Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

ДНЮ ВВС ПОСВЯЩАЕТСЯ КОМАНДИР РУССКОГО ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ

 

      Появление воздухоплавания и последовавшее за ним бурное развитие авиации критически изменило и военную, и гражданскую сферу. Одним из ныне забытых широкой публикой идеологов развития этих направлений на основе российских технологий и кадров был Александр Кованько

Александр Матвеевич Кованько в форме капитана, 1896 год

     19 октября 2022 года в петербургской школе № 321, бывшей Первой Санкт-Петербургской гимназии, открыли мемориальную доску в честь Александра Кованько, который там учился. Будущий военный, изобретатель, воздухоплаватель и авиатор родился 16 марта 1856 года в Петербурге, в семье горного инженера. Его отец работал на Монетном дворе. В 1875 году Александр Кованько окончил Первую Санкт-Петербургскую гимназию и поступил в Николаевское военно-инженерное училище. Успешно завершив обучение, в 1878 году в чине подпоручика отправился на Русско-турецкую войну, а по ее окончании продолжал службу в саперных войсках.

      Тема воздухоплавания ворвалась в жизнь Александра, когда ему было 28 лет. В 1884 году на весь мир прогремел успех французских изобретателей Ренара и Кребса. Их управляемый аэростат «Франция» с электромотором в девять лошадиных сил 9 августа совершил получасовой полет и благополучно возвратился к месту вылета. Реакция российского военного министра генерала Ванновского была незамедлительной. При Главном инженерном управлении немедленно была организована специальная Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям. Александра Кованько, показавшего себя энергичным и технически образованным офицером, к тому же знающим несколько иностранных языков, назначили в эту комиссию делопроизводителем. Переход от теории к практике не заставил себя ждать. Уже в 1885 году Кованько предложил создать первую в России Кадровую команду военных аэронавтов. Начальство идею поддержало, а Александра Кованько назначили командиром. Работу по изучению и созданию воздухоплавательной техники начали с нуля.

       16 октября 1885 года поручик Кованько со своим помощником подпоручиком Трофимовым совершил свой первый полет на воздушном шаре объемом 1100 кубометров, который поднялся в воздух в Петербурге и через пять часов приземлился в Никольской Слободке, недалеко от Новгорода. Полет прошел успешно и заслужил высокую оценку военного министра.


 

В петербургской школе № 321, бывшей Первой Санкт-Петербургской гимназии, открыли мемориальную доску в честь Александра Кованько, который там учился

Из личного архива Виталия Лебедева

ИССЛЕДОВАНИЯ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

      Кованько и другие испытатели занялись разработками в сфере практического применения аэростатов. В 1885 году они провели опыты по электросигнализации с воздушных шаров посредством специальной люстры из 18 цветных лампочек накаливания «в 16 свечей каждая» и по освещению местности с аэростатов посредством установленного на них электрического прожектора «силой 6000 свечей». Оказалось, что с высоты 90 сажен ярким светом получалось осветить площадь в одну квадратную версту. Во время следующего полета 30 мая 1886 года Кованько стал основоположником аэрофотосъемки в России, поднявшись на привязном воздушном шаре на высоту 800 метров и сфотографировав стрелку Васильевского острова.

      В 1887-м Кованько разработал устройство для подогрева воздуха в монгольфьере во время полета и электрический прибор для измерения температуры подогретого воздуха в любой момент полета.

Кованько считал, что без изучения атмосферы не может быть правильного научного развития воздухоплавания. И развернул исследования в области метеорологии. «Мы, старые работники Главной геофизической обсерватории, были свидетелями плодотворной работы. A. M. Кованько был первым организатором воздухоплавания в России, широко использовал все полеты на воздушных шарах для научных исследований высших слоев атмосферы. Для этой цели им были привлечены научные работники Главной геофизической обсерватории и организован ряд научных полетов, в которых сам он принимал постоянное участие в качестве руководителя и исследователя, давал необходимые кредиты на постройку специальных научных приборов и на издание научной обработки собранных материалов», — цитирует историк авиации Иван Шатоба некролог, подписанный работниками Главной геофизической обсерватории.

      Изучив архивы, в том числе частные, Шатоба установил, что при прямом содействии и участии Александра Кованько в России зародилась авиационная медицина. В 1897 году младший врач 96-го Пехотного Омского полка С. П. Мунт получил возможность начать свои исследования «О влиянии воздухоплавания на организм воздухоплавателя» только благодаря тому, что Кованько добился у начальника электротехнической части Главного инженерного управления разрешения на полеты Мунта на воздушных шарах летом 1898 года. В своем ходатайстве Кованько писал: «Предпринятые Мунтом исследования о влиянии воздухоплавания на организм человека имеют большое значение для выяснения вопроса о пригодности офицеров и нижних чинов к этому новому роду военной службы».

       Подобных исследований в то время за границей еще не проводилось. Успехи российских исследователей были признаны за рубежом. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Кованько был награжден высшей наградой «За совокупность изобретений и за пользу вообще, принесенную воздухоплавательной науке». В 1904 году на Всемирной выставке в Сент-Луисе в США он также был награжден за свои изобретения в области воздухоплавания.

       В 1890 году Кадровую команду военных аэронавтов преобразовали в Учебный воздухоплавательный парк, который вскоре превратился в передовой военно-учебный и научно-исследовательский воздухоплавательный центр. Александр Кованько стал командиром Воздухоплавательного парка. В 90-х годах позапрошлого века аэростаты наблюдения получили признание в армии и на флоте и стали регулярно привлекаться к участию в общевойсковых маневрах и военно-морских учениях. К 1896 году благодаря деятельности Воздухоплавательного парка в русской армии было уже пять крепостных воздухоплавательных отделений, укомплектованных квалифицированными специалистами: Варшавское, Осовецкое, Ивангородское, Ковенское и Ново-Георгиевское.


 

Первый фотоснимок Санкт-Петербурга с воздуха. 1886 год. Сделан поручиком А.М.Кованько из корзины дрейфующего воздушного шара. Секция истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН

РУССКИМИ РУКАМИ ИЗ РУССКИХ МАТЕРИАЛОВ

      Иван Шатоба в докладе о деятельности Александра Кованько на заседании Ленинградского отделения секции истории авиации и космонавтики Советского национального объединения историков естествознания и техники 5 октября 1966 года подчеркивал: «Характерной особенностью во всей деятельности A. M. Кованько в воздухоплавании, а позже и в авиации, наряду с научным подходом к различным проблемам в этих областях был его патриотизм. Из сохранившихся документов теперь становится очевидным, что Кованько был одним из главных и активных противников зависимости отечественного воздухоплавания и авиации от иностранной техники». Исследователь подчеркивает, что Кованько считал крайне важным и срочным научиться делать все «в России, русскими руками из русских материалов и русских систем».

      Так, он выступал против постройки в России по проекту австрийского инженера Д. Шварца металлического управляемого аэростата, а также против монопольного применения в русском воздухоплавании немецких привязных змейковых аэростатов «Парсеваль» фирмы «Редингер». Кованько добивался замены их более совершенными русскими привязными аэростатами переменного объема, построенными по проекту В. В. Кузнецова на заводе «Треугольник». А вот к проекту металлического управляемого аэростата Константина Циолковского Кованько отнесся критически. В своем выступлении 15 января 1893 года в VII отделе Российского технического общества он указал на недостатки аэростата, причину которых видел в том, что Циолковский не знаком с практической аэронавтикой.

      Иван Шатоба привел в докладе цитату из выступления Александра Кованько: «Циолковский не знаком с аэронавтикой вообще. Если бы он с нею познакомился, то его взгляды коренным образом изменились бы. Следовательно, относиться строго к его проекту нельзя, а следовало бы, так сказать, помочь ему, направить его на путь истинный, объяснить ему категорически глубину тех ошибок, в которые он впал. Может быть, как человек обстоятельный, он и сделает такие дополнения в проекте, которые сделают его осуществимым. Это один из серьезных изобретателей».


 

Дирижабль «Ястреб» на полевом смотре воздухоплавательной техники во время маневров Петербургского военного округа, август 1911 года. Секция истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН

НАД ПОЗИЦИЯМИ ПОРТ-АРТУРА

С началом Русско-японской войны 1904‒1905 годов Кованько был назначен командиром 1-го Восточно-Сибирского воздухоплавательного батальона, сформированного по его предложению, с которым он все время находился в действующей армии непосредственно на передовых позициях. В задачи батальона входила корректировка артиллерийского огня, наблюдение за передвижением войск противника в ближних тылах и съемка местности. Лично Кованько под огнем артиллерии японцев снял план вражеских позиций в районе Сандепу — Ламатуня в ширину на 30 верст и в глубину на 10‒16 верст. Большую пользу аэростаты наблюдения оказали в операции Владивостокской бригады крейсеров при обороне Порт-Артура. За руководство и личное постоянное участие в наблюдениях с воздушных шаров на театре военных действий Кованько в 1906 году был награжден золотым георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и другими боевыми орденами, и в том же году первым из русских военных воздухоплавателей он был произведен в генерал-майоры.

     После Русско-японской войны опыт воздухоплавательных батальонов был учтен и по инициативе Александра Кованько была начата организация крепостных и полевых воздухоплавательных подразделений в армии и на флотах России. В первом десятилетии XX века в Воздухоплавательном парке образовалась особая группа дирижаблистов под руководством Кованько, которая в 1908 году построила первый русский дирижабль «Учебный» мягкого типа, объемом всего в 1200 кубометров, на котором и летали члены группы.

По проектам офицеров этой группы в 1910‒1913 годах было построено несколько дирижаблей мягкой и полужесткой систем, некоторые из них были переданы воздухоплавательным ротам и принимали участие в Первой мировой войне. К ним относятся дирижабли «Альбатрос», «Голубь» конструкции Б. В. Голубова и Д. С. Сухоржевского, «Ястреб» конструкции А. И. Шабского. Это были корабли малого и среднего объема, от 2800 до 10 000 кубометров.

      26 июля 1914 года Александр Кованько представил в Государственную Думу и императору Николаю II свой детально разработанный проект примерной программы постройки Русского воздушного флота, исходя из современного состояния военного воздухоплавания в других странах и из анализа технических и тактических данных их дирижаблей. В своем докладе Кованько точно определил назначение управляемых аэростатов как разрушение пунктов особо важного для неприятеля значения и уничтожение воздушных сил противника, а также впервые выдвигал принцип использования дирижаблей не в одиночном составе, а эскадрами.

      В 1916 году Кованько предложил свой оригинальный проект управляемого аэростата без подвесной гондолы. Каркас аэростата сварной, трубчатый, к нему прикреплены трубчатые фермы подобно небольшим крыльям, а на концах ферм устанавливались четыре двигателя с дистанционным управлением.


 

Генерал А.М.Кованько с сыном Андреем — военным летчиком.

      Андрей Александрович Кованько в 1915 году окончил Гатчинскую военную авиационную школу и учебный класс для летного состава Эскадры Воздушных Кораблей, став летчиком первого в мире многомоторного аэроплана «Илья Муромец» И.И.Сикорского, построенного в Санкт-Петербурге. Секция истории авиации и космонавтики Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН

БЕЗ АНТАГОНИЗМА К АВИАЦИИ

Иван Шатоба, изучив большое количество документов и писем, опроверг мнение части авиаторов старшего поколения о том, что якобы Александр Кованько был противником развития авиации в России и уделял внимание только летательным аппаратам легче воздуха.

Исследователь установил, что в 1894 году Кованько представил свой проект аэроплана и винта в VII отдел Русского технического общества. Проект принят не был: в те годы и за рубежом, и в России с недоверием относились к авиации как совсем новому и непроверенному делу. Ситуация поменялась лишь к после 1908 года, когда ранее засекреченные успехи братьев Райт, конструкторов Блерио, Вуазен, братьев Фарман получили широкую международную известность. Тогда VII отдел Русского технического общества, а также ученые, инженеры, прогрессивная часть русского офицерства развернули широкую пропаганду в печати в пользу создания авиации.

     И Кованько был в числе первых сторонников развития авиации в России. При этом авиацию он рассматривал только с одной стороны — применения ее в военных целях. Он также считал, что авиация, как и воздухоплавание, может и должна развиваться только на научной основе и опираясь на отечественную промышленность и национальные кадры. Сам Кованько стремился быть всесторонне подготовленным в этом новом деле. В связи с этим он постоянно и глубоко изучал все, что появлялось тогда в русской и иностранной печати по вопросам авиации, внимательно и систематически следил за всеми появлявшимися проектами аэропланов и различных приборов.  В 1906 году он ставит вопрос перед Главным инженерным управлением о создании при Воздухоплавательном парке аэродинамической лаборатории, приобретает машины и приборы для испытания воздушных винтов. В 1908 году старший офицер Воздухоплавательного парка А. И. Шабский представил свой проект аэроплана. Кованько всячески способствовал постройке аэроплана Шабского, и он был построен, но на двигатель средств отпущено не было.

      Не удовлетворяясь только теоретическим знакомством с состоянием авиационного дела за границей, Кованько в 1909 году предпринял длительную поездку по целому ряду европейских стран. Он побывал во Франции, в Германии, Англии, Италии, Бельгии, Швейцарии и своими глазами посмотрел, что делается в этих странах. Вернулся он вполне осведомленным в деле развития авиации за границей. Но, как и прежде, остался сторонником развития авиации по возможности русских систем, а не иностранных. Когда военное ведомство решило закупить в 1909‒1910 годах 10 аппаратов системы братьев Райт за 200 тысяч рублей, Кованько выступил категорически против приобретения «Райтов» и доказал, что они для военных целей непригодны.

       Вместо самолетов «Райт» Кованько предложил военному ведомству построить пять самолетов по проектам офицеров Воздухоплавательного парка, в мастерских парка, если ему отпустят на это 75 тысяч рублей. Были представлены проекты самолетов Агапова, Гебауэра, Голубева и Шабского, но построен был только самолет Агапова, который 20 октября 1910 года испытал поручик Руднев на аэродроме в Гатчине. Он оказался лучше «Райтов», «легко отделялся от земли, хорошо держался в воздухе». Другие не были построены потому, что денег было отпущено всего 14 тысяч рублей.

      Учебный воздухоплавательный парк весной 1910 года был преобразован в Офицерскую воздухоплавательную школу (ОВШ) с двумя отделениями: воздухоплавательным и авиационным, на последнее сначала принимались только воздухоплаватели. Авиационный отдел занимался подготовкой летного состава для военной авиации, для этого школа открыла в Гатчине летную базу. Начальником Офицерской воздухоплавательной школы был назначен опять-таки Кованько. Он сокрушался, что не мог начать учиться летать на аэропланах, так как к этому времени ему исполнилось 54 года. Но авиаторами стали два его сына и зять, которые в 1912 году окончили Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине. Этот отдел впоследствии был реорганизован в Гатчинскую авиационную школу.

      Первым военными летчиками, подготовленными в России, были офицеры воздухоплаватели: поручик Е. Руднев, поручик Г. Горшков и поручик И. Когутов, тоже подготовленные в Офицерской воздухоплавательной школе в 1910 году. Из среды воспитанников Офицерской воздухоплавательной школы вышло немало выдающихся летчиков, в том числе Петр Нестеров, впервые в боевой авиационной практике применивший таран. Александр Кованько принял революцию, вскоре после ее начала тяжело заболел и отошел от дел. Умер в Одессе в 1919 году.

Наталия Михальченко. «ИННОВАЦИИ» 21 октября 2022

 

Поиск по сайту:


Текущие новости:
ПОЧЕМУ БОГ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ В ВОЙНУ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ?
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ Г.С. ЗАЙЦЕВА СОВЕТНИКА ВЕРХОВНОГО АТАМАНА СКР, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА СТАРИКОВ РОО ОПКЛ СКВ СКР НА ТЕРРИТОРИИ ЯНАО, НА СОВЕТЕ АТАМАНОВ В ТЮМЕНИ 8 НОЯБРЯ 2025 ГОДА
ОБРАЩЕНИЕ ПЕРВОГО ВЕРХОВНОГО АТАМАНА СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ А.Г. МАРТЫНОВА К УЧАСТНИКАМ СОВЕТА АТАМАНОВ В ТЮМЕНИ 8 НОЯБРЯ 2025 ГОДА
Обновление от 08.11.2025г. ПРОТОКОЛ расширенного заседания Совета стариков РОО «Обско-Полярной казачьей линии» Сибирского казачьего войска Сибирского казачьего войска Союза казаков России на территории ЯНАО
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРЕПИСКИ ПО УСТАНОВКЕ МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ ГЕРОЮ ПОГИБШЕМУ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ А. МЕДИНСКОМУ НА НОВОМ ЗДАНИИ СОШ N4 ГОРОДА САЛЕХАРДА
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ СИБИРИ!
Shaman, Александр Вайнберг — 4 ноября
Русские - ключ мира.
ЛИЧНОМУ СОСТАВУ И ВЕТЕРАНАМ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ
АТАМАНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ КАЗАНСКОЙ БОГОМАТЕРИ И ДНЁМ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
ПИСЬМО СТАЛИНА УЧИТЕЛЮ ЕГО СЫНА ВАСИЛИЯ
Дмитрий Песков назвал тревожной информацию Службы внешней разведки России о том, что Франция готовится отправить военных на Украину
Обновление от 28.10.2025г. Обращение к фонду "Защитники Отечества" по установке казачьей мемориальной доски Алексею Мединскому на входе в СОШ № 4 г. Салехарда
КОНЕЦ ИСТОРИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА!?
Обновление от 27.10.2025г. Протокол расширенного заседания атаманского правления РОО ОПКЛ, совместно с Советом атаманов ОПКЛ от 4.10.2025г.

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика