Главная О проекте Партнеры Вопрос-ответ Контакты
История
Общая история казачества
Казачий уклад
Православие и другие религии в казачестве
Воинский уклад
Вооружение и экипировка
Казачья одежда
Сведения о войсках (исторических и современных)
Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего войска Союза казаков России
Научный Координационный Совет по изучению историко-культурного наследия казачества Урало-Сибирского региона
Казачьи родословные
Репрессии и расказачивание
Законодательство
Исторические документы
Современное федеральное законодательство
Нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ
Мнения, предложения при разработке казачьих нормативов
Нормативные акты Союза казаков России и его подразделений
Публицистика
Статьи
Выступления
Обращения
Заявления
Письма
Различные издания
Книги
Научные сборники
Газеты и журналы
Календари
ФОТО АРХИВ
Казачье искусство
Песни
Живопись
Стихи
НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ

О КАЗАЧЬЕМ ЛАДЕ И ЖИЗНЕННОМ УКЛАДЕ

В пятницу, 3 декабря, в канун 440-летия Сибирского казачьего войска, ямальские служивые отметили 30-летие создания Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ). Это событие ознаменовало начало возрождения казачества на Ямале. К этой дате, атаман ОПКЛ Валерий Степанченко подгадал с изданием своей, уже девятой книги «Современное казачество Сибири на Ямале. Мысли, которые будоражат душу 2013-2020 годы». Об этом он и рассказал «Красному Северу».

Знаменитый геолог помог служивым

Нынче мало кто знает, но в числе тех, кто возрождал казачество, был и Герой соцтруда, знаменитый геолог Василий Подшибякин. Для первого учредительного собрания он предоставил служивым свою контору и выделил на текущие расходы крупную по тем временам сумму – пять тысяч рублей. Об этих и других малоизвестных фактах Валерий Степанченко рассказывает на страницах юбилейного издания.

Книга охватывает относительно недавний период, но ямальское казачество воскресло в середине октября 1992 года. Этот период описан им в вышедших ранее изданиях. Для начала казакам нужно было где-нибудь собраться. Для схода герой соцтруда, знаменитый геолог Василий Подшибякин предоставил им свою контору.  Более того, он выделил на развитие ямальского казачества круглую, по тем временам сумму в пять тысяч рублей. При том, что в начале 90-х геологи и сами не жировали.

Первый казачий круг проходил в конторе Ямалнефтегазгеологии. Атаманом избрали Геннадия Зайцева, известного в Ямальском районе общественника и краеведа. Валерий Степанченко тогда стал советником атамана, а в скором времени – его первым заместителем. В ту пору, по основному месту службы в Салехардском исполнительном органе, он занимался не только хозяйственными, но и правовыми вопросам. Поэтому ему доверили на общественных началах составить первый устав возрождающего казачества, что он и исполнил. 

А Василия Подшибякина на основополагающем сходе казаков избрали первым председателем совета старейшин – такая структура сохранилась в общественной организации по сию пору. Молодые казаки и теперь ценят «стариков», которые знают традиции и основы своей культуры, следят за порядком. Без них не было бы ни казачьего лада, ни жизненного уклада. Не было бы и Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ). Валерий Степанченко объяснил происхождение этого названия:

- Казаки обычно селились у приграничных рек. Оттуда и их названия: донские, кубанские, терские, уральские, амурские, семиреченские. А здесь у нас Обь… Почему «в названии присутствует «линия»? Потому что линия – есть суть та же граница, и стоящие на ней казаки именуются линейными. Представители казачьих родов с царских времен селились на Полярном круге, а это всем линиям линия. Вот так и образуется наше наименование. Оно уже тридцать лет объединяет современных казаков в большинстве районов и городов Ямала.

Казак не обязан всё время скакать

Тех, кто не в теме, по сию пору мучает вопрос о том, что делает человека казаком. Многие считают, что лампасы, конь и шашка. Родовые казаки (к примеру, наш собеседник – кубанский казак в восьмом поколении) над этой байкой смеются. Ну, правда же, не делает человека матросом бескозырка и клёши! Да и для того, чтобы стать космонавтом, мало спеть «Траву у дома» и облачиться в скафандр. Так и с казаками – чтобы относить себя к таковым, нужно быть, а не наряжаться, нужно подчиняться казачьему укладу, как матрос подчиняется корабельному уставу, а самурай – бусидо, кодексу, определяющему поведение не только в бою, но и в обществе, и даже наедине с собой.

- В царские времена не было такого, что казак – обязательно конный воин. Яркий пример – пластуны. Их заметил ещё полководец Александр Суворов и закрепил это название. Пластуны – разведчики, прародители сегодняшнего спецназа. Они могли и часовых снимать бесшумно, и в воде долго находиться, и ночью стрелять на «хруст», т.е. на звук. Много чего они умели и умеют до сих пор. Так что не все казаки были конниками, тем более, на Крайнем Севере, тем более в мирной жизни, когда казаку нужно было и землю пахать, и ремесленничать, и вести торговые дела. И даже казачий атаман Ермак Тимофеевич, которому мы обязаны воссоединением Сибири с Россией, безусловно, не был конником. Он со своими подвижниками тащил на себе с речки на речку ладьи, продвигаясь таким образом, на Север. Поэтому у нас на эмблеме Обско-Полярной казачьей линии основные символы – это ладья под парусом и Полярная звезда на двуглавом орле, – пояснил Валерий Степанченко. А ведь были ещё и казаки-моряки, совершавшие морские походы.

Не забвение, но честь

За тридцать лет отношение к ямальским казакам переменилось. Сначала их воспринимали как чудаковатых энтузиастов, дерзнувших возродить отжившую своё структуру. Но подвижников судят по делам – их усилиями, в четвёртой салехардской школе появились первые в округе кадетские классы, воспитавшие в любви к казачьей культуре триста парней и девчат. Многие из них связали свою жизнь со службой в силовых и правоохранительных структурах, есть и те, кто ныне исполняет воинский долг в ходе СВО.

Валерий Степанченко упомянул и первый казачий хор «Любо!», гремевший не только в Салехарде. К сожалению, он уже распался, но казачья песенная культура на Ямале продолжается. Есть и таланты, и их поклонники…

Вместе с патриархом древнерусского деревянного зодчества XVII века А.В. Ополовниковым, участвовали казаки и в создании Владимирской часовни на старом городском кладбище и Никольской башни в Обдорском остроге, возродили память о подвиге 483-го пехотного Обдорского полка, воевавшего в первую мировую на Северном фронте. В память о нём в Обдорском остроге установлена мемориальная плита. А еще с участием казаков построены часовни в Новом Порту и Салемале, храм в Яр-Сале и с. Белоярске. Всего не перечесть…

По словам Валерия Степанченко, казаки, их культура и традиции были как в чести, так и в забвении. Но они всегда искренне верили в своё предназначение – защищать Отечество и собирать его земли. Хотя, по сути, это были земледельцы, путешественники-исследователи, искусные народные дипломаты, способные не только грамотно вести переговоры, но и обрабатывать, обустраивать землю.

Ольга Ефремова. Общественно-политическая газета Ямало-Ненецкого автономного округа. г. Салехард 3 декабря 2022 года № 49

    P.S. К статье прилагаются фотографии В. Петрова, которые можно посмотреть в разделе сайта «НОВЫЙ ФОТО-ВИДЕО АРХИВ» и видеониформация ВГТРК ЯМАЛ Обско-Полярная казачья линия Сибирского казачьего округа Союза казаков России, которая стояла у истоков возрождения казачества на Ямале отмечает 30-летие.

Поиск по сайту:


Текущие новости:
Обновление от 17.02.2025г. ДОКЛАД МИД РФ О противоправных действиях киевского режима в отношении Украинской православной церкви (УПЦ), её священнослужителей и прихожан (по состоянию на 30.11.2024 г.)" от 29.01. 2025 года.
КАЗАЧЬИ ДЕЛА, ПОСВЯЩЁННЫЕ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА И ИСТОРИИ ГОРОДА
ТЕКСТ ПРИСЯГИ В РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ
БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО ИЗ ВОЛГОГРАДА ЯМАЛЬСКОМУ АТАМАНУ
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ДНЁМ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В ЗАВОДОУКОВСКЕ
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАЗАЧЬИ КАЛЕНДАРИ ОТПРАВЛЕНЫ НА СВО
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНОВАНИЮ 35-ЛЕТИЯ СОЮЗА КАЗАКОВ НА ЯМАЛЕ НАЧАЛАСЬ С НАГРАЖДЕНИЯ КАЗАКА УЧАСТНИКА СВО МЕДАЛЬЮ «ЗА ОТВАГУ»
Обновление от 02.02.2024г. РАССКАЗ АТАМАНА-КРАЕВЕДА ИЗ ИСТОРИИ САЛЕХАРДА: 483 ПЕХОТНЫЙ ОБДОРСКИЙ ПОЛК В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. 02 февраля 2025 года
АТАМАН ВЫСТУПИЛ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ТЕЛЕМОСТУ, ПОСВЯЩЕННОМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЕ
АТАМАН ПЕРВЫМ РЕАЛИЗОВАЛ СВОЮ ИДЕЮ
Обновление от 30.01.2025г. Указ Президента РФ В.В. Путина "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации" от 28.12.2024 г.
ВАЛЕРИЙ СТЕПАНЧЕНКО: «МЫ СОЗДАЁМ ТРАДИЦИИ БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ НА ОСНОВЕ ИСТОРИИ И ОПЫТА ПРЕДЫДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ»
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ 81-я годовщина снятия блокады Ленинграда
В СООТВЕТСТВИИ С ПЛАНОМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПКЛ В САЛЕХАРДЕ ПРОШЛА ПОМИНАЛЬНАЯ ЛИТУРГИЯ В ПАМЯТЬ О УБИЕННЫХ И ЗАМУЧЕННЫХ КАЗАКАХ И ЧЛЕНАХ ИХ СЕМЕЙ

© В. И. Степанченко, 2011 Все права защищены.

Яндекс.Метрика