В пятницу, 3 декабря, в канун 440-летия Сибирского казачьего войска, ямальские служивые отметили 30-летие создания Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ). Это событие ознаменовало начало возрождения казачества на Ямале. К этой дате, атаман ОПКЛ Валерий Степанченко подгадал с изданием своей, уже девятой книги «Современное казачество Сибири на Ямале. Мысли, которые будоражат душу 2013-2020 годы». Об этом он и рассказал «Красному Северу».
Знаменитый геолог помог служивым
Нынче мало кто знает, но в числе тех, кто возрождал казачество, был и Герой соцтруда, знаменитый геолог Василий Подшибякин. Для первого учредительного собрания он предоставил служивым свою контору и выделил на текущие расходы крупную по тем временам сумму – пять тысяч рублей. Об этих и других малоизвестных фактах Валерий Степанченко рассказывает на страницах юбилейного издания.
Книга охватывает относительно недавний период, но ямальское казачество воскресло в середине октября 1992 года. Этот период описан им в вышедших ранее изданиях. Для начала казакам нужно было где-нибудь собраться. Для схода герой соцтруда, знаменитый геолог Василий Подшибякин предоставил им свою контору. Более того, он выделил на развитие ямальского казачества круглую, по тем временам сумму в пять тысяч рублей. При том, что в начале 90-х геологи и сами не жировали.
Первый казачий круг проходил в конторе Ямалнефтегазгеологии. Атаманом избрали Геннадия Зайцева, известного в Ямальском районе общественника и краеведа. Валерий Степанченко тогда стал советником атамана, а в скором времени – его первым заместителем. В ту пору, по основному месту службы в Салехардском исполнительном органе, он занимался не только хозяйственными, но и правовыми вопросам. Поэтому ему доверили на общественных началах составить первый устав возрождающего казачества, что он и исполнил.
А Василия Подшибякина на основополагающем сходе казаков избрали первым председателем совета старейшин – такая структура сохранилась в общественной организации по сию пору. Молодые казаки и теперь ценят «стариков», которые знают традиции и основы своей культуры, следят за порядком. Без них не было бы ни казачьего лада, ни жизненного уклада. Не было бы и Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ). Валерий Степанченко объяснил происхождение этого названия:
- Казаки обычно селились у приграничных рек. Оттуда и их названия: донские, кубанские, терские, уральские, амурские, семиреченские. А здесь у нас Обь… Почему «в названии присутствует «линия»? Потому что линия – есть суть та же граница, и стоящие на ней казаки именуются линейными. Представители казачьих родов с царских времен селились на Полярном круге, а это всем линиям линия. Вот так и образуется наше наименование. Оно уже тридцать лет объединяет современных казаков в большинстве районов и городов Ямала.
Казак не обязан всё время скакать
Тех, кто не в теме, по сию пору мучает вопрос о том, что делает человека казаком. Многие считают, что лампасы, конь и шашка. Родовые казаки (к примеру, наш собеседник – кубанский казак в восьмом поколении) над этой байкой смеются. Ну, правда же, не делает человека матросом бескозырка и клёши! Да и для того, чтобы стать космонавтом, мало спеть «Траву у дома» и облачиться в скафандр. Так и с казаками – чтобы относить себя к таковым, нужно быть, а не наряжаться, нужно подчиняться казачьему укладу, как матрос подчиняется корабельному уставу, а самурай – бусидо, кодексу, определяющему поведение не только в бою, но и в обществе, и даже наедине с собой.
- В царские времена не было такого, что казак – обязательно конный воин. Яркий пример – пластуны. Их заметил ещё полководец Александр Суворов и закрепил это название. Пластуны – разведчики, прародители сегодняшнего спецназа. Они могли и часовых снимать бесшумно, и в воде долго находиться, и ночью стрелять на «хруст», т.е. на звук. Много чего они умели и умеют до сих пор. Так что не все казаки были конниками, тем более, на Крайнем Севере, тем более в мирной жизни, когда казаку нужно было и землю пахать, и ремесленничать, и вести торговые дела. И даже казачийатаман Ермак Тимофеевич, которому мы обязаны воссоединением Сибири с Россией, безусловно, не был конником. Он со своими подвижниками тащил на себе с речки на речку ладьи, продвигаясь таким образом, на Север. Поэтому у нас на эмблеме Обско-Полярной казачьей линии основные символы – это ладья под парусом и Полярная звезда на двуглавом орле, – пояснил Валерий Степанченко. А ведь были ещё и казаки-моряки, совершавшие морские походы.
Не забвение, но честь
За тридцать лет отношение к ямальским казакам переменилось. Сначала их воспринимали как чудаковатых энтузиастов, дерзнувших возродить отжившую своё структуру. Но подвижников судят по делам – их усилиями, в четвёртой салехардской школе появились первые в округе кадетские классы, воспитавшие в любви к казачьей культуре триста парней и девчат. Многие из них связали свою жизнь со службой в силовых и правоохранительных структурах, есть и те, кто ныне исполняет воинский долг в ходе СВО.
Валерий Степанченко упомянул и первый казачий хор «Любо!», гремевший не только в Салехарде. К сожалению, он уже распался, но казачья песенная культура на Ямале продолжается. Есть и таланты, и их поклонники…
Вместе с патриархом древнерусского деревянного зодчества XVII века А.В. Ополовниковым, участвовали казаки и в создании Владимирской часовни на старом городском кладбище и Никольской башни в Обдорском остроге, возродили память о подвиге 483-го пехотного Обдорского полка, воевавшего в первую мировую на Северном фронте. В память о нём в Обдорском остроге установлена мемориальная плита. А еще с участием казаков построены часовни в Новом Порту и Салемале, храм в Яр-Сале и с. Белоярске. Всего не перечесть…
По словам Валерия Степанченко, казаки, их культура и традиции были как в чести, так и в забвении. Но они всегда искренне верили в своё предназначение – защищать Отечество и собирать его земли. Хотя, по сути, это были земледельцы, путешественники-исследователи, искусные народные дипломаты, способные не только грамотно вести переговоры, но и обрабатывать, обустраивать землю.
Ольга Ефремова. Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа. г. Салехард 3 декабря 2022 года № 49