЛИЦЕИСТАМИ⠀
НОВОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ КАЗАЧЬЕГО РОДА ЯМАЛЬСКОГО АТАМАНА С.Е. ДУРЫНИНА
В БОЛГАРИИ НАГРАДИЛИ ХРАНИТЕЛЕЙ МЕМОРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика