ВЫСТУПЛЕНИЕ АТАМАНА ОПКЛ, СКВ В.И. СТЕПАНЧЕНКО НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ: « Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского региона»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ ПО ТЕМЕ:
« Актуальные проблемы современного казачества Сибири и Тюменского
региона»
Уважаемые участники круглого стола, братья казаки!
Работа, которая начата Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета и казаками Обско-Полярной казачьей линии с подписания в 2008 году Соглашения о сотрудничестве нашла поддержку и выросла в межрегиональную крупномасштабную научную деятельность по развёртыванию изучения истории казачества и поиску путей его современного развития на территории Сибири и Азиатской части России. А это большое дело. Сегодня, надеюсь, состоится интересный разговор между представителями казачества, науки и представителями властных структур, который продолжится завтра на научном Координационном совете по изучению истории и культуры казачества Азиатской России и на будущий год в рамках уже третьей научно-практической конференции: «Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура».
Будучи потомком казачьего рода, в восьмом поколении, меня, начиная с 90-х годов прошлого века, на всём протяжении современного возрождения казачества беспокоят мысли о ситуации, связанной с возрождением исконной культуры и традиций казачества и имеющееся разделение казачества на, якобы, истинно государственных, так называемых «реестровых» и общественных. Хотя, по сути, и те и другие находятся в одном правовом пространстве и являются общественными организациями, как фактически, так и по своему правовому статусу. Полагаю, что на всех казаках, а особенно на родовых, лежит огромная ответственность, чтобы возрождение не заболтали пустыми обещаниями и не превратили в бутафорию, наполненную сторонними людьми.
А то ведь действительно, часть нынешних, горе-казаков не знает и это бы полбеды, но страшнее то, что они не хотят знать свою историю, чтобы не повторять ошибки, которые уже были сделаны предшественниками, как с одной стороны, так и с другой. К сожалению, потворствуют этому и чиновники от казачества, которые пытаются руководить казачьими объединениями по своему усмотрению, высадив, вольный полевой лазоревый цветок «у себя дома в клумбу». Так ведь проще, когда надо польют, а будет куститься и рьяно развиваться, подкормки и влаги не жди. Сегодня становится модным при каждом губернаторе, главе города, района, села и так далее по указанию свыше создавать казачьи организации. Это, к сожалению, практикуется и у нас в УРФО и, особенно там, где казачества отродясь не было.
Убеждён, что «разказачивание» было большой бедой для наших дедов и отцов, но и современное «оказачивание» душу не греет, так как в «новые казаки» хлынут те, кто к нему не имеет, ни малейшего родового отношения. Тогда и вопросы об укладе жизни, традициях и истории казачества отпадут сами собой, так как этим «новым казакам» они не ведомы, да и станут ненужными. Поражает посыл одного высокого чиновника, который даёт указания формировать эти псевдо-казачьи общества из не прошедших аттестацию бывших милиционеров, отставных военных и сотрудников других силовых структур, не понимающих сути казачьего движения. Это, что же за казаки будут такие?!
Яркий пример тому ситуация в Волгограде с казачьим ансамблем. Там комитет по культуре администрации Волгоградской области для якобы оптимизации бюджетной сферы, ликвидировал ансамбль «Казачья воля», который был создан ещё в 1990 году и имел статус государственного ансамбля песни и пляски донского казачества. Зная этот коллектив, вполне обосновано, можно сказать, что именно с такими ансамблями, наряду со знаменитым «Кубанским казачьим хором», связано сохранение и развитие казачьей культуры не только на Дону, но и в других казачьих регионах России-матушки. Этот ансамбль проводил кропотливую экспедиционную работу в хуторах и станицах своего региона. В них он черпал историческую фольклорную память предков, сотни лет формировавших особую казачью культуру. Это было основой репертуара ансамбля. За более чем два десятка лет ансамбль заслуженно получил признание, стал дипломантом и лауреатом многих фестивалей, как в стране, так и за рубежом.
Однако в ходе проведённой администрацией Волгоградской области реформы казачий ансамбль «Казачья Воля», практически лишён не только имевшейся материальной базы, но и своих истинно народных фольклорных концертных наработок, которые питали и питают исторические корни казачества. Чиновники от культуры сделали упор на композиторские песни и поп культуру «Аля казачёк», которые не отражают суть казачьих исторических традиций наших предков, так необходимых молодому подрастающему поколению и губят их основу.
При этом горе-руководители совершенно не обращают внимания на складывающееся современное направление взаимодействия государства и казачества, отражённое в Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, подписанной Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 2 июля 2008 года, № Пр.-1355. А в ней, в частности, говориться об учете исторических и иных традиций российского казачества при решении вопросов местного значения, в местах компактного проживания российского казачества. А также о соблюдении законных интересов российского казачества при принятии решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при содействии сохранения и развития самобытной исторической культуры и духовных традиций российского казачества, образа жизни и вековых ценностей казаков. Ведь реализация государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества призвана обеспечить дальнейшее развитие и сохранение его самобытности, традиций, культуры, реализацию потенциала казачьих обществ и общественных объединений российского казачества в интересах национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.
Казаки Обско-Полярной казачьей линии, корни которых произрастают не только в Сибири, но и на Дону, Кубани, Урале выступили в защиту Государственного ансамбля «Казачья воля» и обращаются к участникам круглого стола поддержать нас в этом требовании. Полагаем, что в казачьем краю на государственных должностях не место тем, кто своими действиями умышленно или по незнанию наносит вред казачьей самобытности, дискредитирует культурный облик и вносит разлад между культурами разных народов.
Продолжая разговор, не могу не остановиться на складывающейся в настоящее время проблеме в вопросах межнациональных отношений. А она неадекватна и обязывает нас искать пути её разрешения. Полагаю, что в настоящее время настала необходимость консолидировать общество на сохранение и развитие добрососедских отношений всех национальных сообществ в наших субъектах в новом качестве. Для чего, предлагаю выступить от участников круглого стола с предложением в адрес органов государственной власти субъектов Российской Федерации разработать и подписать соответствующие Декларации (Заявления, Обращения) о межнациональном согласии.
Пример аналогичного, по нашей инициативе, был опробован у нас Ямале в 1996 году. На мой взгляд, публичное подписание этого документа всеми общественными, религиозными организациями, политическими партиями, руководителями национальных диаспор и соответственно органами власти различного уровня позволит снова найти точки соприкосновения, установить некие правила поведения и вести более чёткую межнациональную политику в субъектах.
Не могут не остановиться на развёрнутой в настоящее время работе, по созданию нормативной базы в частности у нас в субъектах УРФО. Вроде бы дело праведное. Вместе с тем этим мы начали заниматься, ещё начиная с 1994 года. Но тогда не было понимания важности этих шагов. В настоящее время, специалистами из Уральского федерального округа разработан некий образец проекта соответствующего закона «О развитии российского казачества на территории субъекта РФ», который основан на нормах Федерального закона от 5 декабря 2005 года, №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ.
К сожалению, в нём не учитывались вопросы казачьего сообщества, регулируемые иными федеральными нормативными актами и законами. В частности, Федеральным законом: «О некоммерческих организациях», которым регулируются правоотношения в казачьих обществах (реестровом казачестве) и Федеральным законом «Об общественных объединениях», которым руководствуются казачьи общественные образования (казачьи общины)». При этом стоит ещё раз отметить, что как те, так и другие казачьи формирования относятся, к равнозначным по форме общественным организациям и регистрируются в одних и тех же органах юстиции.
Кроме того, в этом законопроекте не в полной мере учтены направления, отражённые в Концепции государственной политики Российской Федерации от 2 июля 2008 года, в которой указано, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений российского казачества и казачьих обществ, налаживание между ними взаимодействия в интересах российского казачества.
В результате пришлось упорно доказывать, что представленный законопроект не отражает законные интересы всего российского казачества и в связи с чем, не соответствует требованиям Конституции Российской Федерации, которая устанавливает, что общественные объединения равны перед законом (часть 4, статья 13). Конституция не допускает установление различного порядка регистрации этих объединений.
Вместе с тем часть 1, Статьи 4 законопроекта наделяла губернатора автономного округа процедурой согласования Устава войскового казачьего общества и Уставов окружного (отдельского) казачьего общества, что Федеральным законом «О государственной службе российского казачества» в последней редакции от 31 мая 2011 года, № 101-ФЗ не предусмотрено. Так как в этой редакции федерального закона (часть 1, Статья 6) говорится о согласовании с территориальными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств, какие именно казачьи общества принимают на себя. И это логично, так как эти обязательства должны быть востребованы именно на местах. Вот они то и согласовываются, а затем вносятся в соответствующие уставы казачьих обществ. А отсюда, часть 6, статьи 6 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для внесения казачьего общества в государственный реестр, в котором согласование с губернаторами не предусматривается.
Следует обратить внимание и на то, что философия норм закона в его старой редакции принуждала бы гражданина к вступлению в определённое казачье общество. А это нарушает один из основных принципов Конституции – никто не может быть принуждён к вступлению в какие-либо объединение (часть 2, статьи 30). В этом случае получалось бы, что для признания гражданина Российской Федерации российским казаком, он должен вступить только в казачье общество. А, исходя из этого, органы государственной власти (Статья 3, Статья 7 законопроекта) содействовали, и защищали бы гражданские, экономические, социальные и культурные права только казаков входящих в казачьи общества. Что совершенно неконституционно и не способствовало бы решению вопроса о сглаживании существующих в настоящее время отличий и непониманий.
Хочу отметить, что мне удалось убедить разработчиков, в том, что их концепция законопроекта не будет служить взаимопониманию, а будет провоцировать разделение людей по их убеждениям. В результате доработки в законопроект были внесены соответствующие поправки, которые будут играть положительную роль в возрождении российского культурного пласта, исторических традиций и духовного наследия казачества. При этом теперь закон, принятый Законодательным Собранием Ямало-Ненецкого автономного округа 19 сентября 2011 года соответствует основополагающим принципам, заложенным в Конституции Российской Федерации. Он подписан Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и вступил в силу.
И в завершении хочу поставить ряд вопросов, над которыми полагаю, всем нам следует поразмышлять. Начну с того, что в настоящее время формируется казачий реестр, и он получает все присущие государственной военной структуре аксессуары (флаги, эмблемы, знаки, новую форму и т.д.) Это замечательно, хотя имеет и обратную сторону медали. Но тогда видимо, должен быть создан и специальный федеральный орган, который будет курировать, и руководить реестром. Ведь сейчас записаться в реестр – не проблема. А дальше что? Становясь частью государственного механизма, если это так, то реестровый казак должен нести соответствующие нагрузки и функции. То есть, служить и служить, получая соответствующее жалование. При этом выполнять обязанности, какие обяжет его государство.
Одним словом получается, что реестровое казачество это часть милитаризованной государственной структуры. Каким, как известно, казачество и являлось, по крайней мере, последние столетия. Но ведь тогда, эта служба должна иметь установленные сроки. Согласитесь, братья казаки, от многих из нас с вами пользы для строевого прохождения службы, по возрастным показателям и физическому состоянию здоровья, будет мало или не будет совсем. Следовательно, в казачий реестр, нужно включать не по желанию, а по нормам физической годности к службе и возрасту. Но тогда кем будет человек, до службы и отслуживший этот срок казак. Он, что перестанет им быть? А вот здесь, я считаю, мы снова и приходим к казачьей общине, в которой казак родился, жил, был воспитан и подготовлен к соответствующей службе, отслужил положенный срок на государственной службе и вернулся в её семейное лоно.
Другой важный, на мой взгляд, момент заключается в том, что сегодня практически никто серьёзно не занимается казачьей демографией в масштабах страны. Отсюда и пресловутые цифры, озвученные на самом высочайшем уровне о том, что сейчас казаков 7 млн. человек. Это как же так можно заявлять, при катастрофическом сокращении рождаемости в стране, молохе гражданской войны, иммиграции, репрессиях, гибели в годы Великой Отечественной войны. При наличии, по сведениям 1916 года, населения проживавшего на казачьих территориях около 4,5 млн. человек, а это ведь были не все казаки. Становится стыдно за таких казачьих псевдо радетелей и учённых, пользующихся этими вымышленными сведениями. Ведь согласно переписи 2002 года, кстати, первой после 1897 года к казачьему роду отнесли себя, только – 140 тысяч человек. Это, безусловно, цифра не полная, но порядок её более реален. А сколько у нас морально подготовленных казаков дееспособного возраста, готовых действительно нести реестровую службу? Скорее всего, такие сведения отсутствуют либо они вымышленные. Реалии дня показывают, что в настоящее время, средний казачий возраст – далеко не 18-20 лет, а значительно больше. Правомерен вопрос: «Что у нас, как в советские времена, опять появятся «кадрированные казачьи дивизии», где на несколько офицеров-кадровиков, будет один казак срочной службы?»
И последнее. Абсолютно непонятен принцип, по которому реестровые казаки будут дислоцироваться на географическом пространстве России. Наверное, сейчас у нас нет ни одной области или республики, где не было бы казаков и, где они не делились на: реестровых и нереестровых. Что будут делать реестровые казаки в таких анклавах как в Дагестане, Татарии, Башкирии, Удмуртии, Пермском крае, Вятке, Самаре, Курске, Орле и прочих регионах. Общественный порядок на пляжах и садовые участки охранять? За территорией следить и убирать, как недавно похвалился на казачьем сайте один атаман из Миасса. В почётном карауле при губернаторах-президентах стоять?
Вот на этих риторических вопросах и завершу своё выступление. Надеюсь, что оно затронуло проблемы, которые и призваны в перспективе, прорабатывать наш научный Координационный совет и Центр по изучению истории и культуры казачества при институте гуманитарного исследования Тюменского государственного университета.
Атаман Обско-Полярной казачьей линии, председатель научного Координационного
совета по изучению истории и культуры казачества Азиатской России, депутат,
руководитель фракции Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат юридических наук В.И. Степанченко.
19 октября 2011 года, г.Тюмень,
Институт гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.