Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

XXV Международные Рождественские образовательные чтения VII международная научно-практическая конференция «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» ДОКЛАД ВЕРХОВНОГО АТАМАНА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ

 

 

26 января  2017года                                                                                            г. МОСКВА

 

«Общество не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы, Общество образуется само собою, Общество слагается из единиц. 

Надобно чтобы каждая единица исполнила свою должность. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько- нибудь  не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» .

Н.В.Гоголь

ДУХОВНАЯ  ОСНОВА  КАЗАЧЕСТВА

Последние десятилетия, особенно последние 26 лет наша Родина является объектом интенсивного давления со стороны внешних сил. Ядерный потенциал бывшего СССР и теперешней России не позволяет им пока перейти к открытой масштабной военной агрессии. В этой связи основным полем сражения за нашу страну стала духовная сфера. Именно ударами в информационной сфере был разрушен СССР и таким же образом сегодня хотят расправиться с Россией. Поэтому сегодня в своем докладе я буду говорить именно о духовных основах нашей казачьей жизни. Организационной основой казачьего общества всегда была община. Именно казачья община была высшей и наиболее полноценной формой реализации истинного народовластия на просторах России.  Казаки никогда не знали рабства - отсюда их первое и главное достоинство: чувство внутренней свободы. Вместе с тем органической чертой казака всегда была присущая ему любовь к порядку. Гармоническое, сочетание этих двух начал, всегда делало из казаков самую верную опору, самый надежный оплот здоровой государственности. С другой стороны эти же начала определили в казачьем обществе наиболее полную реализацию принципов народовластия. Жизнь и внутреннее отношение казачества всегда утверждались на здоровых отношениях. Казаку всегда было ясно что, «Где нет равенства, там нет справедливости, а где нет справедливости, там нет нравственности». Это начало всегда лежало в основании строительства   казачьей жизни. Именно поэтому казаки это лучшие люди России, неотделимая от русского народа его часть.

В казачестве, переплелись взаимоисключающие явления – тяга к свободе (в первую очередь – к свободе духа) и любовь к порядку. Не просто тяга к порядку, а любовь к внутренней собранности, которая тяготеет к воинской дисциплине, отсюда (или последствие этого) еще одна казачья характеристика. Это так называемое «воинское сословие». Казаки настоящие воины – по духу своему и по поступкам. Для казака  смерть за свою Родину не подвиг, а – венец всей жизни. Мы казаки хотим, чтобы Россия была единой, Великой, сильной экономически, обогащенной культурой,  Православной страной. В прошлом казаки отдавали государству поголовно свои боевые силы.  И впредь мы будем так же служить ему, работая на ниве труда, улучшая хозяйственный быт своего края и неся тяготы воинской службы наравне с прочими гражданами России. Нам чужды стремлениям к захвату и насилию, но мы хотим, чтобы и другие уважали наши  права и вели себя достойно в нашем доме.

Отличительная черта настоящей казачьей общины, как организации строго национальной Русской, всегда были православно-церковная религиозность, крепкая связь с древнерусским, еще допетровским укладом жизни, сбережение специфического семейного быта, всеохватно проникнутого идеей воинского служения Отчеству, тесная связь повседневного быта и воинской службы. Вся жизнь казачества была воплощена в служении государству и вере Православной.  Действительно на государевой службе обрели  казаки расцвет, духовный взлет, проявили блеск удали и дерзкой отваги, самоотверженность и верность присяги.  Оставаясь «вольным» и «гордым» в самом себе, казак растворялся в семье, станице и в войске, ярко выражая свою «личность» –  глубокую и религиозную – соборно в рамках своего родного войска. В силу этого обстоятельства казачьи войска крепко и всеми силами, корнями держались родной почвы, отличались покорностью воле Божьей и глубокой системой, удерживающей их на вершине русского самосознания и государственной дисциплине.

Духовным основам казачества последние 2 столетия, особенно остро в последние 27 лет, противостоит западный либерализм, как концентрированное отражение духовных основ жизни Западной цивилизации. Идея исторического казачества, ее природа – ясная и категорическая,  исключительная мощь духа его традиций, быта, экономических основ – не укладывается в заостренные формы западного либерализма. Основное противоречие заложено в самой основе – понимании смысла жизни.  В казачьем самосознании – это служение обществу на всех уровнях: Российскому государству, казачьей общине, своей семье. В либеральном сознании  главным является служение самому себе, удовлетворение своих любых желаний и похотей, а работа на общество лишь в той мере, в какой это необходимо для получения средств удовлетворения, опять таки своих желаний. В этом противопоставлении и состоит главное фундаментальное несоответствие казачьей и либерально-западнической культуры.

Западная безрелигиозная,  и бездушная «культура» противопоставлена культуре казачьей (Русской),  –  соборно православной и патриархальной. Западный холодный и казачий всеобъемлющий «демократизм» сегодня встретились как смертельные враги. Если цивилизационным кодом Православной цивилизации, неотъемлемой и лучшей частью которой является казачество   является «Совесть», то Западный цивилизационный код это «Выгода» и  «Благополучие». Поэтому мы все должны понимать, что западный агрессивный атеизм, бездуховность, поклонение власти «Золотого тельца» это самое страшное духовное оружие, это меч занесенный над нашей Родиной, русским и всеми другими ее населяющими народами. И если мы не сможем эффективно противостоять этой духовной агрессии, нас уничтожат, духовно, а возможно и физически, как это уже однажды было в начале 20-го века. Именно поэтому сегодня уже недостаточно сохранять наши духовные ценности, наш уклад жизни в пределах наших общин, организаций нашего Союза. Пришло время, когда казаки должны приступить к активному переустройству на наших духовных основах окружающего общества.

За двадцать шесть лет своего возрождения и становления казачество России вновь стало неотъемлемой частью российского общества, играющей значительную роль в политической, экономической, культурной жизни страны. Несмотря на гонения в прошлом и нелегкую судьбу в настоящем, ибо казаки в значительной своей массе живут в приграничных районах, регионах с национальной напряженностью и «горячих точках», казачество повсеместно выступает как объединяющая, стабилизирующая сила, способствующая укреплению государства и преодолению существующих сепаратистских тенденций. И в этой связи именно казачество, как исторический носитель государственности и национальной, социально-патриотической идеи, может взять на себя важные функции в борьбе за духовно-нравственное и национальное возрождение страны.

У казачества есть силы для решения этой задачи. Казаки – многомиллионная общность, сформировавшаяся в России много веков назад на основе территориальной и культурно-исторической общности. По официальным данным, около 7 000 000 граждан нашей страны и СНГ определяют свою принадлежность к казачеству. К казачьим регионам традиционно относятся большинство краев и областей Юга России, южного Урала, Сибири и Дальнего Востока.  Казачество ныне состоит из отдельных региональных объединений со всей самобытностью и культурными особенностями, а также землячеств, образовавшихся в местах, куда были депортированы и переселились казаки. Вместе с тем, казачество едино как общность на всем пространстве России. Сложный социальный состав современного движения за возрождение казачества предполагает представительство данного общественного движения практически во всех социально-профессиональных группах населения. Поэтому в определенном смысле, казачество - это та полнота национального самосознания, которая выступает воплощением общенародных надежд. Поэтому сегодня казачество может и должно играть более значительную роль в укреплении российской государственности. Однако можно констатировать, что лидеры современной России не торопятся использовать потенциал казачества для укрепления страны. Не торопятся с принятием необходимых федеральных законодательных актов, дающих возможность казачеству развиваться и служить во благо России и народов ее населяющих. Не видно пока и заинтересованности со стороны государства в казачьей государственной службе.

Я это связываю с тем, что в определенных слоях российской элиты доминируют либеральные западнические идеи, дух наживы, а в некоторых случаях и прямая заинтересованность в продвижении на просторах России не российских, а иностранных интересов. По всей видимости они справедливо опасаются, что казачество находясь на государственной службе сможет в определенной степени им помешать. Вот и стремятся такие деятели размыть, разделить казачество, дискредитировать саму его идею и духовную основу подбором одиозных личностей, для управления казачьими обществами.  Пытаются насильно назначать атаманами, культурологами случайных социально опасных для казачьей среды людей.  Создают квазиказачьи (лже-казачьи) общества из случайных социально агрессивных людей, ничего общего не имеющих с казачеством, совсем с иным психологическим типом, с диаметрально противоположенными вглядами на служение государству и защиту Отечества.  Потенциал наиболее мощной и старейшей общественной казачьей организацией  в России  и странах СНГ, которой является Союз казаков России, в государственном строительстве пока  не используется никак.

Несмотря на все проблемы и препятствия 26 прошедших лет были периодом нашего становления (Союза казаков) как авторитетной общественной организации в России. Не все еще сделано, однако главное свершилось – мы состоялись, и как организация, и как община. Сегодня я уже отмечал, что основное противостояние в России имеет духовный характер. В этой связи я должен с определенной степенью грусти констатировать, что казачество как организация еще в не в полной мере готово к тому, чтобы в современных условиях полноценно отстаивать свои духовные ценности и эффективно их проводить в российском обществе. Поэтому полагаю, что на ближайшие 2-3 года этапной целью казаков должно стать: формирование духовно-организационной основы для эффективный защиты и внедрения в окружающем обществе казачьих духовных ценностей, прежде всего принципов общинной жизни, настоящего народовластия. Важнейшим для достижение этой цели является решение двух основных задач:

1. Формирование научно обоснованных основ реализации в постиндустриальном, информационном обществе принципов общинной жизни, обеспечивающих реальное народовластие. По сути дела перед нами стоит задача выработки идейных основ строительства и развития казачества и России в целом в современном мире. Мы должны четко сформулировать, каким мы хотим видеть российское общество, какой мы желаем видеть нашу Родину Россию, в каком мире мы хотели бы жить сами и что оставить потомкам, четко определить роль и место казачества в Российском государстве. Это важнейшая конструктивная часть нашей духовной базы  которую мы сможем предложить российскому обществу в противовес западному либерализму. Мы должны четко показать безусловные преимущества общинных принципов в общественном строительстве над либерально-западническими, показать их превосходство и перспективу именно в информационном, постиндустриальном мире. В Союзе казаков работа в этом направлении ведется достаточно активно. Я полагаю, мы сможет представить нашим региональным организациям на обсуждение уже в ближайшее время геополитическую составляющую этих основ. А именно каким нам представляется должен быть мировой порядок, какое в нем место должна занимать Россия и принципиальные подходы к его строительству.

2. Освоение современных методов ведения борьбы в информационном пространстве. Казачество всегда овладевало самыми совершенными методами борьбы. Именно это в сочетании с казачьей доблестью и дисциплиной обеспечивало нам победу над разными врагами, даже в условиях их подавляющего численного и материального превосходства. Сегодня удельный вес в социальном противоборстве, в том числе и в военном, все более перемещается в информационную сферу. «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Мы обязаны уметь эффективно бороться в этой области. Основной упор в этой сфере надо делать на молодежь. Самое страшное, что сегодня наши дети вырваны из под нашего контроля, воспитанием наших детей никто не занимается, так как родители  мать и отец должны работать и обеспечивать семью хлебом насущным, а  учителя и руководство школ считают, что заниматься воспитанием детей должны родители. Но ведь в школе дети проводят большую часть времени, и кто как ни школа должна уделять им большее внимание. Именно в школе можно по максимуму проконтролировать поведение ученика и своевременно его скорректировать. Но что мы видим по факту. В школе формируются группы по интересам, причем интересы далеко не позитивные. В школе дети приучаются к курению, в моду вошли электронные сигареты. Мимо школы пройти и не услышать отборного мата практически не представляется возможным.

Без дисциплины в классе передаваемые учителем знания уходят в мутный поток анархии и базарного шума. Так что, без воспитательных моментов школа просто бессмысленна. Я имею в виду не просто наведение порядка и дисциплины, а ещё и привитие моральных качеств, идеологии духовности, трудолюбия, взаимовыручки, что сегодня, действительно, отменено идеологией  рыночности, индивидуализма, независимости личности от общества.  Сегодня мы наплодили массу заслуженных учителей, отличников образования, специалистов высшей категории. Вот и несут эти специалисты в школу то,  чему их научили, рекомендуют как настольную книгу  энциклопедию сексуальной жизни для детей 7-9 лет. Физиология и психология. Авторы: Кристиан Верду, Жан Коэн, Жаклин Кантан, Жильбер Торджман. Видно сеять «разумное, доброе, вечное» их просто не учили и они не знают, как это делать. В школах с ученицами 6 классов проводятся занятия на тему анатомия влагалища, как выглядит вагина женщины изнутри, пропагандируют использование девочками тампонов, которые на самом деле вредны для женского организма. Кто запустил этих людей в школу?

Пора остановится и подвести итоги, что выдало наше народное образование нашему обществу нашему государству за 26 лет. Итог конечно печальный. И не важно, прерывное или непрерывное образование, оно всегда было непрерывным, сегодня важно, что заложено в программу, как подобраны и подготовлены преподаватели, какова программа курсов (центров) повышения квалификации, и кто контролирует образование, родители (народ) отстранены от контроля их голос нечего не значит.  Учитель должен сеять «разумное, доброе, вечное». Наши бабушки и дедушки и слышать не слышали самих слов педагогика и психология, непрерывное образование, а воспитывали достойных сыновей и дочерей нашего Отечества.  Командные высоты у нас в образовании занимают одни и те же люди на протяжении 26 лет, и напрашивается вывод,  можно ли им дальше доверять образование и воспитание наших детей. Если этим людям доверить и дальше образование и воспитание  наших детей через 10- лет наша страна  окажется в средневековье.  И вести речь  об «Информационном  потенциале казачества в условиях мультимедийности и конвергенции» будет бессмысленно. Сообразно этим двум новым задачам мы выделяем и новые приоритеты: Это концептуальное и методическое. Помимо них остаются важными для нас и другие направления нашей деятельности.

Первое из них это: возрождение традиционной для России государственной службы казачества, которая  по нашему мнению является одним из элементов становления новой рос­сийской государственности, укрепления ее безопасности. Государственная служба казачества не является единственной проблемой становления казачества. Но в данном случае Союз казаков России исходит из того, что культура, традиции, обычаи казачества складывались под воздействием государственной службы и особого уклада жизни. Поэтому без восстановления традиционного государственного статуса казачества затруднительно возрождение казачества в целом. Под государственной службой казачества Союз казаков России  понимает воссоздание хуторских, станичных  казачьих общин  как форм местного самоуправления с выборными из своей среды атаманами – общин обеспечивающих службу казаков в Вооруженных Силах Р.Ф.

Второе: создание условий для более активного привлечения населения к управленческой деятельности.  Союз казаков России будет развивать различные формы взаимодействия государственных, властных структур и каза­чьих объединений: от использования традиций самоуправления в местных органах власти, укрепления позиций в исполнительных и законодательных органах государственной и муниципальной власти всех уровней  до усилении власти станичного сбора (схода) как средства выражения «прямой демократии» и введения выборного атаманского правления в поселениях казачьих регионов. Одним из приоритетных направлений в своей деятельности Союз казаков России видит поддержку становления и развития казачьих общин как на территории России, так и в других странах на землях традиционного расселения казаков и на землях эмиграции. Стремление Союза казаков возродить и развить  казачью общину означает развитие и укрепление гуманизма в общественном сознании народа. Ибо главными проявлениями гуманизма в среде казаков были: проявление заботы о стариках и детях, больных, убогих и, особенно, о ставших калеками в войнах и походах, т.е. социальная забота или попечение шли от казачьей общины.

Первичное территориальное объединение казаков (казачья община), должна обеспечивать подготовку каждого члена общины к несению казачьей государственной службы, подготовку, своевременное и качественное отправление им обязанностей казачьей государственной службы. В свою очередь, член казачьей общины ответственен как перед государством, так и перед общи­ной, в которую он входит. Для восстановления традиционного уклада жизни казачества, обеспечивающего сочетание государственной службы с решением вопросов жизнеобеспечения казачьих общин, необходимо создание условий для восстановления традиционного казачьего общинного землепользования с учетом новых исторических реалий.

П.Ф. Задорожный

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ОЧЕРЕДНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА АТАМАНА
Учитель – это высокое призвание и великая ответственность!
КАК ПЕРЕДАТЬ СВОЁ ОРУЖИЕ НА НУЖДЫ СВО: ПОДРОБНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
«ВЕСТИ-ЯМАЛ». НА СТАРОМ САЛЕХАРДСКОМ КЛАДБИЩЕ ОБНОВЛЯЮТ НАДГРОБНЫЕ ПАМЯТНИКИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЯМАЛЬСКОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ
КАЗАЧЬЯ НЕДЕЛЯ В ОБСКО-ПОЛЯРНОЙ КАЗАЧЬЕЙ ЛИНИИ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ АТАМАНА
САМОМУ СТАРОМУ ХРАМУ НА ЯМАЛЕ ИСПОЛНИЛОСЬ 130 ЛЕТ
НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЕРМАК» – ИСТОРИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
НА ПОЛЯРНОМ КРУГЕ СОСТОЯЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЁЖНЫЙ ФОРУМ «КАЗАЧЕСТВО – СКВОЗЬ ВЕКА». К 110-ЛЕТИЮ НАЧАЛА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
КАМЧАТКА ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
Русь святая, храни веру ПРАВОСЛАВНУЮ
Обновление от 09.10.2024г. Вахрин С.И. Биографии кубанских названий.
Обновление от 06.09.2024г. Любовь к заполярью всегда будет с нами...

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика