ВИЗИТ В СЕМИПАЛАТИНСК МИТРОПОЛИТА АСТАНАЙСКОГО И КАЗАХСТАНСКОГО
Воскресным утром, 30 октября прихожане собрались в старой казачьей церкви. По воле истории церковь стала одним из старейших храмов Казахстанской епархии РПЦ МП и получила статус Спасо-Воскресенского кафедрального собора города Семипалатинска. Православные встречали, вместе с правящим Архиереем, архиепископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским Амфилохием Митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. В оцеплении встали казаки Юго-Восточного Союза Казаков Сибири и Семиречья, которые приняли участие в службе и традиционной охране общественного порядка на территории храма в выходные дни и дни церковных праздников.
Главе Православной Церкви Казахстана сослужили: архиепископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, викарий Астанайской епархии епископ Талдыкорганский Клавдиан; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, настоятель Воскресенского кафедрального собора иерей Вячеслав Гутов, клирик Знаменско-Абалацкого Петропавловского монастыря города Семипалатинска иеромонах Агапит (Никонов), клирики Воскресенского собора протоиерей Сергий Жарич и протоиерей Александр Юркин, руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Александр Мокий, секретарь Усть-Каменогорской епархии диакон Илия Кван и духовенство Восточного Казахстана. Величава и красива служба в православном храме, высоко к Богу возносилась соборная молитва прихожан. Особо хочется отметить хор Воскресенского кафедрального собора под управлением Юлии Хохряковой, он придал Литургии особую возвышенность и красоту.
За богослужением молились: настоятельница Петропавловского Знаменско-Абалацкого женского монастыря Семипалатинска игумения Марионилла (Помельникова) с сестрами обители; казаки ЮВСКСиС, благотворители епархии. И специальный гость праздника генеральный консул Российской Федерации в Усть-Каменогорске А.А. Хетагуров.
На заупокойной ектении совершались сугубые молитвы о почивших строителях и благоукрасителях Воскресенского кафедрального собора, возобновителях богослужебной жизни, усопших священнослужителях и прихожанах храма; о православных христианах «в годину лютых гонений от безбожников умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся».
Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров.
В завершение Литургии духовенство, хор и верующие пропели тропарь, кондак и величание, небесному молитвеннику за богоспасаемый град Семипалатинск, священномученику Александру Семипалатинскому.
По окончании богослужения Глава Митрополичьего округа поздравил епископат, духовенство и верующих с днем памяти святителя Александра, в этот день исполнилось 85 лет со дня его кончины и обратился к собравшимся с проповедью о подвижнической жизни, исповедничестве за имя Христово и апостольских трудах этого выдающегося иерарха ХХ столетия.
Скажем несколько слов о жизненном пути Священомученника Александра Семипалатинского. В книге-альбоме Святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие подготовленной под руководством митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия в 2008 году. Написанна небольшая по своему объему статья о нелегком жизненном пути этого небесного заступника города Семипалатинска и всего Рудного Алтая. Архиепископ Александр родился, в городе Рига, в семье священника Иоанна и супруги его Елизаветы. Как и многие православные семьи того времени, семья была многодетной, господь даровал им семерых детей. Александр рос тихим, скромным, никогда не преступающим воли родителей. Его первой мечтой было стать священником, что и исполнилось в роковом для России 1917 году. После окончания Московской духовной академии он приехал к отцу в Нижегородскую губернию. Здесь он в сане священника стал служить вместе с отцом в Воскресенском храме города Лыскова.
Наступило время гонений и смуты. В 1923 году состоялась хиротония отца Александра во епископа Лысковского, викария Нижегородской епархии. Жил Владыка в Макарьевском Желтоводском монастыре, организовал преподавание Закона Божия детям. Он часто говорит проповеди, обличая безбожие и разрушителей храмов. Первой Архиерейской службой Владыки стала Всенощная по его новопреставленному отцу.
Епископ Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником для своей паствы. Но новая власть не боялась Бога и с ненавистью относилась к служителям Православной веры. В день Архистратига Михаила в 1929 году владыка был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было собрано почти все духовенство Нижнего Новгорода. На допросе у следователя епископ Александр отвечал: « Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного писания… и в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками… Иногда выступал в проповеди против безбожия». Ему предложили прекратить говорить проповеди в обмен на свободу, но он отказался. Его били, запугивали, но он на всё отвечал: «Тело моё в вашей власти, и вы можете делать ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам». Как истиный молитвенник и подвижник православия Епископ Александр и в камере подолгу молился, понудая к истовой и неленостной молитве тех священослужителей которые сидели с ним в одной камере многие из которых, попав в тюрьму ГПУ стали уныват
Следствие было оконченно 11 января 1929 года. По обвинению в том, что «путём произнесения проповеди с антисоветским уклоном прививал свои контрреволюционные убеждения населению», Владыка приговаривается к трём годам лагерей, которые он отбывал в Соловецком Лагере Особого Назначения, работая сначала сторожем, потом бухгалтером. После освобождения в конце 1931 года Владыка назначается сначала на Волховское викариатство в Орловскую епархию, а с лета 1932 года — епископом Орловским. На Орловской кафедре Владыка начал безбоязненно проповедовать. Слушая его Боговдохновенные проповеди и наблюдая его подвижническую жизнь, люди потянулись снова в Храмы Орловщины. Власти видя возрождение религиозной жизни в городе изгнали любимого народом Архипастыря. Владыка вынужден был уехать и поселиться в селе Семеновском, нижегородской области.
В сентябре 1936 года Владыка назначается на Семипалатинскую кафедру. Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета писала Владыке в Семипалатинск:»Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, переседишь». На что Владыка ответил «Как бы я вас не любил, но я не для того взял посох, что бы его оставить». В Семипалатинске предшественником владыки Александра был епископ Фотий (Пурлевский), который родился на Волыни и был рукоположен в епископа из вдовых священников. Епископ Фотий был твердым сторонником патриарха Тихона, и вместе с тем был чрезвычайно прост и добр. Нищелюбие его доходило до того, что близким людям приходилось постоянно приобретать ему самые необходимые для жизни вещи, так как свои он отдавал нуждающимся. Владыка Фотий прослужил в Семипалатинске с марта по октябрь 1936г. а, затем, был переведен в викарием в Нижегородскую епархию.
Православная Церковь в Семипалатинске находилась в то время в очень сложных обстоятельствах. К этому времени в городе был уже взорван Знаменский собор, разрушены Александо-Невская и Благовещенская церкви, закрыты и распущены Киргизская миссия и Святоключевская женская обитель. 15 февраля 1936г. Никольский собор, в котором размещались обновленцы, был изъят у верующих и вскоре разрушен. В городе продолжал действовать Воскресенский собор (бывая Казачья церковь) и храм на городском кладбище во имя Всех святых, куда после разрушения Никольской церкви перешла обновленческая община. В Воскресенский собор продолжали приходить православные со всего города. Там же собрались и все уцелевшие православные священники. Настоятелем храма был, известный далеко за пределами Семипалатинска, маститый протоиерей о. Борис Герасимов - выдающийся ученый-краевед и исповедник Христовой веры. В храме служили священники о. Андрей Гладких, о. Феодор Чичканов, о. Виктор Климов, о. Нестор Панин, о. Константин Черепанов, а так же иеродиакон Иосиф (Евсеенок). Кроме того, в Семипалатинске проживало несколько православных священников из других районов страны, отбывавших в городе ссылку и не служащих в Воскресенском соборе.
Чекисты в Семипалатинске решили нанести последний удар по Православию в городе. 22 августа 1937г. газета "Прииртышская Правда", готовя общественное мнение для будущих арестов, перепечатала из "Известий" статью Б. Кандидова "Шпионы в рясах", где Церковь обвинялась в шпионской и диверсионной деятельности против Советского государства. Автор требовал от "каждого гражданина следить за теми церковниками, которые используют Церковь в прямой вред государству". Вскоре после выхода газеты, органы НКВД арестовали архиепископа Александра и Александра Александровича Спасского, сына священника, потомственного почетного гражданина Семипалатинска, работавшего казначеем-кассиром Воскресенского храма, а так же игуменью Екатерину (Иванюк), первую и последнюю настоятельницу женского монастыря на Святом Ключе. Во время ареста владыка держался мужественно - он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Архиепископ держался стойко, не соглашаясь и не подписывая ни одно из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации — архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их называть. Показаний не набралось ни на один протокол допроса, а сроки, отпущенные следователям, подходили к концу. В самый деньпостановления Тройки УНКВД 28 октября 1937 года следователь Барабанщиков провел последний допрос:
«Вы являетесь членом и руководителем церковной контрреволюционной шпионской организации. Дайте показания...»
«Членом контрреволюционной организации я никогда не являлся и в этом обвинении виновным себя не признаю»,—отвечал архиепископ.
«Вы лжете. Вы давали установки руководителям филиалов контрреволюционной организации в развертывании контрреволюционной работы...»
«Никаких установок по развертыванию контрреволюционной работы я не давал».
«Как член контрреволюционной организации вы проводили активнуюконтрреволюционную агитацию среди населения, прекратите запирательство и дайте показания о вашей контрреволюционной деятельности».
«Никакой контрреволюционной агитации я среди населения не проводил и в этом виновным себя не признаю»,— спокойно ответил владыка.
Все это следователь вынужден был записать. В тот же день архиепископ был приговорен к расстрелу. Вместе с ним к расстрелу приговорили и казначея собора А.А. Спасского. Игуменья Екатерина была приговорена к высылки в Среднюю Азию.
Через два дня, 30 октября 1937 года, архиепископ Александр и его сподвижник по мучениям А. Спасский были расстреляны. Погребен он был в общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.
Не «бросивший свой посох», проповедовавший добро и любовь, не сломленный пытками и мучениями, архиепископ Александр (Щукин) прославлен Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
Вот такая сложная и трагическая судьба была у этого Сподвижника Православия.
При подготовке стать и были использованы материалы сайта http://pravsobor.kz Из книги-альбома святые Новомученники и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие